основные характеристики многоклеточных грибов (7 класс, биология)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

конспект открытого урока проводимого в 7 классе по программе "синяя линия" В.Б. Сонина "многообразие живых организмов" с применением проектной деятельности на уроках биологии в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. тип урока: урок исследование. Тема: "основные характеристики многоклеточных грибов". ФГОС.
Иконка файла материала Конспект открытого урока по биологии проводимого в 7 классе.docx
Конспект открытого урока по биологии проводимого в 7 классе Тема: Основные черты организации многоклеточных грибов Тип урока:  урок­исследование Цель:  продолжить   формирование   познавательного   интереса   учащихся   к   изучению   многообразия   живых   организмов, населяющих планету.  Задачи: сформировать систему знаний об особенностях строения и жизнедеятельности многоклеточных грибов;   расширить знания учащихся о многообразии грибов;    продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся;  создать условия для развития у них познавательного интереса. Планируемые результаты: Предметные результаты обучения:   учащиеся должны знать строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;  учащиеся должны уметь давать характеристику отделов грибов;   учащиеся должны уметь объяснять строение грибов.  Метапредметные результаты:   учащиеся должны уметь работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;   учащиеся должны уметь адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументированно отстаивать свою точку зрения.  Личностные результаты:   развитие и формирование интереса к изучению природы;  развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей   (доказывать,   строить   рассуждения,   анализировать, сравнивать);  развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, компьютер,  мультимедийная презентация.Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица,  ваши улыбки. Думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам  сегодня на уроке успехов и удач. Верю, что у нас все получится. Итак, с какой темой вы познакомились на  прошлом уроке? 1. Каковы общие признаки грибов?  Этапы урока Орг. момент ЦЕЛЬ: создать  благоприятную  психологическую  атмосферу,  включить в учебную  деятельность Актуализация знаний (Повторение  изученного  материала) Цель: повторение  опорных понятий и  ранее усвоенных  учебных действий Деятельность учащихся Формирование УУД ­ Царство Грибы 1. грибы – это  эукариоты, не имеющие  хлорофилла и  являющиеся,  следовательно, как и  животные,  гетеротрофами. Однако у грибов имеется  жесткая клеточная  стенка и они, как и  растения, не способны  передвигаться. В  прошлом грибы  относили к растениям,  но теперь их выделяют  в отдельное царство 2. способность к2. Какие признаки грибов свойственны  растительным организмам?  3. Какие признаки животных характерны для  грибов?  4. Что явилось основанием для выделения  грибов в самостоятельное царство живой  природы? А теперь возьмите в руки тесты, которые лежат  у вас на партах, подпишите и  самостоятельно  решите тест, выбрав в каждом вопросе 1 верный  неограниченному росту, наличие клеточной  стенки, абсорбтивное  питание и не  способность к  передвижению 3. обладают  гетеротрофным типом  питания: они  откладывают гликоген,  а не крахмал в качестве  запасающего вещества,  основой клеточной стенки  является хитин, а не  целлюлоза, и одним из продуктов  обмена веществ  является мочевина 4. (ответ на вопросы  2 и 3) Подписывают,  решают тест и по  окончании передаютСообщение темы  урока Целеполагание.  Цель: выявление  затруднений и  постановка цели. Планирование  предстоящей  деятельности Цель: составление  плана действий ответ. Всего в тесте 5 вопросов, соответственно  0 ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3 учителю  Отвечают на  вопросы Записывают число и  тему урока Отвечают на  вопросы Участвуют в  создании плана  урока Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами  заниматься? Всё ли вы узнали о грибах? Что  именно?  Совершенно верно! Сегодня на уроке вы с вами  познакомимся с  основными чертами  организации многоклеточных грибов (на  слайде). Запишем тему урока в тетрадях. Как вы думаете, что мы с вами должны сделать,  чтоб ответить на поставленный вопрос? Что поможет нам в достижении нашей цели? Какими источниками информации мы можем с  вами воспользоваться, чтобы получить ответы на поставленный вопрос?  У вас на партах лежат длинные карточки с  высказываниями. Просмотрите и обсудите в  группе «что вы уже знаете, а что вам только  предстоит изучить» выберете спикера группы,  который представлять группу План урока (на слайде) 1. Роль грибов в природе и жизни человека  2. Строение клетки гриба (мини­проект 1)Реализация плана Цель: построение  нового знания 3.   Особенности строения плодового тела  гриба (мини­проект 2)  4. Питание и размножение грибов (мини­ проект 3) 1. Роль грибов в природе и жизни человека Слушают  Грибы – загадочный и до сих пор не изученный  вид живых организмов. Это одни из самых  первых живых организмов на нашей планете.  Грибы развились на Земле около миллиарда лет  назад. Имея мало общего с животными и  растениями, они относятся к отдельному  царству грибов, которое насчитывает до  полутора миллионов видов. Из них описаны и  классифицированы только 70 тысяч – менее пяти процентов. Но не смотря на это переоценить  значение грибов практически не возможно.  Грибы, как и любые представители  органического мира, выполняют важные  функции и участвуют в многочисленных  процессах.  У вас на партах лежат технологические карты  урока, по мере выполнения пунктов нашего  плана, заполняйте эту карту. Так какую же роль выполняют грибы в природе  и жизни человека? Сейчас мы это с вами узнаем. Записывают  основные и  необходимые  моменты(приложение 5) В природе: 1. Участвуют в круговороте веществ. 2. Участвуют в процессах почвообразования. 3. Являются санитарами планеты, уничтожая и  минерализуя остатки всяких отмерших растений и разных животных. В жизни человека: (Слайд) 1. Их едят. 2. Дрожжи применяют в хлебопекарной,  молочной, пивоваренной, винодельной и  спиртовой промышленностях. 3. Используют для откорма животных. 4. Используют для получения антибиотиков. 5. Применяют для биологических метода борьба  с вредителями. 6. Из них делают препараты для уничтожения  вредных насекомых. Но они тоже приносят вред:  1. Разрушает деревянные постройки, шпалы,  фанеру. 2. Портят смазочные масла, лакокрасочные  покрытия, вызывают коррозию металлов.3.Портят книги, ткани, бумагу. 4. Вызывают различные болезни у человека и у  животных: кожные, поражают легкие, гайморит, поражают глаза. 5.Развиваясь на соломе, сене, дерне, грибы  выделяют ядовитые вещества и делают корма  непригодными. Все ли пункты нашего плана урока мы с вами  реализовали? Нет? Тогда для этого я предлагаю  на уроке создадим три групповых проекта: 1 группа будет трудиться над проектом  «Строение клетки гриба» (Приложение 1) 2 группа поработает над проектом «Особенности строения плодового тела гриба» (Приложение 2) 2 группа потрудится над темой « Питание и  размножение грибов» (Приложение 3)  Инструкции по выполнению данной работы  находятся у вас на парте. 1 группа Давайте с вами пропутешествуем в невидимый  мир вместе с нашими актерами, посмотрим мини спектакль «Портрет клетки». А сейчас 2 группа представит результат своих  трудов Реализация  проектной  деятельности Цель: обучение  способам контроля и  самооценки  деятельности Рефлексия  деятельности Цель: подведение  итогов совместной и  индивидуальной  деятельности  обучающихся Работают над  созданием и  представлением  своих мини­ проектов. Представляют свой  мини­спектакль Представляют  готовую модель  строения плодовоготела шляпочного  гриба Выступают перед  классом. И наконец, 3 группа, со своим научно­ теоретическим проектом. Итак, ребята, вы свами смогли реализовать все  пункты нашего плана? Молодцы ребята! Вы сегодня потрудились на  славу! Но! У нас вами осталась еще одна не  большая задача: на партах у вас лежит лист  оценивания. Внимательно прочитайте оцените  работу каждого в создании и представлении  проекта. ( Приложение 4) Учебник: стр.32­34, вопросы 1­3 на стр.42 + р.т. с №38 по №42 Домашнее задание Цель: закрепить и  расширить  полученные знания на урокеСтроение клетки гриба Задание: подготовить мини спектакль, распределив роли между собой Приложение 1 Оболочка:  «Я – оболочка – клетки граница. Ее защищаю – врагу не пробиться! И форму клетки сохраняю И некоторые вещества пускаю. Пусть клетка дышит, питается прочно, А главной частью зовут меня точно!» Цитоплазма:  «Всю жизнь в движении провожу. Все сообщаю, все покажу. И медленно мое движение. Люблю ведь я веществ круженье. И вязкая, бесцветная, Для глаз я незаметная!» Ядро: «Правитель мудрый, справедливый Хозяин в доме и слуга. Я регулирую движенье, Процессы роста, синтеза. Храню секреты информаций, Но передать ее готов Своим потомкам и тебе Не ради прихоти и славы, А ради жизни на Земле.» Митохондрия Двумя мембранами покрыта. Снаружи гладкая, внутри Сплошными складками изрыта В них жизнь активная кипит. И  это бурное кипенье –  Распад всосавшихся веществ Мы называем окисленьем И полученьем АТФ. . Рибосомы Из двух частичек состоящая, Полувоздушна, невесома­ Она трудяга настоящая, А имя крошке – рибосома.  Собравшись вместе рибосомы Бегут по нитке РНК. Пусть будут вам теперь знакомы Живые фабрики белка.Питание и размножение грибов Задание: используя материал учебника на страницах 32­34 и  дополнительную литературу, подготовить  групповое  выступление  Приложение 2 Рассказывая об этих удивительных организмах, хочется ответить на такой  важный и интересный вопрос: "Как питаются грибы?" Ответы будут весьма  разнообразны. Если классифицировать грибы  по способу питания, то их  можно разделить на три основные группы:  1.  Сапрофиты 2.  Симбионты 3.  Паразиты  Сапрофиты существуют там, где есть благоприятная для них среда: в  опавших сухих листьях, останках животных, трухлявых пнях, соломе,  шишках и разрушающейся древесине. Они способствуют их минерализации  и разложению, в результате чего образуется необходимый для высших  растений гумус. Основная часть их тела состоит из мицелия. Особенно  хорошо он развит у плесени и дрожжей. Наиболее распространенными  сапрофитами являются дрожжи, шляпочные и плесневые. Питаются грибы­ сапрофиты за счет отмерших растительных остатков опавших листьев,  веток и хвои. Симбионты получают питательные вещества не только из лесной  подстилки, но и образуют микоризу с корнями высших растений. Грибница  оплетает своими нитями корни растений, и даже проникая в них, получает  от растения все необходимые для собственного развития вещества.  Растениям такое вмешательство не вредит, наоборот, благодаря грибам,  они с легкостью извлекают минеральные вещества из почвы.  Например, белый гриб связан с сосной, елью, березой,  дубом. Рыжик и масленок способны расти только среди хвойных деревьев. Паразиты используют для питания другие живые организмы, поселяясь на  других грибах, водорослях и высших растениях. Иначе говоря, грибы­ паразиты представляют собой форму межвидовых взаимоотношений, в ходе которых одни виды используют в качестве среды обитания другие. Такая  взаимосвязь имеет пагубные последствия. Со временем организм­хозяин, на котором развиваются грибы­паразиты, разрушается и погибает. Грибы­паразиты растений и других живых организмов объединяют в  экологическую группу, насчитывающую почти 2000 видов  Размножение грибов Так как это целый отдельный мир живых организмов, не имеющих  «родственников» в среде животных и растений, то и существует он по­ своему. Размножение грибов может быть половым, бесполым или  вегетативным. Некоторые их виды рождают себе подобных почкованием  (дрожжи). То есть налицо практически все известные науке методы  Особенности строение плодового тела гриба Задание: слепить из пластилина модель плодового тела гриба и используя  материал учебника (стр. 32­34) и представить свою работу. Приложение 3 Приложение 4 Оценочный лист ФИ_____________________________________ Критерии оценки Оцениваю себя  сам Оценка группы 1. Активно работал в  группе 2. Выполнял свои  обязанности 3. Соблюдал культуру  общения4.Оценка работы группы (поставить знак +) Мы работали слаженно и у нас всё получилось. У нас были  затруднения, но  мы справились  самостоятельно. У нас были  затруднения, мы  справились с  помощью  учителя Технологическая карта урока 1. Роль грибов в природе и жизни человека Приложение 5  в в о б и р г ь л о Р е д о р и р п Роль грибов в жизни человека 1. ______________________________________________________ 2.______________________________________________________ 3.______________________________________________________ 4.______________________________________________________ Роль грибов в природе5.______________________________________________________ 2. Строение клетки гриба 3. Особенности строения плодового тела гриба 4. Питание и размножение грибов Питание грибовРазмножение грибов 1._______________________________________________________ 2._______________________________________________________ 3._______________________________________________________ 4._______________________________________________________