Основные формы нарушений речи у детей с церебральным параличом
Оценка 4.8

Основные формы нарушений речи у детей с церебральным параличом

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
дефектология
Все классы
10.01.2023
Основные формы нарушений речи у детей с церебральным параличом
Основные формы нарушений речи у детей с церебральным параличом
Основные формы нарушений речи у детей с церебральным параличом.doc

Основные формы нарушений речи у детей с церебральным параличом. Слайд 1

 

У детей с церебральным параличом наблюдаются различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде.

 Слайд 2.

Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры).

Ведущими дефектами при этом являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Слайд 3.

Основные нарушения при дизартрии: нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) — по типу спастичности, гипотонии или дистонии; нарушение подвижности артикуляционных мышц; недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате; нарушения дыхания, голоса, просодики; наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре; нарушение координации движений (атаксия); наличие синкинезий; нарушение акта приема пищи; вегетативные расстройства; специфические нарушения звукопроизношения.

Особенностью дизартрии при ДЦП, отражающей общность нарушений скелетной и речевой мускулатуры, является недостаточность кинестетического восприятия. Ребенок с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции, что затрудняет выполнение целенаправленных действий и усиливает нарушение звукопроизношения.

Слайд 4.

Степень выраженности дизартрических нарушений речи зависит от тяжести и характера поражения нервной системы. В легких случаях отмечается не резко выраженная дизартрия — стертая дизартрия.

Она проявляется в нарушении звукопроизношения, незначительных нарушениях речевого дыхания, голосообразования, просодики; ограничении объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений. Чаще всего при ДЦП имеют место умеренно выраженные проявления дизартрии.

При тяжелом поражении центральной нервной системы моторная реализация речи становится невозможной. В этом случае у детей отмечается анартрия — полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход.

 

 

 

Слайд 5

• На основе локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую формы дизартрии (Правдина О. В.)

Слайд 6

• Для логопедической работы, включающей дифференцированный массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, более удобна классификация дизартрии на основе синдромологического подхода, при которой выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую, атактическую и смешанные формы дизартрии (Панченко И. И., 1978).

Слайд 7

Когда в структуру речевого дефекта включаются различные синдромы, дизартрию характеризуют как смешанную.

1. Спастико-паретическая дизартрия (ведущий синдром — спастический парез).

2. Спастико-ригидная дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности).

3. Гиперкинетическая дизартрия (ведущий синдром — гиперкинезы).

4. Атактическая дизартрия (ведущий синдром — атаксия).

5.Спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и атаксия).

6. Спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы —

спастический парез и гиперкинезы).

7. Спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез, атаксия, гиперкинезы).

8. Атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — атаксия и гиперкинезы).

Слайд 8  Спастико-паретическая дизартрия

 

При спастико-паретической дизартрии ведущим синдромом является спастический парез речевой мускулатуры (имеет место при спастической диплегии и гемипарезе). Это наиболее часто встречающаяся форма дизартрии. Нарушение артикуляционной моторики может проявляться в виде изменения тонуса артикуляционных мышц по типу спастичности (повышение тонуса мышц языка, губ, лица).

У некоторых детей отмечается смешанный характер нарушения мышечного тонуса: в одних группах мышц может наблюдаться спастичность (например, в языке), а в других — гипотония (в лицевой и губной мускулатуре). Почти у всех детей в лицевой мускулатуре выражена гипомимия.

При спастико-паретической дизартрии объем артикуляционных движений мышц языка и губ ограничен. Степень выраженности этих нарушений может варьировать от почти полной невозможности артикуляционных движений до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений. При нарушении произвольных артикуляционных движений может отмечаться сохранность рефлекторных автоматических движений.

В артикуляционной моторике проявление спастического пареза может быть различным:

• Невозможность или затруднение выполнения нужной артикуляционной позы.

• Трудности удержания нужной артикуляционной позы.

• Невозможность быстрого переключения от одной позиции к

другой.

• Увеличение латентного периода при включении в движение.

Почти у всех детей выражена гиперсаливация. Отмечается усиление глоточного и нёбного рефлексов. Часто имеют место синкинезии, наиболее характерной синкинезией является движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке приподнять кончик языка вверх. У детей раннего возраста наблюдаются оральные синкинезии.

В ряде случаев сохраняются рефлексы орального автоматизма. Акт приема пищи замедлен, но координирован. Нарушены процессы жевания, откусывания, глотания.

Голос недостаточной силы и звонкости, истощаемы все параметры голосовых возможностей (слабый, истощающийся, глуховатый, нередко назализованный). Речевой выдох слабый, вдох неглубокий.

Снижена амплитуда голосовых модуляций. Отсутствие интонационного оформления несколько снижает разборчивость речи. Часто ребенок с помощью средств интонации не умеет выделять смысловые отрезки в целом высказывании. Темп речи замедлен.

В фонетическом отношении нарушено прежде всего произношение звуков, требующих наиболее точных дифференцированных движений языка. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления; часто наблюдается легкая смазанность по всем группам звуков (больше в группе свистящих, шипящих и сонорных). Произношение губно-губных звуков нарушается при поражении круговой мышцы рта.

Отмечается редуцированность (усредненность) гласных. Часто стерта разница между глухими и звонкими, твердыми и мягкими звуками.

Иногда изолированно все звуки произносятся правильно (сохранны все фонемные признаки звуков), но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. В тяжелых случаях нарушается произношение всех звуков.

В ряде случаев спастико-паретическая дизартрия осложняется нарушением кинестетического восприятия речевых мышц, т. е. артикуляционной апраксией.

 

Слайд 9  Спастико-ригидная дизартрия

 

Спастико-ригидная дизартрия наблюдается при двойной гемиплегии.

Ведущим синдромом является спастический парез речевой мускулатуры и нарушения тонического управления речевой деятельностью по типу экстрапирамидного расстройства (ригидности). Процесс речепроизводства нарушен из-за максимального нарушения тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Резко повышен тонус мышц верхнего плечевого пояса, мышц шеи, что сказывается на фонаторных усилиях.

У детей отмечаются выраженные расстройства акта приема пищи (жевания, глотания). Нарушена координация между жеванием, глотанием и дыханием. Жевание заменяется сосанием или присасыванием. Глотание происходит с паузами, перед глотанием дыхание останавливается.

Параллельно наблюдаются синкинезии (опускается голова, пронируются плечи). Часто затруднено откусывание от куска, питье из чашки.

Нарушения артикуляционной моторики при спастико-ригидной дизартрии имеют следующие особенности:

• Включение в артикуляционное движение происходит с удлиненным латентным периодом (до нескольких минут).

• При включении в артикуляционное движение происходит резкое повышение тонуса во всей скелетной и речевой мускулатуре.

• Язык напряжен, отодвинут назад, чуть приподнят к нёбу, не всегда его удается пассивно вывести из полости рта. Объем артикуляционных движений языка и губ строго ограничен.

• Недифференцированность губных и язычных движений (смешанная губно-язычная артикуляция).

• Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное).

Голос глухой, тихий, сдавленный, напряженный, почти немодулированный.

Тембр бедный. Темп речи чуть убыстренный, речь отрывистая.

Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления. Нарушено произношение всех гласных и согласных звуков (слабость дифференциации губных, призубных, твердых и мягких звуков).

 

Слайд 10 Гиперкинетическая дизартрия

 

Гиперкинетическая дизартрия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Ведущим синдромом являются гиперкинезы мышц языка и лица, которые наблюдаются на фоне дистонии, реже гипотонии.

 Объем артикуляционных движений при данной форме может быть достаточным. Особые трудности ребенок испытывает в удержании и ощущении артикуляционных поз. Вследствие этого характерно отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения (искажения, замены и смешения звуков непостоянны). Множественные искажения звуков отмечаются в группе щелевых и соноров. Характерна большая сложность в автоматизации звуков. Часто отмечаются различные фонематические нарушения. Разборчивость речи снижена (речь невнятная, порой малопонятная для окружающих).

Акт приема пищи нарушен: процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы.

Слюнотечения при «чистом» гиперкинетическом синдроме обычно не наблюдается.

Выражены тяжелые нарушения дыхания, голосообразования и просодики. Голос напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте и силе. Модуляции возможны только в ограниченных пределах. Гиперкинезы могут наблюдаться как в покое, так и при произвольных произносительных попытках.

Нарушения движений артикуляционной и дыхательной мускулатуры вызваны характером гиперкинеза — его степенью и формой. Клинически у детей отмечаются гиперкинезы хореического, атетоидного и смешанного характера.

При хореическом гиперкинезе произносительные возможности детей больше.

• Хореический гиперкинез — непроизвольные, быстрые, размашистые, неритмичные движения (преимущественно выражены в мышцах шеи, головы, артикуляционной мускулатуре и в верхних отделах плечевого пояса; больше всего в мускулатуре лица). Голос прерывистый, непостоянной звонкости и продолжительности. Интонация целого высказывания сохраняется. Искажена амплитуда движений губ и языка, переключение движений неполное.

• Атетоидный гиперкинез — медленные, вычурные, червеобразные движения с переразгибанием пальцев (чаще — в пальцах рук и в языке). Отмечается резкая напряженность речи. Увеличен латентный период перед включением в артикуляционное движение. Переключение движений замедленно. Интонация чаще всего отсутствует. Иногда наблюдается полная неразборчивость слоговых комплексов.

Слайд 11. Атактическая дизартрия

 

Атактическая дизартрия наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП. В чистом виде встречается редко. Чаще всего — это сопутствующий синдром на фоне спастического пареза или гиперкинеза.

Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия, которая проявляется в гиперметрических, асинергических нарушениях артикуляционных движений и в скандированности ритма речи.

Гиперметрия — это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных усилий, когда нужное движение реализуется более размашистым движением, чем это необходимо. Сокращение мышц не соответствует требуемому. Ребенок не может точно выполнить артикуляционное действие; он теряет траекторию, амплитуду (амплитуда увеличивается), скорость размаха, точность попадания в место смыкания.

Так, раскрытие рта у детей во время речи, губные и язычные движения при произнесении смычных звуков утрированы, сама смычка замедленна.

Выражена асинергия — асинхронность дыхательной, артикуляционной и фонаторной мускулатуры. Ритм речи всегда скандированный.

Темп замедленный. Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует.

Расстройства произносительных способностей у детей с анартриями при ДЦП обусловлены различными речедвигательными нарушениями: спастическим парезом в очень тяжелой степени, тоническими расстройствами управления артикуляционными движениями в очень тяжелой степени, гиперкинезами, атаксией, апраксией (кинестетической и кинетической). Апраксия охватывает все отделы речевого аппарата — дыхательно-фонаторно-губно-нёбно-язычный.

Апраксические расстройства проявляются неумением произвольно оформить гласные и согласные звуки, слитно произнести слоги из имеющихся звуков или слова из имеющихся слогов. По тяжести проявлений анартрия может быть различной:

1) полное отсутствие речи и голоса;

2) наличие только голосовых реакций;

3) наличие звуко-слоговой активности (И. И. Панченко).

 

СЛАЙД 12.

Помимо дизартрии у детей с церебральным параличом встречается алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка). При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией.

Дети с церебральным параличом с трудом овладевают навыками чтения и письма. Нарушения письменной речи — дислексия и дисграфия — обычно сочетаются с недоразвитием устной речи. При ДЦП трудности овладения навыками чтения и письма связаны также с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, нарушениями мелкой моторики.

 При дислексии у детей с церебральным параличом наблюдаются своеобразные затруднения в усвоении навыка чтения: пропуски и перестановки букв, смешение сходных по начертанию букв («З» -«В»). Дети забывают, как читается та или иная буква, пропускают строчки. Длительное время они читают медленно, по слогам, часто пытаются угадать слово. Даже в среднем школьном возрасте при чтении «про себя» дети часто не могут понять смысл прочитанного, так как иногда не узнают буквы и целые слова.

Одновременно с нарушениями чтения у детей с церебральным параличом отмечаются трудности в овладении письмом. При дисграфии дети долго не запоминают начертание букв, нередко забывают их. Они заменяют буквы или их элементы другими по признаку графического сходства, искажают графический образ букв (неправильно сочетают элементы в изображении отдельных букв). Характерной особенностью нарушений письма при ДЦП является его зеркальность, особенно на начальных этапах обучения.

В тех случаях, когда нарушения письма обусловлены недоразвитием фонематического слуха и дефектами произношения, в письменных работах встречаются такие ошибки, как замена фонем, близких по звучанию, пропуск букв в слове, перестановка букв и слогов, недописывание окончаний в словах.

Нарушения чтения и письма носят стойкий характер и с возрастом меняются не качественно, а количественно. Снижается число дислексических и дисграфических ошибок, но их характер сохраняется.

У некоторых детей с церебральным параличом может отмечаться заикание. В возникновении заикания при ДЦП играют роль психические травмы (испуг, различные волнения и переживания, изменение привычного жизненного стереотипа, разлука с близкими и др.), ошибки воспитания, органические нарушения речедвигательной функции.

Заикание может возникнуть у детей, имеющих такие особенности личностного развития, как повышенная ранимость, глубокое переживание дефекта, страх общения с окружающими. Особенностью заикания при церебральном параличе является преобладание клоникотонических судорог в дыхательной и артикуляционной мускулатуре.

Заикание обычно носит стойкий характер, сопровождается выраженными сомато-вегетативными расстройствами, усиливается в подростковом возрасте. У детей с ДЦП возможно также органическое заикание, которое чаще возникает на фоне гиперкинетической дизартрии.

При этом у детей выражены насильственные движения в артикуляционных и скелетных мышцах. Для этих движений характерна стойкость проявлений, они трудно поддаются коррекционному воздействию.

Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но и от  правильности подбора коррекционных мероприятий для достижения максимальной возможности в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основные формы нарушений речи у детей с церебральным параличом

Основные формы нарушений речи у детей с церебральным параличом

Слайд 5 • На основе локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую формы дизартрии (Правдина

Слайд 5 • На основе локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую формы дизартрии (Правдина

Трудности удержания нужной артикуляционной позы

Трудности удержания нужной артикуляционной позы

Параллельно наблюдаются синкинезии (опускается голова, пронируются плечи)

Параллельно наблюдаются синкинезии (опускается голова, пронируются плечи)

Голос прерывистый, непостоянной звонкости и продолжительности

Голос прерывистый, непостоянной звонкости и продолжительности

При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией

При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией

Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но и от правильности подбора коррекционных мероприятий для достижения максимальной возможности в…

Будущее ребенка с ДЦП во многом зависит не только от его потенциальных возможностей, но и от правильности подбора коррекционных мероприятий для достижения максимальной возможности в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023