Основные элементы музыкального языка

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в 6 классе на тему Основные элементы музыкального языка Элемент музыкального языка, его выразительные возможности являются «продуктом» той или иной исторической эпохи Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов... В материале рассматриваются такие элементы кк - мелодия и гармонияВ материале рассматриваются такие элементы кк - мелодия и гармония
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки для                                              6 класса                    Основные элементы музыкального языка  «Не бойся слов теория, гармония, полифония и т.п. Относись к ним  дружески, и они тебе улыбнутся». (Р. Шуман) Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в  рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в  словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с  помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных  (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и  определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия, ритм,  лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это всё выразительные  средства музыкального искусства. Мелодия Мир музыки наполнен прекрасными мелодиями Баха, Моцарта, Грига,  Шопена, Чайковского... Вы уже знаете немало музыкальных произведений. Они остались в вашей  памяти. Если вы попытаетесь их вспомнить, то наверняка будете напевать  мелодию. За работой музыкальной памяти замечательно проследил  А. С.  Пушкин в «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Моцарт восклицает,  обращаясь к Сальери:Да! Бомарше ведь был тебе приятель; Ты для него Тарара сочинил, Вещь славную. Там есть один мотив... Я все твержу его, когда я счастлив... Ла­ла­ла­ла… «Тарар» ­ опера итальянского композитора Антонио Сальери на либретто  Пьера Бомарше. Прежде всего, Моцарт вспоминает мотив – выразительную частицу мелодии.  Мотив может вызвать представление обо всей мелодии, ее характере. А что  же такое мелодия? Мелодия ­ развитая и законченная музыкальная мысль,  выраженная одноголосно. Слово «мелодия» произошло от двух слов ­ melos ­ песнь, и ode ­ пение. В  общем, мелодия ­ это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не  запомнили всю её целиком, мы напеваем отдельные её мотивы, фразы. Ведь в  музыкальной речи, как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив ­ маленькую частицу мелодии. Несколько  мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Мелодия ­  главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой  всякого произведения, это душа музыкального произведения. Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона,  расцветает и наконец, увядает. Коротка жизнь цветка, но жизнь мелодии еще  короче. За короткое время она успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и  завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее  развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией.  Завершается мелодия кадансом ­ устойчивым оборотом. Если продолжить сравнение с цветком, то следует вспомнить, что цветы  расцветают в разное время суток. Одни раскрывают свои чашечки навстречу  первым лучам солнца, другие «просыпаются» в жаркий полдень, а третьи  дожидаются сумерек, чтобы отдать свое благоухание ночной прохладе. Мелодии тоже «расцветают» в разное время. Некоторые сразу начинаются с  вершины ­ кульминации. В других кульминация находится в середине мелодии или ближе к ее концу. Яркий пример тому ­ песня Е. Крылатова «Крылатые  качели» (слова Ю. Энтина) из кинофильма «Приключения Электроника».Мелодия ее, постепенно развиваясь, достигает кульминации, подчеркнутой  звонкими повторами самой высокой ноты. Нетрудно заметить, что строение мелодии похоже на строение речи. Как из  слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии небольшие  выразительные частицы ­ мотивы ­ объединяются во фразы. Музыкальная  фраза, как правило, образуется из двух­трех мотивов. Ее продолжительность  определяется продолжительностью дыхания исполнителя, поющего или  играющего на духовом инструменте. (В исполнении музыки на смычковых,  клавишных инструментах влияние дыхания на величину фразы не ощутимо, но также учитывается.) Обычно одна фраза исполняется на одном дыхании (выдохе). Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения –  целостную мелодию. Кульминация (от латинского culminis­ вершина) обычно располагается в  тактах 5­6 8­тактного периода или в тактах 12­13 16­тактного периода (то  есть в третьей четверти периода) и в этих случаях приходится на так  называемую точку «золотого сечения». Смысл «Золотого сечения» в красоте  строгих пропорций, соразмерности и гармонической уравновешенности частей и целого. «Золотая пропорция» есть и в строении человеческого тела, и в  архитектуре, и в живописи. Принцип «золотого сечения» применял великий  итальянский ученый и художник XV ­ начала XVI века Леонардо да Винчи,  хотя учение о пропорциях успешно развивалось и претворялось на практике  еще в Древней Греции. Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница  замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и  выразительностью.  Они бывают разными. Иногда, кажется, нет и не будет  конца напеву. Один звук переходит в другой, песня льётся беспрерывным  потоком. О такой мелодии говорят: «мелодия большого дыхания». А ещё ее  называют кантиленой. Умением создавать подобные мелодии отличались  композиторы П. Чайковский, С. Рахманинов и др. Послушайте русскую народную песню «Соловушка» в исполнении Большого  детского хора. Неторопливо, напевно течёт широкая мелодия. А бывает наоборот. В мелодии нет долгих протяжных звуков, она ближе  простому разговору, в ней чувствуются обороты человеческой речи.Подобные мелодии мы можем встретить в былинах. Недаром в народе  говорят, что былины сказываются, а исполнителей былин называют  сказителями. Такие мелодии называют речитативными. Слово «речитатив» происходит от латинского recitare, что означает ­ чтение  вслух, декламация. Речитатив ­ полупение, полуговор. Особенно часто композиторы обращаются к речитативу в опере, где он  служит одним из средств музыкальной характеристики героев. Например, в  неторопливой и величественной мелодии речитатива Сусанина встаёт  мужественный образ героя оперы М. Глинки. В инструментальных произведениях мелодии порою существенно отличаются  от вокальных, то есть предназначенных для пения. Для музыкальных  инструментов можно создавать мелодии с очень широким диапазоном и  большими скачками. Замечательные образы инструментальных мелодий  можно встретить в фортепианных произведениях великого польского  композитора Ф. Шопена. В его ноктюрне ми­бемоль мажор широкая  напевность сочетается со сложностью мелодического рисунка. Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Ф.  Шуберта и романсы С. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена и  оперы Дж. Верди, сочинения В. Моцарта, М. Глинки и П. Чайковского и  многих других композиторов стали популярными у слушателей благодаря  ярким выразительным мелодиям. Гармония Это одно из главных средств выразительности. Она придаёт музыке  красочность, а иногда и несёт на себе большую часть смысловой и  эмоциональной нагрузки. Благозвучные аккорды создают гармонию,  оставляющую впечатление стройности, красоты, наполненности. А иногда она  играет даже большую роль, чем мелодия. Послушайте знаменитую Прелюдию  № 20 Ф. Шопена. В ней практически нет развёрнутой мелодии. Общее  настроение создаёт именно гармония. Последовательность аккордов вместе с мелодией называется гармонией. Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии, она становится  ярче и богаче по звучанию.  Аккорды, созвучия и их последовательность и  составляют гармонию, тесно взаимодействующую с мелодией.В Полонезе ля мажор Шопена мощное «оркестровое» звучание рояля  достигается благодаря многозвучным аккордам, сопровождающим мелодию  торжественного героического характера. В музыке существует много произведений, которые звучат легко и грациозно.  Например, танцы. Аккорды в одновременном звучании здесь воспринимались  бы слишком тяжеловесно и неуклюже. Поэтому в аккомпанементе танцев на  сильной доле тактов звучит отдельно нижний звук аккорда (бас), а затем его  остальные звуки в одновременном звучании. Такой вид изложения гармонии  используется в Вальсе ля бемоль мажор Ф. Шуберта, который придаёт музыке лёгкость и изящество звучания. В произведениях напевного лирического характера, для достижения мягкого,  «струнного» звучания гармонии, часто применяются разложенные по звукам  аккорды. В «Лунной» сонате Л. Бетховенатакое звучание аккомпанемента, в  сочетании с неторопливым движением печальной мелодии, придаёт музыке  плавность и создаёт возвышенно­благородное настроение. Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их  неожиданные и резкие смены создают впечатление чего­то необычного,  загадочного. Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку,  гармония становится одним из самых важных элементов музыкального языка.  Так, например, чудо волшебного превращения лебёдушек в красных девиц в  опере Н. Римского­Корсакова «Садко» происходит с помощью красочной  смены «волшебных» аккордов. Есть музыкальные произведения, в которых гармония главенствует,  определяет характер, настроение пьесы. Вслушайтесь в прелюдию до мажор  из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И. Баха. В неторопливой и плавной смене разложенных аккордов, в чередовании  напряжений и спадов, в неуклонном движении к торжественной кульминации  и в последующем завершении образуется законченное и стройное по форме  произведение. Оно проникнуто настроением возвышенного покоя.  Очарованные волшебной игрой гармонических красок, мы не замечаем, что в  этой прелюдии нет мелодии. Гармония исчерпывающе полно выражает  настроение пьесы.Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/osnovnye­elementy­ muzykalnogo­yazyka