ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНИТЕЛЮ В ОБЛАСТИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Автор: Рябова Анна Сергеевна
Заречный
2021
Содержание
Введение 3
1 Осанка 4
1.1 Выворотность. Гибкость тела. Танцевальный шаг 5
1.2 Прыжок 7
1.3 Музыкальность 8
1.4 Внимание. Память. Выносливость 9
Заключение 13
Список использованных источников 14
Хореография как вид искусства накапливает в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на учащегося, формируя, координацию, выносливость, правильную осанку, воспитывает эстетический вкус. Классический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения учащиеся знакомятся с такими понятиями как апломб, выворотность, танцевальный шаг, музыкальность.
Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах. Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934г.). Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства.
Актуальность данной контрольной работы продиктована необходимостью понимания педагогами - хореографами важности изучения основных требований к исполнителю в области классического танца.
Объектом исследования является классический танец, как способ развития данных танцора.
Предметом исследования – являются основные требования к исполнителю в области классического танца.
Цель контрольной работы изучить основные требования к исполнителю в области классического танца.
Способами достижения цели являются следующие задачи, решаемые в работе:
- изучить понятия апломб, выворотность;
- изучить требования к понятиям танцевальный шаг, выносливость.
1 Осанка
Основа осанки - позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный, грудной, поясничный и крестцово-копчиковый. При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
Апломб. Основной характеристикой апломба является устойчивость. Устойчивость - один из основных элементов классического танца. Положение фигуры в позах и упражнениях на всей ступне, на полупальцах и пальцах, на двух и на одной ноге должно быть уверенное, устойчивое, без смещения опорной ноги и подскоков на ней.
Развитие устойчивости начинается с первого класса, когда вырабатывается постановка ног и корпуса в экзерсисе у палки и умение находить центр тяжести корпуса, стоя на одной или двух ногах. Положение фигуры должно быть вертикально, без наклона вперед или назад и прогиба в пояснице; спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты. Поясница укрепляется напряжением спинных мышц. Ни в коем случае нельзя держать спину с напряженно соединенными лопатками, это неизбежно ослабляет подтянутость поясницы.
Основа устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит посередине головы и корпуса и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на полупальцах, и на пятке, когда стоишь на всей ступне.
В тех случаях, когда корпус перегибается назад или в сторону, наклоняется вперед, равновесие удерживается благодаря правильному положению центра тяжести, а также с помощью хорошо подтянутых бедер и спины. Сохранению устойчивости на опорной ноге способствует также закрепленное в выворотном положении бедро работающей ноги и выворотность опорной.
1.1 Выворотность. Гибкость тела. Танцевальный шаг
Выворотность - обязательное условие исполнительской техники классического танца. Выворотность - это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), а также основа для исходных положений всех движений и позиций классического танца. Выворотность создает красоту линий исполнения всего экзерсиса и сценического танца, позволяет использовать большую амплитуду движений.
При изучении классического танца в классе определяют активную, пассивную и общую выворотности. Активная выворотность - это такая выворотность, которая возможна при опоре тела на неподвижную поверхность одной ногой или при отсутствии опоры при прыжке во время полета в воздухе.
Пассивная выворотность - это та дополнительная к активной выворотности подвижность, которую можно использовать, поворачивая ногу наружу, применяя внешнее усилие.
Дополнительная выворотность проявляется при опоре тела обеими ногами на шероховатую поверхность, когда посторонней силой, удерживающей ногу в выворотном положении, является сила трения.
Общая выворотность слагается из активной и пассивной.
Выворотное положение ног во время танца обеспечивает исполнителю возможность свободного выполнения движений классического танца и создает условия для такой интерпретации хореографического рисунка, которая отвечает законам художественного восприятия, законам красоты. Сочетание природной и выработанной выворотности ног с легким шагом превращает танец в пленительное зрелище.
Гибкость тела. Гибкость тела - показатель пластичности тела исполнителя, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа. Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
Гибкость в классическом танце - это средство актерской выразительности. Развивая гибкость тела, не следует прибегать к искусственным способам, в результате мы получим формальный эффект. Гибкость тела, локтя, запястья вырабатывается на уроках классического танца. Нужно следить, чтобы все движения рук исполнялись свободно, строго, мягко, без лишних движений кисти. Гибкость шеи, спины вырабатывается у станка и на середине. При этом нужно обязательно следить за точностью исполнения движений руками, головой, за точностью взгляда. Двигаться легко, свободно, без лишних физических усилий - значит уметь скрывать от зрителя все трудности своего мастерства, всю ту огромную затрату сил и энергии, которая происходит при этом. В учебной работе легкость достигается на основе гибкости, устойчивости, точности движений и безупречной музыкальности. Исполнение ученика должно быть во всем достаточно слитным, четким, решительным, разнообразным по характеру, но всегда легким, а не затрудняющим, и тем более тяжеловесным. Не только легкость, но и мягкость движения является обязательным исполнительским элементом классического танца. Крайне важно прививать учащимся сознание того, что мягкость движения - это не просто умение эластично, выворотно, гибко и ритмично двигаться, а что это одно из выразительных средств мастерства.
Танцевальный шаг - это одно из основных требований классического танца. Большой выворотный шаг совершенствует технику движений, обогащает лексику классического танца. Вырабатывая шаг, нужно учитывать, что величина его не должна вести за собой уменьшение выворотности бедра. «Шаг и выворотность в классическом танце - единое целое» (Н.И. Тарасов). Развивать шаг надо исходя из физических способностей и возможностей ученика. Лучше не делать шаг самоцелью, это приведет к нарушению классической стройности и устойчивости ног, движения, особенно позы.
Танцевальный шаг создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений.
1.2 Прыжок
Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность - и поэтому является его важной составной частью. Техника прыжка имеет свои особенности, свои приемы исполнения. Важный момент в прыжке - это demi plie. Необходимо, чтобы ступни плотно примыкали к полу, при толчке ступня отделяется от пола с силой последовательно от пятки. Заканчивается прыжок с кончика пальцев на пятку. Чтобы добиться устойчивого прыжка, очень важно уметь правильно удерживать корпус. Во время толчка, взлета и завершения прыжка недопустимы распущенная спина и поясница. Необходимо точно уметь послать тело во время прыжка по вертикали. Устойчивость прыжку придают также руки. Они не могут оставаться пассивно безучастными или рефлекторно и судорожно дергаться. Это придает танцевальной пластике неуверенность и стесненный характер. Движения головой также способствуют устойчивости прыжка. Голова, как и руки, во время взлета может сохранять положение покоя или двигаться, но в обоих случаях ее движения входят в общий силовой темп выполнения прыжка в целом.
1.3 Музыкальность
Каким же послушным, гибким, отзывчивым и тонким должно быть тело исполнителя, если оно призвано верно отображать и раскрывать смысл музыки. Уметь творчески вдохновенно и виртуозно танцевать содержание музыки - значит обладать одним из главных элементов актерского мастерства. Содержание музыки должно стать для учащихся сознательным, активным, творческим началом, внутренним чувством действия, которым они могут управлять. Начинающему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. В учебной работе надо подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнить каждое задание не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально. Музыкальность будущего исполнителя слагается как бы из трех взаимосвязанных исполнительских компонентов:
1. Способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения.
2. Умение учащихся сознательно и творчески воспринимать тему - мелодию, художественно воплощая ее в танце. Будущий исполнитель, если он любит музыку, внутренне тянется к ее теме.
3. Умение учащихся внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно воплотить их звучание в пластике танца.
Словом, хореография и музыка должны стать единым объектом его внимания во всех отношениях. Умение слушать музыку в целом, ее ритм, тему и интонацию необходимо воспитывать последовательно: от простого к сложному на протяжении всего курса обучения классическому танцу. Концертмейстер является непосредственным помощником преподавателя. Зная характер, ритм и составные элементы учебного задания, он может предложить вниманию учащихся соответствующую тему, тональность, динамику, размер и акценты музыкальной импровизации.
1.4 Внимание. Память. Выносливость
Внимание. Многое в мастерстве исполнителя зависит от хорошо развитого и воспитанного внимания. Под вниманием исполнителя следует понимать направленность и собранность его психической деятельности, связанной с исполнительским творчеством.
Способность одновременно охватывать все стороны исполнительского мастерства, проникать в замысел драматурга, композитора, балетмейстера и художника означает, что внимание танцовщика действует объемно. Умение рационально расходовать свои силы, быстро и точно переключаться из одного ритма в другой, менять характер сценического действия означает, что внимание танцовщика способно действовать гибко.
Но нельзя внимание танцовщика разделять искусственно на моторное и творческое. Техника движения - это не простой физический автоматизм, в ней всегда есть доля творчества, но сравнивать ее с процессом создания образа невозможно. Здесь внимание танцовщика связано со многими сложнейшими, подчас неуловимыми психическими процессами, из которых рождаются и воображение, и образность и т.д.
Развитие внимания учащихся неразрывно связано с воспитанием воли. Слабая, неустойчивая воля ученика не способна удержать его внимание в нужном направлении. Какова бы ни была воля танцовщика или ученика, она всегда выражена в его внимании, следовательно, в действиях. Основой воспитания внимания воли ученика является сознательная дисциплина.
Для нормального развития внимания ученика необходимо, чтобы весь пройденный материал был хорошо усвоен, очередные задания не переусложнялись и не упрощались. Также нужно неуклонно воспитывать художественное отношение к технике танца и музыке. Такой путь позволит ученику постепенно обрести должную культуру внимания, без которой творческая работа над танцевальным образом будет, как правило, поверхностной.
Память. Если исполнитель способен воспитывать хранящийся в его сознании запас впечатлений и опыта, если он умеет твердо запомнить все стороны создаваемой им роли и сценического действия, значит, память его хорошо развита, что позволяет достичь высокой исполнительской техники и актерского мастерства. Хорошо развитая память как бы освещает предстоящие поступки исполнителя, неуклонно ведя его к намеченной цели. Слабая память ограничивает его действия, вызывая самые неожиданные исполнительские оплошности.
Память подразделяется на слуховую, зрительную и моторную. Слуховая память фиксирует в сознании все то, что артист слышал и слышит от своих учителей, репетиторов, балетмейстеров, все то, что «говорит» ему музыка, концертмейстер, дирижер. Зрительная память фиксирует в сознании танцовщика все то, что показывали и показывают учителя, репетитор, балетмейстер, художники спектакля, и весь ход событий сценического действия, в котором он участвует. Моторная память фиксирует в сознании артиста все исполнительские приемы техники движения, приобретенные в школе, на репетициях и на спектаклях. Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое.
Слуховая память воспитывается и укрепляется при помощи слова и музыки.
Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности. Наглядный пример - наилучший способ воспитания исполнительской памяти и культуры поведения ученика, но только в том случае, если показ проводится в единстве с выразительной силой слова и музыки. Кроме того, смысл показа состоит в том, чтобы всесторонне раскрыть и совершенствовать индивидуальные, творческие способности учащихся, а не создавать своих подражателей.
Моторная память фиксирует в сознании учащихся все исполнительские приемы техники движения, приобретенные в школе, на репетициях и концертах. Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое.
Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на основе точной исполнительской техники. Мастерство будущего исполнителя не может формироваться удовлетворительно, если в его памяти ежеурочно будут фиксироваться хореографически и технически неправильные исполнительские приемы движения. Опыт показывает, что переучивать всегда значительно труднее, чем учить сначала.
Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении всего курса обучения. Без хорошо развитой памяти у будущего танцовщика не может быть хорошей устойчивости, гибкости, легкости, мягкости и свободы движений. Естественно, что ни одно из этих качеств невозможно без хорошо развитой физической силы, выносливости, внимания, музыкальности, правильного обучения и профессиональных способностей ученика.
Сила, выносливость и их развитие - это составляющие в достижении и совершенствовании свободного исполнительского мастерства техники классического танца, где одну из основных функций выполняют мышцы.
Производимая мышцами работа зависит от силы мышц, темпа сокращений и величины нагрузки. Чем выше темп сокращений, мышц и сопротивление, тем больше будет работа, совершаемая мышцей. При средней величине темпа сокращения и нагрузки работа мышц сохраняется дольше.
Мышцы исполнителя должны обладать достаточной силой, выносливостью, эластичностью и подвижностью, только тогда они будут выполнять свою работу экономно и целесообразно, без чрезмерной напряженности, которая ведет к скованности, а не свободе физического действия. Для правильного развития физической и мышечной свободы движения не нужны особые уроки. На основе обычного урока - экзерсиса у станка и на середине зала - необходимо обращать внимание на стабильное напряжение мышц, чтобы учащийся научился двигаться экономно, без лишнего напряжения.
Периоды отдыха между выполнением учебных заданий должны быть такими, чтобы мышцы учащихся, отдыхая, не остывали, а весь организм не выходил бы из рабочего состояния.
С мышцами и связками нужно обращаться бережно, развивать без насилия, тренировать, не переходя предела возможностей данного организма. Нельзя требовать невозможного. Неравномерность нагрузки приводит к травмам. Тренаж должен проводиться так, чтобы пауз было как можно меньше, движения объяснять коротко, совмещая рассказ с показом. Это сосредотачивает внимание, не дает остывать мышцам. Умение произвольно расслаблять мышцы имеет для исполнителя большое значение. Расслабление мышц - это активное торможение. Оно рефлекторно и вырабатывается постепенно. Поэтому умение произвольно расслаблять мышцы во время выполнения движений, повышает способность выполнять самые сложные комбинации, а умение расслаблять мышцы во время отдыха дает возможность быстро отдохнуть в перерыве между занятиями или репетициями.
Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных, выразительных движений и положений человеческого танца. Он вбирал в себя достижения различных танцевальных культур, перерабатывал движения народных плясок, пантомимных действий искусства мимов и жонглеров, бытовые и трудовые движения. Развиваясь в течение длительного времени, классический танец обретает точные, узаконенные формы, т.е. стройную систему.
Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах. Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934г.). Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства.
Классический танец современного типа совершил в своем развитии огромную эволюцию. По сравнению с его прежними формами он стал неизмеримо богаче и выразительнее. Наряду с различными танцевальными элементами в него вплетаются элементы пластики, акробатики, джаза, спорта, преображая его лексику, его язык и усложняя его технические приемы.
Современную школу классического танца отличает строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков.
Непременными условиями классического танца являются – выворотность, осанка, гибкость тела, танцевальный шаг, музыкальность, внимание, память, сила и выносливость. Все эти условия педагог дополнительного образования должен обязательно знать и учитывать в своей работе с детьми. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической учебной работы.
1. Антропова Л.В. Классический танец: вопросы теории: учебно-методическое пособие / Л.В. Антропова, Н.А. Заикина. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2007.
2. Балет энциклопедия/ главный редактор Ю.Н. Григоревич. – М.: Советская энциклопедия, 1981.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца: учебник, 5-е издание / А.Я. Ваганова. – Л.: «Искусство», 1980.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: ГИЦ "ВЛАДОС", 2004.
5. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. М.: Искусство, 1976.
6. Фомин А.С. Танец в системе воспитания и образования. Том 1 / А.С. Фомин. – Новосибирск: ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат», 2005
7. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.