Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Сентябрь, средняя группа
     Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Рассмотреть однолетние и многолетние растения, назвать и показать известные детям цветы, собрать сухие семена. Беседа о том, что эти семена мы посеем на следующий год.
2-я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Рассмотреть фасоль и зелень, выросшую на грядке. Собрать зелень для обеда. Беседа о том, какие ягоды, фрукты, овощи выросли на даче.
3-я неделя: Отметить какие изменения произошли в природе с деревьями, красоту осенней окраски. Спросить. Какие краски стали проявляться в листве. П/и «Узнай дерево».
4-я неделя: Наблюдение за кустарником калины и шиповника, рассмотреть ягоды, рассказать об их полезных свойствах. Предложить попробовать ягоды на вкус.
     Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ярко светит с голубого неба, но греет уже не так, как летом.
2-я неделя: Наблюдение с веранды за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Загадки об осадках.
3-я неделя: Наблюдение за ветром. Отметить, что в пасмурную погоду часто дует ветер, и он холоднее, чем летом. Сделать несколько вертушек и поиграть с ними.
4-я неделя: Наблюдение за лужами. Рассмотреть, мутная или прозрачная вода. Опустить в воду деревянные, пластмассовые, металлические предметы, посмотреть, какие из них тонут.
      Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за птицами. Они собираются в стаи, готовятся к отлету. Беседа о том, какие птицы от нас улетают осенью, а какие остаются.
2-я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть, как они идут цепочкой, могут поднять ношу в несколько раз больше и тяжелее себя. Рассказать о пользе муравьев.
3-я неделя: Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что дети знают о волке, чем волк отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходство и различие в строении животных.
4-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сбиваются в стайки. Их часто можно увидеть на клумбе, где они ищут зерна и насекомых. Загадки о птицах.
     Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Работа на клумбе. Собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям.
2-я неделя: Наблюдение за школьниками. В какую одежду они одеты, что у них в руках, с каким настроением они идут в школу. Прочитать стихотворение Михалкова «Первоклассник».
3-я неделя: Наблюдение за малышами, которые недавно пришли в детский сад. Как они себя ведут, почему некоторые плачут? Спросить, как сейчас ребята чувствуют себя в детском саду.
4-я неделя: Наблюдение за одеждой детей и взрослых. Как изменилась одежда по сравнению с летом, почему?
     Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Экскурсия к школе. Наблюдение за школьниками и учителями.
2-я неделя: Наблюдение за погодой. Расширять активный словарь детей. Попросить описать погоду, используя им. прилагательные.
3-я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Какие овощи и фрукты знают ребята. Д/и «Съедобное – несъедобное.
4-я неделя: Наблюдение за строительством нового дома. Рассмотреть подъемный кран, грузовики и другую технику. Спросить для чего нужны все эти машины на строительстве.
Октябрь, средняя группа
     Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за опавшими листьями. Как называется это явление, почему? Какого цвета листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья?
2-я неделя: Сравнить сосну с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а, если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза.
3-я неделя: Сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян, закрепить названия деревьев.
4-я неделя: Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была летом,и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные.
     Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за окружающим пейзажем, закрепить приметы осени. Какие изменения произошли в природе по сравнению с летом.
2-я неделя: Рассмотреть камни, сравнить их с песком. Рассказать, что камни через много лет превращаются в песок.
3-я неделя: Наблюдение за породой. Отметить какая порода, солнечная или дождливая, пасмурная, ветреная и т. д. расширять активный словарь детей.
4-я неделя: Показать детям иней на траве, скамейках; понаблюдать, как он тает под лучами солнца.
      Наблюдение за животными:
1-я неделя: Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах.
2-я неделя: Повесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку. Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм.
3-я неделя: Спросить, каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. Как люди могут помочь зверям зимой? Загадки о животных.
4-я неделя: Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают?
      Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Побеседовать с детьми о том, как люди готовятся к зиме, утепляют свои помещения. Вспомнить, как утепляли окна в группе, спросить, для чего это делается?
2-я неделя: Наблюдение за работой на клумбах: вскапывают землю, выкапывают клубни георгинов, убирают отцветшие растения, сорняки.
3-я неделя: Наблюдение за грузовым транспортом. Спросить, что могут перевозить грузовики на стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей машины (кузов, кабина, колеса).
4-я неделя: Наблюдение за вертолетом. Они низко летают над городом, почему? Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут помочь в жизни людей.
      Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: На прогулке обратить внимание на следы после дождя. В одной почве ноги вязнут. В другой нет. Оставить разнообразные отпечатки на влажной земле и постараться определить, что это за отпечатки.
2-я неделя: Наблюдение за строительством дома. Какие материалы используют строители, как скрепляют кирпичи, блоки, зачем? Посчитать сколько этажей еще построили.
3-я неделя: Экскурсия на прачечную. Осмотреть оснащение прачечной, зачем стоят стиральные машины? Спросить, где сушат белье. Зачем в детском саду стирать белье, кто это делает?
4-я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины светло-зеленая, у березы – белая, у клена – темная). Расширять представления о деревьях.
Ноябрь, средняя группа
       Наблюдение за растениями:
1-я неделя: Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на то, как плавно падают листочки с деревьев в тихую погоду и как стремительно – в сильный ветер. Учить замечать различия, сравнивать форму и окраску листвы.
2-я неделя: Предложить детям показать на участке высокое и низкое деревья. Спросить, как они называются. Определить сходство и различие в строении, окраске коры. Закрепить характерные признаки деревьев.
3-я неделя: Наблюдение за сосной. Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены. Спросить, какое дерево мы наряжаем на Новый год.
4-я неделя: Беседа об осени, осенних месяцах, приметах. Вспомнить и рассказать стихи об осени. Рассказать, что скоро наступит зима. Какие признаки зимы уже можно наблюдать?
       Наблюдение за неживой природой:
1-я неделя: Наблюдение за ветром: сильный он или слабый, теплый или холодный. Попробовать определить направление ветра с помощью легкой ленточки.
2-я неделя: Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение замечать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет.
3-я неделя: Наблюдение за почвой. Она твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подводить детей к пониманию взаимосвязи, что, если на улице холодно, то земля замершая.
4-я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Спросить, отчего на лужах образовался лед. Понаблюдать, как он тает под лучами солнца.
        Наблюдение за животными:
1-я неделя: Наблюдение за синицей. Рассмотреть ее окраску, послушать пение, подвести детей к выводу, что с наступлением морозов зимующие птицы перебираются поближе к жилищу человека.
2-я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее, спросить, какую пользу приносит людям кошка – домашнее животное. Закрепить понятие «домашнее животное».
3-я неделя: Наблюдение на вечерней прогулке за луной и звездами. Обратить внимание, что сейчас рано темнеет, поэтому на небе можно увидеть и луну и звезды. Предложить посчитать звезды, можно ли это сделать?
4-я неделя: Беседа о диких животных. В спячку впадают медведь, еж, змеи, почему? Кто из животных меняет шубки, делает запасы на зиму, зачем? Чем мы можем помочь диким животным?
        Наблюдение за работой людей:
1-я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они меняют в группах, коридорах батареи. Зачем это делается? Обратить внимание как тепло стало в группе, когда затопили батареи.
2-я неделя: Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду. Рассказать, что многие животные тоже готовятся к зиме: меняют свои шубки на более теплые и менее заметные.
3-я неделя: Наблюдение за машиной «Скорой помощи». Рассмотреть ее отличительные особенности. Для чего нужна нам «Скорая помощь»? к кому нужно обращаться в случаи заболевания?
4-я неделя: Наблюдение за работой газонокосильщика. Он срезает косилкой пожухлую, сухую траву, стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.
        Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1-я неделя: Наблюдение за дождем. Дождь мелкий, моросящий, холодный. Лужи высыхают медленно. Вспомнить, как хорошо было летом после дождя. Отметить основное состояние погоды осенью – пасмурно.
2-я неделя: Наблюдение за вертолетами. Обратить внимание, что летают военные вертолеты. Спросить, чем отличаются вертолеты от самолетов.
3-я неделя: Экскурсия к школьному стадиону. Посмотреть какой он большой. Рассказать, что на стадионе дети занимаются физкультурой и проводятся различные праздники.
4-я неделя: Наблюдение за первым снегом. Какой он на ощупь (подобрать прилагательные). Как можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки, очистить оборудование от снега.
            
        
        
        
                    
        
                    
                
                    Наблюдения на прогулке на каждый день (средняя группа)
Понедельник: наблюдение за растениями: деревьями, кустарником, цветами, плодами, семенами.
Вторник: наблюдение за неживой природой: почвой, небом, солнцем, водой ветром и т. д.
Среда: наблюдение за животными, птицами, рыбами, насекомыми.
Четверг: наблюдение за работой людей, транспортом.
Пятница: экскурсии, наблюдение за окружающим.
Сентябрь, средняя группа
     Наблюдение за растениями:
1я неделя: Рассмотреть однолетние и многолетние растения, назвать и показать известные детям 
цветы, собрать сухие семена. Беседа о том, что эти семена мы посеем на следующий год.
2я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Рассмотреть фасоль и зелень, выросшую на грядке. 
Собрать зелень для обеда. Беседа о том, какие ягоды, фрукты, овощи выросли на даче.
3я неделя: Отметить какие изменения произошли в природе с деревьями, красоту осенней окраски. 
Спросить. Какие краски стали проявляться в листве. П/и «Узнай дерево».
4я неделя: Наблюдение за кустарником калины и шиповника, рассмотреть ягоды, рассказать об их 
полезных свойствах. Предложить попробовать ягоды на вкус.
     Наблюдение за неживой природой:
1я неделя: Наблюдение за солнцем. Оно ярко светит с голубого неба, но греет уже не так, как летом.
2я неделя: Наблюдение с веранды за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Загадки
об осадках.
3я неделя: Наблюдение за ветром. Отметить, что в пасмурную погоду часто дует ветер, и он 
холоднее, чем летом. Сделать несколько вертушек и поиграть с ними.
4я неделя: Наблюдение за лужами. Рассмотреть, мутная или прозрачная вода. Опустить в воду 
деревянные, пластмассовые, металлические предметы, посмотреть, какие из них тонут.
      Наблюдение за животными:
1я неделя: Наблюдение за птицами. Они собираются в стаи, готовятся к отлету. Беседа о том, какие 
птицы от нас улетают осенью, а какие остаются.
2я неделя: Наблюдение за муравьями. Рассмотреть, как они идут цепочкой, могут поднять ношу в 
несколько раз больше и тяжелее себя. Рассказать о пользе муравьев.
3я неделя: Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что дети знают о волке, чем волк 
отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходство и различие в строении животных.
4я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сбиваются в стайки. Их часто можно увидеть на клумбе, 
где они ищут зерна и насекомых. Загадки о птицах.
     Наблюдение за работой людей:
1я неделя: Работа на клумбе. Собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди
производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям.
2я неделя: Наблюдение за школьниками. В какую одежду они одеты, что у них в руках, с каким 
настроением они идут в школу. Прочитать стихотворение Михалкова «Первоклассник».
3я неделя: Наблюдение за малышами, которые недавно пришли в детский сад. Как они себя ведут, 
почему некоторые плачут? Спросить, как сейчас ребята чувствуют себя в детском саду.
4я неделя: Наблюдение за одеждой детей и взрослых. Как изменилась одежда по сравнению с летом, 
почему?
     Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1я неделя: Экскурсия к школе. Наблюдение за школьниками и учителями.
2я неделя: Наблюдение за погодой. Расширять активный словарь детей. Попросить описать погоду, 
используя им. прилагательные.3я неделя: Загадки об овощах и фруктах. Какие овощи и фрукты знают ребята. Д/и «Съедобное – 
несъедобное.
4я неделя: Наблюдение за строительством нового дома. Рассмотреть подъемный кран, грузовики и 
другую технику. Спросить для чего нужны все эти машины на строительстве.
Октябрь, средняя группа
     Наблюдение за растениями:
1я неделя: Наблюдение за опавшими листьями. Как называется это явление, почему? Какого цвета 
листья лежат на земле, какие листья можно увидеть на деревьях. Есть ли голые деревья?
2я неделя: Сравнить сосну с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а, 
если листья и падают, то заменяются молодыми, хвоя не боится мороза.
3я неделя: Сбор семян клена, ясеня для гербария и поделок. Понаблюдать за «оперением» семян, 
закрепить названия деревьев.
4я неделя: Наблюдение за травой. Она стала желтой, пожухлой. Вспомнить, какая трава была 
летом,и какой стала сейчас. Подобрать сравнительные прилагательные.
     Наблюдение за неживой природой:
1я неделя: Наблюдение за окружающим пейзажем, закрепить приметы осени. Какие изменения 
произошли в природе по сравнению с летом.
2я неделя: Рассмотреть камни, сравнить их с песком. Рассказать, что камни через много лет 
превращаются в песок.
3я неделя: Наблюдение за породой. Отметить какая порода, солнечная или дождливая, пасмурная, 
ветреная и т. д. расширять активный словарь детей.
4я неделя: Показать детям иней на траве, скамейках; понаблюдать, как он тает под лучами солнца.
      Наблюдение за животными:
1я неделя: Предложить найти на участке насекомых – их нет. Спросить о том, почему осенью 
насекомые исчезают. Они прячутся в коре деревьев и в других местах.
2я неделя: Повесить кормушку. К ней все чаще прилетают птицы, которые остались на зимовку. 
Зимой птиц надо подкармливать, так как им трудно найти корм.
3я неделя: Спросить, каких диких животных знают ребята, как они готовятся к зиме. Как люди 
могут помочь зверям зимой? Загадки о животных.
4я неделя: Наблюдение за стрижами. Посмотреть, как они сбиваются в стайки, ловят мошек и 
готовятся к отлету. Они отгоняют чужих птиц, почему они это делают?
      Наблюдение за работой людей:
1я неделя: Побеседовать с детьми о том, как люди готовятся к зиме, утепляют свои помещения. 
Вспомнить, как утепляли окна в группе, спросить, для чего это делается?
2я неделя: Наблюдение за работой на клумбах: вскапывают землю, выкапывают клубни георгинов, 
убирают отцветшие растения, сорняки.
3я неделя: Наблюдение за грузовым транспортом. Спросить, что могут перевозить грузовики на 
стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей 
машины (кузов, кабина, колеса).
4я неделя: Наблюдение за вертолетом. Они низко летают над городом, почему? Недалеко от 
детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут 
помочь в жизни людей.
      Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1я неделя: На прогулке обратить внимание на следы после дождя. В одной почве ноги вязнут. В 
другой нет. Оставить разнообразные отпечатки на влажной земле и постараться определить, что это за
отпечатки.
2я неделя: Наблюдение за строительством дома. Какие материалы используют строители, как 
скрепляют кирпичи, блоки, зачем? Посчитать сколько этажей еще построили.3я неделя: Экскурсия на прачечную. Осмотреть оснащение прачечной, зачем стоят стиральные 
машины? Спросить, где сушат белье. Зачем в детском саду стирать белье, кто это делает?
4я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины светлозеленая, у 
березы – белая, у клена – темная). Расширять представления о деревьях.
Ноябрь, средняя группа
       Наблюдение за растениями:
1я неделя: Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на то, как плавно падают листочки с 
деревьев в тихую погоду и как стремительно – в сильный ветер. Учить замечать различия, сравнивать 
форму и окраску листвы.
2я неделя: Предложить детям показать на участке высокое и низкое деревья. Спросить, как они 
называются. Определить сходство и различие в строении, окраске коры. Закрепить характерные 
признаки деревьев.
3я неделя: Наблюдение за сосной. Сравнить хвойное дерево с лиственными деревьями: они стоят 
голые, без листвы, тогда как хвойные деревья красивы, зелены. Спросить, какое дерево мы наряжаем 
на Новый год.
4я неделя: Беседа об осени, осенних месяцах, приметах. Вспомнить и рассказать стихи об осени. 
Рассказать, что скоро наступит зима. Какие признаки зимы уже можно наблюдать?
       Наблюдение за неживой природой:
1я неделя: Наблюдение за ветром: сильный он или слабый, теплый или холодный. Попробовать 
определить направление ветра с помощью легкой ленточки.
2я неделя: Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение замечать и называть состояние
погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет.
3я неделя: Наблюдение за почвой. Она твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подводить 
детей к пониманию взаимосвязи, что, если на улице холодно, то земля замершая.
4я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Спросить, отчего на лужах образовался лед. 
Понаблюдать, как он тает под лучами солнца.
        Наблюдение за животными:
1я неделя: Наблюдение за синицей. Рассмотреть ее окраску, послушать пение, подвести детей к 
выводу, что с наступлением морозов зимующие птицы перебираются поближе к жилищу человека.
2я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть ее, спросить, какую пользу приносит людям кошка – 
домашнее животное. Закрепить понятие «домашнее животное».
3я неделя: Наблюдение на вечерней прогулке за луной и звездами. Обратить внимание, что сейчас 
рано темнеет, поэтому на небе можно увидеть и луну и звезды. Предложить посчитать звезды, можно 
ли это сделать?
4я неделя: Беседа о диких животных. В спячку впадают медведь, еж, змеи, почему? Кто из животных
меняет шубки, делает запасы на зиму, зачем? Чем мы можем помочь диким животным?
        Наблюдение за работой людей:
1я неделя: Наблюдение за работой сантехников. Они меняют в группах, коридорах батареи. Зачем 
это делается? Обратить внимание как тепло стало в группе, когда затопили батареи.
2я неделя: Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду. Рассказать, что многие 
животные тоже готовятся к зиме: меняют свои шубки на более теплые и менее заметные.
3я неделя: Наблюдение за машиной «Скорой помощи». Рассмотреть ее отличительные особенности. 
Для чего нужна нам «Скорая помощь»? к кому нужно обращаться в случаи заболевания?
4я неделя: Наблюдение за работой газонокосильщика. Он срезает косилкой пожухлую, сухую траву, 
стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.Экскурсии, наблюдение за окружающим:
1я неделя: Наблюдение за дождем. Дождь мелкий, моросящий, холодный. Лужи высыхают медленно.
Вспомнить, как хорошо было летом после дождя. Отметить основное состояние погоды осенью – 
пасмурно.
2я неделя: Наблюдение за вертолетами. Обратить внимание, что летают военные вертолеты. 
Спросить, чем отличаются вертолеты от самолетов.
3я неделя: Экскурсия к школьному стадиону. Посмотреть какой он большой. Рассказать, что на 
стадионе дети занимаются физкультурой и проводятся различные праздники.
4я неделя: Наблюдение за первым снегом. Какой он на ощупь (подобрать прилагательные). Как 
можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки, 
очистить оборудование от снега.