«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка
Оценка 4.8

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
4 кл
13.12.2018
«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка
Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции семейного воспитания. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в детском саду, школе, семье. Ситуация обновления общества привела к появлению множества опасностей, которые прежде всего разрушающе действуют на хрупкие детские души. В системе школьного образования неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поэтому школе просто необходим предмет, знакомящий молодое поколение с основами мировоззрений и опирающийся на нравственные идеалы, человеколюбие и духовные традиции. В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций. Акцент в образовательной деятельности учащихся ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Среди социальных партнёров, участвующих в реализации задач курса, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А.С.Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы» Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. В нашей школе реализуется модуль «Светская этика» с учётом социального заказа родителей.
ОРКСЭ и воспитательный потенциал литературы и русского языка.docx
МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа­интернат» «Основы религиозных культур и светской этики» и воспитательный потенциал литературы и русского языка (доклад)                            Подготовил:    Сульберекова А.А., учитель русского языка и  литературы,    1КК С. Бея, март 2018 г 1 Всё   начинается   с   детства.   Формируется   характер,   выбираются   друзья, складываются   отношения   с   окружающими,   вырабатываются   нормы   поведения, закладываются традиции семейного воспитания. Душа каждого человека – зародыш прекрасного   цветка,   но   расцветёт   ли   он,   зависит   от   духовности   воспитания   и образования,   полученного   человеком   в   детском   саду,   школе,   семье.   Ситуация обновления общества привела к появлению множества опасностей, которые прежде всего   разрушающе   действуют   на   хрупкие   детские   души.   В   системе   школьного образования   неуклонно   растёт   внимание   к   проблемам   духовно­нравственного воспитания подрастающего поколения, поэтому школе просто необходим предмет, знакомящий   молодое   поколение   с   основами   мировоззрений   и   опирающийся   на нравственные   идеалы,   человеколюбие   и   духовные   традиции.   В   этой   связи   особо актуальным   становится   включение   в   школьную   программу   курса   «Основы религиозных   культур   и   светской   этики»,   имеющего   комплексный   характер   и представляющего   пять   важнейших   национальных   духовных   традиций.   Акцент   в образовательной   деятельности   учащихся   ставится   на   понимание   происходящих   в обществе процессов.         Среди социальных партнёров, участвующих в реализации задач курса, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он   сохраняет   в   течение   всей   своей   последующей   жизни.   Педагог   прошлого   века А.С.Макаренко   утверждал:   «Хорошее   воспитание   детей   –   это   наша   счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы» Эффективность   воспитания   ребенка   зависит   от   того,   насколько   тесно взаимодействуют   школа   и   семья.   Без   взаимодействия   с   семьей,   общности   с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно   эффективным.   Включение   родителей   в   школьную   жизнь   становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к 2 успеху. В нашей школе реализуется модуль «Светская этика»  с учётом социального заказа родителей.                   Цель:  формирование   у   младшего   подростка   мотиваций   к   осознанному нравственному   поведению,   к   диалогу   с   представителями   других   культур   и мировоззрений.            Задачи: ­  знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;   ­   развитие   представлений   младшего   подростка   о   значении   норм   морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; ­   обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;   ­ формирование у младших школьников ценностно­смысловых мировоззренческих основ,  обеспечивающих   целостное   восприятие   отечественной   истории   и   культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; ­   развитие   способностей   учащихся   к   общению   в   полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.                   На   сайте   школы   была   размещена   информация   для   родителей:   рабочая программа курса, рекомендации для родителей.          При реализации данного модуля  главным была организация работы с детьми. В своей   работе   я   использовала   как   традиционные   формы   (словесные,   наглядные, практические) и методы (беседы, игры, разбор ситуаций, работа с понятиями), так и современные технологии, которые широко входят в школьную жизнь. Компьютерное, мультимедийное оборудование, бесплатный доступ в сеть Интернетпозволили мне активно   использовать   информационные   технологии   для   реализации   курса. Соединение   духовно­нравственного   потенциала   курса   с   современными информационными технологиями мотивировали ребят к занятиям, к тому же они не получали готовые знания, а открывали их для себя в процессе учебной деятельности. 3 «Основы   светской   этики»   не   преподаются,   а   изучаются   через   различные   формы организации непосредственного общения учителя и учеников, учеников и родителей, учеников   друг   с   другом.   Обсуждаются   жизненные,   нравственные,   исторические проблемы,   которые   не   могут   заучиваться   на   уроках,   а   связаны   с   ситуациями жизненного нравственного выбора, возникающими в реальной жизни.           В своей работе использую следующие формы учебной деятельности: 1)   Взаимные   вопросы   и   задания   групп.   После   прочтения   текста,   просмотра кинофрагмента   или   иллюстративного   материала,   сообщения,   рассказа   учителя, учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. 2)   Беседа.   Является   фронтальной   формой   работы,  поэтому   важно,  чтобы   она   не превращалась   в   лекцию   учителя.   В   основе   беседы   лежит   хорошо   продуманная система   логически   связанных   вопросов,   которые   по   содержанию   и   форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.  3) Драматизация (театрализация). Эту форму организации учебной деятельности я использую   при   изучении   темы   «Что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо»   на инсценировке стихотворения Маяковского.               Особое   внимание   хочется   обратить   на   некоторые   сквозные   виды   учебной деятельности учащихся. 1)   Составление   словаря   терминов   и   понятий   способствует   систематизации   и усвоению   материала   курса.   Содержание   словаря   составляют   понятия,   наиболее характерные   для   конкретного   содержательного   модуля.   Работа   со   словарем способствует   не   только   пониманию   сути   изучаемых   явлений   и   фактов,   но   и совершенствует   навыки   работы   с   источниками   информации,   навыки   устной   и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. При   составлении   понятийного   словаря   учащиеся   должны   не   просто   осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры. 4 2)   Составление   «Галереи   образов».   При   изучении   темы   «Добро   и   зло»   ребята распределяли сказочных героев на добрых и злых и аргументировали свой выбор. Содержанием   «Галереи   образов»     может   стать   самый   разнообразный   наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин. Так при изучении темы «Стыд.   Вина.   Извинение»   ребята   узнали   много   интересного   о   картине   «Опять двойка», ее первоначальный   замысел.  Смогли  объяснить,  что  испытывает  каждый герой картины.   Безоценочная   система   уроков   ОРКСЭ   не   сковывает   детей.   Они   много рассуждают,   доказывают,   не   боятся   ошибиться.   Дети   сами   задают   вопросы, самостоятельно   ищут   на   них   ответ.   Меня   радует,   когда   на   уроках   возникает дискуссия,   значит,   тема   занятия   интересна   учащимся.   Ребята   очень   неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось   бы,   чтобы   курс   имел   свое   продолжение.   Нравственная   культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается.               Необходимо сказать, что в концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования –   высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин   России,   патриот.   А ОДНКНР   и   ОРКСЭ,   русский   язык   и   литература   –   предметы,   напрямую ориентированные   на   эту   цель,   взаимодополняющие   друг   друга.   Духовно­ нравственное развитие детей предполагает формирование и развитие такой личности учащегося, когда общечеловеческие ценности (мира, человеческой жизни, любви к Родине и народу, искусства слова, природы, семьи, добра, познания мира, красоты, труда   и   творчества,   свободы   выбора)   станут   личностными   ценностями   или нравственным стержнем личности школьника.  5 Воспитание гуманности, толерантности – длительный процесс, и чем раньше в школе он начинается, тем успешнее будет результат. Этот процесс невозможен без образования младшего школьника в области религий многонациональной России, без понимания того, что все они призваны воспитывать в человеке добро, толерантность, стремление к миру и созиданию.  Постижению гуманистических ценностей русской литературы   способствует   изучение   ОДНКНР   и   ОРКСЭ,   взаимодействие   этих предметов   позволяет   качественнее   изучать   произведения,   представлять   их литературный   и   исторический   контекст,   постигать   внутренний   мир   героев, погружаться в мир их чувств, сочувствовать и сопереживать, а значит, воспитывать в душе   ребенка   милосердие,   способность   к   состраданию,   толерантность.   Помимо прочего,   такое   образование   расширяет   кругозор   школьника,   его   представления   о мире, человеке, истории.              При изучении литературы использую литературоведческие понятия, термины, помогающие   постигать   замысел   автора,   понимать   поступки   героев,   представлять время, в котором они жили. Курс светской этики, в частности, призван сформировать у   школьника   представления   о   духовности,   нравственности,   морали,   милосердии, чести,   достоинстве,   свободе   выбора…   Таким   образом   учащийся   получает возможность   анализировать   произведения,   используя   понятия   этики   как дополнительный инструмент восприятия искусства слова. За каждым понятием не только   конкретное   определение,   а   воспринятая   на   уровне   чувства,   переживания истина,   воспитывающая   личность.   Ребята   по   мере   знакомства   с   тем   или   иным понятием записывают его в словарик, расширяя свой активный словарный запас. К тому   же   свободное   владение   такой   лексикой   незаменимо   при   изучении   текстов публицистического стиля.                Благодаря изучению курса светской этики литература воспринимается как духовная   культура,  формирующая   моральные   нормы   жизни   человека   в   обществе. Таким образом, знакомясь со сказками (народными, а затем литературными), ребята пытаются   оценить   поступки   героев,   воспринять   народную   мудрость.   Почему совершается плохой, хороший поступок? Что движет тем или иным персонажем? 6 Понимать,   что   такое   добро   и   зло,   безнравственный   поступок,   свобода   выбора, помогают   изученные   темы   по   светской   этике.   Тексты   сказок,   как   и   притчи, используемые   на   уроках   этики,   воспитывают   умение   понимать   скрытые   смыслы, подтекст,   учат   доброте,   милосердию.   Важно   отметить   деятельностный   подход, технологии   критического   мышления,   которые   позволяют   учащемуся   сначала самостоятельно   найти,  открыть   нравственную   истину,  что   является   необходимым для ребенка духовным опытом.                         За   прошедшее   полугодие   пятиклассники   прочитали   произведение   из древнерусской литературы «Подвиг отрока­киевлянина…», произведения Михаила Юрьевича Лермонтова и Ивана Андреевича Крылова, посвященные одному событию – войне 1812 года. Имея представление о том, что подразумевается под любовью к Родине   (не   общие   слова,   а   служение,  дела   на   благо   соотечественников,   подвиги, самопожертвование),   ребятам   легче   воспринимать   основную   мысль   произведения, формировать   нравственные   идеалы,   воспитывать   в   себе   чувство   сопричастности нашей истории и благодарности тем, кто защищал Родину, ее будущее, а значит, нас, наше благополучие, спокойную, мирную жизнь.            Литература, особенно поэзия, воспитывает не только эстетическое чувство прекрасного, но и способствует постижению тайны природной гармонии: в учебнике для пятиклассников предложены стихотворения на тему «природа». Читая поэзию, мы воспитываем в себе способность воспринимать не только красоту поэтического слова, но и красоту окружающего мира, природы. Посредством поэзии у учащихся открывается внутреннее, духовное зрение, при этом формируется такая личностная ценность как ощущение себя частью прекрасного природного мира. А то, что для нас стало   ценным,   незаменимым,   нуждается   в   заботе,   охране.   В   результате взаимодействия   наших   предметов   у   ребенка   воспитывается   такая   ценность,   как бережное   отношение   к   родной   природе,   что   является   первой   ступенькой   в формировании   экологического   сознания   и,   конечно   же,   неотъемлемой   частью патриотического воспитания. 7 Воспитание толерантности – одна из важнейших задач в формировании самодостаточной личности будущего гражданина многонационального государства. Хочется поговорить об этом на примере произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». С одной стороны, оно читается детьми достаточно легко, с другой же, является сложным для анализа, так как в нем описывается кавказская война, плен русского офицера. Понятно, что ребята всей душой на стороне главного героя. Как же здесь говорить о толерантности? Мы обращаем внимание на то, что война – противоестественное для человека состояние (и это толстовская мысль), на то, что смелость, мужество воспринимаются и с той, и с другой стороны, как высокие качества   воина,   что   Жилина   за   это   уважают,   да   и   сам   он   понимает,   что   плен  – реальность военного времени: он не проявляет ненависти, а лишь исполняет долг. Таким   образом   глазами   главного   героя   читатель   знакомится   с   образом   жизни, обычаями другого народа – и это тоже важно. Но главная мысль писателя в том поступке,   который   совершает   девочка   Дина,   помогая   русскому   офицеру   бежать. Учащиеся,   обладая   опытом,   приобретенным   на   уроках   ОДНКНР   и   ОРКСЭ, понимают,   что   главное   –   это   любовь,   которая   делает   людей   разных   культур, вероисповеданий,   людей   враждующих,   в   любых   условиях   милосердными, способными совершать добрые поступки, спасать других.                  В обучении осуществляется деятельностный подход, ориентированный на развитие творческого потенциала, учащегося. Взаимодействие предметов позволяет эффективнее преподавать литературу и русский язык, при этом формируя личность, готовую   к   самому  сложному  –  свободному  выбору  –  на  основе   гуманистических идеалов. Полученный опыт обязательно будет использован и в обучении учащихся 6­ 11­х классов. Повторюсь, что результат нашей совместной деятельности – личность ребенка,   способная   взять   на   себя   ответственность   за   будущее   страны   –   ее процветание, будущее своей семьи.           «Миссия взрослых людей по отношению ребёнку состоит в том, чтобы через культуры,   образование   поднимать   ребёнка   к   духовным   знаниям,   взращивать духовные помыслы и дать ему способ спасения себя в этом мире и мире вокруг 8 себя», ­ утверждал Николай Рерих. Без утверждения добра в отношениях ребёнка к миру, к другим людям и к самому себе, невозможно увидеть жизненные перспективы развития детства, а значит, нашего будущего. 9

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка

«ОРКСЭ» и воспитательный потенциал литературы и русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018