ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
РУССКИЙ ЯЗЫК
К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
изученные части речи и их признаки, однородные члены предложения.
Учащиеся должны уметь:
· безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75-80 слов с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме
· «I и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но);
· производить фонетический разбор слов типа морозный, школьники;
· производить разбор слова по составу: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
· производить разбор слова как части речи: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; число (род), спряжение глаголов:
· производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
· в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Слова с непроверяемыми написаниями:
автомобиль, агроном, адрес,, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди вчера, газеты, гореть, горизонт, двенадцать, директор, до свидания желать, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костер медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу права, телефон, теперь, хлебороб, хозяйство, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Техника чтения.
· 1 полугодие. Сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, соответствующей строению предложений, логического ударения, тона и темпа речи. С помощью которых ученик выражает понимание смысла и свое отношение к прочитанному. Темп чтения вслух незнакомого текста 80-90 слов и выше. Осознанное чтение про себя.
· II полугодие. Беглое, сознательной, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Темп чтения вслух незнакомого текста – 90 слов и выше. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения про себя к концу обучения в начальной школе – на 50 слов и более слов выше, чем при чтении вслух.
Формирование приемов понимания прочитанного.
Развитие умений:
· самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
· прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
· проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозировать возможных ответов, самоконтроль);
· устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
· находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Учащиеся, закончившие начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов владеть рядом приемов понимания прочитанного, а именно уметь:
· прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
· самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
· проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
· формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
· составлять простой и сложный план;
· пересказывать текст по плану.
Элементы литературоведческого анализа текста.
· Развитие умения определять сюжет, основную тему и главную мысль произведения.
· Продолжение работы над образом литературных героев.
· Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
· Наблюдение над языком художественных произведений.
· Высказывание своего отношения к прочитанному.
Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:
· определять тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
· назвать героев произведения, увидеть в тексте образы-персонажи, описания природы и интерьера;
· видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания интерьера в тексте;
· высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
· представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.
Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:
· практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;
· относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки, былины.
Речевое развитие.
Обучение:
· подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
· составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
· творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
· Письменные творческие работы: сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Учащиеся, закончившие начальную школу, должны уметь:
· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
· подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
· составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
· учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.
МАТЕМАТИКА
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5-ом классе.
Нумерация.
Знать:
· названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
· как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трех классов.
Уметь:
· читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки < (меньше), > (больше), = (равно);
· представлять любое число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия.
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Знать:
· названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
· связь между компонентами и результатом каждого действия;
· правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их,
· таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Уметь:
· записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
· находить числовые значения буквенных выражений вида a +3,
8 * k, b : 2; a + b, c * d, k : n при заданных числовых значениях
входящих в них букв;
· выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
· выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел на однозначное и двузначное число), проверку вычислений;
· решать уравнения вида x + 60 = 320, 125 + x = 750,
2000 – x = 1450, x * 12 = 2400, x : 5 = 420, 600 : x = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
· решать задачи в 1-3 действия.
Величины.
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Знать:
· единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
· связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении и др.
Уметь:
· находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
· находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
· узнавать время по часам:
· выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
· применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
Геометрические фигуры.
Иметь представление о названиях геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность, центр, радиус.
Знать:
- виды углов, прямой, острый, тупой;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Уметь:
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
К концу 4-го класса учащиеся должны знать:
· способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, географическая карта);
· названия океанов и материков;
· положение России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
· особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
· правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
· определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;
· различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
· объяснить в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
· самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведений по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
· проводить самостоятельные наблюдения в природе;
· оперировать с моделями (цепи питания в различных природных зонах; нарушение природного равновесия в результате деятельности человека; круговорот веществ в природе; цепи питания в сообществах края; регулирование численности растительноядных животных (в поле, в саду, в огороде) с помощью их природных врагов); самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
· в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
· формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
· в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.