«Пустое пространство следует рассматривать в качестве активного элемента, а не пассивного фона». Ян Чихольд
Соотношение фигуры и фона - два контрастных объекта фактически становятся контурами друг друга, они является взаимодополняющим. Увидеть оба предмета одновременно невозможно, так как человек может фокусироваться лишь на одном, а другой предмет или отдельные части воспримет как фон.
Гештальт-психология доказывает, что любое плоскостное изображение в восприятии расслаивается на фигуру и фон. Если смотреть на изображение долго, фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперёд, фон — отодвинут назад, хотя фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.
Типы соотношения фигуры и фона
Стабильное (сверху)
Понятно, где фигура, а где фон. Одно или другое обычно доминирует в композиции.
Реверсивное (в центре)
И фигура, и фон привлекают внимание зрителя в равной степени. Это создает напряжение, в результате чего любое из двух может обойти другого, что приводит к динамичности дизайна.
Неоднозначное (снизу)
Элементы могут оказаться одновременно как фигурой, так и фоном. Они образуют не менее интересные формы, а зритель сам ищет свою точку входа в композицию.
Отношение фигуры и фона. Гештальт-терапия
Отношение между фоном и фигурой — одно из центральных понятий гештальт-психологии.
Фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигуры и фона лежит в основе саморегуляции организма.
В качестве фигуры (гештальта) могут выступать желание, чувство, мысль, которые в данный момент преобладают над остальными. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.