Ощущение и восприятие. Соотношение фигуры и фона.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 31.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Соотношение фигуры и фона.pptx

Ощущение и восприятие. Соотношение фигуры и фона

Выполнила:
Студентка 1 курса факультета психологии МГОУ
Конакова Ева Александровна
Преподаватель: Дейниченко Л.Б.

«Пустое пространство следует рассматривать в качестве активного элемента, а не пассивного фона». Ян Чихольд

Соотношение фигуры и фона - два контрастных объекта фактически становятся контурами друг друга, они является взаимодополняющим. Увидеть оба предмета одновременно невозможно, так как человек может фокусироваться лишь на одном, а другой предмет или отдельные части воспримет как фон.
Гештальт-психология доказывает, что любое плоскостное изображение в восприятии расслаивается на фигуру и фон. Если смотреть на изображение долго, фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперёд, фон — отодвинут назад, хотя фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.

Типы соотношения фигуры и фона

Стабильное (сверху)
Понятно, где фигура, а где фон. Одно или другое обычно доминирует в композиции.

Реверсивное (в центре)
И фигура, и фон привлекают внимание зрителя в равной степени. Это создает напряжение, в результате чего любое из двух может обойти другого, что приводит к динамичности дизайна.

Неоднозначное (снизу)
Элементы могут оказаться одновременно как фигурой, так и фоном. Они образуют не менее интересные формы, а зритель сам ищет свою точку входа в композицию.

Иллюзия Клинтона и Моники.

Женское лицо или мужчина, играющий на саксофоне

Ваза Рубина (Edgar Rubin, 1915)

Можно увидеть как вазу, так и два лица.

Одна из вариаций на тему "Ваза Рубина".

Можно увидеть только вазу, а можно и два повернутые друг к другу профиля по бокам вазы.

Необычная баллюстрада

В этой баллюстраде, если постараться, можно увидеть стройных дам.

Мауриц Эшер. День и ночь.

Снизу вверх квадраты полей превращаются в белых птиц летящих в ночь, и в черных птиц, летающих на фоне светлого дневного неба.

20 предметов.

Портрет Авраама Линкольна.

На изображении силуэт волка, лошади, улитки, мыши, птицы, молящегося человека, клоуна и рыбы.

Шоколад Toblerone.

Если приглядеться к логотипу, то можно увидеть силуэт медведя, спрятанного в рельефе горы.

Наполеон, его жена и их сын.

5 лиц.

Животные.

Отношение фигуры и фона. Гештальт-терапия

Отношение между фоном и фигурой — одно из центральных понятий гештальт-психологии.
Фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигуры и фона лежит в основе саморегуляции организма.
В качестве фигуры (гештальта) могут выступать желание, чувство, мысль, которые в данный момент преобладают над остальными. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается.

Спасибо за внимание!