Методическая разработка урока по теме: Основные неисправности автомобиля , учебной дисциплины Техническое обслуживание автомобиля» разработана для обучающихся второго курса по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта общепрофессиональных дисциплин. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания уроков производственного обучения.
Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Социальный заказ общества в области профессиональной подготовки выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося.
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке производственного обучения организуются различные формы проведения урока, которые не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда.Методическая разработка урока по теме: Основные неисправности автомобиля , учебной дисциплины Техническое обслуживание автомобиля» разработана для обучающихся второго курса по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта общепрофессиональных дисциплин. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания уроков производственного обучения.
Основные неисправности автомобиля.docx
Методическая разработка урока по теме: Основные неисправности автомобиля Методическая разработка урока по теме: Основные неисправности автомобиля
Неисправности двигателя
Якорь стартера не вращается при включении замка зажигания
Неисправности системы пуска
Проверить работу стартера одним из трех способов:
1. Убедиться в надежности кабельных соединений наконечников на клеммах
аккумуляторной батареи. Освободить зажимы наконечников. Окислившиеся
контакты зачистить, затянуть зажимы и смазать их защитной смазкой.
2. К выводу тягового реле стартера подключить один конец отдельного провода, а
другим концом провода коснуться клеммы «плюс» аккумулятора. Если стартер
работает, то возможная причина отказа – нарушение контактов в контактной группе
замка зажигания.
3. Проверить работу замка зажигания, закоротив две силовые клеммы тягового реле
стартера монтажкой или отверткой (рис. 1).
Рис. 1. Замыкание клемм тягового реле стартера.
Если после вышеуказанных проверок при включении стартера и освещения в салоне
яркость плафона заметно снижается, а якорь стартера едва проворачивается,
значит, аккумулятору для запуска двигателя не хватает емкости.
Необходимо зарядить или заменить аккумуляторную батарею. Если же после
зарядки аккумулятора или установки нового аккумулятора якорь стартера все же
не вращается, проверить, исправен ли стартер, для чего проделать работы, как
указано на стр. 112. Двигатель глохнет даже после трех попыток его запуска
Неисправности контактной системы зажигания
Убедиться в наличии искры на центральном проводе. Снять крышку
распределителя и бегунок. Сомкнуть контакты прерывателя поворотом коленчатого
вала. Включить зажигание. Извлечь из крышки центральный провод, приблизив его
наконечник к «массе» на расстояние 5–7 мм. Разомкнуть контакты прерывателя.
Искра есть – низковольтная часть системы исправна; катушка посылает
высоковольтные импульсы; центральный провод невредим (рис. 2).
Рис. 2. Проверка цепи системы зажигания.
Проверить наличие искры у свечных проводов. Извлечь наконечник провода из
любой свечи. Включить зажигание и стартер. Повторить ту же операцию с другими
свечными проводами. Наличие искры свидетельствует об исправности проводов.
Проверить исправность свечей, вывернуть и осмотреть их. Проконтролировать
величину искрового зазора: 0,5–0,6 мм для автомобилей ВАЗ и 0,8–0,9 мм для ГАЗ
и АЗЛК, а для систем с высокой энергией 0,7–0,8 мм. Минимальные зазоры лучше
использовать зимой и в сырую погоду.
Проверить установку момента зажигания. Вывернуть свечу 1го цилиндра,
закрыть пробкой из смятой бумаги или просто пальцем отверстие под свечу и
проворачивать коленчатый вал до выталкивания пробки (палец будет ощущать
давление воздуха). Совместить риску (пропил) шкива коленчатого вала с выступом
(штифтом) на крышке привода распределительного вала (рис. 3). Снять крышку
распределителя зажигания. Положение валика распределителя зажигания
проконтролировать по расположению наружного контакта бегунка относительно
бокового электрода, направленного на свечу 1го цилиндра. Рис. 3. Метки для установки момента зажигания.
Подключить контрольную лампу к клемме низкого напряжения на распределителе
зажигания и «массе». Включить зажигание и поворачивать корпус распределителя
зажигания против часовой стрелки (для устранения зазоров) до момента размыкания
контактов, на что укажет загорание лампы. Закрепить распределитель зажигания.
Проверить состояние контактов низковольтных клемм и высоковольтных
наконечников проводов. Включить зажигание. С усилием пошевелить все
клеммные соединения. Там, где заискрит, восстановить соединение. Свободно
сидящий наконечник провода вынуть из гнезда крышки или катушки и слегка
разогнуть его цилиндрик, а гнездо зачистить до блеска мелкой шкуркой.
В крышке распределителя зажигания устранить скопление влаги, заедание
угольного электрода. Надфилем зачистить боковые электроды, наконечники
проводов и протереть их чистой тряпочкой, смоченной бензином или
растворителем.
Проверить, не произошло ли замыкание бегунка на «массу» и не перегорел ли
его резистор. При замкнутых контактах прерывателя включить зажигание, извлечь
центральный провод из крышки распределителя зажигания, приблизив его к
боковому контакту 1 (рис. 4) бегунка 2, и разъединить контакты прерывателя. При
появлении искры заменить бегунок. Рис. 4. Проверка бегунка распределителя зажигания: 1 – боковой контакт; 2 –
бегунок; 3 – резистор; 4 – центральный контакт.
Осмотреть резистор 3 на бегунке (относится только к автомобилям ВАЗ), заменить
перегоревший резистор, поставив временно перемычку между центральным 4 и
боковым 1 контактами.
Проверить изоляцию от «массы» подвижного контакта прерывателя проводом
от контрольной лампы, подключив ее к изолированной клемме низкого
напряжения и к «массе». При включенном зажигании и разомкнутых контактах
лампа должна гореть. Если лампа продолжает гореть при замкнутых контактах
прерывателя, то это значит, что контакты сильно окислились и их надо зачистить
или гдето есть пробой изоляции в подвижном контакте (рис. 5). Рис. 5. Проверка цепи подвижного контакта распределителя зажигания.
Проверить состояние контактов прерывателя, обеспечив их параллельность в
замкнутом положении. Разомкнуть контакты и соединить отверткой подвижный
контакт с нижней пластиной распределителя.
Если появилась искра, то обгоревшие и замасленные контакты зачистить плоским
надфилем. Удобно зачищать контакты по отдельности, когда они сняты из
распределителя.
Установить зазор при разомкнутом положении контактов в пределах 0,35–0,45 мм.
Заменить контактную группу, если изношены текстолитовая колодка или втулка
рычажка прерывателя.
Проверить исправность конденсатора. Если при замыкании разомкнутых
контактов отверткой искры нет, отсоединить провод конденсатора от клеммы
ввода в распределитель и соединить его через контрольную лампу с плюсовой
клеммой аккумулятора. Если лампа горит – конденсатор неисправен. Заменить
конденсатор (рис. 6).
Рис. 6. Схема проверки конденсатора.
Проверить исправность катушки зажигания. Катушка проверяется аналогично
проверке наличия или отсутствия искры на центральном проводе.
Проверить контакты в контактной группе замка зажигания. Чтобы убедиться,
работает ли контактная группа включателя (замка) зажигания, отдельным проводом
коснуться вывода «+» аккумулятора и клемм «+Б» (батарея) или ВК (включение)
катушки зажигания. Включить зажигание, проверить контактную часть замка
зажигания. Снять кожух рулевой колонки. При включенном положении «Стартер»
осмотреть и пошевелить все разъемы, а также саму контактную группу. Не помешает с помощью контрольной лампы определить, поступает ли напряжение на
контакт «30» от аккумулятора.
При отказе выключателя зажигания отсоединить отрицательную клемму
аккумулятора. Зарисовать схему присоединения проводов к контактной группе и
снять с нее провода. Вынуть стопорное кольцо и выдвинуть контактную часть из
корпуса замка. Проверить состояние контактов или заменить контактную группу.
Убедиться в отсутствии трещин, пробоя высоковольтных проводов. Утечка
искры через трещины или пробой в проводах высокого напряжения обнаруживаются
при работающем в темноте двигателе. Поврежденные провода в темноте искрятся.
Их надо заменить.
Неисправности системы зажигания высокой энергии
Контактно и бесконтактно транзисторные (электронные) системы зажигания
установлены на многих отечественных автомобилях (ГАЗ, УАЗ, ВАЗ2108, 2109,
1111 и др.).
Электромагнитные датчики – индуктивный и бесконтактный (датчик Холла) –
управляют коммутатором зажигания (сложным устройством с микросхемой,
транзистором, резисторами, конденсаторами и др.) и определяют момент включения
и выключения тока через катушку зажигания, вырабатывающую искру.
Прочность посадки и чистоту контактов всех электрических соединений, свечей,
датчиков следует периодически проверять, а также регулировать момент зажигания.
Не соответствующие требованиям неисправные детали должны быть заменены.
Проверить коммутатор. При наличии в комбинации приборов вольтметра (ВАЗ
2108, 2109) необходимо включить зажигание и проследить за показаниями
вольтметра. Если стрелка через несколько секунд качнется немного вправо,
коммутатор исправен.
При отсутствии вольтметра подсоединить один провод контрольной лампы к
«массе», а другой – к выводу 1 катушки зажигания (соединенному проводом с
клеммой 1 коммутатора). При включенном зажигании и исправном коммутаторе
лампа через несколько секунд загорится ярче.
Проверить «на искру» бесконтактный датчик. Надеть на руки надежные
резиновые перчатки. Извлечь из крышки распределителя центральный провод,
приблизить его наконечник к «массе» на расстояние 7–10 мм. Повернуть
коленчатый вал: стартером, вручную поворотом колеса или ключом. Искра есть –
датчик исправен.
Проверить электрические соединения. Убедиться в прочности посадки всех
электрических соединений на катушке зажигания и распределителе. Разъединить разъем коммутатора, зачистить контакты и распылить аэрозоль WD40,
восстанавливающий электрический контакт.
Проверить микропроцессорную систему управления двигателем. Поиск
неисправностей в этой системе осуществлять только на диагностических стендах
станций технического обслуживания автомобилей.
Неисправности системы питания
Проверить поступление топлива в карбюратор. Для этого отсоединить
топливопровод от выходного штуцера бензонасоса и с помощью рычага ручной
подкачки проверить выход топлива.
Проверить, если нет подачи топлива, работу бензонасоса. Отсоединить от него
входной трубопровод и проверить его работу одним из двух способов:
1. Слегка прикрыть входной штуцер смоченным в воде пальцем и поработать
рычагом ручной подкачки. Бензонасос работает, если ощущается легкое втягивание
пальца к штуцеру.
2. Соединить входной штуцер с дополнительным шлангом, а другой его конец
опустить в емкость с топливом. Топливо вытягивается пульсирующей струей под
действием рычага ручной подкачки.
Проверить магистральный топливопровод. Снять пробку бензобака и при
помощи насоса для накачки шин продуть отсоединенный от бензонасоса шланг –
топливопровод. Если магистраль не перекрыта, в бензобаке отчетливо слышится
бурление топлива.
В случае засорения фильтров тонкой очистки топлива, заборника или дренажной
трубки в бензобаке промыть их бензином и продуть воздухом.
Неисправности карбюратора (плохое смесеобразование)
При отказе элементов, участвующих в процессе смесеобразования, нормальный пуск
двигателя затруднен. На характер пуска двигателя в холодное время года влияет
воздушная заслонка, которая может не обеспечить нужный состав топлива.
Необходимо знать особенности данного двигателя при пуске. Для этого следует
нажать на педаль газа 5–10 раз, чтобы ускорительный насос добавил топлива,
подождать секунд 30, чтобы легкие фракции бензина заполнили впускной
коллектор, и запустить двигатель.
Пуск двигателя затруднен изза засорения топливного и воздушного жиклеров
холостого хода. Снять крышку карбюратора, отвернуть воздушные жиклеры и извлечь из под них эмульсионные трубки, промыть их в бензине, очистить проходное
сечение жиклеров заостренной спичкой, смоченной в ацетоне. Продуть топливные
каналы сжатым воздухом.
Нарушен уровень топлива в поплавковой камере (богатая или бедная смесь).
При низком уровне топлива пуск двигателя невозможен. При высоком уровне –
двигатель склонен к «пересосу» и также может не запуститься.
Проверить герметичность поплавка и отрегулировать уровень топлива. Снять
поплавок и резко потрясти его. Если туда попал бензин, отыскать трещину. На
одном конце латунного поплавка высверлить отверстие диаметром 1,5 мм, поднести
поплавок к губам и потихоньку дунуть. На поверхности поплавка можно
обнаружить микротрещину. Через просверленное отверстие слить бензин и залудить
трещину и отверстие тонким слоем олова с помощью паяльника, стараясь при этом
сохранить исходный вес поплавка (для автомобилей ВАЗ 11 ±0,5 г, для ГАЗ –
14,3 г).
Ход иглы клапана регулировать подгибанием язычка. Одновременно ограничителем
хода поплавка регулировать зазор между язычком и торцом запорной иглы. Ось
поплавка должна быть параллельна плоскости крышки. У разных марок
автомобилей уровень топлива в поплавковых камерах регулируется согласно
инструкции по эксплуатации.
Негерметичность игольчатого запорного клапана. Снять крышку карбюратора.
Проверить работу запорного клапана. Подтянуть седло клапана. Повернуть крышку
карбюратора так, чтобы игла клапана закрывала седло клапана. Всасывать ртом
воздух через патрубок подвода топлива. Язык липнет – клапан герметичен. Если
герметичность клапана нарушена, поставить в собранном виде новый клапан.
Подсос воздуха между карбюратором и впускным трубопроводом. Подтянуть
гайки крепления карбюратора к впускному трубопроводу и при необходимости
заменить уплотнительные прокладки.
Внезапная остановка двигателя
Лишний раз напомним, какие инструменты и принадлежности должны быть всегда у
водителя на случай остановки двигателя: контрольная лампа, свеча, бегунок или
коммутатор, центральный высоковольтный провод и катушка зажигания.
Неисправности системы зажигания
[1]
Неисправна катушка зажигания. Проверить с помощью контрольной лампы
исправность катушки зажигания. При включенном зажигании один конец провода
лампы соединить с «массой», а вторым коснуться безымянной клеммы. Лампа не горит, а при касании клеммы Б горит. Произошел обрыв в первичной обмотке.
Катушку зажигания заменить (рис. 7).
Рис. 7. Проверка катушки зажигания.
Поломка провода в распределителе зажигания и нарушение изоляции проводов
низкого напряжения. Замыкание рычажка прерывателя на корпус. Подключить
контрольную лампу к клемме низкого напряжения распределителя зажигания и
«массе». Если при включенном зажигании при разомкнутых контактах лампа горит,
а при замкнутых не горит, то цепь тока низкого напряжения, включая первичную
обмотку катушки зажигания и прерыватель, исправна. Если лампа при разомкнутых
контактах не горит, отсоединить провод от клеммы распределителя зажигания и
между наконечником соединительного провода и корпусом подключить
контрольную лампу. Если лампа горит, цепь до распределителя зажигания исправна,
а распределитель зажигания – неисправен. Причина неисправности – замыкание
обкладок конденсатора или подвижного рычажка прерывателя и его провода с
корпусом. Устранить замыкание (рис. 8).
Рис. 8. Проверка цепи низкого напряжения в распределителе зажигания. Неисправен коммутатор или бесконтактный датчик в распределителе
зажигания. Не поступают импульсы тока на катушку зажигания. Отсоединить
от катушки зажигания провод, идущий от клеммы 1 коммутатора, и подключить
наконечник провода к контрольной лампе (А123 Вт). Другой вывод лампы
подключить к клемме «+ Б» катушки зажигания. Включить зажигание и проверить
коленчатый вал стартером. Лампа мигает, коммутатор выдает импульсы тока на
катушку зажигания – цепь низкого напряжения исправна. Лампа не мигает – или
бесконтактный датчик или коммутатор требует замены (рис. 9).
Рис. 9. Проверка бесконтактного датчика распределителя зажигания и коммутатора.
Пробой конденсатора на корпус. Проверить с помощью контрольной лампы
исправность конденсатора. Отсоединить провод конденсатора от клеммы ввода в
распределитель зажигания и соединить его через контрольную лампу с выводом «+»
аккумулятора. Если лампа горит – конденсатор пробит. Заменить конденсатор (см.
рис. 6).
Неисправен бегунок. Снять крышку распределителя. Вынуть из крышки
центральный провод и поднести его наконечник к токоведущей пластине бегунка на
расстояние 3 мм. При включенном зажигании в момент размыкания контактов
появилась искра – бегунок пробит и требует замены.
Прогар крышки распределителя зажигания между центральным и одним из
боковых электродов (двигатель троит). Снять крышку с распределителя
зажигания. Тщательно протереть тряпкой, чтобы убрать нитеобразный слой копоти
и, если это не помогло, отсоединить свечной провод от неисправного вывода
крышки, доехать до гаража и заменить крышку.
Окисление зажимов проводов в клеммах и наконечниках. Обеспечить надежный
контакт зажимов проводов в клеммах и наконечниках. Подтянуть провода гайками.
Большой зазор в контактах прерывателя (зависание подвижного контакта).
Установить зазор в прерывателе (0,4±0,05) мм. Изношенный подвижный контакт
заменить. Подгорание, расшатывание контактов замка зажигания, механический износ
кулачка. При внезапном отключении зажигания с клеммы «15» контактной группы
снять голубой с черными полосами провод и присоединить его к клемме «30».
При обгорании контактов стартер не включается – снять с клеммы «50» штеккер с
красным проводом и временно присоединить его к клемме «16».
При износе кулачка просверлить отверстие диаметром 1,5 мм на его выступе,
нарезать резьбу и ввернуть винт в отверстие. Винт не должен доходить до валика
контактной группы.
Неисправности системы питания
Диафрагма бензонасоса не совершает полного хода в связи с износом штока
привода. Уменьшить толщину прокладки между бензонасосом и блоком двигателя.
Сильный запах бензина при движении или при остановке в результате
выпадения штуцера из корпуса насоса или карбюратора. При этом автомобиль
может продолжать двигаться еще на бензине, находящемся в поплавковой
камере. Установить дополнительную скобу, притягивающую топливопровод за
хомут к корпусу топливного насоса или карбюратора. Если это произошло в дороге,
привязать топливопровод к корпусу с помощью проволоки (рис. 10).
Рис. 10. Временная дополнительная фиксация топливопроводов на бензонасосе.
Прекращение подачи топлива в карбюратор. Перекос впускного клапана в
бензонасосе автомобилей ВАЗ. Снять насос с двигателя. Снять крышку насоса и
уплотнительную прокладку с сетчатым фильтром. Выпрессовать латунное седло
клапана 1 (рис. 11), извлечь из насоса клапан 2 и его пружину 3. Старый клапан
заменить новым, изготовленным из куска пластмассы толщиной 1,5 мм. Седло зачистить и прикрепить к нему клапан. Стойку 4 восстановить, напрессовав на нее
тонкостенную стальную трубочку.
Рис. 11. Ремонт впускного клапана бензонасоса ВАЗ: 1 – латунное седло клапана; 2
– впускной клапан; 3 – пружина; 4 – стойка; 5 – трубочка.
Засорение фильтра заборника в бензобаке. Открыть люк в багажнике. Отвернуть
винты крепления фланца. Отсоединить трубку от фланца. Снять заборник,
разобрать его и почистить.
Отсутствует циркуляция топлива в топливопроводе, и в жаркое время года
автомобиль останавливается изза образования паровых пробок. Насос
охладить, положив на него смоченную холодной водой тряпку.
Двигатель не запускается в холодное время года
Неисправности системы пуска
Якорь стартера не вращается при включении замка зажигания (см. пояснения
на стр. 4). При очень низких температурах (30...35 °C) двигатель не
запускается. Пуск двигателя можно осуществить путем буксировки
автомобиля. Пуск двигателя начинать с нейтрального положения рычага
переключения передач. Только после того как колеса начнут вращаться без юза,
включить четвертую передачу и затем при необходимости переходить на более
низкие передачи.
Неисправности системы электрооборудования
Разряжен аккумулятор. Подзарядить аккумулятор. Попытаться запустить
двигатель при помощи пусковой рукоятки, замкнув только на время пуска клеммы ВК и ВКБ на четырехклеммовой катушке зажигания Б 115В от «Москвича» и
«Волги».
Неисправности системы зажигания
Неисправна свеча. При этом цилиндр двигателя не только исключается из
работы, но и превращается в эффективный тормоз. Отсоединить провод
высокого напряжения от любой свечи и приблизить его к «массе» на 6 мм. Включить
зажигание и провернуть стартером (пусковой рукояткой) коленчатый вал. Между
концом провода и «массой» проскакивает яркая искра. Система зажигания
исправна. Мощная яркая искра имеет голубой цвет. Менее мощная – красный.
Неисправную свечу желательно заменить более «горячей» с меньшей теплоотдачей.
Зазор меньше нормы – искра маломощная, зазор больше нормы – искры может не
быть. Зазор для ВАЗ 0,5–0,6 мм, а для систем с высокой энергией – 0,7–0,8 мм.
Установить зажигание с небольшим опережением. На моделях ВАЗ2108, 2109
свечи следует менять через каждые 15 000 км.
Неисправности системы питания
При пуске горючая смесь, приготовленная в карбюраторе, проходя через
впускную трубу, изменяет состав, становясь беднее. Создать условия для
образования горючей смеси с необходимыми пределами воспламеняемости. Можно
добавить в бензин соответствующую присадку. Отрегулировать подачу топлива.
Неисправности карбюратора
Заклинило привод воздушной заслонки, и она не закрывается. Нажать на педаль
газа 5–10 раз, чтобы ускорительный насос добавил топлива. Подождать секунд 30,
чтобы легкие фракции бензина заполнили впускной коллектор, и запустить
двигатель.
При пуске в цилиндры двигателя поступило излишнее топливо.
Прекратить пуск. Открыть воздушную и дроссельные заслонки карбюратора и
несколько раз провернуть коленчатый вал, продув цилиндры.
Двигатель тяжело заводится, горячий – не заводится
Неисправности системы зажигания
Установлено позднее зажигание. Смесь продолжает гореть при выпуске. После
регулирования зазора установить на нулевое деление октанкорректор. Вращением
коленчатого вала добиться совпадения меток. «Момент зажигания» в такте сжатия
по свече первого цилиндра и по бегунку, обращенному к ней, отрегулировать
зажигание с помощью контрольной лампы. Неправильный зазор, нагар, наличие масла, трещины на изоляторе,
неисправность одной или двух свечей. Очистить свечи от нагара, отрегулировать
зазор круглым щупом.
Сделать попытку запуска двигателя и в случае удачи запустить его. Для
обнаружения неисправности свечи снимать поочередно наконечники со всех свечей.
По перебоям работы двигателя выявить неработающую свечу.
В системе зажигания, обладающей высокой энергией, свечной провод снимать с
осторожностью в резиновых перчатках на короткое время – не более, чем на 2
секунды.
Неисправности карбюратора
Резкий запах бензина при открывании капота. При снятии крышки воздушного
фильтра обнаруживается, что стенки смесительной камеры мокрые от
попадания в нее бензина (карбюратор «переливает»). Причины: заедание
запорного клапана изза попавшей под него мелкой соринки или нарушение
герметичности поплавка. Медленно нажимать педаль газа до упора и держать ее
так хотя бы минуту при полностью открытой воздушной заслонке. За это время
выпускной тракт немного проветрится, испарения топлива улетучатся.
Не отпуская педаль, включить стартер; если не сразу, то через несколько секунд
двигатель может заработать. Если это не произойдет, проверить герметичность
игольчатого запорного клапана и его уплотнительной шайбы. Износ клапана служит
причиной переливания бензина. Притереть иглу клапана к седлу. Определить место
разгерметизации поплавка, слить из него бензин. Пропаять трещину припоем
(латунный поплавок).
Воздушная заслонка остается закрытой при вспышках в цилиндрах. При
вспышках в цилиндрах медленно открыть воздушную заслонку. В приводе
воздушной заслонки конец тяги закрепить так, чтобы при вытянутой рукоятке
воздушная заслонка была полностью закрыта, а при утопленной рукоятке –
полностью открыта.
Неисправности системы питания
Указатель температуры показывает, что мотор перегрет. Вероятной причиной
отказа является появление паровой пробки в топливном насосе. Охладить
бензонасос смоченной в холодной воде тканью, устранив паровую пробку.
Неисправности механизма газораспределения
Очень маленький или совсем отсутствует тепловой зазор в клапанах. Проверить
требуемые зазоры в механизме газораспределения и произвести их установку на
холодном двигателе с помощью щупа соответствующей толщины или специальных приспособлений для ВАЗ2108, 2109. Эту проверку и регулировку выполнять после
того, как правильно отрегулировано натяжение цепи (ремня) привода.
Последовательность регулировки теплового зазора у разных моделей двигателя своя
и выполняется по инструкции, прилагаемой к автомобилю.
Двигатель работает неустойчиво на всех режимах
Неисправности системы зажигания
Износ и повреждения контактного уголька, зависание его в крышке
распределителя зажигания. Утечка тока на «массу» через нагар или влагу на
внутренней поверхности крышки. Заменить контактный уголек с пружинкой.
Осмотреть крышку, очистить ее от нагара и удалить влагу. Поверхность крышки
должна быть чистая и сухая.
Искра слабая на двух свечах—утечка тока на «массу» автомобиля.
Молниеобразный рисунок или трещина между двумя выводами на свечи в
крышке распределителя зажигания – признак пробоя. Неисправность
сопротивления на бегунке. Осмотреть крышку распределителя и бегунок. В случае
неисправности заменить крышку или бегунок.
Не отрегулирован зазор свечей. Трещины на изоляторе, неработоспособность
свечей. Образование на свечах нагара. Очистить свечи от нагара. Отрегулировать
зазор. Запустить двигатель. Снимая поочередно наконечники со свечей, по не
меняющемуся характеру работы двигателя выявить неисправную свечу и заменить
ее.
В системе зажигания, обладающей высокой энергией (ВАЗ2108, 2109 и др.),
допускается на работающем двигателе отсоединять (не более, чем на 2 секунды)
провода высокого напряжения и проверять цепи зажигания «на искру». При этом
руки должны быть в надежных резиновых перчатках.
Повреждение зажимов проводов в клеммах и наконечниках, ослабление
крепления проводов. Обеспечить надежный контакт зажимов проводов в клеммах
и наконечниках.
Окисление или ослабление контактов высоковольтных проводов в соединениях.
Очистить коррелированные контакты наждачной бумагой. Устранить наружный
токопроводящий слой пыли. Надежно соединить провода со свечами и крышкой
распределителя. В обычных «жигулевских» красных проводах не исключена
возможность перегорания токоведущего проводника.
Для систем зажигания высокой энергии (ВАЗ2108, 2109 и др.) использовать
провода с силиконовой изоляцией. Импортные высоковольтные провода даже при низких температурах остаются
мягкими, что исключает возможность ослабления их контактов в соединениях.
Окисление и подгорание контактов прерывателя. Проверить состояние
контактов прерывателя. Зачистить обгоревшие и окисленные контакты надфилем.
Отрегулировать зазор.
В контактной системе зажигания радиальный люфт валика привода
распределителя превышает допустимый. Распределитель зажигания снять и
разобрать. Поменять местами втулки или заменить втулки новыми, выточенными из
бронзы на токарном станке. При необходимости прошлифовать валик привода.
В системах зажигания с высокой энергией люфт валика практически значения не
имеет.
Износ выступа кулачка изоляционной колодки прерывателя подвижного
контакта вызывает неравномерное прерывание тока в первичной обмотке
катушки зажигания. Изношенный кулачок подвижного контакта в распределителе
зажигания заменить.
Разрегулировок центробежный регулятор опережения зажигания. Разобрать
распределитель зажигания. Выявить дефект центробежного регулятора (ослабление
или поломка пружины) и устранить неисправность (рис. 12).
Рис. 12. Конструкция центробежного регулятора распределителя зажигания.
Не отрегулировано зажигание. После регулировки зазора прерывателя установить на
нулевое деление октанкорректор. Вращением коленчатого вала добиться
совпадения меток для установки момента зажигания в такте сжатия по свече первого цилиндра и по бегунку, обращенному к ней. Отрегулировать зажигание с
помощью контрольной лампы или стробоскопа.
Неисправности системы питания
Негерметичны элементы топливной системы. Повреждение прокладок.
Засорение топливопроводов или фильтра тонкой очистки топлива. Проверить
герметичность топливопроводов бензонасоса карбюратора. Подтянуть ослабленные
соединения. Изношенные прокладки заменить. Отсоединить топливопроводы и
продуть их сжатым воздухом, создавая давление насосом для накачки шин.
Прочистить фильтр тонкой очистки топлива или заменить его.
Неисправности механизма газораспределения
Недостаточный тепловой зазор клапанов. Отрегулировать зазоры в механизме
газораспределения. Последовательность регулировки теплового зазора у разных
типов двигателей своя и должна соответствовать требованиям заводской
инструкции по эксплуатации.
Негерметичность впускных и выпускных клапанов. Притирку клапанов
приурочить к ревизии шатуннопоршневой группы.
Разбирая головку блока, прочистить нагар. Снять клапан с помощью струбцины и
протирать его, пока на фасках клапана и седла не образуется ровный поясок
шириной 1,5–2,0 мм, находящийся на середине фаски. При этом иметь в виду, что
широкая фаска снижает давление прижима клапана к седлу и тем самым нарушает
герметичность соединения.
Двигатель работает неустойчиво при малой частоте вращения коленчатого
вала или глохнет на холостом ходу
Неисправности карбюратора
Низкий или высокий уровень топлива в поплавковой камере. Низкий уровень –
хлопки в карбюраторе, высокий – хлопки в глушителе. На выхлопе черный
дым. Регулировкой двигателя невозможно установить режим холостого хода.
Осторожно снять крышку карбюратора. Осмотреть поплавок. Он должен быть
герметичным. Проверить и подкорректировать величину полного хода поплавка и
привести к норме уровень топлива в поплавковой камере. Рис. 13. Разновидности установки винтов количества и качества смеси на различных
карбюраторах: 1 – винт количества смеси; 2 – винт качества смеси; а –
«Запорожец»; б – «Волга»; в – «Москвич» и «Жигули», кроме ВАЗ2108, 2109; г –
ВАЗ2108, 2109, «Таврия».
Не отрегулированы частота вращения коленчатого вала в режиме холостого
хода. Регулировку проводить на прогретом работающем двигателе с помощью винта
количества смеси 1 (рис. 13) и винта качества состава смеси 2. Винтом 1 установить
минимально допустимую частоту вращения коленчатого вала и немного ее
увеличить, а винтом 2 создать предельно возможную частоту вращения. В связи с
качественным изменением состава смеси повторно винтом количества установить
минимальную частоту вращения и опять винтом качества повысить частоту
вращения коленчатого вала до предела и затем медленно заворачивать этот винт,
пока не наступит «встряхивание» двигателя, и тогда отвернуть винт качества на
четверть оборота. Закончив регулировку, несколько раз резко открыть дроссельные
заслонки. При этом двигатель должен развивать устойчивую частоту, а при
закрытии дросселя не глохнуть на холостом ходу.
Общая неустойчивость работы двигателя. Повышенный расход бензина.
Проверить герметичность игольчатого запорного клапана. Повернуть крышку
карбюратора поплавками вверх и надеть на патрубок подвода топлива кусок
резиновой или полихлорвиниловой трубки. Ртом создать в трубке разрежение,
вбирая в себя воздух и прикрывая языком отверстие трубки. При отсутствии
вакуума (язык не втягивается в трубку) запорный клапан и его седло заменить. Засорение жиклеров холостого хода. Снять крышку карбюратора. С помощью
трубки отсосать бензин из поплавковой камеры и продуть ее сжатым воздухом. Для
очистки не вывертывать жиклеры, а обработать их аэрозольным очистителем
карбюраторов и спустя минут 10 продуть сжатым воздухом.
Неисправен электропневмоклапан системы ЭПХХ. После длительной
эксплуатации классических «Жигулей» с системой ЭПХХ возможно появление
трудно обнаруживаемых дефектов: разрыв диафрагмы исполнительного механизма;
негерметичность в соединениях корпуса, трубок со штуцерами; микротрещины в
трубках. Рекомендуется в подобных случаях заменять электропневмоклапан
обычным электромагнитным клапаном.
Подсос воздуха во впускной трубопровод через прокладку карбюратора,
коллектора. Устранить подсос воздуха подтягиванием гаек крепления карбюратора
и коллектора. Ослабление затяжки может нарушить целостность прокладок. При
необходимости заменить прокладки.
Неисправности системы зажигания
Недостаточная емкость конденсатора вследствие пробоя его диэлектрика без
замыкания обкладок. Извлечь из крышки распределителя зажигания наконечник
высоковольтного провода и подвести к «массе» с зазором 6 мм. Снять крышку,
бегунок и включить зажигание. Пусковой рукояткой вращать коленчатый вал. При
неисправном конденсаторе между контактами прерывателя будет сильное искрение,
а между наконечником и «массой» искры нет. Конденсатор заменить.
Перегорел помехоподавательный резистор в наконечниках. Заменить новыми
помехоподавательные наконечники, предназначенные для подавления радиопомех.
Эксплуатационный износ, нагар, масло и пыль на контактах прерывателя,
слабый искровой разряд. Проверить состояние контактов прерывателя. Зачистить
обгоревшие контакты надфилем, а грязные и замасленные протереть тряпкой,
смоченной бензином. Отрегулировать зазор.
Нарушение величины зазоров между электродами свечей. Не работает одна
свеча. Очистить свечи от нагара. Отрегулировать зазор с помощью круглого щупа.
Запустить двигатель. Снимая поочередно наконечники со свечей, по перебоям
двигателя выявить неработающую свечу.
Слишком раннее зажигание – образование искры на свечах происходит с
большим опережением прихода поршня в ВМТ. Определить такт сжатия (по
первой свече). Совместить метки установки зажигания. Один провод контрольной
лампы подключить к «массе», а другой – к клемме низкого напряжения на
распределителе зажигания. Включить зажигание и поворачивать корпус
распределителя до момента размыкания контактов, на что укажет загорание лампы.
Закрепить распределитель зажигания.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Основные неисправности автомобиля.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.