Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане
Оценка 5

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
11 кл
22.01.2018
Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане
Публикация является частью публикации:
основные месторождения угля, нефти игаза.docx
Школа: С. Сейфуллина Предмет: Химия.      План урока  ФИО учителя:   Мантаева А. К. Цели обучения,  которые достигаются  на данном  уроке  (ссылка на учебную  программу) Цели урока Критерии успеха Языковые цели Проверено:                           Оразымбетов Г зам. директора по учебной части Тема урока:Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане Класс:  11 Количество присутствующих: Знать основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане;  Знать экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой  углеводородного сырья. Дата:5.11.2017г Количество отсутствующих: Знать и расширить знания о природных источниках углеводородов  в Казахстане.   показать значение природных источников углеводородов и продуктов  их переработки как источников энергии и химического сырья. Рассмотреть экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой  углеводородного сырья. ­ Знает   основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане; ­Знает значение природных источников углеводородов и продуктов  их переработки как источников энергии и химического сырья.  ­Знает экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой  углеводородного сырья  . Предметная лексика и терминология.  Каменный уголь,коксующий уголь, бурый уголь,нефть, бензин, лигроин,  газойл, мазут, керосин, природный газ,месторождения Серия полезных фраз для диалога/письма  Преимущества газообразного топлива перед твердым…    Углеводороды в больших количествах извлекают из веществ природного  происхождения…   Нефть — сложная …, основной частью которой являются  углеводороды.  Как вы думаете, что выгоднее использовать как топливо—  нефть или газ и почему?   Привитие ценностей формировать у учащихся такие качества, как доказывать свою точку  зрения, уважать мнение остальных людей, осознавать свою  ответственность перед другими учащимися во время групповой работы. Межпредметные связи биология, экология, история, география, физика Навыки применения  ИКТ Предварительные  знания Power point, видео материалы Знания из раздела углеводороды и природные источники углеводородов Ходурока Этапыурока Началоурока 0­3 мин Середина Запланированнаядеятельностьнауроке Приветствие учащися. Проверка посещаемости учащихся и  привлечение их внимания к уроку. Деление на группы по буквам  НЕФТЬ, ГАЗ, УГОЛЬ.Тема урока сообщается учащимся и цели  урока определяются совместно с учащимися.  Ученики знакомятся с ожидаемыми результатами урока. Ребята! Мы с вами закончили изучение класса углеводородов. Это  Ресурсы Презентация,  Буквы Презентация Слайд 2­6 Слайд 7 Слайд 11 Слайды 16­39 Слайд 12 урока 4­10 мин 11­15 мин 16­25 мин 26­32 мин 33­36 мин наиболее простые органические соединения, состоящие всего лишь  из двух элементов — углерода и водорода, но их значение огромно. Их источники вам известны — это газ, нефть и уголь. Они  занимают особое положение среди множества полезных  ископаемых, и во многом влияют на экономику и политику  государств. Сегодня мы должны познакомиться с основными  месторождениями угля, нефти и газа,  экологические последствия  их переработки.  «Мозговая атака». Для развития у учащихся навыков критического мышления  учащимся задаются следующие вопросы и  выслушиваются их  мнения, ответы обсуждаются в классе и делаются выводы. 1гр.  Преимущества газообразного топлива перед твердым… 2гр. В результате переработки нефти получают… 3гр. Попутный нефтяной газ разделяют на фракции…  Критерии оценивания работы 1­ой группы: ­эффективно используют отведенное для работы время; ­ правильно характеризует преимущества газообразного топлива  перед твердым. Критерии оценивания  работы 2­ой группы: ­эффективно используют отведенное для работы время; ­правильно сформулирует продукты нефтепереработки . Критерии оценивания  работы 3­ой группы: ­эффективно используют отведенное для работы время; ­Правильно называют фракции попутного нефтянного газа Каждая группа защищает свою работу перед классом. Отвечают  на вопросы учащихся. Подводятся итоги. Учащиеся умеют  оценивать свою работу и работу своих одноклассников согласно  критериям. Индивидуальная работа. Игра «Найди место»   Дано продукты переработки нефти, газа и угля. Вставить  соответствующие продукты на нужные место. (Слайд) Групповая работа. Прием «Карусель» 1гр.Каменный уголь 2гр.Нефть 3гр. Природный газ Решение задач. Метод «Галлерея»  1.В год производятся 3,6 млрд. тонн нефти. Если нефть   транспортируется 60 тонными цистернами, то требуется сколько поезда, который имеет 50 цистерн? 2. При езде 100км дороги автомобиль использует 20м3 пропана.  Какой объем воздуха (н.у.) использует автомобиль, если ездил  1км дороги Автомобиль 100 км жол жүргенде 20 м3 пропан  газын жағады?  3.  Вычислите какая масса воздуха используется для сжигания 1  кг бензина который состоит из 86% С и 14% Н. Массовая доля  кислорода в воздухе 21 %. Обобщение по теме. Ребята, сегодня вы познакомились с важнейшим источниками  углеводородного сырья. Давайте закрепим полученные знания.  Проведём небольшой тест. Я вам буду читать предложения  по нашей теме. Если вы со мной согласны, пишите «да», а если  не согласны — пишите «нет». Тест 1. Нефть — это смесь углеводородов. 2. Нефть не имеет формулы. 3. Плотность нефти меньше чем плотность воды. 4. Нефть растворяется в органических растворителях. 5. Нефть бывает и черного и жёлтого цвета. 6. Из мазута делают вазелин. 7. Из нефти можно изготовить жевательную резинку. 8. Газ энергетически выгоднее нефти и угля. 9. Из попутного газа получают газовый бензин. 10. Бензол получают при переработке угля. Домашнее задание. §7.4 Написать сообщение о месторождениях угля, нефти и газа. Подведение итога урока В конце урока учащиеся проводят рефлексию: ­ что узнал, чему научился ­ что осталось непонятным  ­ над чем необходимо работать Конецурока 37­40 мин Слайд 13 Слайд 40 Здоровье и соблюдение  техники безопасности Создание ситуации успеха. Здоровье сберегающие  технологии. Активные виды деятельности. В ходе урока  ведутся обсуждения между  учащимися и учителем, а  также между самими  учащимися. Это дает  возможность для развития  коммуникативных навыков. Оценивание – как  Вы планируете  проверить уровень  усвоения материала  учащимися? В ходе урока  обсуждаются ответы  учащихся. Широкое обсуждение и  опрос во время урока.  Учителя оценивают  продвижение знаний  учащихся по качеству  ответов, которые они  получают. На каждом этапе урока  взаимопроверка или  самопроверка по  ключам (слайды  презентации). Дифференциация – каким  образом Вы планируете оказать  больше поддержки?  Какие  задачи Вы планируете  поставить перед более  способными учащимися? Подбор дифференцированных  заданий, оказание индивидуальной  поддержки учащимся,  испытывающим затруднения (как  помощь одноклассников, так и при  необходимости помощь учителя). При делении на группы состав групп  подбирается таким образом, чтобы  был ученик, способный выполнить  (при необходимости) роль  консультанта. Все ученики будут называть  месторождения углеводородов Большинство учеников будут  объяснять, на основании каких  признаков можноьопределить  месторождения углеводородов. Некоторые ученики подготовят  индивидуальные задания об основных месторождениях угля, нефти игаза Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения  реалистичными?  Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке?  Выдержаны ли были временные этапы  урока?  Какие отступления были от плана урока  и почему? Цели урока и цели обучения поставлены  корректно и ясно. На уроке учащиеся  выполняли задания по целям урока.  Ученики смогли показать хорошее  освоение темы. При групповой работе  прием «Карусель» 80% предположении  учащихся были верными. После  объяснения темы, данное задание было  опять дано учащимся для работы над  ошибками, после чего задание было  выполнено 100% правильно. Временные этапы урока были соблюдены. Не   было   никаких   отступлений   от   плана урока.  Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об  обучении)? 1: Активное участие учащихся, совместное обсуждение и выполнение заданий. 2: Возможность для самостоятельного освоения темы. Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так  и об обучении)?      1: ИКТ. 2: Активная вовлеченность учащихся в учебный процесс и умение учителя  правильно направлять учащихся  Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных  учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? Ребята! Мы с вами закончили изучение класса углеводородов. Это наиболее простые  органические соединения, состоящие всего лишь из двух элементов — углерода и водорода,  но их значение огромно. Их источники вам известны — это газ, нефть и уголь. Они занимают  особое положение среди множества полезных ископаемых, и во многом влияют на экономику  и политику государств. Сегодня мы должны познакомиться с природными источниками  углеводородов и выяснить из чего они состоят, каково их происхождение, значение,  экологические последствия. Цель урока: показать значение природных источников углеводородов и продуктов  их переработки как источников энергии и химического сырья. Задачи урока: образовательные: познакомить с природными источниками углеводородов, их составом  и способами переработки; расширить знания о природных источниках углеводородов  в Казахстане. Рассмотреть экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой  углеводородного сырья. развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, умение работать  с дополнительными источниками информации, навыки исследовательской работы; развитие  умений выступать перед одноклассниками, т. е. коммуникационная компетентность воспитательные: формирование активной жизненной позиции учащихся при оценке  экологических и социальных проблем, связанных с использованием природных источников  углеводородов Межпредметные связи: биология, экология, история, география, физика. Оборудование: мультимедийные средства обучения: компьютер, презентация урока  в программе Microsoft Power Point, образцы нефти и угля, колбы, древесные опилки,  пенопласт. Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения: урок­конференция План урока 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. 3.Сообщения учащихся: — Общий обзор природных источников. Нефть. Нефть и её физические свойства. Нефть в природе. Происхождение нефти. История нефтедобычи Основные месторождения нефти в Казахстане. Нефтепродукты. Загрязнение окружающей среды при добыче и переработке нефти. Пути борьбы с загрязнениями. Газ. Состав природного и попутного нефтяного газа. Месторождения газа в Казахстане Газ как химическое сырьё. Преимущества газа перед твёрдыми видами топлива Уголь. Запасы угля в мире и в Казахстане. Состав угля и продукты переработки угля. 4.Обобщение по теме. Значение углеводородов в современном мире. 5.Подведение итогов. 6.Домашнее задание. Содержание урока 1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя  . Общий обзор природных источников. Ребята! Мы с вами закончили изучение класса углеводородов. Это наиболее простые  органические соединения, состоящие всего лишь из двух элементов — углерода и водорода,  но их значение огромно. Их источники вам известны — это газ, нефть и уголь. Они занимают  особое положение среди множества полезных ископаемых, и во многом влияют на экономику  и политику государств. Сегодня мы должны познакомиться с природными источниками  углеводородов и выяснить из чего они состоят, каково их происхождение, значение,  экологические последствия. Чтобы ответить на эти и множество других вопросов, наш урок пройдёт сегодня в форме  конференции. Представлять и вам будут «химики», журналисты, «экологи», «историки»,  «географы», «экономисты», которые подготовили сообщения по нашей теме. По ходу  конференции вы будете производить краткие записи в своих конспектах. Можно задавать  вопросы докладчикам. Итак, тема нашей конференции: «Природные источники углеводородов». Ее цель: показать  значение природных источников углеводородов и продуктов их переработки как источников  энергии и химического сырья. Право открытия конференции предоставляется группе  представителей СМИ, которая ознакомит вас с рассматриваемой проблемой. Сообщения учащихся Журналист   Газообразные, жидкие и твёрдые углеводороды широко распространены в природе. Однако они встречаются не в чистом виде, а как смеси сложного состава.Углеводороды в больших  количествах извлекают из веществ природного происхождения: нефти, каменного угля,  природного и попутного нефтяных газов. Именно они обеспечивают энергетические  потребности человечества. На долю углеводородов приходится 89% всей используемой  энергии в мире. При сгорании 1 кг нефти выделяется 46 тыс кДж, при сгорании 1м3 газа —  около 38 тыс. кДж, в то время как 1 кг угля дает в лучшем случае только 29 тыс. кДж.  Нефть — это «сгусток энергии»; при сжигании всего лишь 1 мл «черного золота» можно  нагреть на 10°С ведро воды.Кроме того, нефть, каменный уголь и природный газ служат  сырьем для химической промышленности. Химик:      Нефть, её   Нефть представляет собой маслянистую вязкую жидкость, обычно, тёмного цвета  со своеобразным запахом. Нефть не растворяется в воде, но может растворяться  в органических растворителях. В воде нефть не тонет, потому что её плотность меньше, чем  плотность воды. В зависимости от месторождения, она составляет 0,73 — 0,98 г/мл. (демонстрация физических свойств нефти). Нефть — сложная смесь веществ, основной частью  которой являются углеводороды (алканы, циклоалканы и ароматические углеводороды).  В состав нефти входит более 150 различных углеводородов. Она — смесь жидких  углеводородов, поэтому нефть не имеет формулы. Кроме этого, она содержит неорганические  вещества, воду. Итак: нефть состоит из:70% — углеводородов,30% — неуглеводородов (соли, песок,  глина),1 % — вода. Нефть, добытую из земных недр, называют сырой нефтью. Её очищают  от воды и примесей газов. Очищенную нефть называют товарной нефтью. Геолог:  . Нефть в     Вокруг проблемы происхождения нефти до сих пор идут жаркие споры. Какие же существуют  теории о происхождении нефти? Загадка, которую по­прежнему не могут разгадать ученые.  Из множества теорий в настоящее время выделяют две основных: неорганическая  и органическая.Согласно органической теории на дне морей скапливались останки погибших  растений и микроорганизмов. Постепенно под действием тяжести и без доступа воздуха  отложения начали изменяться и со временем превратились в нефть и газ.Главный  «строительный материал» по неорганической теории — это химические реакции, идущие  в недрах земли. Нагретые горячей магмой углеводороды вступают в реакции и образуют нефть. Возможно, здесь и таится секрет огромной теплотворной способности нефти.От того, какая  теория победит, зависит то, где нам искать новые месторождения. Если нефть действительно      природе. Происхождение нефти.     физические свойства и       состав. образовалась из «мертвой рыбы», то искать ее надо на том месте, где когда­то давно был  древний океан. Если же это «кровь земли», которая в некоторых местах поднимается близко  к поверхности, то искать ее нужно в местах крупных разломов земной коры. Историк    . История нефтедобычи.     мире и       в     Казахстане.     Основные месторождения нефти в   Слово «нефть» известно с глубокой древности. Еще древние греческие летописцы Геродот  и Плиний это горючее вещество, использовавшееся, и как цемент, называли «нафта». За 6­4  тысяч лет до нашей эры на берегу реки Евфрат (Ирак) велась добыча нефти. В III тысячелетии  до н. э. в Египте, асфальт, как связующие и водонепроницаемое вещество, вместе с песком  и известью, использовался для изготовления мастики, применяемой при сооружении строений  из кирпича и камня, дамб, причалов и дорог. Древние египтяне применяли ее также для  бальзамирования трупов, древние греки находили применение горящей нефти в военных целях, как воспламеняющегося вещества вместе с селитрой, серой и смолой для изготовления  «огненных стрел» и «огненных горшков». В военных действиях нефть — «греческий огонь» —  использовался более 2 тысяч лет назад. Многие народы использовали нефть в медицине, а также для защиты садов и виноградников  от вредителей. Еще в XIII веке Марко Поло, описывая иракскую нефть, указывал, что она  применялась для освещения и в качестве лекарства от кожных болезней. Ее применяли  в медицине, живописи и в качестве растворителя для красок, а также в военном деле. Нефть  была довольно дорогим товаром. Согласно историческим документам, в 16 −17 веках ведро  нефти стоило 3­4 раза дороже, чем ведро вина. Почти до начала XX века нефть употреблялась преимущественно для освещения помещений,  смазки колес телег и в немногочисленных механизмах. Постепенно усиливалось ее значение,  как топлива. Нефть — «кровь» земли, Нефть — «черное золото». Так ныне называют нефть.  И в этом нет никакого преувеличения. Нефть самое ценное топливо в мире! Географ:   Залежи нефти обнаружены на каждом континенте и на дне мирового океана, но основные  ее запасы сосредоточены в нескольких районах. Так, на Ближнем Востоке находится 65%  мировых запасов нефти, причем львиная доля здесь принадлежит Саудовской Аравии. Казахстан занимает 13­е место в мире по объёму разведанных запасов нефти, который  составляет 2,8 млрд. тонн. В 1899 году, началась добыча нефти в Казахстане. Первый фонтан  нефти забил из скважин Карашунгула на Эмбинском месторожде¬нии. В настоящее время На  сегодняшний день в Казахстане действует более 160 месторождений нефти и ещё 60 находятся на стадии разработки. Основным нефтеносным районом является Западный Казахстан.  В бассейне реки Эмбы расположен нефтеносный район с нефтепромыслами Макат, Доссор  и другими. Мангыстау называют полуостровом сокровищ, здесь обнаружены огромные запасы  нефти. Наиболее известные месторождения — Жетыбай, Узень, Тасболат, Теньге и другие.  В Атырауской области — Каражамбас и Каламкас, Тенгиз. Немалая доля всех ныне известных  нефтяных богатств Казахстана находится в Актюбинской области. Самое крупное  на территории области нефтегазовое месторождение Жанажол занимает 4­е место  в республике по количеству добываемой нефти. А знаете ли вы, что нефтеразведочные работы  в нашей области были организованы ещё в конце 19­го века сыновьями известного шведского  предпринимателя — иммигранта Эммануила Нобеля — Робертом и Людвигом Нобелями  и в 1914 году в районе Эмбы были открыты месторождения Жуса и Мортык. Благодаря таким  крупным месторождениям как Жанажол и Кенкияк, наша область занимает одно из ведущих  мест в экономике Казахстана. Химик­технолог:   Если от сырой нефти отделить воду и примеси, то получим товарную нефть. Однако ее нельзя  использовать ни в качестве топлива, ни в качестве сырья для химических процессов. Она должна быть переработана. В результате переработки нефти получают: 1. Бензин — используется как топливо для автомобилей. 2. Лигроин — его используют для изготовления пластмасс, получения автомобильного топлива и другое. 3. Керосин — идёт на авиационное топливо. 4. Газойль — идёт на дизельное топливо. Смесь керосина и газойля называют дизельным  топливом.  . Нефтепродукты переработке нефти. 5. Мазут — применяется для получения смазочных масел, парафина. 6. Гудрон — твердый остаток после переработки нефти — в качестве асфальта используется  для покрытия дорог. 7. Фракции нефти используются не только как топливо, но и как ценное сырьё  нефтехимической промышленности. В какой степени промышленно­развитые страны зависят от нефти? Они просто не смогут  обойтись без неё! Только подумайте о топливе, смазочных маслах, парафине, битуме, а также  о том, что делается из нефтепродуктов: самолётах, автомобилях, кораблях, пластмассах,  моющих средствах, красках, кроссовках, одежде, аспирине, косметике, дисках, компьютерах,  телефонах и многих других вещах. Ежедневно люди используют около 5 тысяч продуктов,  сделанных из нефтепродуктов. Не все знают, что от нефти зависят продовольственные запасы  всего мира, начиная с производства удобрений и заканчивая перевозкой урожая.(демонстрация  образцов нефтепродуктов) Эколог  .Загрязнение окружающей среды при добыче и     Варварское отношение к природе при освоении нефтяных место¬рождений проявляется  повсеместно. По различным причинам при добыче и транспорте «черного золота» часть сырья  выливается на земную поверхность и в водоемы. Нефть — загрязнитель природной среды.  В Мировой океан из различных источников ежегодно поступает 5­10 миллионов тонн нефти  и продуктов ее переработки. Тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. На 1 га  морской поверхности может погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная  пленка. Чтобы ее полу¬чить, достаточно вылить 1 л нефти. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей поверхности Мирового океана  покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона,  ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой. Встает вопрос: что делать с этими «черными океана¬ми»? Как спасти их обитателей  от гибели? Шведские и английские специалисты для очистки морских вод от нефти предлагают  использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных фабрик. Все это измельчается  на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28­кратное  количество нефти по сравнению с собственной массой. Однако, было установлено, что некоторые жители морей вовсе не страдают от нефтяного  загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск — кардиум. Это крошечное существо,  получившее свое название за сердцевидную форму раковинки, играет важную роль в очистке  морской воды, добывая себе таким образом и пищу, и кисло¬род для дыхания. Одним из наиболее перспективных путей ограждения среды от загрязнения является создание  комплексной автоматизации процессов добычи и хранения нефти, создание надёжных  нефтепроводов, исключающих возможность утечки нефти. Итак, можно сказать, что нефть — это друг, с которым надо держать ухо востро. Небрежное  обращение с «черным золотом» может обер¬нуться большой бедой. Использование нефти  и нефтепродуктов должно быть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефть  требует к себе внимательного отношения. Это необходимо помнить не только каждому  нефтянику, но и всем, кто имеет дело с продуктами нефтехимии. Пути борьбы с загрязнениями Группа лаборантов. Демонстрация опыта «Очистка воды от нефтяных загрязнений» Лаборанты провели предварительно эксперимент с целью, выяснить, какой адсорбент лучше  устраняет нефтяную пленку. Для опыта они использовали мел, древесные опилки и пенопласт.  (демонстрация) Вывод: применяемые сорбенты (древесные опилки и пенопласт) требуют сбора и дальнейшей  утилизации. В промышленных масштабах это довольно трудоемкий метод. Мел впитывает  в себя нефть и очень быстро тонет, очищая поверхность воды, но нефть остается на дне  и продолжает отравлять флору и фауну. Химик: Геологический сосед нефти — природный газ — тоже непростое по своему составу  вещество. Больше всего — до 95% по объему — в этой смеси метана. Также в нём  присутствуют этан, пропан, бутан, изобутан, азот, углекислый газ. Более тщательный анализ  позволил обнаружить в природном газе и небольшие количества гелия. Попутный нефтяной газ тоже является природным, но получил особое название потому, что мире и       в     Казахстане.     Применение природного и       попутного газа     Основные месторождения газа в   встречается в составе месторождений нефти и растворен в ней под давлением. Попутные газы  содержат меньше метана (30­50%), но больше его гомологов: этана, пропана, бутана и других  углеводородов. Географ:   Первое место по доказанным запасам газа в мире продолжает удерживать Россия. На втором  месте располагается Иран. Казахстан по общим запасам газа занимает 13­е место в мире.  В Казахстане встречается природный газ (месторождения Тенге и Устютр на полуострове  Мангышлак) и попутный газ (Атырау­Эмбенский и Мангистауский бассейны). К крупнейшим  газовым месторождениям относятся Жанажол, Имаш, Тасболат, Узень и другие  месторождения. Попутный нефтяной газ — это газ, существующий вместе с нефтью,  он растворен в нефти и находится над ней, образуя «газовую шапку», под давлением.  На выходе из скважины давление падает, и попутный газ отделяется от нефти. Этот газ  в прошлые времена не использовался, а просто сжигался. В настоящее время его улавливают  и используют как топливо и ценное химическое сырьё. Химик­технолог:   Где находит применение природный газ? Природный газ является ценнейшим видом топлива.  При сгорании газа выделяется много теплоты, поэтому он служит энергетически эффективным и дешёвым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных  печах. А также он является источником сырья для химической промышленности: получение  ацетилена, этилена, водорода, сажи, различных пластмасс, уксусной кислоты, красителей,  медикаментов и других продуктов. Долгое время попутный нефтяной газ не находил применения и его сжигали на месте.  В настоящее время его улавливают и используют в качестве топлива или как химическое сырье. Для более рационального использования попутный нефтяной газ разделяют на фракции: 1. газовый бензин (C5H12, C6H14) — используется в качестве добавок к бензину; 2. пропан­бутановая смесь (C3H8, C4H10) — в качестве топлива и как бытовой газ; 3. «сухой газ» (СН4, С2Н6 )— как топливо. В то же время он является важным источником  сырья для химической промышленности и применяется для получения пластмасс,  растворителей, удобрений, красок, водорода и многого другого. Учитель: Как вы думаете, что выгоднее использовать как топливо— нефть или газ и почему? Эксперт по видам топлива Преимущества газообразного топлива перед твердым: 1. энергетически выгодное топливо; 2. легкость воспламенения; 3. отсутствие золы и шлака при нагревании; 4. отсутствие дыма, малое содержание оксида серы (IV), что улучшает экологию; 5. удобство и дешевизна транспортировки. Именно поэтому газ становится постепенно энергоносителем номер один для коммунально­ бытовых нужд и промышленных энергетических установок. Учитель: По запасам углеводородных источников энергии первое место справедливо отдать  углю. Геолог:   Мировые запасы угля среди природных источников энергии составляют 80 % ( а нефть и газ  только 8 5 %), Прогнозные запасы угля приближаются к 15 трлн. т, из которых 4 трлн, т можно  извлечь современной техникой. Если к 2000 году его будут добывать ежегодно по 10 млрд. т,  то упомянутых выше 4 трлн. т прогнозных запасов хватило бы на 400 лет. Большая часть  залежей угля образовалась в каменноугольный период (286­360 млн. лет назад) в результате  разложения древовидных папоротников и других растений первобытных тропических лесов,  которые, вероятно, росли в болотистой местности. В процессе гниения вещества растительного происхождения превращались в торф (в отдельных районах это происходит и сегодня), затем  постепенно затвердевали, образуя лигнит, бурый уголь, и, наконец, превращались в каменный  уголь. Казахстан занимает 8­е место в мире по запасам угля, на его территории сконцентрировано  3,3% мировых запасов угля. Географ:   На территории Казахстана (в урочище Караганды) уголь был открыт ещё в 1833 году. Именно      Месторождения угля в       Мировые запасы угля     Казахстане Уголь — ценное химическое сырьё поэтому наш город называют «шахтёрской столицей», что напрямую связано с добычей  каменного угля. Запасы каменного угля в Казахстане велики, разведано свыше 400 месторождений. Большая  их часть расположена в Центральном Казахстане. Наиболее крупным является Карагандинский угольный бассейн — здесь уголь высоко качества (3 угольная база). Экибастузский угольный  бассейн — угли здесь отличаются большой зольностью. Они доступны разработке открытым  способом и поэтому дешевы. Наиболее крупным бассейном месторождения бурого угля  является Тургайский на севере Казахстана. Химик­технолог:   Уголь — «чёрное золото» — ценнейшее химическое сырьё. Запасы каменного угля в природе  значительно превышают запасы нефти. Поэтому каменный уголь — важнейший вид сырья для  химической отрасли промышленности. По химическому составу каменный уголь представляет собой смесь высокомолекулярных  ароматических соединений с высокой массовой долей углерода, а также воды и летучих  веществ с небольшими количествами минеральных примесей. Основными продуктами переработки угля являются: — кокс (используется в металлургии в производстве чугуна и стали), — коксовый газ (используется в отоплении, содержит в своём составе водород, метан и другие  ценные газы ), — каменноугольная смола (используется для получения ароматических углеводородов, — аммиачная вода (используется в производстве удобрений). Способность угля давать при переработке самые различные продукты, совсем непохожие  на исходные материалы, является почти безграничной. Многие люди, покупая в аптеках  сульфидин, аспирин, салол, новокаин, стрептоцид, вряд ли догадываются, что все эти лечебные препараты созданы из угля. Учитель: Благодарю всех участников конференции за плодотворную работу! Сегодня мы выяснили, что углеводороды — наши незаменимые помощники. Они определяют  экономический потенциал и мощь отдельных стран, они дают жизнь несметной армаде  автомобилей, тракторов, самолетов, ракет. Они являются источниками энергии и химического  сырья. Нефть называют «черным золотом», но такое сравнение снижает ее истинную ценность.  Без золота можно прожить: в промышленности или приборостроении его можно заменить  другими металлами. А без нефти в настоящее время не обходится ни одна страна. Нефть —  одно из достояний Земли. Американский учёный Ральф Лэпп пишет: «Я считаю варварством  сжигание уникального наследия Земли — углеводородов — в форме нефти и природного газа.  Сжигание этих молекулярных структур только для получения тепла следует считать  преступлением». Широко известна фраза Д. И. Менделеева «Топить печь нефтью всё равно,  что топить её ассигнациями». Не будет преувеличения, если скажем, что современная  цивилизация основана на нефти. Человеку есть над чем задуматься. Мы должны сохранить  нашу планету Земля во всей ее красе и в то же время не закрыть кладовую ее ресурсов. Полуотравленная газом, По нефтяным болотам вплавь, Куда ты рвешься? Где твой разум? Взгляни в себя разумным глазом Нельзя же все богатства разом — Чуть­чуть грядущему оставь. М. Дудин Обобщение по теме. Ребята, сегодня вы познакомились с важнейшим источниками углеводородного сырья. Давайте  закрепим полученные знания. Проведём небольшой тест. Я вам буду читать предложения  по нашей теме. Если вы со мной согласны, пишите «да», а если не согласны — пишите «нет». Тест 1. Нефть — это смесь углеводородов. 2. Нефть не имеет формулы. 3. Плотность нефти меньше чем плотность воды. 4. Нефть растворяется в органических растворителях. 5. Нефть бывает и черного и жёлтого цвета. 6. Из мазута делают вазелин. 7. Из нефти можно изготовить жевательную резинку. 8. Газ энергетически выгоднее нефти и угля. 9. Из попутного газа получают газовый бензин. 10. Бензол получают при переработке угля. (проверка) Домашнее задание. Подведение итогов.

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане

Основные месторождения угля, нефти и газа в Казахстане
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018