ЧТО ТАКОЕ ЛОГИСТИКА НА ПРАКТИКЕ
Логистика под ключ !
Управление производством
Склад. готовой продукции
Выполнение отгрузок
Склад. сырья и материалов
Закупки и доставка сырья
(1) Систематизация товаропроводящих функций
(2) Аутсорсинг / Оптимизация
+65%
+9,8%
+1,7%
+12,8%
+2,5%
+8,2%
Поставщики - Доставка - Таможенная очистка - Управление запасами
Откаты
Приемка сырья - Складской учет - Размещение ТМЦ
Сохранность - Точность выдач
Планирование - Нормы расхода - Учет - Маршруты - Аутсорсинг
Ограничения - Комплектация - Запасы - Контроль качества - Сохранность
Клиенты - Документооборот - Издержки - Приемка - Сервис
СХЕМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА
Материальный поток — это незавершенная и готовая продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.
Финансовый поток (ФП) в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного МП. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно‑материальных или товарно‑нематериальных ценностей.
Информационный поток (ИП) — это поток сообщений в бумажной, электронной (документной), речевой и других формах, генерируемый исходным МП в рассматриваемой логистической системе (ЛС), между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций. Между МП и ИП не существует однозначного соответствия, т. е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. ИП может опережать МП (проведение переговоров, заключение контрактов и т. д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие нескольких ИП, сопровождающих МП.
Классификация информационных потоков
КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ
Признаки | Вид потока |
По отношению к логистической системе | внешний входной |
По натурально-вещественному составу | одноассортиментный |
Количественный | массовые |
Удельный вес | тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг) |
По степени совместимости образующих поток грузов | совместимые |
По физико-химическим свойствам | насыпные грузы |
По способу затаривания | в контейнерах |
По степени детерминированности | детерминированные (поток с полностью известными параметрами) |
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
Признаки | Вид потока |
По виду носителя информации | на бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные |
Отношение к логистической системе и ее звеньям | внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные |
Периодичность использования | регулярные, периодические, оперативные |
Назначение информации | директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные |
Степень открытости | открытые, закрытые, секретные |
Способ передачи данных | курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям |
Режим обмена информацией | «on-line», «off line» |
Направленность относительно материального потока | опережающий (сведения о заказе, сообщения о предстоящем прибытии груза) |
Переход права собственности на товар | односторонние (без перехода, двусторонние (с переходом) |
Изменение потребительских свойств | с добавленной стоимостью, без добавленной стоимости |
Природа потока | с материальным потоком, с информационным потоком |
По направлению | внешние (направленные на реализацию функций снабжения и сбыта), внутренние (осуществляемые в рамках реализации функции производства), базисные (снабжение, производство и сбыт) |
КАРТА СИМПТОМОВ И ПРИЧИН НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОРПОРАЦИЙ
Ресурсно-функциональные области системы | Снабженческо-заготовительный этап | Производственный этап | Распределительный этап |
Материальная | Нерациональная организация движения материальных потоков в снабженческо-заготовительной деятельности. Нерациональная структура службы материального обеспечения. | Низкая эффективность внутрифирменного распределения материальных ресурсов. | Недостатки организации и управления распределением готовой продукции. |
Информационная логистика | Недостаток оперативной | Недостатки системы контроля за остатками, расходованием и движением материальных ресурсов в сфере производства | Недостаточная увязка планов сбыта, производства и подготовки производства. |
Финансовая | Нерациональная система контроля затрат в сфере снабженческо-заготовительной деятельности. | Отсутствие контроля над нормами расхода и запаса материальных ресурсов на производственных объектах. | Недостаточная эффективность организации системы расчетов с потребителями. |
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ
Управление временем выполнения заказа
Наличие ИС ускоряет процессы и повышает эффективность
Способность исполнять меняющиеся заказы
Разделение затрат на увеличивающие ценность и издержки
Обслуживать Клиента точно в срок, с нужным качеством и дополнительными услугами
ОБЛАСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Производственный цикл — часть логистического цикла (от запуска партии деталей или узлов на операцию до полного изготовления).
Логистические издержки — затраты на выполнение логистических операций (складирование, сбережение и т. п.). По экономическому содержанию логистические издержки представляют издержки обращения и части издержек производства (затраты на тару и упаковку).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ
ГЛОБАЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ ЛОГИСТИКИ является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильности рынка и с учетом запросов потребителей.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ЛОГИСТИКИ:
Снижение затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем обслуживания потребителя.
Разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной роли и получению преимуществ перед конкурентами.
Создание эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков (обеспечивающей высокое качество поставки продукции).
СУТЬ КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: наибольший эффект дает оптимизация материального потока на всем его протяжении - от источника сырья до конечного потребителя.
Переход от УНИВЕРСАЛЬНОГО оборудования к СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ.
УЧЕТ издержек на протяжении всей логистической цепочки.
Предложение клиентам наиболее ЦЕННЫХ для них услуг.
Построение «ГИБКИХ СИСТЕМ», способных к адаптации в условиях окружающей среды.
Создание условий для роста престижности работы в логистических структурах.
Отказ от «ДУБЛИРОВАНИЯ» информационных потоков и рабочих мест в логистических структурах.
Использование общедоступных компьютерных сетей для организации информационных потоков.
доставка
до заказчика
комплектование и фасовка
несыпучих продуктов
ответственное
хранение
доставка грузов
производство
Наименование концепции | Содержание концепции | Теоретические основы | Сложность моделирования и формализации | Практическое использование |
Аналитическая | Подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении | Теория управления запасами, исследование операций, экономическая кибернетика, математическая статистика | Сложность экономико-математической модели, отражающей специфику проблемы. Большая размерность и стохастичность логистических | Внутрипроизводственные логистические системы |
Технологическая (информационная) | Формулировка общей проблемы управления материальным потоком логистического объекта и синтез информационно-компьютерного обеспечения решения проблемы | Системный подход для моделирования | Противоречие между микро- и макроуровнем Нелинейность технологических процессов | Системы планирования потребности в материалах (MRP). Системы распределения продукции (DRP) |
| Определение соотношений между логистической системой и конкурентными преимуществами фирмы. Логистическая система должна адекватно | Экономика и организация производства, стратегическое планирование, операционный менеджмент, управление персоналом, маркетинг, теория вероятностей, математическая статистика, исследование операций | Излишняя абстрактность и большая размерность моделей. Качественный характер переменных затрудняет получение аналитических решений | Система планирования и координации материальных потоков на уровне фирмы и региона (LRP) |
Интегральная | Реализация интегральной координации логистических систем и их звеньев на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам | Стратегический менеджмент, реинжиниринг бизнес-процессов, системный анализ, общая теория систем, синергетическая экономика | Сложность по строения единой формализованной модели логистической системы | Интегрированная логистическая система, |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ:
ориентация на клиента, т. е. учет логистических факторов при работе с клиентами;
системный подход, т. е. использование методологии системного анализа, его основных понятий, подходов, моделей и методов при построении, анализе и реинжиниринге логистических систем;
экономический компромисс, означающий необходимость взаимного согласования экономических интересов участников логистического процесса на всем протяжении логистической цепи.
Содержание основных правил логистики — «7R». Приведенные правила имеют два уровня истолкования: уровень повседневной операционной деятельности, трактуемый как информация о том, что, сколько, куда, кому, когда, какого качества, с какими затратами сделать и поставить. Второй уровень понимания — это глубокое представление обо всех семи перечисленных категориях как основных факторах успешности логистики предприятия.
ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ
Принцип | Содержание принципа |
Принцип системности | является основным конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса |
Комплексность | формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях; |
Научность | усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока; |
Конкретность | четкая и точная оценка всех ресурсов, используемых при осуществлении логистического процесса: финансовых, трудовых, материальных и т.д. |
Конструктивность | диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; |
Надежность | обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; |
Вариантность | возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды; |
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
Знать, что такое «управление закупками».
Понять, как определяется потребность в материальных ресурсах и готовой продукции.
Уметь производить выбор поставщиков в закупочной деятельности фирмы.
Научиться оценивать эффективность закупочных операций.
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
В договоре поставки термин "франко" указывает на то, до какой точки на пути движения продукции к покупателю, издержки, связанные с транспортировкой и страховкой, несет поставщик.
Условия франкировки груза, обозначают (в определенной степени) границу между сферами деятельности службы сбыта поставщика и службы снабжения покупателя.
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.
СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Материальные блага – блага имущественного характера, имеющие всегда предметную форму, доступную органам чувств человека.
Исходя из срока пользования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.
Материальные услуги – это услуги, результаты предоставления которых, материальны.
Коммуникационные (услуги транспорта, связи).
Распределительные (торговля, сбыт, складские).
Деловые (финансовые, хозяйственно-страховые, лизинга, аудита, маркетинга).
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА.
Главной целью производственной логистики является обеспечение своевременного производства определенного количества продукции.
Частной целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка, пакетирование и др.
Задачами (функциями) производственной логистики могут быть:
планирование и организация диспетчерской службы на производстве;
разработка планов-графиков производственных заданий;
разработка, графиков запуска-выпуска продукции, согласованных с др. службами;
установление нормативов незавершенного производства и контроль за ними;
оперативное управление производством и организация выполнения заданий;
контроль за количеством и качеством готовой продукции;
участие в разработке и реализации производственных нововведений;
контроль за себестоимостью производства готовой продукции.
ВОЗМОЖНОСТИ СОКРАЩЕНИЯ ОБЩИХ ЗАТРАТ В ПРОЦЕССЕ ЗАКУПОК И ПРОИЗВОДСТВА
Политика логистического менеджмента компании должна включать комплекс мероприятий направленный на:
Совершенствование планирования потребности и нормирование расхода материальных ресурсов для производственных подразделений фирмы.
Устранение потерь материальных ресурсов от брака в производстве (политика «ноль дефектов») и при доставке от поставщиков.
Максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов.
Исключение, по возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке от поставщиков.
Доставка материальных ресурсов от поставщиков как можно большими партиями с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами.
Минимизация уровней запасов материальных ресурсов во всех звеньях складской системы.
Выбор времени оплаты закупаемых товаров (выбор ценовых стратегий) и др.
ВОЗМОЖНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЗАКУПКАМИ
Эффективность закупок определяется, прежде всего, наилучшим использованием финансовых, материальных и других видов ресурсов, что требует решения большого числа оптимизационных задач.
Одной из типичных задач является задача определения объемов закупаемых товаров и времени их оплаты.
Для этого требуется оценить компоненты транспортных расходов, затраты на содержание запасов и принять решение в соотношении цен на закупаемые товары.
Можно использовать следующие ценовые стратегии:
покупка материальных ресурсов к моменту их непосредственного потребления, что отвечает идеологии ТВС (JIT);
покупка вперед (форвардная сделка);
смешанная стратегия оплаты;
усреднение цены;
ценовые скидки.
Стратегия «покупка вперед» (форвардная сделка). Типична для операций с форвардными контрактами на товарных биржах. Покупая продукцию вперед (с отсрочкой поставки), фирма стремится застраховать себя от возможного повышения цен в будущем. Для страхования ценовых рисков (хеджирования) на биржевые товары (металл, зерно, нефть и др.) многие фирмы работают с фьючерсными контрактами.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ НА ЭТАПЕ СНАБЖЕНИЯ
Издержки, связанные с анализом рынка материально-технических ресурсов
Издержки, связанные с формированием заказов
Издержки, связанные с транспортировкой внешним транспортом
Издержки, связанные с перегрузкой
Издержки, связанные с организацией транспорта
Издержки, обусловленные оплатой за поставленный материал
Издержки, связанные с отслеживанием реализации заказов и внесением изменений
Издержки, обусловленные приемкой по количеству
Издержки, обусловленные приемкой по качеству
Издержки, связанные с удовлетворением рекламаций
Издержки, связанные с пересылкой многооборотной тары
Издержки, связанные с оплатой труда персонала
Анализ процесса закупок включает:
анализ условий закупок и рынка поставщиков;
контроль бюджета закупок;
анализ финансовой деятельности;
контроль и анализ качества закупаемой продукции;
контроль и анализ процедур доставки материальных ресурсов и готовой продукции;
анализ системы прогнозирования потребности и т.д.
Финансовый анализ позволяет проводить сравнительную оценку фактических затрат на закупочную деятельность с объемом средств, предусмотренных для этой цели бюджетом, а также вести учет полученных и упущенных скидок и прочих выгод.
Знание объемов поставок по долгосрочным соглашениям позволяет финансовому отделу заранее выделять необходимые средства на закупки и планировать денежные потоки.
КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЗАКУПОК
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
Ознакомиться с видами и особенностями транспорта.
Знать задачи и функции транспортировки.
Выбор вида транспорта при организации перевозок
Понять специфику транспортных технологий.
Сущность транспортной логистики
Организация работы интермодального оператора
ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ.
Преимущества:
используется для перевозки на короткие расстояния;
высокая маневренность;
доставка «от дверей до дверей»;
доставка с необходимой степенью срочности;
обеспечивает регулярность поставки;
возможность поставки малыми партиями;
предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.
Недостатки:
сравнительно высокая себестоимость перевозок;
срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта;
сравнительно малую грузоподъемность;
экологически неблагоприятен.
ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ.
Преимущества:
возможность перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
возможность быстрой доставки груза на большие расстояния;
регулярность перевозок;
сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов.
Недостатки:
низкая возможность доставки к пунктам потребления;
ограниченное количество перевозчиков.
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ.
Преимущества:
низкие грузовые тарифы.
Недостатки:
малая скорость доставки;
низкая доступность в зимнее время;
низкая доступность в географическом плане.
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ.
Является самым крупным перевозчиком в
международных перевозках.
Преимущества:
низкие грузовые тарифы;
высокая провозная способность.
Недостатки:
низкая скорость;
жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
зависимость от погодных условий;
малая частота отправок.
ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ.
Преимущества:
наивысшая скорость;
возможность достижения отдаленных районов.
Недостатки:
высокие грузовые тарифы;
зависимость от метеоусловий.
Наиболее значимыми факторами являются надежность соблюдения графика доставки, время доставки, стоимость перевозки.
Правильность сделанною выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчётами.
ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТА
СТРУКТУРА ИЗДЕРЖЕК ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
ВИД ТРАНСПОРТА | ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ | ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ | |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ | Высокий уровень | Низкий уровень | |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ | Низкий уровень | Средний / высокий уровень | |
ВОДНЫЙ | Средний уровень | Низкий уровень | |
ТРУБОПРОВОДНЫЙ | Самый высокий уровень | Самый низкий уровень | |
ВОЗДУШНЫЙ | Средний / низкий уровень | Высокий уровень |
Выделяют следующие виды транспортировки грузов:
унимодальную (одновидовую). Применяется в случае, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования или грузопереработки;
смешанную, осуществляется обычно двумя видами транспорта. Первым видом транспорта груз доставляется в пункт перевалки (грузовой терминал) без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Примером является обслуживание автотранспортными предприятиями железнодорожных станций или морских (речных) портов;
комбинированную (более чем два вида транспорта). Смешанную и комбинированную перевозки отличают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. Каждый перевозчик производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута;
интермодальную, когда грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может выступить, например, экспедиторская фирма, которая освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Перевозка осуществляется по одному транспортному документу с применением единой фрахтовой ставки;
мультимодальную, где один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды — как клиенты, оплачивающие его услуги.
Принципы выбора вида транспорта. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки; частота отправлений; надежность соблюдения графика доставки груза; возможность перевозить разные грузы; способность доставить груз в любую точку территории; стоимость перевозки.
РАЗНОВИДНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК
В основе решения лежит методология управления предприятием как цепочкой поставок (SCM –Supply Chain Management) с использованием алгоритма синхронного планирования (APS Advanced Planning and Scheduling Algorithm).
По заданным нормам расхода ресурсов система рассчитывает план, состоящий из разделов:
1. План заказов комплектующих
Сообщает какие комплектующие необходимо заказывать у поставщиков. Когда и по каким маршрутам.
2. План производства
Сообщает что и когда необходимо запускать и выпускать на производство.
3. План отгрузок в сбытовые точки
Сообщает когда и куда отгружать готовую продукцию.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ЗАПАСОВ. Запасы различных видов продукции (материальных ресурсов, готовой продукции) создаются для достижения следующих целей:
страхование сбоев в поставках. Запасы создаются на случай срыва сроков, изменения объемов поставок и неудовлетворительного качества продукции;
защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных запасов при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции;
для экономии на оптовых скидках за счет создания запаса в случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия;
для экономии на транспортировке. Перевозка большими партиями приводит к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов;
для повышения эффективности производства. Запасы незавершенного производства могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования. Запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования;
повышение эффективности обслуживания потребителей. Запасы готовой продукции позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства. Запасы материальных ресурсов и готовой продукции позволяют создавать резерв для компенсации сезонных колебаний поставок и спроса. Запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют поддерживать неожиданный рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.
Модель работы СРЗ с фиксированным интервалом между заказами
Начальный уровень запасов соответствует максимальному желательному запасу. При наличии задержек выполнения СРЗ с фиксированным интервалом времени между заказами всегда находится в бездефицитном состоянии. Если в потреблении отсутствуют сбои, то каждый вновь поступивший заказ пополняет запас до максимального желательного уровня.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ С УСТАНОВЛЕННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ПОПОЛНЕНИЯ ЗАПАСОВ ДО ПОСТОЯННОГО УРОВНЯ
Особенностью системы является то, что заказы делятся на две категории:
плановые заказы (производятся через заданные интервалы времени);
дополнительные заказы (производятся в том случае, если величина запасов доходит до порогового уровня).
Расчет размера заказа в рассматриваемой системе производится либо в зафиксированные моменты времени (РЗ = МЖЗ — ТЗ + ОП), либо в момент достижения порогового уровня (РЗ = МЖЗ — ПУ + ОП), где РЗ — размер заказа, ФЕЗ; МЖЗ — максимальный желательный запас, ФЕЗ; ПУ — пороговый уровень запаса, ФЕЗ; ОП — ожидаемое потребление до момента выполнения заказа, ФЕЗ.
Размер заказа рассчитывается так, что при условии точного соответствия фактического потребления прогнозируемому — поставка пополняет запас на складе до максимального желательного уровня.
Порядок расчета параметров для системы с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня
Система управления запасами «минимум–максимум» В данной системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня.
В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов — минимальным и максимальным.
УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ
Управление материальными потоками в рамках производственной логистики может осуществляться двумя основными видами систем:
системы, движение материального потока в которых основано на принципе «выталкивания» материальных ресурсов предыдущим производственным звеном в последующее, когда для каждого участка централизованно составляются индивидуальные планы производства и для этого резервируются определенные материалы и межоперационные заделы;
системы, движение материального потока в которых основано на принципе «вытягивания» материальных ресурсов последующим в технологической цепочке производственным звеном из предыдущего.
Первый вариант — «выталкивающая» система. Такие модели управления потоками (рис. 1) более характерны для традиционных методов организации производства и, как правило, предполагают наличие разветвленной диспетчерской службы. Функцией такой службы явля ется сопровождение всего процесса производства с целью координации процессов производства и перемещения продукции, в том числе и «расшивки узких мест». Возможность повышения эффективности применения толкающих систем появилась в связи с внедрением вычислительной техники, что позволило согласовывать планы действия всех подразделений предприятия с учетом динамики рынка.
ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование продуктовой стратегии
Планирование инвестиций
Планирование и размещение производственных мощностей
Планирование и реализация (сбыта)
Формирование производственной программы
Планирование ресурсов (запасов)
Распределение производственной программы
Календарное распределение работ (составление расписаний)
Оперативное планирование работ
Диспетчеризация
Кратко-
срочные
(оперативное)
Средне-
срочные
(тактическое)
Долго-
срочные
(стратегическое)
1 2 3 4 5
Период планирования, лет.
Содержание планов
Рис. 1. «Выталкивающая» система управления производством
Второй вариант — «вытягивающая» система. При этом способе производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена, а система управления ставит задачу лишь конечному звену производственной технологической цепи (рис. 2).
Рис.2. «Вытягивающая» система управления производством
К преимуществам и особенностям «вытягивающей» системы относятся:
отказ от избыточных запасов;
наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;
замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
минимизация сроков прохождения продукции по технологическому процессу;
сокращение простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ НА ЭТАПЕ ПРОИЗВОДСТВА
Издержки, связанные с транспортировкой на линии склад – начало производства
Потери, возникающие на линии склад – начало производства
Издержки, связанные с транспортировкой между переделами
Издержки, связанные со складированием на переделах
Потери, возникающие на линии склад – начало производства
Издержки, связанные с транспортировкой на линии производство-склад готовой продукции
Издержки, связанные со складированием на линии производство-склад готовой продукции Потери, возникающие на линии производство-склад готовой продукции
Движение карточек в системе КАНБАН
Зона приёма груза
Зона хранения в штабелях
Зона стеллажного хранения
Зона подборки/комплектования заказа
Зона упаковки консолидации товара
Зона отгрузки
ТИПИЧНЫЙ ПРОЕКТ СКЛАДА
Товарно-материальный поток
Разгрузка/приёмка вагонов
Автотранспорт
Загрузка/отправка
Загрузка/отправка
Зона хранения
Зона комплектования заказов
РАЗЛИЧНЫЕ ПЛАНИРОВКИ СКЛАДА
Планировка А
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ НА ЭТАПЕ СКЛАДИРОВАНИЯ
Издержки, связанные с амортизацией складских зданий и оборудования
Издержки, связанные с перемещением и складированием материалов
Издержки, связанные с оплатой за использование складских зданий или складских площадей в зданиях
Издержки, связанные с оплатой за потребленные электрическую энергию, газ, воду
Издержки, связанные со страхованием
Издержки, связанные с безопасностью и охраной складов, противопожарными мероприятиями, организацией соответствующих условий хранения
Издержки на оплату труда персонала и связанные с оплатой труда
Издержки, связанные с эксплуатацией и текущим ремонтом устройств и оборудования
Издержки, связанные с учетом поступающих на склад материалов
Издержки, связанные с сортировкой материалов, их подготовкой к складированию
Издержки, связанные с маркировкой материалов
Издержки, связанные с содержанием запасов (банковские проценты)
Издержки, связанные с обеспечением персонала рабочей одеждой и другими средствами
Потери, вызванные повреждением материалов на складе
Издержки, связанные с подготовкой материалов с целью поддержания непрерывности производственного процесса
ИНФОРМАЦИЯ В ЛОГИСТИКЕ
Обслуживание покупателей:
Информационные и вспомогательные продукты, услуги;
Электронная справочная служба;
Массовая индивидуализация и обработка заявок;
Канал маркетинга:
PR и реклама;
Исследование и тестирование рынка;
Электронные каталоги и электронный просмотр товаров;
Корректировка информации:
Текущие новости;
Статистические сведения, отчеты и базы данных;
Поиск данных;
Анализ конкурентов;
Взаимоотношения с поставщиком:
Логистика;
Поиск товара;
Электронный обмен данными;
Заказ и оплата;
Интеграция цепи поставок;
Финансовые операции:
Продажа и оплата;
Управление состоянием счетов;
Оплата с помощью кредитных карточек;
Создание стратегических альянсов:
Информационные бюллетени, рекламные проспекты, информация для проведения дискуссий;
Обмен знаниями и опытом;
Электронное продвижение товара:
Товар, информация;
ИНФОРМАЦИЯ В ЛОГИСТИКЕ (продолжение)
Внутренние коммуникации:
Внутренние, внешние, горизонтальные и вертикальные коммуникации;
Групповая работа;
E-mail;
Сотрудничество;
Передача знаний;
Телекоммуникации;
Человеческие ресурсы и управление персоналом:
Информация о вакансиях;
Поиск экспертов;
Обучение и переподготовка;
Заочное обучение;
Автоматизация работы торгового персонала:
Определение конфигурации товара и обработка заявки;
Совершенствование процесса продаж.
ФУНКЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Базы данных
Внешние данные
Заявки покупателей
Партии товаров поступающие из-за границы
Внутренние данные
Производство
Запасы
Функция планирования
Управление запасами
С учетом товара/покупателя
С учетом местонахождения
Прогнозирование спроса
Стратегическое планирование
Функция координации
Составление графика производства
Планирование потребностей в материалах
Планирование сбыта/маркетинга
Коммуникационная функция обслуживания покупателей
Состояние заказа покупателя
Доступность запасов
С учетом ассортимента товаров
С учетом местонахождения товаров
Состояние товаров поступающих из-за границы
Функция контроля
Уровень обслуживания покупателей
Эффективность работ продавца
Эффективность работы перевозчика
Эффективность системы в целом
Логистика под ключ!
Apply Logistic Consulting
Apply Logistic Operations
Apply Logistic Equipment
Логистический консалтинг, Школа логистики,
подбор специалистов и руководителей в сфере логистики
Логистический аутсорсинг 3PL, включая поиск поставщиков, международные перевозки “от двери до двери” и т.д.
Оборудование и материалы для логистики, программное обеспечение, включая WMS, маршрутизаторы и т.д.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Основы организации перевозок
Транспортный процесс и его элементы
Маршруты, частота и интервал движения подвижного состава
Основные показатели работы подвижного состава
Использование грузоподъемности автомобиля; длина ездки
Скорость движения, производительность автомобиля
Основы организации перевозок
Классификация грузов, перевозку которых осуществляют транспортные компании по тем или иным признакам и показателям, необходима грузоперевозчикам для правильной организации процесса перевозки груза, с целью упорядочивания и оптимизации, как самого процесса перевозки, так и подготовительной работы, необходимой в каждом конкретном случае.
ПЕРЕВОЗКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
К опасным грузам относятся предметы или вещества, транспортировка которых чревата нанесением вреда здоровью людей, окружающей среде, а также порчей имущества. Существует специальный список опасных товаров – IATА Dangerous Goods Regulations. Опасные грузы занимают особое место в классификации грузов, так как их транспортировка связана с риском и должна производиться с соблюдением строжайших мер безопасности. Кроме того, существует ряд правил и требований не только непосредственно к самой перевозке таких грузов, но и к подвижному составу, оборудованию грузовых автомобилей, перевозящих такие грузы, и наличию специально подготовленного экспедитора.
Основы организации перевозок
КИТ
86
ПЕРЕВОЗКА СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
К ним относятся грузы, требующие особых условий хранения (уровень влажности, температурный режим) и сроков доставки, иначе при перевозке они придут в негодность или потеряют свои ценные качества. Под классификацию таких грузов попадают, в основном, пищевые продукты.
Основы организации перевозок
КИТ
87
ПЕРЕВОЗКА НЕГАБАРИТНЫХ И СВЕРХТЯЖЕЛЫХ ГРУЗОВ
Такие грузы обладают нестандартными размерами, весом, объёмом и т.д. Их транспортировка связана с большими трудностями, так зачастую такой груз невозможно перевезти стандартными способами. Для таких грузов приходится иногда создавать специальные транспортные средства и придумывать специальные способы, разрабатывать особые маршруты их перевозки. Примером доставки крупногабаритных грузов может служить жилой дом, бурильная установка, тяжёлые генераторы и т.д.
ПЕРЕВОЗКА ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ
Перевозка длинномерных грузов во многом схожа с перевозкой очень крупных, негабаритных грузов, и, соответственно, требует не только особого, индивидуального к себе подхода, но и использование специализированной автотранспортной техники.
Перевозка длинномерных грузов требует решения самых различных вопросов, и целой серии организационных мероприятий, использования специального оборудования. Также необходимо учитывать и саму специфику таких грузов, причём, ещё на стадии погрузки (разгрузки). Ведь подобные грузы весьма сложно не только перевозить, но и передвигать, и тут требуются специально обученные, квалифицированные грузчики, владеющие навыками работы именно с длинномерными грузами. Перевозка длинномерных грузов требует обязательной разработки и составления маршрута движения, от самого начала движения груза, до момента поставки его заказчику.
Основы организации перевозок
КИТ
88
ПЕРЕВОЗКА КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ
К ним относятся и длинномерные грузы, должны перевозиться с учётом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза. Кроме того, перевозка длинномерных грузов регламентируется: Гражданским кодексом РФ, Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов, Кодексом об административных нарушениях РФ.
В ряде случаев, когда длина груза превышает допустимые размеры, для его перевозки необходимо получать специальные разрешения. Такое согласование требуется в том случае, если длина автопоезда превышает 20 м. В том же случае, когда длина автопоезда больше 30 м, или если транспорт, при движении, может частично занимать полосу встречного движения, при перевозке груза требуется сопровождение автомобилем ДПС, или обычным автомобилем сопровождения (при длине автопоезда 24 м).
Основы организации перевозок
КИТ
89
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Скоропортящиеся грузы подразделяются на несколько групп:
продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды, овощи, грибы и др.;
продукты животного происхождения: мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.;
продукты переработки: молочные продукты, жиры различные, замороженные плоды, колбасные изделия и другие мясные продукты, сыры и т.п.;
живые растения: саженцы, цветы и др.
Существуют довольно жёсткие требования к перевозке каждой из этих групп, основными из которых, является обязательное соблюдение температурного режима. Температура, при которой обеспечивается полная сохранность груза, для каждого продукта может быть различна, в связи с чем, в указанных правилах отдельно выделен «Перечень скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке автомобильным транспортом, и температурный режим их транспортировки». В других случаях, при перевозке скоропортящихся грузов, не указанных в настоящем перечне, предъявляются требования к температурному режиму, указанному грузоотправителем, при условии, что данный температурный режим соответствует техническим возможностям рефрижераторной установки.
Основы организации перевозок
КИТ
90
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
Непосредственно по перевозке сыпучих грузов, можно выделить несколько основных правил, регламентированных законодательно, на федеральном уровне. Сами сыпучие грузы – это песок, керамзит, зерно, минеральные удобрения в гранулах, щебень в гранулах и др.
При погрузке сыпучих грузов, например, перевозимых навалом, поверхность груза не должна выступать за верхние края бортов подвижного состава в целях предотвращения высыпания груза при движении.
В автомобильных контейнерах, перевозка сыпучих грузов без тары запрещена. Также, перевозчику запрещается перевозить сыпучие грузы таким способом, при котором возможно их выпадение из кузова на проезжую часть самой дороги, или обочины. Т.е., сыпучий груз, перевозимый в открытом кузове транспортного средства, должен быть, как минимум, накрыт специальным покрытием, или брезентом.
При перевозке сыпучих грузов часто возникает довольно много проблем, связанных с потерями на стадии погрузки/разгрузки, перегрузки с одного транспортного средства на другое, просыпание груза во время движения и т.п. Поэтому, для перевозки сыпучих грузов, наиболее рациональным является использование различных специализированных средств, например – контейнеров. В этом случае перевозку сыпучих грузов весьма легко организовать в соответствии с требованиями правил.
Основы организации перевозок
КИТ
91
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПОЖАРООПАСНЫХ ГРУЗОВ
Перевозка пожароопасных грузов автомобильным транспортом должна осуществляться автотранспортными организациями, имеющими соответствующую лицензию.
Пожароопасные грузы относятся к классу опасных грузов, и их перевозка регламентируется правилами и нормами. Кроме того, перевозка пожароопасных грузов должна осуществляться со строгим соблюдением всех норм и правил пожарной безопасности, прописанными, в частности, в Законе ППБ (противопожарной безопасности) 01-03.
При перевозке пожароопасных грузов, в каждом конкретном случае, требования могут быть различными. Это связано в первую очередь с разнообразными видами легковоспламеняющихся и пожароопасных грузов, к перевозке которых могут составляться как отдельные правила, так и нет. Однако любые грузоперевозчики, осуществляющие, на основании лицензии, перевозку пожароопасных грузов, обязаны строго соблюдать все предписанные правила и нормы. В противном случае компания, осуществляющая грузоперевозку, может быть лишена лицензии, и на неё будут наложены штрафные санкции.
Составленные правила могут в полной мере обеспечить пожаробезопасную обстановку и безопасное осуществление перевозки всех видов пожароопасных грузов, что предотвращает не только возможную потерю груза, но и чрезвычайные ситуации.
Основы организации перевозок
КИТ
92
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ЦЕННЫХ ГРУЗОВ
Перевозка ценных и особо ценных грузов, требует обеспечения особых мер безопасности. Она должна осуществляться в специализированном, бронированном автотранспорте и в сопровождении специально подготовленных людей, имеющих разрешение на ношение огнестрельного оружия.
Услуги по перевозке ценных грузов оказывают, как правило, специализированные компании, которые обеспечивают сопровождение и охрану груза в пути. Кроме штата профессиональных вооружённых сопровождающих, такие компании имеют парк специальных, бронированных автомобилей, что в комплексе даёт ощутимую защиту от любых нежелательных происшествий, которые могут случиться в процессе перевозки груза.
Перевозка ценных грузов требует тщательной проработки маршрута следования. В частности необходимо предусмотреть безопасные места остановки и отдыха, в качестве которых могут выступать посты ГИБДД, станции техобслуживания или автозаправочные станции. Так же существуют определённые требования к охране подобных грузов, и в зависимости от ценности последнего, может потребоваться вооружённая или невооружённая охрана, автомобиль сопровождения груза на всем пути следования, а также инкассация груза и другие меры обеспечения безопасности, наиболее оптимальные в каждом конкретном случае. Автомобили инкассации оборудуются специальным сигналом – маячком бело-лунного цвета, который используется только в случае нападения на такой автомобиль.
Основы организации перевозок
КИТ
93
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Специализированный подвижной состав можно классифицировать на следующие виды: самосвалы и самосвальные автопоезда; автомобили-самопогрузчики; автопоезда для перевозки длинномерных, тяжеловесных грузов и строительных конструкций; фургоны; цистерны.
Основы организации перевозок
КИТ
94
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Специализированный подвижной состав можно классифицировать на следующие виды: самосвалы и самосвальные автопоезда; автомобили-самопогрузчики; автопоезда для перевозки длинномерных, тяжеловесных грузов и строительных конструкций; фургоны; цистерны.
Для ПЕРЕВОЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ используют бортовые автомобили, автомобили-самосвалы и автопоезда.
Автомобили-самосвалы, предназначенные для перевозки зерна и других сельскохозяйственных грузов, имеют грузовую платформу с более высокими бортами и увеличенной ёмкости. Платформа может закрываться складывающейся крышкой.
При бестарной перевозке зерна или семян масличных культур особое внимание должно быть уделено уплотнению соединений бортов и пола кузова автомобилей и прицепов, а также наращиванию бортов.
Для укрытия зерна должны использоваться брезент или мешковина. Сельскохозяйственные грузы на заготовительные пункты и перерабатывающие предприятия наиболее выгодно доставлять автопоездами грузоподъёмностью не менее 8…10 т.
При этом заготовительные пункты должны, иметь стационарные или передвижные средства механизированной разгрузки. Для автопоездов предпочтительны автомобилеразгрузчики проездного типа, обеспечивающие сквозную подачу подвижного состава.
Основы организации перевозок
КИТ
95
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Для ПЕРЕВОЗКИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВ необходимы автомобили-самосвалы, полуприцепы-панелевозы, двухосные прицепы или полуприцепы для перевозки длинномерных железобетонных изделий (ферм, балок, колонн) и труб, двухосные полуприцепы-комнатовозы, самосвальные автопоезда; автомобили-цементовозы, автомобили-самосвалы с подогревом кузова для перевозки жидкой бетонной массы, асфальтобетона и грунта зимой, автопоезда-трубовозы, лесовозы, автопоезда-металловозы для перевозки профильного металла и металлических листов (кузов полуприцепа в виде платформы с боковым опрокидыванием).
Автомобили-самосвалы применяют при перевозках нерудных строительных материалов (песок, гравий, щебень, бутовый камень и др.), грунта, каменного угля и вскрышных горных пород.
Карьерные автомобили-самосвалы (КрАЗ-256, КрАЗ-256Б, МоАЗ-522, БелАЗ-540, БелАЗ-540А) большой и особо большой грузоподъёмности предназначаются для вывозки из рудников руды и вскрышных горных пород.
Для перевозки грунта и различных строительных материалов на строительных площадках, где короткие расстояния перевозок, на площадках, где маневрирование стеснено и разбитые дороги, применяют короткобазные автомобили-самосвалы, называемые думперами.
Основы организации перевозок
КИТ
96
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Автомобили-цистерны используют для перевозки нефтепродуктов, пищевых продуктов, сжиженных газов, химически активных веществ, сыпучих материалов и др.
Топливозаправщики перевозят жидкое топливо на нефтебазы, склады, станции и в аэропорты, а также заправляют автомобили и тракторы, работающие вдали от заправочных станций и складов.
Автомобили-цистерны, предназначенные для перевозки вязких нефтепродуктов (тяжёлое топливо, вязкое масло, битум), имеют подогрев от форсунок, работающих на керосине или бензине.
Автомобили-молоковозы имеют внешнюю и внутреннюю оболочки, пространство между которыми заполнено пенопластом или мипорой.
Этим обеспечивается сохранение постоянной температуры внутри цистерны.
Для наполнения секций цистерны молоком используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя, слив молока происходит самотёком.
Выпускаются цистерны для перевозки молока ёмкостью от 1800 до 5250 л на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, Урал и МАЗ и на двухосном прицепе ИАПЗ-754В.
Цистерны для перевозки молока, растительного масла, вина, пива и других жидких пищевых продуктов имеют внутреннюю оболочку из алюминия, пластмассы или нержавеющей стали.
Внутренняя поверхность из нержавеющей стали полируется или покрывается цинком или стеклянной эмалью.
Основы организации перевозок
КИТ
97
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Автопоезда-цементовозы с пневматической разгрузкой особенно удобны при использовании на сильно загромождённых строительных площадках, так как при помощи длинного гибкого шланга могут выгрузить цемент в требуемое место.
На базе автопоездов-цементовозов могут быть созданы автопоезда для внесения пылевидных минеральных удобрений в почву.
Загружают такие цистерны путём создания в них разрежения, а разгружают под давлением, присоединяя к патрубкам распиливающие сопла.
Использование специализированного подвижного состава по сравнению с перевозкой грузов в неприспособленных для этого автомобилях обеспечивает снижение расходов на перевозки (из-за более полного использования грузоподъёмности), позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные операции, упростить приём и сдачу груза (при перевозке груза за пломбой грузоотправителя), улучшает сохранность грузов, уменьшает потребность в подвижном составе и расходы на тару и упаковку.
В ряде случаев перевозки без специализированного подвижного состава вообще не могут быть выполнены (строительные конструкции, скоропортящиеся грузы).
Доставка грузов в специализированном подвижном, составе является выгодной, несмотря на более высокую стоимость такого подвижного состава и более низкий коэффициент использования его пробега.
Основы организации перевозок
КИТ
98
При перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приёме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной. Размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 40 тонн. Размещение делимого груза на автопоездах в составе 3-осного тягача и 2- или 3-осного полуприцепа, перевозящего 40-футовый контейнер ISO, осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 44 тонн, а осевая нагрузка транспортного средства не превышала 11,5 тонны. Скоропортящийся груз перевозится с соблюдением температурного режима, определённого условиями его перевозки, обеспечивающими сохранность его потребительских свойств. Размер естественной убыли груза, перевозимого навалом, насыпью или наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, определяется для всей партии одновременно выданного груза в соответствии с нормами естественной убыли, определяемыми в установленном порядке.
Основы организации перевозок
КИТ
99
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ОСЕВЫЕ НАГРУЗКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Основы организации перевозок
Расстояние между сближенными осями, метров | Значение предельно допустимой осевой нагрузки | |
кН/тс* | кН/тс** | |
Свыше 2 | 100/10 | 115/11,5 |
Свыше 1,65 до 2 (включительно) | 90/9 | 105/10,5 |
Свыше 1,35 до 1,65 (включительно) | 80/8 | 90/9 |
Свыше 1,3 до 1,35 (включительно) | 70/7 | 80/8 (75/7,5***) |
Свыше 1 до 1,3 (включительно) | 80/8 | |
До 1 | 60/6 | 70/7 |
* Для автомобильных дорог, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку ТС до 100 кН/10 тс. |
КИТ
100
В транспортном процессе участвуют три стороны:
грузоотправитель (поставщик);
транспортная организация;
грузополучатель.
В зависимости от роли каждого участника в транспортном процессе различают
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.
Под централизованными перевозками следует понимать перевозки, при которых транспортная организация доставляет грузы всем потребителям по заявкам грузоотправителей.
В отличие от централизованных перевозок при децентрализованных грузополучатель сам организует перевозку необходимых ему грузов, включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ и экспедирование грузов. Для этого грузополучатель подаёт заявку на автотранспорт, прибывает на пункт погрузки со своими грузчиками, экспедитором и своим или арендованным автомобилем, получает груз, экспедирует его и разгружает у себя на складе.
При такой организации перевозок на пункте погрузки скапливается большое количество автомобилей, грузчиков, экспедиторов и создаются длинные очереди в ожидании получения и погрузки груза. Погрузка ведётся, как правило, вручную, так как поставщик груза не заинтересован в механизации погрузочных работ, ибо не отвечает за погрузку. Функция поставщика сводится лишь к отпуску продукции (груза) по нарядам; за организацию загрузки автомобилей и рациональное их использование он не отвечает.
Основы организации перевозок
КИТ
101
При централизованных перевозках взаимоотношения сторон в транспортном процессе распределяются следующим образом:
заказчиком транспорта является грузоотправитель или организация, поставляющая его груз;
транспортирует груз автотранспортное предприятие, как правило, общего пользования;
разгрузку груза производит получатель;
груз экспедирует автотранспортное предприятие, причём функции экспедитора выполняет водитель, за исключением случаев, когда при перевозке необходимо соблюдать особые меры предосторожности или когда перевозят особо ценные грузы, требующие при сдаче перевеса или пересчёта;
расчёты за перевозку ведёт грузоотправитель – заказчик транспорта, которому получатель возмещает стоимость транспортных расходов одновременно с оплатой стоимости груза.
Таким образом, централизованными следует считать перевозки, при которых получатель груза не участвует в его перевозке и отвечает только за выполнение разгрузочных работ. Как правило, централизованно грузы перевозят по единому графику, согласованному между поставщиком, получателем и автотранспортным предприятием.
Основы организации перевозок
КИТ
102
Централизованные перевозки имеют следующие ПРЕИМУЩЕСТВА:
создаются условия для ритмичного поступления грузов от поставщиков к потребителям, причём резко сокращаются сроки их доставки;
ликвидируются простои подвижного состава в ожидании погрузки, так как перевозки выполняются по заранее согласованному графику, возникает возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ;
отпадает необходимость в грузчиках и экспедиторах;
имеются возможности для внедрения специализированного подвижного состава, значительно сокращаются транспортные издержки грузовладельцев;
объем перевозок выполняют меньшим количеством подвижного состава со снижением затрат на материалы и рабочую силу;
значительно снижаются себестоимость транспортировки груза и издержки на транспортные расходы;
повышается производительность подвижного состава и эффективность использования транспортных средств;
имеется возможность оперативно планировать и учитывать перевозки экономико-математическими методами и на ЭВМ;
открываются перспективы для развития укрупнённых автотранспортных предприятий общего пользования.
Основы организации перевозок
КИТ
103
Рациональными маршрутами называют заранее рассчитанные вручную или с помощью ЭВМ маятниковые или кольцевые маршруты перевозок, обеспечивающие повышения коэффициента использования пробега.
МАЯТНИКОВЫЙ МАРШРУТ
Маятниковые рациональные маршруты подразделяют на маршруты, когда автопоезд не весь обратный путь проходит с грузом и на маршруты с гружёным пробегом в обоих направлениях, когда коэффициент использования пробега равен единице.
Основы организации перевозок
КИТ
104
КОЛЬЦЕВОЙ МАРШРУТ
Кольцевой рациональный маршрут – такой маршрут, когда автопоезд движется по замкнутому контуру, последовательно соединяющему несколько пунктов погрузки и разгрузки.
Основы организации перевозок
КИТ
105
ЧЕЛНОЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Челночный метод перевозок реализуется при перевозках грузов автопоездами. При этом методе загрузка и разгрузка автопоезда заменяется перецепкой полуприцепа или прицепа. Предварительно загруженный в пункте погрузки прицеп обменивается на порожний в пункте разгрузки, и доставляется туда автомобилем-тягачом в составе автопоезда. Основным условием внедрения челночного метода является согласованность графиков отправки и приёма груза между грузоотправителем и грузополучателем. График доставки груза должен предусматривать своевременную загрузку (разгрузку) обменного прицепа или полуприцепа и гарантировать его готовность к прицепке к моменту прибытия тягача.
Основы организации перевозок
КИТ
106
Обычно ЧЕЛНОЧНЫЙ МЕТОД используется на перевозках по постоянным в течение определённого времени маршрутам со стабильными грузопотоками на небольшие расстояния. Внедрение метода требует устройства площадок для перецепки полуприцепов (прицепов).
Требования к перецепочным площадкам:
ровное и твёрдое покрытие, допускается хорошо укатанное мелкощебёночное или грунтовое покрытие, допускается уклон не более 5 градусов;
места стоянки, разворотов, зоны ограничения скорости должны отмечаться дорожными знаками;
радиусы поворота при выезде и въезде должны быть не менее 11 м, чтобы предотвратить «складывание» автопоезда;
площадки должны иметь «козелки» - страховочные опоры под полуприцепы в достаточном количестве.
Челночный метод перевозок имеет три варианта своей реализации:
Перецепка прицепов или полуприцепов как в пункте погрузки, так и в пункте разгрузки.
Перецепка только в пункте погрузки или только в пункте разгрузки (получелночный).
Организация рядом с ППР специальных перецепочных площадок, куда обменные полуприцепы манёвровыми тягачами доставляются от погрузочно-разгрузочных постов после их загрузки или разгрузки.
Основы организации перевозок
КИТ
107
Преимущества челночного метода перевозок:
Замена погрузочно-разгрузочных операций перецепкой ведёт к сокращению времени пребывания автомобиля-тягача в пункте погрузки (разгрузки), что даёт возможность сделать большее число ездок и увеличить объем перевезённого груза. При фиксированном объёме перевозимого груза его перевозка может быть осуществлена меньшим количеством тягачей.
Обменные полуприцепы и прицепы могут использоваться в качестве временных складов перевозимого груза.
Операции разгрузки могут совмещаться с технологическими операциями основного производства у грузополучателя: монтаж железобетонных изделий «с колёс», укладка доставленных грузов в контейнеры для последующего их хранения у грузополучателя, организация временных торговых точек с распродажей товаров непосредственно из отцепленного прицепа или полуприцепа.
Применение челночного метода перевозок:
доставка железобетонных изделий и деталей крупнопанельного домостроения;
при работе автопоездов на железнодорожных станциях и портах водного транспорта;
при перевозке массовых сельскохозяйственных грузов.
Основы организации перевозок
КИТ
108
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ПО ЧАСАМ ГРАФИКА
При организации перевозок по часовым графикам АТП, грузоотправители и грузополучатели работают по согласованному расписанию, которое устанавливает фиксированное время выполнения операций погрузки и разгрузки.
Внедрение часовых графиков:
По часовым графикам выполняют перевозки на постоянных маршрутах со стабильными грузопотоками: перевозка почты, доставка в магазины продовольственных товаров и т. д.
Работа автотранспорта в качестве звена основного производства: доставка товарного бетона на строительные объекты, асфальтобетона при строительстве дорог, перевозка железобетонных изделий и конструкций для «монтажа с колёс».
Доставка скоропортящихся и особо ценных грузов.
Для упорядочения работы автомобилей при высокой интенсивности их поступления в пункты погрузки (устраняются очереди).
Основы организации перевозок
КИТ
109
Организационно-технические мероприятия для внедрения часовых графиков:
предварительное обследование транспортного процесса, хронометраж, анализ затрат времени на выполнение всех его элементов;
устранение причин непроизводительных затрат времени автомобилями при погрузке и разгрузке;
стабилизация длительности операций погрузки (разгрузки) груза, уменьшение амплитуды колебаний, длительности, затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы;
расчёт многовариантного часового графика доставки груза, при возможном сбое составить программу рациональных действий;
формирование резерва транспортных и погрузочных средств;
разработка системы оплаты и стимулирования персонала, участвующего в перевозке грузов по часовым графикам;
доведение часового графика до исполнителей и инструктаж персонала.
Преимущества внедрения часовых графиков:
Внедрение часовых графиков ведёт к повышению общей культуры и дисциплины производства.
Возможность сокращения или ликвидации складских запасов груза у грузополучателя.
Сокращение запасов груза делает ненужным строительство и содержание складского хозяйства и уменьшает потребности в оборотных средствах, что в свою очередь ведёт к снижению потребности в земельных ресурсах.
Экономия финансовых средств и уменьшение численности персонала.
Основы организации перевозок
КИТ
110
СКВОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ, СИСТЕМА ТЯГОВЫХ ПЛЕЧ
МЕЖДУГОРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ осуществляют по системе тяговых плеч и сквозному методу.
Организация междугородных грузовых перевозок по системе тяговых плеч предусматривает разбивку всего маршрута на участки с закреплением за ними необходимого количества автомобилей и автомобилей-тягачей. При таких перевозках наибольшего эффекта достигают с использованием автомобилей-тягачей и полуприцепов. Автомобиль-тягач работает постоянно на одном закреплённом участке, а полуприцеп проходит от пункта погрузки до пункта разгрузки по всему маршруту. Если на маятниковых маршрутах используют бортовые автомобили, то на стыке участков груз перегружают на автомобиль, работающий на соседнем участке; или на склад, где он ожидает прибытия автомобиля с соседнего участка. Повышенного эффекта в этом случае достигают применением контейнеров, что облегчает перегрузку груза и создаёт возможность для механизации погрузочно-разгрузочных работ.
График движения автомобилей на участке (плече) должен быть составлен с учётом движения автомобилей на других участках, т.е. по всему маршруту.
Если перевозки осуществляются по сквозному методу, то автомобиль (автопоезд), доставляя груз, проходит весь маршрут от пункта погрузки до пункта разгрузки. При этом методе организации грузовых перевозок необходимо предусмотреть время отдыха водителя. Возникают также трудности в организации технического обслуживания, ремонта автомобилей, прицепов и контроле за работой водителей.
Основы организации перевозок
КИТ
111
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Международные грузовые перевозки – это целый комплекс услуг в сфере страхования, логистики и транспорта, которые связаны с перемещением различных товаров между странами. Международными они признаются в таком случае, когда груз был перемещён как минимум через одну государственную границу.
Основы организации перевозок
КИТ
112
Методы организации централизованных перевозок:
Отправительский метод все функции организации перевозок берет на себя грузоотправитель, который заказывает автомобиль на транспортном предприятии. Основным преимуществом данного метода является возможность эффективной организации погрузки автомашины за счёт согласования графиков производства продукции, ежедневных объёмов сбыта и производительности погрузочно-разгрузочных машин. Недостатком является невозможность эффективного использования автомашины, так как при таком методе в основном могут применяться только маятниковые маршруты.
Отраслевой метод необходимо наличие дистрибьютора (поставщика), который организует сбыт продукции сходного назначения от разных производителей. В отличие от отправительского метода здесь предусматривается не только доставка заказанной продукции потребителю, но и её завоз от различных производителей на склад, который используется для комплектования заказов. Тем самым расширяются возможности для более эффективного использования автотранспортного средства.
Транспортный метод организатором централизованных перевозок является перевозчик или транспортно-экспедиционная организация. В этом случае организатор перевозок не привязан к какой-то конкретной продукции или производителю, а организует перевозки в соответствии с поступающими заказами. За счёт этого существуют наиболее широкие возможности повышения эффективности использования автомашины.
Основы организации перевозок
КИТ
113
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КРОСС-ДОКИНГА:
Доставка товаров по логистической схеме «Звезда». В этом случае грузы доставляются из различных точек в одно место, а затем сортируются для доставки по различным направлениям. Она представляет собой систему связей, в которой весь грузовой трафик перемещается вдоль «спиц», связанных со «ступицами» в центре. Основным преимуществом логистической модели «Звезда» по сравнению с более традиционной моделью «от точки к точке», является уменьшение путей транспортировки товаров. Так при построении системы транспортировки товаров из 9 точек в центральный пункт требуется только 9 маршрутов, в то время как применение системы «от точке к точке» потребует 45 маршрутов. Небольшое количество маршрутов в целом приводит к более эффективному использованию транспортных средств. Кроме того сложные операции, сопровождающие логистическую деятельность такие как сортировка, упаковка и бухгалтерский учёт, можно осуществлять только в центре «звезды», а не на каждом узле. В качестве недостатка такой модели можно отметить излишнюю централизованность, а также отсутствие достаточной гибкости в ежедневных операциях. Кроме того, в периоды случайного роста трафика между двумя «спицами», система может с трудом справляться с возросшими нагрузками.
Планирование маршрутов в логистической сети, состоящей из «звёзд» является сложной и нетривиальной задачей. Для поддержания операционной эффективности требуется тщательный анализ движения и точная оценка затраченного времени. Общий объем грузовой сети ограничен возможностями центра-концентратора. Задержки в самом центре могут привести к задержкам в сети. Задержки на «спицах» могут также повлиять на сеть.
Основы организации перевозок
КИТ
114
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК заключаются в воздействии на факторы, определяющие её величину. К числу основных из них относятся:
внедрение на железнодорожном транспорте прогрессивных видов техники и технологии;
рост объёма перевозок, в том числе за счёт привлечения дополнительных перевозок с конкурирующих видов транспорта;
повышение качества работы транспорта, в том числе качества эксплуатационной работы;
повышение производительности труда;
повышение эффективности использования основных фондов;
снижение норм затрат ресурсов на единицу перевозок в натуральном выражении;
совершенствование системы управления эксплуатационными расходами на всех уровнях транспортного процесса.
Основы организации перевозок
КИТ
115
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Процесс перемещения груза – это совокупность действий, связанных с его перемещением в пространстве без изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (ГОСТ 14.308-74). Процесс перемещения включает транспортирование груза и начально-конечные операции (подготовка, погрузка, разгрузка, перегрузка, складирование, подача транспортных средств и т.д.).
Транспортирование – перемещение груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.
погрузка – операция перемещения груза с места постоянного хранения или временного накопления на транспортное средство;
разгрузка – перемещение груза с транспортного средства на место постоянного хранения или временного накопления;
перегрузка – перемещение груза с одного транспортного средства на другое или с одного места хранения на другое;
складирование – операция размещения грузов в определенном порядке для хранения или временного накопления.
Транспортные процессы и его элементы
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Совокупность элементов, образующих законченную операцию доставки грузов, называется циклом перевозки, или ездкой.
Время выполнения ездки:
где
tдв – время движения;
tп – время погрузки;
tp – время разгрузки;
tпp – время простоя по организационным причинам (оформление документов и т.п.);
lе – длина ездки;
vт – техническая скорость;
tп–р – время погрузки и разгрузки.
Транспортные процессы и его элементы
Пробегом называется расстояние, проходимое ПС за определенный период времени.
Классификация различных видов пробега грузового ПС представлена на рис.
Нулевой пробег – это пробег, который необходимо совершить ПС для прибытия из АТО на первый пункт погрузки и возвращения после последней разгрузки в АТО.
Виды пробега грузового подвижного состава
Для повышения эффективности эксплуатации ПС необходимо стремиться к снижению непроизводительного пробега.
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Транспортные процессы и его элементы
При расчетах применяют коэффициент использования пробега за ездку:
где
lег – пробег с грузом за ездку;
lх – пробег без груза за ездку.
Доля пробега с грузом в общем пробеге ПС оценивается коэффициентом использования пробега:
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Транспортные процессы и его элементы
Время пребывания АТС в наряде:
где
Тм – время работы на маршруте;
tн – время на выполнение нулевого пробега.
Средняя продолжительность пребывания АТС в наряде за сутки характеризует эффективность использования парка по времени и считается как отношение общего количества автомобиле-часов пребывания в наряде за отчетный период к общему количеству автомобиле-дней эксплуатации.
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
На практике приходится на основании заданного времени работы ПС на маршруте определять возможное количество ездок:
,
где
INT – функция, возвращающая ближайшее меньшее целое значение.
Транспортные процессы и его элементы
МАРШРУТЫ, ЧАСТОТА И ИНТЕРВАЛ ДВИЖЕНИЯПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Маршрутом движения называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок.
Выбираются такие маршруты, которые обеспечивают минимальные затраты на транспортирование грузов. В маршрут могут включаться грузы, перевозка которых возможна на одном и том же типе подвижного состава и которые совпадают по срокам предъявления к перевозке.
Выбор маршрута зависит от дислокации погрузочно-разгрузочных пунктов и АТП, рода и размеров партий грузов, характеристик подвижного состава.
Для маршрутизации движения применяются экономико-математические методы планирования перевозок.
длина маршрута – это расстояние, которое проходит автомобиль от начального до конечного пункта;
оборот подвижного состава – законченный цикл движения, т.е. движение по всему маршруту с возвращением в начальный пункт;
интервал движения – промежуток времени между проездом любого пункта (места) маршрута двумя следующими друг за другом в одном направлении автомобильными транспортными средствами.
Маршруты, частота и интервал движенияподвижного состава
МАРШРУТЫ ДВИЖЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:
маятниковые,
радиальные,
кольцевые,
комбинированные,
сборные,
развозочные и сборно-развозочные
Разновидности маршрутов перевозок грузов:
а – маятниковые (с частично обратно груженым пробегом и не полностью груженым прямым и обратным пробегом); б – кольцевые; в – радиальные; г – комбинированный; д – сборный, развозочный и сборно-развозочный; А – начальный пункт маршрута: 1 – движение с грузом; 2 – движение без груза
Маятниковыми называются маршруты, когда движение подвижного состава в прямом и обратном направлениях происходит по одной и той же трассе.
Они могут быть:
- с полным использованием пробега,
- с использованием пробега только в прямом направлении,
- с неполным использованием пробега в прямом или обратном или в обоих направлениях.
Разновидностью маятниковых маршрутов являются радиальные, которые имеют различные направления, но начинаются или заканчиваются в одном пункте.
Кольцевой маршрут движения – замкнутый контур, соединяющий пункты погрузки и разгрузки, когда пункт его начала является конечным.
Комбинированные маршруты – это сочетание нескольких маршрутов движения подвижного состава, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок на некоторых из них.
Сборный, развозочный и сборно-развозочный – это маршруты, на которых подвижной состав, проходя погрузочно-разгрузочные пункты, постепенно загружается, разгружается или загружается или только разгружается.
Маршруты, частота и интервал движенияподвижного состава
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта применяется система показателей, которая характеризует степень его использования:
во времени (дни, автомобиле-дни эксплуатации, коэффициент выпуска подвижного состава, время на маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой и коэффициент использования рабочего времени);
по скоростным свойствам (техническая и эксплуатационная скорость движения);
по пробегу (коэффициенты использования пробега за различные периоды времени работы на линии);
по грузоподъемности (коэффициенты использования грузоподъемности статический и динамический).
Списочный (инвентарный) парк подвижного состава – парк, числящийся на балансе автомобильного транспортного предприятия в данный момент времени j.
По своему техническому состоянию он подразделяется на:
- парк, готовый к эксплуатации, Атj,
- парк, находящийся в ТО и ремонтах, Арj: Асj = Атj+ Арj.
Основные показатели работы подвижного состава
Часть Атj используется на перевозках – Аэj, а другая часть находится в простое – Апj, т.е.
Атj = Аэj+ Апj; Асj = Аэj + Апj +Арj.
Каждая i-я единица парка подвижного состава в течение Дкi календарных дней находится в эксплуатации дней Дэi, в ТО и ремонтах – Дрi дней и в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, отсутствие материалов и т.п.) – Дпi дней: Дкi = = Дэi + Дрi +Дпi.
Для определения времени эксплуатации, ремонта или простоя парка подвижного состава используют показатель – автомобиле-дни:
где
АД – суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в рассматриваемом состоянии;
Дi – число дней нахождения в рассматриваемом состоянии на АТП i-го автомобиля за календарный период Д;
А – число автомобилей за период Д (равно сумме их числа на начало календарного периода и числа поступивших за этот период или сумме их числа на конец периода и числа списанных);
Аj – число автомобилей в рассматриваемом состоянии на АТП в j-е сутки;
Д – продолжительность календарного периода, сут.;
АДk – суммарное число автомобиле-дней k-й группы автомобилей (например, одной грузоподъемности);
n – число групп автомобилей.
Время работы за календарный период характеризуется числом дней (для одной единицы) или автомобиле-дней (для парка) эксплуатации подвижного состава на линии.
В течение рабочего дня каждый автомобиль определенный период находится в наряде, т.е., работая на линии, выполняет перевозку груза.
Использование подвижного состава за определенный период по календарному времени характеризуется также коэффициентом выпуска подвижного состава:
для одного автомобиля за Д календарных дней:
для парка за Д календарных дней:
Основные показатели работы подвижного состава
Техническое состояние парка подвижного состава характеризуется коэффициентом технической готовности:
для одного автомобиля за Д календарных дней:
для парка за один рабочий день:
Коэффициент выпуска подвижного состава определяется уровнем коэффициента технической готовности:
в = т Дт Kи /Д,
где
Kи – коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей в рабочие дни парка по различным эксплуатационным и организационным причинам (Kи = 0,93…0,97).
Основные показатели работы подвижного состава
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ АВТОМОБИЛЯ; ДЛИНА ЕЗДКИ
Использование грузоподъемности подвижного состава характеризуется коэффициентами статического и динамического использования.
Коэффициент статического использования грузоподъемности с – это отношение фактически перевезенного груза Qф к грузу Qв, который можно было бы перевезти при условии полного использования грузоподъемности подвижного состава при груженых ездках :
за одну i-ю ездку
за день (смену) для одного автомобиля
где
qфi – перевезенный груз за одну i-ю ездку, т;
qi – номинальная грузоподъемность автомобиля, которым выполнена i-я ездка с грузом, т;
ci – коэффициент статического использования грузоподъемности при i-й ездке с грузом;
ze – общее число ездок с грузом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ АВТОМОБИЛЯ; ДЛИНА ЕЗДКИ
Коэффициент динамического использования грузоподъемности д – это отношение фактически выполненной Рф транспортной работы к возможной Рв при условии полного использования грузоподъемности подвижного состава на протяжении всего пробега с грузом:
д = Рф / Рв.
Здесь в отличие от с учитывается не только количество груза, но и расстояние перевозки.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности:
за одну ездку
за день (смену) для одного автомобиля
.
Пробег – расстояние, которое проходит автомобиль за определенный период времени.
Он может быть производительным (с грузом) и непроизводительным (без груза).
Последний подразделяется на:
порожний (от пункта разгрузки до следующего пункта загрузки);
нулевой (от АТП до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП).
Нулевыми считаются также все заезды, не связанные с выполнением транспортного процесса (заправка, ТО, ТР).
Если обозначить нулевой пробег через Lн, а пробег, связанный с выполнением транспортного процесса, через Lм, то общий пробег:
L = Lн + Lм.
Автомобиль работает на маршруте время Тм и затрачивает на нулевой пробег время tн.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ АВТОМОБИЛЯ; ДЛИНА ЕЗДКИ
Но так как
Lм = Lг + Lх, L = Lг + Lх + Lн,
где
Lr и Lх – соответственно пробег автомобилей с грузом и порожний (холостой), км.
Коэффициент использования пробега подвижного состава – отношение производительного пробега к общему за определенный период:
за одну i-ю ездку
за ze ездок
где
lri, lxi – соответственно пробег с грузом и без груза при i-й ездке автомобилей, км;
ze – общее число выполненных ездок.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ АВТОМОБИЛЯ; ДЛИНА ЕЗДКИ
Среднее расстояние перевозки lq – это средняя дальность транспор-тирования одной тонны груза, определяется отношением выполненной транспортной работы Р к объему перевезенного груза Q:
Средняя длина ездки с грузом – это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки; определяется отношением общего груженого пробега к соответствующему числу выполненных ездок, т.е.
.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ АВТОМОБИЛЯ; ДЛИНА ЕЗДКИ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.