Ортопедическая гимнастика в детском саду
Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья.
Целью ортопедической гимнастики - является укрепление мышц
свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:
- повышение выносливости мышц опорно-двигательного аппарата (в первую очередь мышц нижних конечностей);
- повышение работоспособности у детей;
- формирование интереса, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
- осознанное выполнение упражнений, знание о пользе их для здоровья.
Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры. В практике используют следующие формы работы, включающие специальные упражнения ортопедической гимнастики: физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, консультирование родителей о проведении специальных упражнений в домашних условиях. В проведении ортопедической гимнастики существуют свои особенности. Гимнастика должна проходить регулярно и последовательно. Дети выполняют упражнения босиком. Также необходимо помнить, что взрослый является активным участником, помощником в проведении ортопедической гимнастики; для детей старшего возраста занятие не должно превышать 25 минут. И заканчивается ортопедическая гимнастика закаливающими процедурами. На каждый месяц разрабатывается комплекс, включающий специальные упражнения. При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И.П.) с разгрузкой стоп: сидя и лежа. Эти упражнения предназначены для укрепления мышц стопы и голени при отсутствии влияния массы тела на свод стопы: захватывание пальцами ног предметов (палочки, шарики, шнур), перекладывание их вправо, влево; захватив внутренними сводами стоп предмет покрупнее — кеглю, мяч, подтянуть его к себе, передать сидящему рядом. Полезно, сидя, сгибать и разгибать пальцы ног, разводить носки в стороны, поднимать ноги вверх, выполнять стопой круговые движения. Затем в комплекс включают упражнения из И.П. стоя, способствующие укреплению свода стопы при давлении на него собственной массы тела. Ортопедическая гимнастика в детском саду проводится в игровой форме, это способствует развитию воображения детей, создается положительный эмоциональный фон, интерес к гимнастике
Для укрепления свода стопы полезно лазанье по гимнастической лестнице, канату. Ходьба по доске, бревну, которая развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей. В зависимости от высоты наклона пособия увеличивается нагрузка на носочную часть свода стопы, свод освобождается от тяжести тела и принимает правильную форму. На узкой опоре уменьшается разворот носков наружу, сохраняется симметричность в постановке правой и левой стоп. Полезно ходить по ребристой доске, поставленной с наклоном 30° (например, на рейку гимнастической лестницы). Эффективными являются упражнения с предметами, моделирующими свод стопы, с использованием природного материала.
Какое же занятие без игры. Подвижные игры и игровые упражнения повышают интерес к занятию, они включают в себя различные движения для укрепления мышц нижних конечностей, для развития выносливости организма и общего оздоровительного воздействия. В комплекс гимнастики необходимо включать самомассаж, это упражнение, направленное на разгрузку мышечно-связочного аппарата. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие ортопедической гимнастики в качестве вводной или заключительной части. Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.
Также подвижные игры и игровые упражнения способствуют благоприятному воздействию на профилактику плоскостопия. Игры - должны включать в себя различные движения для укрепления мышц нижних конечностей, для развития выносливости организма и общего оздоровительного воздействия. Проблема оздоровления детей — это целенаправленная, систематически спланированная работа как педагогов, так и родителей. Взаимодействуя сообща, проводя регулярно коррекционную работу с детьми — ортопедическую гимнастику, мы можем добиться положительной динамики:
- повышение выносливости мышц опорно-двигательного аппарата;
- формирование интереса, привычки к регулярным занятиям;
- физическими упражнениями;
- повышение работоспособности у детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.