Технологическая карта урока ОРКСЭ
Выполнил:
учитель начальных классов
Пименова Кристина Анатольевна
Класс: 4
Тема: Добродетель и порок.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: создание условий для понимания значения добродетелей в формировании личности человека.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить обучающихся с понятиями «добродетель» и «порок», с их содержательным значением.
2. Развивающая: развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитательная: воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Средства обучения:
Компьютер;
Интерактивная доска;
Проектор;
Презентация;
Учебник ОРКСЭ;
Листочки для заданий и таблица самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
-Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-Понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества.
- Формирование первоначальных представлений о светской этике;
- Создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;
- Уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок».
Метапредметные УУД:
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективнее способы достижения результата, понимать причины успеха, не успеха учебной деятельности;
-Адекватное использование речевых средств и средств ИКТ технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно следственных связей, построение рассуждения, отнесение к известным понятиям;
-Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свое собственное, излагать свое мнение;
-Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределение ролей собственной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД:
-Нацеливание на успешную деятельность;
-Положительное отношение к учителю.
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-Развития этнических чувств как регуляторов морального поведения;
-Доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
-Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Мотивация учебной деятельности. |
-Здравствуйте, садитесь. |
Приветствуют учителя. |
II.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в проблемном действии.
Работа с притчей.
Слайд.
Работа в парах. |
-Послушайте притчу.
Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
-Кто герой этой притчи?
-К какой категории людей можно отнести его? (хороших или плохих).
-Почему?
-Как бы вы поступили на его месте?
-Как вы понимаете последние строки: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»?
-Чему учит нас эта притча?
-В парах подумайте и запишите на листе, как можно назвать положительные поступки человека.
-Рядом напишите, как можно назвать отрицательные поступки.
-Какие у вас получились слова?
Вывод: совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие поступки – порочным. |
Слушают притчу.
Отвечают на вопросы.
-Делать добро и не гордиться, не хвалиться этим. Работают в парах.
Ответы детей. |
III.Выявление места и причины затруднения.
Работа с учебником. |
-Откройте учебники с.16. Прочитайте тему урока.
-Вы знаете, что такое добродетель и порок?
-Прочитайте в учебнике, что нам предстоит узнать сегодня.
|
-Добродетель и порок.
Ответы детей.
-Узнать что такое добродетель, что такое порок, что такое добродетельный человек. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения. |
-Как мы можем узнать, что такое добродетель, порок и добродетельный человек?
-Работая на уроке, мы ответим на эти вопросы. |
Ответы детей. |
V. Реализация построенного проекта.
Работа с учебником.
Слайд.
Работа с учебником.
|
- Рассмотрим иллюстрации в учебнике.
-Кого вы из предложенных людей знаете?
-Лев Яшин и Ирина Слуцкая – спортсмены, Чулпан Хамматова – артистка, основатель благотворительного фонда, Юрий Гагарин – космонавт. Всё это примеры добродетели.
-Может вы догадались, что такое добродетель?
- Добродетель – это положительное нравственное свойство характера человека. Обратите внимание: это старинное слово, пришедшее из старославянского языка, является суммой двух слов: добро детель (т.е. действие, дело, деятельность). Таким образом, добродетель – это, изначально, добрая деятельность.
-Давайте подумаем, а есть ли у нас такие люди?
-Найдите в тексте, что называют пороком?
-Пороками можно назвать и предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое позорит его. Назовите примеры.
-Прочитайте мудрые мысли на странице 19.
-Теперь, работая в парах, прочитайте текст с. 18-19 и найдите ответ на вопрос: как стать добродетельным человеком?
-Так как же можно стать добродетельным?
-Что это значит?
-Правильно, нужно делать добрые дела, чтобы помочь другим. |
Рассматривают иллюстрации.
Ответы детей.
-Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называются пороками. -Жадность, лень, лживость, хвастовство.
-Признавать ценности других людей. -Нужно уважать интересы и убеждения других людей, прислушиваться к их мнению. |
VI. Первичные закрепления с проговариванием во внешней речи.
Работа в группах со сказками. |
-Сейчас вы поделитесь на 3 группы, вам нужно записать на листке порочные и добродетельные качества героев сказок, которые я скажу, объяснить почему.
-Выберите капитана, который будет защищать вашу группу.
-Посмотрим, что у вас получилось.
-Молодцы, все справились с заданием верно. |
1 группа работает со сказкой «Золушка», 2 группа с «Морозко», 3 группа со сказкой «Двенадцать месяцев».
Выходят капитаны групп, рассказывают какие качества они определили и почему. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
-Теперь самостоятельно составьте синквейн того качества, которое вам ближе.
-Кто хочет прочитать, что получилось?
-Молодцы, у всех получились интересные синквейны и хорошо, что все использовали качества добродетельного человека. |
Составляют синквейн.
Ответы детей. |
VIII. Включение в систему знаний и повторения. |
-О каких понятиях мы сегодня говорили?
-Что такое добродетель?
-Что такое порок?
-Как стать добродетельным человеком? |
Ответы детей. |
IX.Рефлексия учебной деятельности. |
-На листах, которые у вас на столе, отметьте вашу деятельность на уроке, хорошо ли вы выполняли свою работу, могли бы работать лучше или вам совсем не понравилось, как вы работали на уроке. |
Оценивают свою деятельность. |
X.Домашнее задание. |
-Подготовьте рассказ о добродетельном человеке, который может служить примером для подражания. |
Записывают домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.