Памятка для учителей начальной школы
Специфические ошибки на письме
Фонетические ошибки
Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:
• свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),
• звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),
• твердые — мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).
Неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).
Замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).
Нарушение языкового анализа и синтеза
• слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» — «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и существительных («уворот» — «у ворот»);
• сочетание слияний двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» — «у мамы красная кофта»);
• раздельное написание частей слова («со чинила» — «сочинила»).
• пропуск гласного, («крова» - «корова»), или согласного, особенно при стечении («ратет» - «растет», «мика» - «мишка», «лит» - «лист»);
• добавление гласного («палаток» - платок»);
• перестановка букв («коно» - окно»)
• пропуски, перестановки, вставки. слогов («кова» — «корова», «палота» — «лопата», «листиточек»
Аграмматические ошибки
• Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «котенка» — «котята», «много стулов» — «много стульев»);
• Нарушение предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне»);
• Нарушение согласования («пять деревы» — «пять деревьев»).
• Трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.
Оптические ошибки
• замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);
• замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);
• замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);
• зеркальное написание букв (с — е , э — е).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.