Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.
Оценка 4.8

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
11 кл +1
25.01.2017
Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.
Причины повышения интереса к проблемам становления и развития поддержки нуждающихся в России представляются достаточно очевидными: резкое увеличение числа лиц, нуждающихся в различных видах помощи со стороны общества; невозможность использования зарубежного опыта без учета национальных традиций в этой сфере, связанных с ментальностью российского народа и т.п.
5.docx
Основные   направления   развития   социальной   помощи   в общеобразовательных школах.  1.1. Формирование системы социальной помощи населению. Непосредственно   сама   социальная   помощь   включает   в   себя определенный   комплекс   мероприятий,  направленных   на   совершенствование общественного развития и оказание помощи населению.  Становление   системы   социальной   помощи   основывается   на действующей   нормативной   базе,   истории   общественной   помощи   и складывании   политико­правовых   устоев.   Педагогическая   помощь предполагает собой всестороннее развитое направление социальной помощи, включающей   в   себя   как   помощь   конкретному   ребенку   в   условиях социализации   и   адаптации,   так   и   оказание   помощи   людям,   семьям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях по различным причинам. Характерной   чертой   таких   видов   помощи   является   адресность   – направленность на конкретного человека или группу лиц. Также адресность предполагает сочетание различных методов в комплексе1.  Однако   существует   ряд   факторов,   которые   определяют   механизм регулирования   социальной   помощи,   как   общественно­педагогического явления. К основным из которых относят2: Политические составляющие:  Основополагающими   элементами   являются   задачи   государственной политики   в   сфере   реализации   социальной   помощи.  Адресность   социальной политики по отношению к маломобильным и малоимущим слоям населения. 1 Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Учеб. пособие.  М., Социум, 2000, 266 с. 2  Возрастная   и   педагогическая   психология   /   под   ред.   проф.   Н.А.   Кушаева.   –   М.: Просвещение, 2013. – 332 с. Проводимые реформы в рамках социальной политики, которые также должны быть учтены педагогами при оказании помощи. Также немаловажными аспектами этого направления являются вопросы, связанные с развитием и совершенствованием социальной защиты различных слоев общества и улучшению общественных условий3. Следующим   направлением   являются   факторы   экономического характера.   Они   включают   в   себя   различные   экономические   последствия, связанные   с   регулированием   потребления   определенных   видов   товаров малоимущими и социально незащищенными категориями людей. Основным социальным институтом общества, выполняющим функцию первичной   социализации,   является   семья.   Именно   она   находится   в   центре внимания   иных   социальных   институтов.   Социальная   политика   государства направлена, в первую очередь на оказание поддержки именно этой социальной единицы.   К   основным   примерам   реализации   политики   этого   направления можно   отнести   политика   материнского   капитала,   который   можно использовать   на   улучшение   жилищных   условий;   выплаты   многодетными семьям   и   матерям­одиночкам;   выплаты   по   рождению   ребенка   и   детское пособие.   Однако   в   этих   условиях   учреждения   образования   должны   тесно сотрудничать с государством для реализации успешности адаптации семьи в социуме4. Следующим   направлением   являются   факторы   идеологического характера.  Эта   группа   факторов   основывается   на   складывании   взглядов определенного этапа развития общества и личности в целом. 3 . Осадчих А.И. Исторические аспекты проблемы социальной защиты в России и за рубежом.  Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. 4 Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Учеб. пособие.  М., Социум, 2000, 266 с. Система   помощи   оказывается   непосредственно   семье,   личности, общественной   группе.   При   этом   сама   помощь   воспринимается   как необходимое явление, основанное на принципах гуманизма. Немаловажной   группой   фактором   являются   нравственно­   Именно   они   выполняют   важнейшую   функцию психологические. регулятивности отношений между различными социальными группами, в том числе и в вопросах оказания общественной помощи. Исходя   из   всего   перечисленного,   можно   сделать   вывод   о   ключевой функции   общественной   помощи  –   реализация   основных   принципов   защиты общества, социума. При всех прочих составляющих, помощь должна обладать адресностью,   построена   на   принципах   гуманизма   и   морально­нравственных принципах. 1. Как   правило   до   определенного   возраста   –   5­6   лет   ребенок   не усваивает определенных социальных норм, следуя при этом реакции родителей или близких родственников. Реакция является достаточно примитивной,   основанной   на   принципах   «нельзя»,   «можно».   При этом   ребенок   еще   не   осознает   почему   можно   и   почему   нельзя. Уровень духовности в этом периоде наоборот достаточно активный, если конечно родители уделяют ребенку должное внимание, ребенок стремится помогать родителям, бабушке, сестре, брату и так далее, стремиться   помочь,   но   при   этом   он   еще   не   может   давать   оценку своим   поступкам.   Мировоззрение   на   этом   уровне   еще   не сформированное   и   ребенок   видит   мир   через   призму,   созданную близкими родственниками или окружающими его людьми; 2. Ребенок 6­10 лет находится в новом общественном слое, он идет в школу.   Появляются   новые   люди,   которые   оказывают   влияние   на становление его личности, в том числе и педагог. Ребенок учится оценивать себя, свои поступки, действия окружающих. Именно на этом   этапе   и   формируется   мировоззрение   и   мировосприятие. Поэтому   очень   важно   привить   основные   ценности   духовно­ нравственной культуры непосредственно на этом периоде развития. 3. Период   10­12   лет   характеризуется   уже   сложившимся мировоззрением   и   мировосприятием.   На   этом   этапе   ребенок   уже усвоил   определенные   ценности   общества   и   духовно­нравственной культуры.   Привить   их   заново   уже   нельзя,   возможно   только корректировать. Исходя из этой возрастной периодизации, одной из важнейших задач учителя   является   оказание   общественной   помощи   на   различных   этапах развития школьника, но при этом учитывать и подготовительное, дошкольное развитие5. Непосредственно сама система общественной помощи основана научных принципах. Ее история достаточно специфична и тесно связана с понятием благотворительность. Если разобраться в сути явления, то взаимосвязь этих двух понятий включает еще и третье – педагогическая помощь. Она также имеет свою историю, развиваясь с 19 века. Основными принципами помощи являлись справедливой отношение к людям, толерантность и гуманизм.6 Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты –   значит   признавать   самоценность   человеческой   личности,   ее   право   на свободу, развитие своих способностей, достойную, полноценную и счастливую жизнь   независимо   от   национальных,   расовых,   религиозных   и   других индивидуальных или социальных особенностей. Это создание бескорыстных отношений между людьми, основанных на взаимопомощи, взаимопонимании и доброте7. 5  .   Осадчих   А.И.   Исторические   аспекты   проблемы   социальной   защиты   в   России   и   за рубежом. Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. 6 Лисицын Ю.П. Еще раз о стратегии охраны здоровья народа. Медико­социальные аспекты  здоровья и медицинского обслуживания населения: Сб. тр. Астрахань, 2013, т.13, с. 8­15. Это   важно   еще   и   потому,   что   необходимо   оберегать   создающуюся систему социальной защиты от опасности ее превращения в орудие всеобщего усреднения   и   распространения   всеобщей   бедности   в   то   время,   когда   она должна быть средством помощи и поддержки действительно нуждающегося человека8. Система социальной защиты основывается на принципах системности и   Она   создается   как   упорядоченная   совокупность комплексности. взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность9. С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер   экономического,   социального,   правового   и   другого   характера   по обеспечению   гарантированного   государством   минимального   уровня социальной защиты10. Комплексность   обеспечивается:   единством   целей,   принципов   и направлений   деятельности;   сочетанием   исторического   опыта   и   традиций   с современной практикой помощи человеку; всесторонним изучением объекта социальной   защиты   (индивидуума,   социальной   группы,   территориальной общности,   трудового   коллектива);   координацией   и   согласованностью 7 Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Учеб. пособие.  М., Социум, 2000, 266 с. 8 Возрастная и педагогическая психология / под ред. проф. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение,  2013. – 332 с. 9 Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной  деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3­4.– С. 14­19 10 . Осадчих А.И. Исторические аспекты проблемы социальной защиты в России и за рубежом.  Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. действий субъектов социальной защиты; контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям11. Рассматривая   вопросы   становления   общественной   помощи   как педагогического   явления   в   современном   мире,   стоит   отметить   два   его ключевых аспекта: 2. Оказание помощи учащимся в процессе получения образования. К этому   направлению   будут   относится   такие   факторы,   как   получение уверенности в себе, развитие нравственного потенциала, уверенность в успехе. 3. Оказание   помощи   детям,   оказавшимся   в   трудной   жизненной ситуации.   К   этому   направлению   мы   отнесем   оказание   помощи   детям   из неблагополучных семей, детям, имеющим трудности в развитии – детям, с ограниченными   возможностями   здоровья;   многодетным   семьям   и   детям   из неполных семей. Конечно второе направление достаточно обширно, поэтому в процессе практического исследования, представленного в третьей главе мы подробно   остановимся   на   общественной   помощи,   оказываемой   детям   с ограниченными возможностями. В   период   социализации   школьников   ключевым   фактором   является получение   образования.   Прежде   всего,   начального,   которое   и   составляет основу будущей личности. Образование   –   это   целенаправленный   процесс   получения   опыта предыдущего поколения, сопровождающегося усвоением культурных и иных ценностей. Именно   образование   выступает   важнейшим   социальным   лифтом   в социальной мобильности12. 11 Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Учеб. пособие.  М., Социум, 2000, 266 с. 12  Возрастная   и   педагогическая   психология   /   под   ред.   проф.   Н.А.   Кушаева.   –   М.: Просвещение, 2013. – 332 с. Социальной   мобильностью   называют   переход   человека   из   одной социальной группы в другую.  Только в том случае, если учащиеся заинтересованы в предмете, они ориентированы на успех.  В качестве примера можно привести школу Нейла Саммерхилл. Система воспитания, основанная на принципе Нейла отличается своей необычностью.   Нейл,   как   он   сам   говорит,   предпочитает   счастливых дворников, нежели неврастеников­ученых. Ребенок – это пластилин, как его воспитаешь, то из него и получишь. В работах   педагога   были   представлены   следующие   этапы   становления концепции воспитания свободой. 1. Это   игра   .   Игра   является   основной   средой   жизни   ребенка. Педагог, взаимодействуя с ним должен использовать методы игры, если хочет добиться   продуктивного   результата.   Та   как   именно   в   игре   ребенок расслабляется и чувствует себя наиболее комфортно. 2.   Ручной   труд.  Развитие   моторики   ребенка   не   оспаривалось   ни одним педагогом. Деятельность в труде направлена на достижение какого­ либо   результата. Однако,   по   мнению   Нейла,   труд   может   иметь положительный, воспитательный  эффект, только при условии, если ребенок сам определяет вид и структуру деятельности, в противном случае, трудовая деятельность может привести к подавлению воли ребенка. Именно эта идея Нейла может лежать в основе определения перспектив использования опыта организации   трудового   воспитания   в   школе   Саммерхилл   в   отечественной школе. 3. Художественно­творческая   деятельность, к   которой   широко обращались в Саммерхилле, также способствовала развитию творческих сил ребенка и его самореализации.  Отметим, что Александр Нейл  является одним из основополагающих педагогов   в   системе   воспитания.   Своим   необычным   походом   к становлению личности, он демонстрирует открытость и восприимчивость.   В своей теории он выделяет следующие составные элементы: прежде всего, это отсутствие стандартизированности в воспитании; во­вторых, это стремление   развить   творческий   потенциал   личности   ребенка.   Необходимо учитывать,   что   необходимо   отказаться   от   любого   насилия   в   отношении ребенка,  так   как   это   может   негативно   повлиять   на   становление   личности. Более   того,   для   полноценного   становления   личности   стоит   отказаться   от критики и резких действий, выпадов. Таким   образом,   концепция   педагога   является   необычной   творческой программой, включающей в себя различные функции и этапы.  Концепция   является   творческой,   направленной   на   всесторонние развития личности ребенка. Отказ от критики и насилия позволяет ребенку самому осознавать свои ошибки и делать правильный выбор. Ребенок,   познающий   мир   должен   ощущать   свободу   действий,   а   в условиях жестких рамок, действующих в обычных школах это невозможно и, зачастую, воля и мотивация ребенка за счет этого подавляется13.  Задача   каждого   преподавателя   создать   такие   условия   практических занятий, в которых ученик даже при отсутствии умений и навыков может реализовать себя. К   проблемам   реализации   относится   также   и   проблема   «скучных уроков» заложенных школьной программой14.  Как   правило,   ученик   не   заинтересован   в   вязании   сотой   бабушкиной салфетки или приготовлении фигурок из теста. Мотивации на успех тут и не может быть. Так как программа носит стандартизированный характер, нет свободы выбора для творчества. 13 Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой. М.: Педагогика­Пресс, 2000.­296 с. 14 Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2013 г. – c. 143 ­  215. А, залог успеха – это именно творческая деятельность. Реализуя свой творческий потенциал, зачастую, ученик не боится выполнять даже то, что не умел изначально15. В рамках разработанного во второй главе педагогического проекта, мы попытались уйти от стандартизированных рамок учебного процесса и создать такие условия урока. Которые были бы интересны каждому из учащихся. Таким образом, для того, чтобы направить ученика на формирование предпринимательских способностей, нужно создать такую ситуацию, когда он будет уверен в успехе. Именно формирование ситуации успеха способствует нацеленности на получение коммерческой прибыли.  Таким   образом,   для   успешного   интегрирования   человека   в   общество необходимо   заложить   в   нем   стремление   к   успеху.   К   сожалению,   в современном мире большую роль играет коммерция. Поэтому, чтобы быть успешным в современном мире, необходимо обладать духовно­нравственным потенциалом и желанием помочь ближнему16. Задача   учителя   в   современном   мире,   с   помощью   своих   уроков ориентировать ученика на запросы общества.  Таким   образом,   формирование   общественной   помощи   имеет   свою определенную   специфику   и   направленность.   Ориентируясь   на   запросы современного   общества,   государства   реализует   социальную   политику,   но зачастую государства не в состоянии полноценно решить многие социальные задачи.   Поэтому   в   осуществлении   общественной   помощи   должно   быть   человеком   и осуществлено   взаимодействие   между   государством, общественными организациями. Одной из организаций, призванных оказывать общественную   помощь   является   школа.   Педагогическая   помощь   обладает 15  Федоткина Т.А. Педагогические условия экономической подготовки учащихся в учреждениях  дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. М.: 2007. ­ 170 с. 16  Возрастная   и   педагогическая   психология   /   под   ред.   проф.   Н.А.   Кушаева.   –   М.: Просвещение, 2013. – 332 с. большим   потенциалом   ввиду   того,   что   наиболее   полно   именно   педагог ознакомляется с проблемами детей и их семей. Обратившись   к   истории   общественной   помощи,   мы   можем   выявить такое   понятие,   как   социальное   призрение,   так   именно   оно   первоначально осуществлялось благотворительными учреждениями, в числе которых были и школы, училища. 1.2. Деятельность   образовательных   учреждений   как   фактор оказания социальной помощи населению. Ключевую роль в оказании социальной помощи в общеобразовательных учреждениях играет социальный педагог. Педагогическая   поддержка   социальных   инициатив   детей   и   взрослых, создание   условий   для   их   самостоятельного   выбора,   его   стимулирования, развития   готовности   и   способности   действовать   на   основе   постоянного творческого   поиска   и   умения   выходить   из   ситуации   выбора   без   стресса   в современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных   учреждений,   испытывающих   дефицит   новых   форм   и методик.   Это   тем   более   важно,   что   «во   весь   рост»   встала   проблема эффективности   воспитания,   соответствия   основных   направлений   и приоритетов   воспитательной   работы   природе   детства, национальным и российским социокультурным традициям.   семейным, Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на   преобразование   социокультурной   среды   в   интересах   гармонизации социального   поля   ребенка,   учитывающая   историко­культурный   опыт   и современное состояние теории и практики социально­педагогической работы, порождающая   новое   содержание,   методы,   формы   и   технологии   работы   с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами населения, обществом17. Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность ­ на школу, семью и улицу и т.д18. В   центре   всех   общественных   интересов   стоит   личность.   Значит,   и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если 17  .   Осадчих   А.И.   Исторические   аспекты   проблемы   социальной   защиты   в   России   и   за рубежом. Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. 18  Давыдов   В.В.,   Слободчиков   В.И.,   Цукерман   Г.А.   Младший   школьник   как   субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3­4.– С. 14­19 создает   ситуацию,   в   которой   возможны   будут   в   окружающей   среде деятельность, отношения и общения этой личности. Социальный   педагог   ­   это   новая   должность,   предназначенная   для   конкретного   субъекта   компетентного   специалиста, профессионала, воспитательной   системы.  Он  не   похож  на  школьного  учителя   или  другого   Ему   приходится   действовать работника   образовательной   системы. непосредственно,   в   среде,   окружающей   личность   ­   общаться   с   семьей,   на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов19. Традиционно   сложены   взаимоотношения   социального   педагога   со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить   не   всегда   положительными   традициями   школы.   Все   это   не совпадает   со   свободным   выбором   содержания   и   форм   жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т.д20. Как   ни   важен   социум,   без   школы   развитие   личности   осталось   бы неполноценным,   никем   не   компенсируемым.   Вывод   банален:   необходимо сотрудничество ­ взаимодействие  во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело21. 19 Лисицын Ю.П. Еще раз о стратегии охраны здоровья народа. Медико­социальные аспекты  здоровья и медицинского обслуживания населения: Сб. тр. Астрахань, 2013, т.13, с. 8­15. 20 Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Учеб. пособие.  М., Социум, 2000, 266 с. 21  .   Осадчих   А.И.   Исторические   аспекты   проблемы   социальной   защиты   в   России   и   за рубежом. Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. Современные   процессы   изменений   в   школьной   деятельности характеризуются   усложнением   позиционного   отношения   к   ученику. Традиционная для прошлой педагогики схема: Учитель­Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой . Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией   индивидуальной   программы   развития   каждой   конкретной личности. Таким образом, можно сделать вывод, что в современных общественных условиях   социальный   педагог   должен   ориентироваться   в   политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого. Подчеркивая, что  социальный  педагог, в  первую  очередь,  работает  с личностью,   ребенком   или   подростком,   отметим   следующие   направления общественной помощи: 1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальному педагогу принять   правильное   решение   в   оказании   помощи   ребенку   или   его перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в школе,   среди   сверстников   во   дворе.   И   только   тогда,   составив   «карту личность»   и   «карту   среды»,  педагог   сможет   принимать   какие­то   решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования, анализа поведения и круга его общения. 2.   Дальнейший   этап   работы   социального   педагога   сводится   к   тому, чтобы   вместе   с   ребенком   (подростком) осмыслить   его   положение, ситуацию в которой он оказался, при этом обращая внимание на поведение самого ребенка, а не на ссылку «виноваты все вокруг». Выяснив ситуацию, проявить участие, наметить пути выхода из кризиса. 3. Социальному педагогу здесь необходимо проявить и педагогический такт, и мастерство в соблюдении меры в общении с ребенком, сознательно дозировать свое воспитательное воздействие на него, передозировка ­ это уже давление, что может помешать общению с ребенком, а значит, и знанию его. Важно   не   только   повлиять   на   ребенка   (подростка),   но   и   скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, чтобы направить его на верный путь. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель. 4. Организаторские способности социального педагога проявляются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только он сам сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации. 5. Организаторская работа социального педагога направлена также на подготовку   и   оформление   опеки,   на   посредничество   между   ребенком   и обществом,   государственными   и   общественными   организациями,   а   главное помочь   ребенку   приспособиться   к   новым   жизненным   условиям.   Эта деятельность социального педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку выйти   из   кризиса,   выбрать   новый   жизненный   путь,   реализовать   себя   как личность, встать на путь самовоспитания, самореализации22. Таким образом, ведущую роль в развитии и становлении общественной помощи в образовательных учреждениях играет социальный педагог. Именно он выявляет состояние ребенка, его семьи.  В   рамках   работы   социального   педагога   производится   обследование жилищно­бытовых условий проживания ребенка, благодаря чему выявляются неблагополучные семьи, злоупотребляющие алкоголем или наркотическими, психотропными вещества. Задача   педагога   также   состоит   в   предотвращении   насилия   над ребенком, в этом вопросе к работе также подключается и школьный психолог. 22  Давыдов   В.В.,   Слободчиков   В.И.,   Цукерман   Г.А.   Младший   школьник   как   субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3­4.– С. 14­19 Психолог – это еще одна ключевая фигура в вопросе оказания помощи. Зачастую   многие   семьи   или   дети   попадают   в   сложные   жизненные ситуации, нервная система испытывает сильнейшую перегрузку и человек не способен  самостоятельно  решить проблему. Для  этого  школьный психолог проводит беседу, при нужде – анкетирование и анализ сложившейся ситуации. Психолог не предлагает готовое решение проблемы, но произведенный анализ специфики проблемы позволяет человеку самостоятельно определить верное решение23. Поэтому очень важно, при возникновении конфликта или иной ситуации обратиться   за   помощью,   к   сожалению   многие   дети   и   взрослые   не   доверят общественной   помощи,   психологам,   считая,   что   могут   справиться   с проблемой в одиночку. Однако, это не так. Государство создает условиях, в которых человек может обратиться за помощь, но зачастую многие даже не знают, как это сделать. Для   решения   этой   проблематики,   в   школах   необходимо   проводить классные часы, беседы, цель которых – установление контакта. Подросток не должен   замыкаться   в   себе   и   самостоятельно   пытаться   справиться   со сложными,   подчас   нерешаемыми   проблемами.   Особенно   в   пубертатный период, так называемый переходный возраст. Однако помощь необходима не только в трудных жизненных ситуациях, так, например, младшие школьники испытывают кризис при поступлении в школу. Это тоже проблема и ее тоже нужно решать.  Формирование   духовно­нравственной   культуры   школьников   является одной   из   приоритетных   задач   педагога.  Особенно   это   важно   для   младших школьников.   Именно   в   этом   возрасте   (7­10   лет)   происходит   становление мировоззрения   и   усвоения   действующей   картины   мира.   При   правильном восприятии   ценностей   духовной   культуры   общества,   ребенок   принимает 23 Мошняга В.П. Социальное развитие и социальная работа: международный опыт. Учеб. пособие.  М., Социум, 2000, 266 с. социальные нормы, заложенные этим обществом и стремится не только их усваивать, но и соблюдать24. Разумеется, далеко не сразу и не у всех учащихся начальных классов формируется   правильное   отношение   к   учению   и   формированию   духовно­ нравственной культуры, а ведь два понятия находятся в прямой взаимосвязию Многие  из  них  еще   не понимают  необходимость  учения,  поэтому  для  них сложно принять учение как труд, который требует волевых усилий, полной мобилизации   внимания,   интеллектуальной   активности,   самоограничений. Задача   учителя   на   данном   этапе   –   в   первую   очередь,   внушить   каждому ребенку   мысль,  что   учение  –  это   не   праздник,  не   развлекательная   игра,  а работа, очень серьёзная и   напряжённая, открывающая для каждого много нового, важного, занимательного и нужного25.  Необходимо, чтобы и сама организация учебного процесса  практически подкрепляла слова учителя, только в этом случае все составляющие учебного процесса, в том числе и нормы нравственности, морали будут усвоены. Это даст возможность сформировать у ребенка положительный интерес к самому процессу учебной деятельности пока еще без осознания её значения. И лишь после возникновения интереса к результатам своего учебного труда начинает   формироваться   интерес   уже   и   к   самому   содержанию   учебной деятельности,   ко   всему   процессу   приобретения   знаний.   Это   и   является основой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного   порядка,   которые   связаны   с   подлинно   ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование положительного интереса к содержанию   своей   учебной   деятельности,   приобретению   знаний   связано   у младшего   школьника   с   переживанием   чувства   удовлетворения   от   личных 24 . Осадчих А.И. Исторические аспекты проблемы социальной защиты в России и за рубежом.  Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. 25 Лисицын Ю.П. Еще раз о стратегии охраны здоровья народа. Медико­социальные аспекты  здоровья и медицинского обслуживания населения: Сб. тр. Астрахань, 2013, т.13, с. 8­15. достижений.   Поэтому   так   важно   подкрепление   этого   чувства   постоянным одобрением,   похвалой   учителя.   Младшие   школьники   испытывают   особое чувство гордости, зачастую особый подъём нравственных сил, когда слышит похвалу учителя. Следует помнить и то, что  авторитет учителя – это самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.  Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира   –   ощущений   и   восприятий.   Учащиеся   начальных   классов     всегда отличаются   остротой   и   свежестью   своего   восприятия,   своего   рода созерцательной любознательностью. Наиболее   характерная  черта  восприятия  учащихся  этого  возрастного   характеризующаяся периода   –   его   малая   дифференцированность, совершением неточностей и ошибок при восприятии сходных объектов. Еще одной особенностью восприятия младших школьников является тесная связь с действиями, то есть для ребенка воспринять предмет – это значит что­то делать с ним, что­то в нем изменить, произвести с ним какие­либо действия. Ярко выраженная эмоциональность восприятия – это еще одна характерная особенность учащихся младших классов.  В   процессе   обучения   восприятие   поднимается   на   более   высокую ступень   и   принимает   характер   не   только   целенаправленной,   но   еще     и управляемой   деятельности.   В   свою   очередь   восприятие   постепенно углубляется, что делает его более анализирующим, дифференцирующим. Внимание   –   это   также   возрастная   особенность   учащихся   младших классов.     Слабость   произвольного   внимания   –   это   основная   особенность внимания   этого   возраста.   Произвольное   внимание,   свойственное   этому возрасту, обязательно требует так называемой близкой мотивации, которая проявляется   через   перспективы   получения   отличной   отметки,   похвалу учителя.       Непроизвольное внимание в этом возрасте развито значительно лучше:   всё   новое,   яркое   и   неожиданное   само   собой   привлекает   внимание учеников, без каких – либо усилий с их стороны. Память в этом возрасте  развивается под влиянием процесса обучения. Большая роль в этом случае отводится словесно­логическому, смысловому запоминанию, что приводит  к развитию возможностей не только сознательно управлять   своей   памятью,   но     и   регулировать   её   проявления.   У   младших школьников лучше  развита наглядно­образная память, поэтому они быстрее и лучше   запоминают,   прочнее     сохраняют   в   памяти   конкретные   сведения, события,   лица,   предметы,   факты,   а   вот   запомнить   определения,   описания, объяснения   для   них   значительно   сложнее.   Учащиеся   начальных   классов склонны к механическому запоминанию без осознания всех смысловых связей внутри запоминаемого материала.  В процессе обучения у учащихся происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Поэтому   в  процессе   школьных   и  внешкольных   мероприятий,  педагог должен   заложить   основы   добродетели   в   формирование   личности   ребенка. Немаловажным аспектом этого вопроса будет закрепление усвоенных норм опытным путем. Так, например, на классные час можно пригласить ветеранов, можно привлечь школьников к тому, чтобы навестить школьных учителей, находящихся   на   пенсии.   Одним   из   вариантов   внеклассного   мероприятия может стать организация сбора средств для помощи бездомным животным. Ребенок  должен четко осознавать, что его действия, поступки могут принести пользу обществу, при этом младший школьник должен научиться не только   помогать   другим,  но   помогать   себе   в   процессе   жизнедеятельности, стремясь к саморазвитию. Рассматривая   процесс   усвоения   духовно­нравственной   культуры, отметим следующие возрастные особенности: 1. Как   правило   до   определенного   возраста   –   5­6   лет   ребенок   не усваивает   определенных   социальных   норм,   следуя   при   этом   реакции родителей   или   близких   родственников.   Реакция   является   достаточно примитивной, основанной на принципах «нельзя», «можно». При этом ребенок еще не осознает почему можно и почему нельзя. Уровень духовности в этом периоде   наоборот   достаточно   активный,   если   конечно   родители   уделяют ребенку должное внимание, ребенок стремится помогать родителям, бабушке, сестре, брату и так далее, стремиться помочь, но при этом он еще не может давать   оценку   своим   поступкам.   Мировоззрение   на   этом   уровне   еще   не сформированное   и   ребенок   видит   мир   через   призму,   созданную   близкими родственниками или окружающими его людьми; 2. Ребенок 6­10 лет находится в новом общественном слое, он идет в школу. Появляются новые люди, которые оказывают влияние на становление его личности, в том числе и педагог. Ребенок учится оценивать себя, свои поступки,   действия   окружающих.   Именно   на   этом   этапе   и   формируется мировоззрение  и  мировосприятие.  Поэтому   очень  важно  привить   основные ценности духовно­нравственной культуры непосредственно на этом периоде развития. 3. Период   10­12   лет   характеризуется   уже   сложившимся мировоззрением   и   мировосприятием.   На   этом   этапе   ребенок   уже   усвоил определенные ценности общества и духовно­нравственной культуры. Привить их заново уже нельзя, возможно только корректировать. Исходя из этой возрастной периодизации, одной из важнейших задач учителя   является   привитие   нравственно­культурные   ценностей   на   разных этапах   развития   школьника,   но   при   этом   учитывать   и   подготовительное, дошкольное развитие. Ученик   в   процессе   обучения   является   непосредственным   объектом воздействия   учителя,   одноклассников,   но   при   этом   он   может   являться   и субъектом, проецируя свои взгляды и ценностно­ориентировочные нормы. Непосредственным объектом младший школьник будет являться в том случае.   Когда   целенаправленная   деятельность   педагога   повлияла   на становление его личности и привела к каким­либо конкретным изменения в его поведении, мировоззрении или мировосприятии . Отметим  также, что  нравственность  как  общественная  составляющая элемента духовной культуры способна реализовывать функцию регулятивного характера. Однако она будет непосредственно опираться на эмоциональную основу личности ребенка. Поэтому в процессе формирования таких основ как зачатки духовности и нравственности следует применять регулятивную функцию, но при опоре на эмоциональное восприятие ребенка.  Немаловажным   аспектом   также   является   и   согласие   ребенка   с усваиваемыми   нормами.   Гораздо   проще   объяснить   ребенку   то,   что   ему интересно,   поэтому   важно   подвести   ребенка   к   согласию   с   изучаемыми аспектами. Особенностью является также тот факт, что формирование духовно­ нравственной культуры происходит не на одном уроке, то есть не у одного педагога, поэтому важным аспектом является также и объединение усилий учителей для формирование нравственной культуры. Непосредственно   само   духовно­нравственное   развитие   ребенка предполагает именно целенаправленное воздействие на него, путем сочетания различных методов, форм и стилей – от простой беседы или школьного урока до открытого мероприятия в мемориальном комплексе. В ходе усвоения нравственного потенциала важнейшую роль играет не только школа, как один из важнейших социальных институтов, но и семья – ка институт первичной социализации. Школа,   в   то   же   время,   является   и   одним   из   институтов   культуры. Именно   школа   закладывает   в   ученика   основы   духовности,   предоставляет широкие возможности для развития творческого потенциала и личностного развития ребенка. Одними   из   основных   направлений   формирования   духовной   культуры обучающихся являются: 1. Создание   базы   для   формирования   зачатков   нравственной культуры в личности школьника. 2. Целенаправленное   усвоение   понятий   духовно­нравственной культуры, таких как: добро, зло, жизнь. 3. 4. Организация благоприятного психологического климата; Организация инициативной деятельности самих учащихся; Исходя   из   этих   составляющих,   можно   выделить   конкретные направления   реализации   личностного   потенциала   учащихся   в   духовно­ нравственной культуре: 1. Отношение к людям и обществу. В   процессе   становления   духовно­нравственного   потенциала   личности происходит воспитание ребенка и привитие ему нравственно­общественного опыта.   Необходимо   сформировать   у   младшего   школьника   уважительное отношение   к  старшему  поколению,  толерантность  по  отношению  к  другим людям. 2. Отношение к своей Родине. В   рамках   этого   вида   необходимо   сформировать   у   учащихся   чувство патриотизма, гордости за свою землю, страну, город, деревню. При этом у учеников должна быть сформирована любовь к своей земле. Стремление к помощи своему народу. Здесь также важно рассмотреть такие понятие как «Отечество», «воинский долг». 3. Развитие отношения к трудовой деятельности. В   рамках   этого   направления   необходимо   привить   ребенку   чувство ответственности за своей труд и в ходе самой трудовой деятельности. Именно в   процессе   труда   происходит   важнейшим   этап   социализации   ребенка, формируются навыки и умения. Отношение к самому себе. 4. В процессе реализации этого направления, ученик должен осознать свою взаимосвязь   с   окружающим   миром.   Особенностью   является   тот   факт,   что ученик   не   только   должен   укрепить   свою   взаимосвязь   с   общество.   Но   и установить тесные взаимоотношения с природой, осознать себя в контексте нее.  Также ребенку необходимо привить основные понятия об окружающем мире,   так   как   только   посредством   этого   будет   формироваться мировосприятие и миросозерцание. Также, необходимым элементом является формирование   самооценки   в   контексте   социальных   норм,   осознание необходимости   собственного   развития   и   корректирования   поведения   в отдельных случаях. Таким образом, в процессе формирования основ личностного развития ребенка   необходимо   учитывать   его   собственную   заинтересованность   в усвоении моральных норм и ценностей общества. Реализация диалога ученик­ учитель   дает   возможно   укрепить   основные   нравственные   характеристики обучаемого,   повлиять   на   становление   его   мировоззрения   и   восприятия, привить чувство ответственности за совершаемые поступки. Но это все будет реализовано в полной мере лишь в том случае, если ребенок будет согласен с основными действиями педагога по отношению к нему.  Таким   образом   приоритетной   задачей   педагога   является   не   только оказание помощи детям и их семья в случае тяжелых ситуаций, но и оказание помощи в процессе обучения различным категориям учащихся. 1.3. Ведущие   тенденции   становления   и   развития   системы социальной помощи населению в России. Сама система социальной помощи в России имеет достаточно обширную историю. Начало ее развития относят к 19­началу 20 веков. Термин, который использовался применительно к этому направлению – социальное призрение. Развитие   благотворительных   обществ,   деятельность   которых направлена   на   поддержания   уровня   жизни   социально   незащищенных   слоев общества, началось в 70 х годах 19 века . Уже   в   1874   году   было   создано   Вологодское   благотворительное общество.   К   его   функциям   относились:   выдача   пособий,   предоставление бесплатных обедов. Немаловажными функциями были бесплатные проезд на различных видах транспорта. Общество функционировало на основе пожертвований, осуществляемых частными   лицами   –   меценатами.   Среди   которых   можно   выделить Д.С.Колесникова . К   деятельности   общества   относилось   предоставление   убежища   для детей, оставшихся без попечительства и ремесленный приют. Особенностью ремесленного   приюта   было   обучение   подопечных   детей   столярным   и токарным основам. Впоследствии   ремесленный   приют   видоизменился,   став   ремесленной школой имени Д.С. Пермякова. Он принимал детей бедных крестьян и мещан, причем обучение и содержание было бесплатным. Школа также существовала на деньги меценатов, без оказания государственной помощи . В   1877   году   было   создано   Александровское   купеческое благотворительное общество. Оно также содержалось на деньги меценатов. К деятельности общества относилось выдача денежных пособий нуждающимся семьям, в основном многодетным и семьям, потерявшим кормильца. Год   спустя   было   создано   Общество   земледельческих   колоний   и ремесленных   приютов.   При   нем   был   открыт   Исправительно­ремесленный приют,   в   котором   содержались   несовершеннолетние   преступники.   К функциями приюта относились: перевоспитание преступников, их успешная адаптация в общество и обучение полезному ремеслу, такому как столярное, сапожное и токарное дело. К   1895   году   относится   создание   пожарного   общества.   Эта благотворительная   организация   была   создана   с   целью   оказания   помощи пожарной   команде   Вологодской   губернии.   В   общество   вносились пожертвования и членские взносы26. С   целью   оказания   помощи   православным   паломникам,   был   создан Вологодский отдел Императорского православного палестинского общества.  Социальная   помощь   зачастую   нужна   была   не   только   детям   или нетрудоспособным,   нуждающимся   лицам,   но   и   такой   категории.   Как обучающиеся. Уже   с   80   х   годов   появляются   общества,   деятельность   которых направлена на поддержание студентов и учителей . К формам оказания помощи относились: покупка книг, необходимых для   обучения,   компенсация   платы   за   обучение   в   виде   пособия,   покупка одежды. Первым   в   этом   направлении   стало   Общество   Вспомоществования нуждающимся, которые было открыто при Александровском училище. Оно было основано в 80 годы и ставило перед собой цель: улучшить положение учащихся. К   функциям   общества   относилось   внесения   платы   за   обучения   за материально неспособных к этому учеников, выдавалось пособие для покупки 26  .   Осадчих   А.И.   Исторические   аспекты   проблемы   социальной   защиты   в   России   и   за рубежом. Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. необходимых вещей, одежды. Осуществлялась помощь и при покупки учебной литературы . Аналогичное общество было создано при Вологодской гимназии. Цель и функции дублировались. 1887 год ­ открытие органа Попечительства при духовной семинарии. Семинаристы точно также получали пособие на покупку необходимых вещей, кроме это они получали еще и небольшую сумму на оплату жилья. В 80 е годы было открыто Епархиальное училище. Здесь особенностью являлось   открытие   при   нем,   впоследствии,   общежития   для   девушек, оставшихся без попечительства, сирот. Необычным явлением стало открытие в 1899 году общества «Помощь». К   его   деятельности   относится   создание   бесплатной   библиотеки   для   всех слоев населения. Государство в этом направлении своей помощи не оказывало и деятельность общества опиралась на помощь меценатов и пожертвования общества. К деятельности общества, кроме библиотек относилось открытие общественных   столовых,   ночлежек.   Необычным   направлением   стала организация вечеров творчества и концертов. Однако   в   1907   году   учредители   общества   были   обвинены   в антиправительственной  деятельности и общество было закрыто. На этом и закончилась его благотворительная деятельность. Немаловажным направлением социальной политики. Была организация медицинского ухода. В этом направлении помощь оказывалась как детям, так и взрослым. В раках этого направления в 1888 году было основано общество помощи для безнадежно больных. Детей в обществах особого типа учили уходу за собой и основам школьной грамоты. В   1895   году,   продолжая   развитие   этого   направления,   было   создано общество заботы о слепых. Так, в 1894 г. открылся Дом трудолюбия на средства и пожертвования городской думы.  К основным задачам его деятельности относилось создание условий, в которых нищие или лица, к ним причисленные, могли бы посредством своей небольшой   трудовой   деятельности   заработать   себе   на   пропитание.   К основным   направлениям   этой   деятельности   относилось   создание   коробок. Ящиков, различных ковриков и других изделий. Располагался Дом трудолюбия в большом двухэтажном здании и давал работу практически всем желающим. Цель Дома трудолюбия – не организация производства,   а   именно   создание   условий,   в   которых   люди   могли   быть задействованы для получения пропитания. Детское призрение и призрение взрослых конечно же различалось. Существовало   понятие,   что   взрослый   человек   способен   сам   о   себе позаботиться,   однако,   к   сожалению,   это   не   всегда   так.   И   политика благотворительных   обществ,   деятельность   меценатов,   способствовала преодолению негативного воздействия общества. Создание ночлежек, обществ попечительства, выдача пособий и организация общественных столовых – все это   также   способствовало   преодолению   временных   трудностей,   которые. Зачастую возникали в жизни общества . Социальная помощь была важна всегда, это обусловлено тем, что не все люди   могут   себя   обеспечить   в   ходе   своей   жизнедеятельности.   Также   для общества   характерен   тот   факт,   что   многие   дети   остаются   без   должного попечительства   в   силу   различных   обстоятельств   –   становятся   сиротами, являются внебрачными детьми. Кроме того, многие родители не способными оказывать должный уход за детьми по различным причинам, так, например, представители средних и низших сословий в период полевых работ. Зачастую, эти проблемы приводили к такому явлению, как детская смертность, чтобы искоренить этот фактор, и создавались учреждения детского призрения. Для людей,   не   способных   себя   обеспечивать   по   каким­либо   обстоятельствам, таких   как   старость   или   получение   увечий,   временная   неспособность, создавались учреждения взрослого призрения. Развитие системы общественного призрения в период конца 19­начала 20 веков имел свою собственную структуру и модель развития. Сами   объекты   социального   презрения   характеризовались   в   основном одним   и   тем   же   попечительским   советом   и   примерно   одними   и   теми   же источниками   финансирования.   В   частности,   это   можно   объяснить   идеей сакральности,   когда   меценаты   верили   в   то,   что,   помогая   обществу,   они искупают свои грехи.  К   несомненным   минусам   организации   относится   отсутствии государственного финансирования, несмотря на то, что многие учреждения и их деятельность являлись частью государственной политики. Но   все   же   стоит   отметить   достаточно   развитую   и   организованную структуру   благотворительных   обществ,   в   которых   призрение   носило двухзвенную систему, включающую детское и взрослое призрение. При этом система   носила   многоступенчатый   характер:   временное   призрение, постоянное призрение, оказание материальной и вещевой единовременной и многократной помощи. Однако   многие   общественные   факторы   оказывали   негативное воздействие на систему призрения, конечно немаловажной причиной являлись материальные   трудности.   Также   проблемой   являлось   и   малочисленность попечительского состава27. Это объяснялось, прежде всего, малочисленностью предпринимателей на в России. Отдельно стоит отметить и самоотверженность деятелей, лично принимавших   трудовое   участие   в   благотворительных   обществах.   Однако,   также   отличались люди,   работавшие   на   общественных   началах, малочисленностью. Более того, они не обладали должной квалификацией, а 27 Лисицын Ю.П. Еще раз о стратегии охраны здоровья народа. Медико­социальные аспекты  здоровья и медицинского обслуживания населения: Сб. тр. Астрахань, 2013, т.13, с. 8­15. значит   не   могли   в   полной   мере   реализовать   функции   общественного призрения.  Организации   призрения   в   большинстве   оказывали   призрение   на постоянной   основе.   Среди   направлений   призрения   приоритетным   было детской   призрение.   Проведенный   контент   анализ   показал,   что   именно   эта сфера финансировалась в первую очередь. Количество детей в сфере призрения варьировалась в среднем от 50 до 100 человек, причем на каждого из учеников приходилось по 180 рублей – эти деньги выделялись из попечительского совета и взносов благотворителей, в то время, как количество членов Александровского училища было от 20 до 50 человек и на каждого выделялось около ста рублей. Таким образом по мере увеличения возраста призреваемых значительно сокращалось финансирование. Немаловажным   элементом   деятельности   системы   призрения   была организация   столовых   и   ночлежек.   Такая   система   помощи   способствовала поддержке   отдельных   слоев   населения,   оказавшихся   в  сложной   жизненной ситуации. Однако и тут существовали свои особенности. Во­первых, вход в ночлежку был в определенное время, на ночь ночлежка закрывала свои двери. Каждый   посетитель   мог   получить   лишь   временное   –   на   одну   ночь   – пристанище,   постоянной   помощи   тут   не   оказывалось.   Кроме   того,   не принимались   в   ночлежку   люди   в   состоянии   опьянения   или   с   нарушением психики. Столовые   также   оказывали   разовые   кормления.   Конечно,   также существовала   и   материальная   помощь,   оказываемая   единовременно   в отдельных случаях.  Немаловажным элементов являлось и оказание помощи обучающимся. Однако,   стоит   отметить,   что   все   списки   органов   вспоможения   и призрения утверждал губернатор. Поэтому существенным минусом был тот факт, что не все люди, нуждающиеся в призрении, его получали. Таким образом, система призрения в России отличалась своеобразным   выраженной   в   различных   направлениях аспектом   деятельности, осуществления   призрения.   Немаловажную   роль   в   призрении   различных категорий играло попечительское общество, в которое входили крупнейшие меценаты. Меценаты осуществляли взносы на различные сферы призрения. Из финансовых   отчетов   следовало,   что   на   каждого   члена   обществ   призрения следовало от 50 до 200 рублей. Естественно, что наибольшее финансирование приходилось на детские приюты и ясли. Таким образом тенденция системы общественной помощи имела свою особую систему и структуру, выраженную общественным призрением. В   современных   условиях   социально­экономического   кризиса,   семья переживает   трудности   в   полноценной   реализации   культуры   человеческих отношений,   которые   выражаются   в   активной   адаптации   к   условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути. Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья,   детский   сад,   школа   и   т.д.).   На   каждом   этапе   развития   ребенок находится   в   независимо   от   него   существующих   условиях   и   подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних   Этот   процесс   приводит   к   проявлению   моральных, факторов. интеллектуальных,   эстетических   убеждений,   которые   становятся   мотивом поведения и деятельности человека, т.е. происходит процесс социализации. Ребенок становится личностью. В системе социального призрения одну из важнейших ролей играли и образовательные   учреждения,   формируя   тем   самым   систему   общественно­ педагогической помощи. Социальная помощь была важна всегда, это обусловлено тем, что не все люди   могут   себя   обеспечить   в   ходе   своей   жизнедеятельности.   Также   для общества   характерен   тот   факт,   что   многие   дети   остаются   без   должного попечительства   в   силу   различных   обстоятельств   –   становятся   сиротами, являются внебрачными детьми. Кроме того, многие родители не способными оказывать должный уход за детьми по различным причинам, так, например, представители средних и низших сословий в период полевых работ. Зачастую, эти проблемы приводили к такому явлению, как детская смертность, чтобы искоренить этот фактор, и создавались учреждения детского призрения. Для людей,   не   способных   себя   обеспечивать   по   каким­либо   обстоятельствам, таких   как   старость   или   получение   увечий,   временная   неспособность, создавались учреждения взрослого призрения. Развитие системы общественного призрения в период конца 19­начала 20 веков имел свою собственную структуру и модель развития. В   частности,   призрение   в   России   характеризовалось   большим количеством учреждений призрения. Сами   объекты   социального   презрения   характеризовались   в   основном одним   и   тем   же   попечительским   советом   и   примерно   одними   и   теми   же источниками   финансирования.   В   частности,   это   можно   объяснить   идеей сакральности,   когда   меценаты   верили   в   то,   что,   помогая   обществу,   они искупают свои грехи.  К   несомненным   минусам   организации   относится   отсутствии государственного финансирования, несмотря на то, что многие учреждения и их деятельность являлись частью государственной политики. Но   все   же   стоит   отметить   достаточно   развитую   и   организованную структуру   благотворительных   обществ,   в   которых   призрение   носило двухзвенную систему, включающую детское и взрослое призрение. При этом система   носила   многоступенчатый   характер:   временное   призрение, постоянное призрение, оказание материальной и вещевой единовременной и многократной помощи. Однако   многие   общественные   факторы   оказывали   негативное воздействие на систему призрения, конечно немаловажной причиной являлись материальные   трудности.   Также   проблемой   являлось   и   малочисленность попечительского состава. Это объяснялось, прежде всего, малочисленностью предпринимателей на   территории   Вологодской   и   Архангельской   губерний.   Отдельно   стоит отметить   и   самоотверженность   деятелей,   лично   принимавших   трудовое участие   в   благотворительных   обществах.   Однако,   люди,   работавшие   на общественных началах, также отличались малочисленностью. Более того, они не   обладали   должной   квалификацией,   а   значит   не   могли   в   полной   мере реализовать функции общественного призрения.  Организации   призрения   в   большинстве   оказывали   призрение   на постоянной   основе.   Среди   направлений   призрения   приоритетным   было детской   призрение.   Проведенный   контент   анализ   показал,   что   именно   эта сфера финансировалась в первую очередь. Количество детей в сфере призрения варьировалась в среднем от 50 до 100 человек, причем на каждого из учеников приходилось по 180 рублей – эти деньги выделялись из попечительского совета и взносов благотворителей, в то время, как количество членов Александровского училища было от 20 до 50 человек и на каждого выделялось около ста рублей28. Таким образом по мере увеличения возраста призреваемых значительно сокращалось финансирование. Немаловажным   элементом   деятельности   системы   призрения   была организация   столовых   и   ночлежек.   Такая   система   помощи   способствовала поддержке   отдельных   слоев   населения,   оказавшихся   в  сложной   жизненной ситуации. Однако и тут существовали свои особенности. Во­первых, вход в ночлежку был в определенное время, на ночь ночлежка закрывала свои двери. Каждый   посетитель   мог   получить   лишь   временное   –   на   одну   ночь   – 28  Осадчих   А.И.   Исторические   аспекты   проблемы   социальной   защиты   в   России   и   за рубежом. Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000, с. 120­132. пристанище,   постоянной   помощи   тут   не   оказывалось.   Кроме   того,   не принимались   в   ночлежку   люди   в   состоянии   опьянения   или   с   нарушением психики. Столовые   также   оказывали   разовые   кормления.   Конечно,   также существовала   и   материальная   помощь,   оказываемая   единовременно   в отдельных случаях.  Немаловажным элементов являлось и оказание помощи обучающимся. Однако,   стоит   отметить,   что   все   списки   органов   вспоможения   и призрения утверждал губернатор. Поэтому существенным минусом был тот факт, что не все люди, нуждающиеся в призрении, его получали. Таким образом, система призрения на Европейском севере отличалась своеобразным аспектом деятельности, выраженной в различных направлениях осуществления   призрения.   Немаловажную   роль   в   призрении   различных категорий играло попечительское общество, в которое входили крупнейшие меценаты. Меценаты осуществляли взносы на различные сферы призрения. Из финансовых   отчетов   следовало,   что   на   каждого   члена   обществ   призрения следовало от 50 до 200 рублей. Естественно, что наибольшее финансирование приходилось на детские приюты и ясли. На   современном   же   этапе   развития   общественной   помощи немаловажным аспектом является сотрудничество школы и семьи. Так как семья все же является первичным институтом социализации ребенка.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.

Основные направления развития социальной помощи в общеобразовательных школах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017