Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.
Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбо-ра профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологиче¬ской и социальной адаптации.
Основные принципы работы профконсультанта.
Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи
клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и
реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии,
определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы
деятельности.
Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбора
профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства
клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной
адаптации.
Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для
клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим
личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной
деятельности:
1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за
адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических проце
дур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.
2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную
теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы,
соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою
квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной
деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.
3. Добровольность.
Клиент участвует в профконсультации по собственному
желанию и имеет право отказаться от какоголибо вида работы с консультантом
(тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе
работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача
её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его
интересам.
5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме,
с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант
оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создаетусловия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им
решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны
ограничивать свободу последнего в принятии им решения.
6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с
позиции соответствия индивидуальнопсихологических особенностей клиента требованиям
конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он
акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует
его поисковую активность.
7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на
свободу в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого, даже не
соответствующие интересам службы занятости, являются приоритетными. В общении с
любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность
независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного
отношения к нему.