Класс: 6
Тема урока: Осложненные предложения
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательные: повторить и расширить знания по теме «Простое осложнённое предложение», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов
Предмет: русский язык
Дата: _________
Класс: 6
Тема урока: Осложненные предложения
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно
контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в
деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательные: повторить и расширить знания по теме «Простое осложнённое предложение»,
закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий понятий, алгоритмов и т.д.
ХОД УРОКА:
Деятельность обучающихся
Целеполагание (Р).
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К).
УУД
внимательно
Учащиеся
слушают
учителя,
вырабатывают на личностно
значимом уровне внутренней
выполнения
готовности
нормативных
требований
учебной деятельности.
«хочу» учиться
«надо») – верить в себя
«могу» учиться и добывать
знания самостоятельно
Деятельность учителя
мотивации
к
I. Этап
(самоопределения)
коррекционной
деятельности
Цель этапа: выработка на
личностно значимом уровне
внутренней готовности к
реализации нормативных
требований
учебной
деятельности,
однако в
данном случае речь идет о
норме
коррекционной
деятельности.
Слайды №1
Притча о султане
[1]
II. Этап актуализации и
пробного
учебного
действия.
этапа:подготовка
Цель
мышления учащихся и
осознание ими потребности
к выявлению причин
затруднений в собственной
деятельности
1Решение лингвистической
задачи
Слайд №2
Запишите
составьте
определите,
сегодняшнего урока.
предложения,
схемы,
какая тема
локализации
III. Этап
индивидуальных
затруднений
Цель: осознание места и
причины
собственных
затруднений в выполнении
изученных
способов
действий.
Почему не получился
полный ответ?
Решают
лингвистическую
задачу, определяют тему урока.
Простое осложнённое
предложение
Расскажите, какие осложнения
вы знаете?
Поиск и выделение необходимой
информации;
умение работать с опорными схемами и
таблицами;
умение
структурировать
полученные знания (О).
Постановка учебной задачи на основе
соотнесения усвоенного и нового материала,
умение планировать и оценивать свои
действия (Р).
Умение анализировать языковой материал
(П).
Умение выявлять затруднения в выборе
орфограмм (Р).
Умение формулировать своё мнение и
слушать собеседника (К).
Умение анализировать языковой материал
(П).
Умение выявлять затруднения в расстановке
знаков препинания в предложениях (Р).
Поиск и выделение необходимой
информации (О).
Умение выражать свои мысли и оценивать
действия участников образовательного
процесса (К).
Умение анализировать языковой материал
(П).
Обучающиеся анализируют
затруднения, которые возникли
в процессе выполнения
предыдущего задания.
Овладение знаниями и умениями
аналитического характера, развитие устной
речи учащихся (П).
Развитие познавательного интереса к
русскому языку, расширение кругозора
учащихся (И).
построения
IV. Этап
проекта
коррекции
выявленных затруднений.
Цель:
постановки целей
коррекционной
деятельности и на этой
Умение самостоятельно и с
помощью учителя получать
новые знания, обобщать и
делать выводы; умение
2основе выбор способа и
средств их реализации.
Этап реализации
Слайд №3
Как можно решить
возникшую проблему?
V.
построенного проекта.
Цель: осмысленная
коррекция учащимися своих
ошибок в самостоятельной
работе и формирование
умения
правильно
применять соответствующие
способы действий.
Учитель наблюдает и
направляет учащихся по
выполнению намеченного
плана.
VI. Этап
обобщения
затруднений во внешней
речи.
Цель: закрепление способов
действий,
вызвавших
затруднения.
Физминутка «Звуки на
страже здоровья».
Знаете ли вы,что
«иии» повышает
анализировать языковой
материал (П).
Достаточный объем словарного
запаса и усвоенных
грамматических средств для
свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого
общения (К).
Подведение к выводу (Л).
Личностный результат УУД:
осознание эстетической
ценности русского языка;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Умение осуществлять
проверку знаний, сверяясь с
эталоном, выявлять отличия от
эталона; контроль в форме
сличения результата с
оригиналом; коррекция (Р).
Приводим знания в систему,
работаем с упр. 98.
Дополняем свои высказывания
примерами из предыдущего
задания
Личностный результат УУД:
способность к самооценке на
основе наблюдения за
собственной речью.
Оценка деятельности;
саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли и
оценивать действия участников
образовательного процесса (К).
Обучающиеся сначала друг
другу рассказывают изученный
материал, а потом заслушиваем
23 учеников, делаем выводы о
3проделанной работе.
настроение.
«Ееееее» – тренирует
горло.
«Ооооо» – горло лечит.
«Ааа» – снимает
напряжение.
Встанем и произнесём 5 раз
ИЕОА
И ещё раз – ИИИИИИИИИ
Как Ваше настроение?
Работаем дальше?
Слайд №4
Учитель наблюдает за
самопроверкой,
заслушивает и вместе с
учащимися анализирует
ответы пятиклассников.
VII. Этап самостоятельной
работы с самопроверкой
по эталону.
интериоризация
Цель:
действий,
способов
затруднения,
вызвавших
самопроверка их усвоения
индивидуальная рефлексия
достижения цели и создание
(по возможности) ситуации
успеха.
Слайд №5
Организует исследование
по упражнению №100
Умение самостоятельно и с
помощью учителя получать
новые знания, обобщать и
делать выводы; умение
анализировать языковой
материал (П).
Достаточный объем словарного
запаса и усвоенных
грамматических средств для
свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого
общения (К).
Подведение к выводу (Л).
Приём зигзаг
Обучающиеся делятся на
группы по 3 человека. Из
каждой группы по одному
человеку собираются в новую
группу, новые 3 группы изучает
и выбирает,
готовит ответ по одному из
осложнений
простого
предложения, возвращается
в свои группы и объясняют
каждый свой блок, готовят свой
4обобщённый ответ группы.
Личностный результат УУД:
осознание эстетической
ценности русского языка;
стремление к речевому
самосовершенствованию.
Умение осуществлять
проверку знаний, сверяясь с
эталоном, выявлять отличия от
эталона; контроль в форме
сличения результата с
оригиналом; коррекция (Р).
Выполнение упражнения №103.
Личностный результат УУД:
способность к самооценк.
Оценка деятельности;
саморегуляция (Р).
Умение выражать свои мысли
(К).
все,
на
В графу «П» «плюс»
что
записывается
понравилось
уроке,
информация и формы работы,
вызвали
которые
положительные эмоции.
В
«минус»
графу «М»
что не
записывается все,
понравилось
на
уроке,
знаний
VIII. Этап включения в
систему
и
повторения.
Цель: применение способов
действий,
вызвавших
затруднения, повторение и
закрепление
ранее
изученного и подготовка к
изучению
следующих
разделов курса.
Зачем же нам нужно
изучать
простое
осложнённое
предложение?
ХI.
Этап рефлексии
учебной деятельности на
уроке.
Цель: осознание учащимися
метода
преодоления
затруднений и самооценка
ими результатов своей
коррекционной (а в случае,
если ошибок не было,
самостоятельной)
деятельности.
Слайд 6.
«Плюсминус
Прием
интересно».
Домашнее
задание:подготовить устное
выступление по созданному
на уроке кластеру,
Упр.103, задание 2.
5показалось скучным, вызвало
неприязнь,
осталось
непонятным, или информация,
которая, по мнению ученика,
оказалась для него не нужной,
бесполезной с точки зрения
решения жизненных ситуаций. В
графу «И» «интересно»
учащиеся вписывают все
любопытные факты, о которых
узнали на уроке и что бы еще
хотелось узнать по данной
проблеме, вопросы к учителю.
Притча о султане
(Материал для учителя)
Приложение №1
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” обратился
он к ним, у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу
была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни
придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать
дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь
внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и о, чудо! она стала поддаваться,
появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что
видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
Как вы понимаете основную мысль текста?
Как она нам поможет на уроке?
6