Основные интервалы

  • Занимательные материалы
  • Памятки
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что помогает нам измерять расстояние между звуками в музыке? В этой статье мы с вами изучим интервалы. Тема очень важная и, в то же время, простая. Если вы незнакомы с интервалами, не упустите свой шанс. Итак: Интервалы Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют: мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно; гармонический интервал. Звуки взяты одновременно. Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.
Иконка файла материала 1.docx
Основные интервалы Что помогает нам измерять расстояние между звуками в  музыке? В этой статье мы с вами изучим интервалы. Тема очень  важная и, в то же время, простая. Если вы незнакомы с  интервалами, не упустите свой шанс. Итак: Интервалы Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых  одновременно или последовательно. Существуют:  мелодический интервал. Звуки такого интервала  взяты последовательно; гармонический интервал. Звуки взяты одновременно. Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся  последовательно, то можно встретить восходящее или  нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются  вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление. Мелодический интервал Гармонический интервал В нотах читаем: ми — ля  (восходящий интервал),  играем звуки  последовательно. В нотах читаем: ми — ля,  играем звуки одновременно.Интервалы характеризуются двумя величинами:  качественной и количественной:  количественная величина выражается количеством  нот, составляющих интервал (2 звучащие ноты и  количество не звучащих нот между ними);  качественная величина выражается количеством  тонов и полутонов, составляющих интервал. Простые интервалы Интервалы, которые образуются в пределах одной  октавы, называются простыми (за исключением  особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не  причисляют к простым). Таких интервалов 8, каждыйимеет своё название. Кстати, названия интервалов — это  порядковые числительные на латинском языке. Название  интервала показывает количество ступеней между  основанием и вершиной интервала. Приводим список  всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа —  латинское название: Таблица основных интервалов Цифровое обозначение 1 2 3 4 5 Латинское название Прима (один и тот же звук) Секунда Терция Кварта Квинта6 7 8 Секста Септима Октава Рисунок 1. Основные интервалы На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под  нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 —  прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 —  квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава.  Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до». Основные интервалыРасстояние между двумя соседними нотами может быть  равно как целому тону (например, между «до» и «ре»),  так и полутону (например, между «ми» и «фа»).  Очевидно, что одной количественной величины не  достаточно, чтобы точно определить интервал: между  «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда.  Но в первом случае между звуками целый тон, а во  втором — полутон. Выходит, это разные секунды? Для того, чтобы обозначить точное расстояние между  звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения:  большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,.  Наша секунда может быть большой («до» — «ре» —  целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон). Чуть  ниже разберёмся, как эти уточнения работают, а сейчас  вспомним, что октава состоит из 12­ти звуков. Помните,мы это изучали в разделе «Нотная грамота»? Мы  рассматривали 7 основных и 5 производных нот (на  клавиатуре фортепиано производные ноты окрашены  чёрным цветом) Рисунок 2. Октава Теперь посмотрим, как работают «уточнения»: ниже  приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12­тью звуками октавы: Таблица основных интервалов Название  Количество  Количество  Примертонов интервала Чистая прима 0 тонов (одна и та же нота) 1/2 тона  (полутон) ступеней 1 ступень 2 ступени Малая  секунда Большая  секунда 1 тон 2 ступени Малая терция 1.5 тона 3 ступени Большая  терция 2 тона 3 ступени Чистая кварта 2.5 тона 4 ступениУвеличенная  кварта Уменьшённая  квинта Чистая  квинта 3 тона 4 ступени Также 3 тона 5 ступеней 3.5 тона 5 ступеней Малая секста 4 тона 6 ступеней Большая  секста Малая  септима 4.5 тона 6 ступеней 5 тонов 7 ступенейБольшая  септима 5.5 тонов 7 ступеней Чистая октава 6 тонов 8 ступеней Все вышеперечисленные интервалы и являются  основными. Их также называют диатоническими  интервалами. Забегая вперёд, отметим, что эти  интервалы образуются как между нотами натурального  мажора, так и натурального минора (слово  «диатонический» означает натуральный минор или  мажор). Напоследок Название интервала (прима, секунда...) всегда зависит  только от нот и не меняется в зависимости от количестваполутонов между звуками. Ноты дают название  интервалу, количество полутонов уточняет интервал. Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и  «ре». Итак, несколько вариантов: Рисунок 3. Несколько вариантов интервала "секунда" «до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора  тона). Энгармонически равна малой терции, но таковой  не является (почему?); «до» — «ре» — большая секунда (целый тон); «до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);    «до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов).   Энгармонически   равна   чистой   приме,   но называется   секундой,   поскольку   «до»   и   «ре»   —   это секунда. Прима — это «до»­«до», «ре»­«ре» и т.д. Ещё немножко: «до» — «до­диез» — это увеличенная  прима, а «до» — «ре­бемоль», это малая секунда. В  обоих случаях между звуками полутон, то есть эти  интервалы энгармонически равны.