Повышение эффективности образовательного процесса на уроках трудового обучения через применение проектной деятельности вначале использовалась мной только при подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах и творческих конкурсах. При подготовке к мероприятиям обучающиеся испытывали серьёзные трудности. В отличие от учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в учебной программе по предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» нет отдельной темы, отведённой для изучения метода проектной деятельности.
Повышение эффективности образовательного процесса на уроках
трудового обучения
Внедрение в образовательный процесс современных педагогических
технологий создает все необходимые предпосылки для повышения качества
обучения, позволяет обучающимся успешнее и быстрее адаптироваться к
окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
В современных условиях информатизации и развития общества
возникает естественная необходимость в обучении и воспитании учащихся,
которые владеют современными технологиями,
ориентироваться в информационном пространстве.
умеют свободно
Специфика учебного предмета "Трудовое обучение" заключается в том,
что ведущим компонентом обучения являются не основы наук, а обучение
видам практической деятельности.
На мой взгляд, наиболее подходящим для решения этой проблемы из
новых педагогических технологий является метод проектов.
Вопрос об эффективности использования метода проектов на уроках
описан в работах А.Е. Дубового (1999), О.В. Загрядской (1999), А.П. Матвеева
(2003), Л.Н. Чащевой (1999) и др.
Каждый педагогпрактик вырабатывает свою,
индивидуальную
технологию использования проектного метода [6, с.23].
В настоящее время на своих уроках я активно применяю проектную
деятельность как один из способов повышения эффективности
образовательного процесса, развития творческого потенциала учащихся.
Изначально проектная деятельность использовалась мной только при
подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах и творческих
конкурсах по предмету. При подготовке к мероприятиям обучающиеся
испытывали серьёзные трудности. В отличие от учебного предмета «Трудовое
обучение. Технический труд» в учебной программе по предмету «Трудовоеобучение. Обслуживающий труд» нет отдельной темы, отведённой для изучения
метода проектной деятельности. Таким образом, было принято решение о
внедрении данного метода обучения в свою образовательную практику.
Для углубления знаний по определённой теме, дифференциации процесса
обучения необходимо выбирать проекты, которые будут относиться к какомуто
определённому вопросу программы учебного предмета «Обслуживающий труд.
Трудовое обучение». Как правило, темы проектов связаны с вопросом,
актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь
знания, умений и навыков учащихся не по одному предмету, а по нескольким,
что обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Так, при выполнении проектов по предмету «Трудовое обучение.
Обслуживающий труд» учащиеся активно использовать знания, умения и навыки
из курсов изобразительного искусства, информатики, математики и черчения. В
соответствии с требованиями социального и научнотехнического прогресса
творческие проекты по изготовлению изделий требуют знаний и умений
предпринимательской деятельности (выполняют экономический расчет,
целесообразность изготовления изделия).
Организация проектной деятельности на уроках трудового обучения
позволяет мне успешно разрешить многие противоречия, встречающиеся в
практике работы учителя современного учителя:
– между теоретической подготовкой и умением применять учащимися
на практике полученные знания при изготовлении изделий;
– между фронтальной формой обучения и личностно ориентированным
подходом;
– между готовностью учащимися выполнять практические задания
репродуктивного характера и недостатком умений и навыков для реализации
собственных творческих проектов;
– между технологической подготовкой учащихся в школе и
современными требованиями к их социальной адаптации.При применении проектной деятельности на уроках трудового обучения
характерной особенностью обучения становится стимулирование развития
творческих способностей обучающихся с использованием современных
обучающиеся учатся
педагогических технологий.
Таким образом,
самостоятельно моделировать и анализировать различные ситуации, а также
вырабатывать самостоятельные решения задач в процессе обучения.
. Список использованных источников
1.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /
В.П.Беспалько. – М.: Перспектива, 1995. – 183 с.
2.
Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]:
сборник научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно
внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007 327с.
3.
Кузнецов, С.В., Холодов, Ж.К. Как подготовить эффективный
урок / С.В. Кузнецов, Ж.К. Холодов. – М.: Новый век, 1989. – 137 с.
4.
Левина, М.С. Технологии профессионального педагогического
образования / М.С.Левина. – М.: ХХI век, 2002. – 230 с.
5.
Полат, Е.С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петрова, А.
Е.Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Научновнедренческое предприятие
«ИНЭК», 2004. – 227с.
6. Шмаков, С. А. Его величество проект / С. А. Шмаков. – М.:
Просвещение, 1992. – 67 с.