Представлен дополнительный материал для проведения уроков музыки в 6 классе на тему Основные элементы музыкального языка Элемент музыкального языка, его выразительные возможности являются «продуктом» той или иной исторической эпохи Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов... В материале рассматриваются такие элементы как ритм, лад .темп, динамика, тембрВ материале рассматриваются такие элементы как ритм, лад .темп, динамика, тембр
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для
6 класса
Основные элементы музыкального языка
Ритм
Ритм организатор музыкальных звуков во времени. Ритм означает
соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может
существовать музыкальное произведение, как не может жить человек без
работы сердца. В маршах, танцах, быстрых пьесах ритм организует,
упорядочивает движение, от него зависит характер произведения.
Может ли музыкальное произведение быть выразительным без мелодии и
гармонии? Ответ нам даёт оригинальная пьеса «Паника» С. Прокофьева из
музыки к спектаклю «Египетские ночи». Действие происходит во дворце
легендарной египетской царицы Клеопатры.
...Ночь. Дворец окружен врагами войсками римлян. Обитателям дворца
грозит плен или смерть. Обезумевшие от страха люди выбегают из отдаленных
покоев дворца. Они толпой бросаются к выходу. И вот замирают последние
шаги...
Иллюстрируя этот эпизод, композитор использует громадную силу
выразительности ритма. Своеобразие музыки заключается в том, что ее
исполняют лишь ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры,
тамтам. Партия каждого инструмента имеет свой ритмический рисунок. Вкульминации образуется сгусток ритмической энергии огромной силы и
напряжения.
Постепенно напряжение рассеивается: умолкает тамтам, затем литавры,
малый барабан, затихает и большой барабан... Так, пользуясь скупыми
музыкальными средствами, Прокофьев создал яркую пьесу, главную роль в
которой играет ритм.
Выразительная роль ритма особенно ярко проявляет себя в знаменитой
оркестровой пьесе французского композитора М. Равеля «Болеро».
Неизменная ритмическая формула испанского танца выдержана здесь на
протяжении всего произведения (оно написано в форме 12ти вариаций).
«Железный ритм» словно в тисках держит напевную мелодию и постепенно
усиливает грандиозное напряжение в развитии сдержаннострастного
испанского танца. Ритмическую «формулу» болеро исполняет барабанщик
sоlо.
Лад
Напомним, что в музыке лад означает согласованность звуков, различных по
высоте. Эти звуки объединяются вокруг главного звука тоники. В
европейской музыке наиболее распространённые лады мажор и минор.
Большая часть произведений, которые вы играете и о которых идет речь в
нашей книге, также написаны в этих двух ладах. Сильна ли зависимость
характера музыки от лада? Давайте послушаем пьесу Г. Свиридова «Весна и
осень».
Композитор звуками нарисовал один и тот же пейзаж в разное время года. В
первой части светлые прозрачные аккорды, хрупкая мелодическая линия
воссоздают весенний пейзаж. Слушая музыку, мы представляем себе нежные
краски зелени, одевшей деревья, легкие ароматы расцветающих садов, звонкие
голоса птиц. Пьеса звучит в мажорном ладу, приподнято, светло.
Но вот сменился лад, замедлился темп. Поблекли краски знакомого пейзажа.
Вы словно видите черные силуэты обнаженных деревьев сквозь серую сетку
дождя. Из музыки будто исчез солнечный свет. Весенние краски мажорного
лада погасли, их сменил минор. В мелодии резко обозначились интонации
диссонансовтритонов. Медленный темп усилил выразительность печальных
минорных аккордов.Слушая вторую часть пьесы, мы без труда заметим, что она всего лишь
вариант первой. Но смена лада создает впечатление, будто звучит новая пьеса,
противоположная по характеру и настроению первой.
Темп
Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает скорость движения.
Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время
(латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы.
Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп в медленном.
Давайте вспомним основные музыкальные темпы. Их принято обозначать на
итальянском языке.
Largo (ларго) очень медленно и широко.
Adagio (адажио) медленно, спокойно.
Andante (анданте) в темпе спокойного шага.
Allegro (аллегро) быстро.
Presto (престо) очень быстро.
Часто встречаются разновидности этих темпов:
Moderato (модерато) – умеренно, сдержано.
Allegretto (аллегретто) достаточно оживлённо.
Vivace (виваче) живо.
Послушайте фрагмент основной темы знаменитой Фантазии ре минор
великого В. Моцарта. Послушайте, как удачно подобрана мягкая
пульсирующая фактура аккомпанемента к этой нежной, хрупкой мелодии.
А следующий пример тоже из музыки В. Моцарта популярнейший финал его
фортепианной сонаты, известный также под названием Турецкий марш или
Турецкое рондо. Зажигательная музыка, совсем другая. Здесь В. Моцарт не
грустит, не мечтает, а заразительно веселится.
Раньше темпы в музыке определялись приблизительно, по настроению. Но
иногда композиторы хотели обозначить темп очень точно. В начале XIX века
немецкий механик И. Мельцель специально для этого изобрёл метроном.
Нужная скорость легко находится по метроному.
ДинамикаНе менее важно динамика исполнения, то есть сила звучания. Наверняка вы
обращали внимание на то, что во время исполнения музыканты играют то
громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту. Так
задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков
можно раскрыть его замысел.
Основных динамических оттенков два, и вы их отлично знаете: форте
громко и пиано тихо. В нотах их записывают итальянскими буквами: F и Р.
Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко FF (фортиссимо)
или очень тихо РР (пианиссимо). Часто на протяжении произведения сила
звучания изменяется не раз. Давайте вспомним пьесу П. Чайковского «Баба
Яга». Музыка начинается чуть слышно, потом ее звучность все усиливается,
доходя до очень громкой, и постепенно снова стихает. Как будто издалека
показалась ступа с Бабой Ягой, пронеслась мимо нас и исчезла вдали.
Вот как динамические оттенки могут помочь композитору создать яркий
музыкальный образ.
Тембр
Одну и ту же мелодию можно сыграть и на рояле, и на скрипке, и на флейте, и
на гитаре. А можно спеть. И даже если играть её на всех этих инструментах в
одной и той же тональности, в одном и том же темпе, с одними и теми же
нюансами и штрихами, звучание всё равно будет отличаться. Чем же? Самой
окраской звука, его тембром. Слово это произошло от французского timbre,
что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак.
Тембр особая окраска звука, свойственная каждому голосу и инструменту.
По этой окраске мы отличаем разные голоса и инструменты друг от друга.
Выразительность голоса певца, прежде всего, зависит от красоты его тембра.
Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии. Их обычно четыре.
Женские голоса – это сопрано и альты (или меццосопрано). Мужские голоса
– тенора и басы.
Послушайте русскую народную песню в исполнении хора Им. Пятницкого «Со
вьюном я хожу».
Разнообразие певческих голосов особенно заметно в опере, где для каждого
персонажа композитор подбирает наиболее подходящий его характеру тембрголоса. В опере Н. РимскогоКорсакова «Сказка о царе Салтане» партия
царевны Лебедь написана для сопрано, а сватьи бабы Бабарихи – для меццо
сопрано. Исполнитель роли царевича Гвидона – тенор, а царя Салтана – бас.
Регистр
Поблуждайте по всей клавиатуре фортепиано. Послушайте, как самые низкие
звуки отличаются от самых высоких.
Когда вы только начинали знакомиться с инструментом, наверно, вам
говорили, что внизу «медведь в берлоге лежит», а наверху «птички поют». Но
мелодичнее всего звучат те клавиши, которые находятся в середине. Они чаще
всего используются в музыке. И не потому, что до них удобнее дотянуться, а
потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если
нужно, например, изобразить грозу, то, как же нам обойтись без грома в басах
и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?
Что представляет собой ряд клавиш фортепиано? Ряд звуков. А если короче
звукоряд. Значит, регистр – это часть звукоряда. Это правильно, но ничего не
говорит нам о самих регистрах об их характере, особенностях.
Вот, например, средний регистр. Тот самый, в котором мы поем и говорим.
Наше ухо лучше всего настроено на «разговорную» волну. А, кроме того,
знаете вы об этом или нет, мы слушаем музыку не только ушами, но и
голосовыми связками. Когда мы слушаем мелодию, наши связки беззвучно её
пропевают, хотим мы этого или нет. Поэтому, когда у певца заболевают
связки, ему не разрешают не только петь самому, но и слушать других певцов.
Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит
музыку и получает от неё больше удовольствия. Не случайно уже известный
вам Р. Шуман писал в своих «Правилах для юных музыкантов»: «Пой усердно
в хоре».
Средний регистр самый привычный для нас. И когда мы слушаем музыку,
написанную в этом регистре, то обращаем внимание не на сам регистр, а на
другие подробности: мелодию, гармонию и прочие выразительные детали.
А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой
выразительностью. Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он
делает музыкальные образы крупнее, важнее, значительнее. Он и напугать
может. И сказать: «Тсс, это тайна».Загадочно, необычно начинается пьеса Э. Грига «В пещере горного короля». А
вот пугающая тема грозного царя Шахриара из симфонической сюиты Н.
РимскогоКорсакова «Шехеразада».
Верхний регистр, наоборот, как бы «уменьшает» то, что в нём звучит. В
«Детском альбоме» П. Чайковского есть «Марш деревянных солдатиков». Всё
в нём как в настоящем военном марше, но маленькое, «игрушечное».
Теперь мы можем сказать, что регистр это часть звукоряда, имеющая
определённую звуковую краску. Выделяют три регистра: верхний, средний и
нижний.
Мы слушали примеры, написанные в одном регистре. Но такой музыки
немного. Часто композиторы используют сразу все регистры. Как, например,
Э. Григ в фортепианной пьесе Ноктюрн. «Ноктюрн» означает «ночной». В
Норвегии, на родине Э. Грига, летом такие же белые ночи, как и в Петербурге.
Музыка Ноктюрна Э. Грига красочна и живописна. Регистровые краски
играют важную роль в этой звуковой живописи.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/osnovnyeelementy
muzykalnogoyazyka