Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом
Оценка 5

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Оценка 5
Педсоветы
docx
чтение
Взрослым
30.03.2019
Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Навык чтения имеет две стороны: техническую и смысловую. Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий: в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом.docx
Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового  восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот  период закладывается так называемое «умение учиться», одной из  основ которого является работа с книгой. Навык чтения имеет две стороны: техническую и смысловую. Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех  универсальных учебных действий:   в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения,  отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи,  произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление,  оперативная память, творческое воображение, концентрация  внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить  сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,  адекватно передавать информацию, отображать предметное  содержание и условия деятельности в речи.  Современная методика предполагает такую читательскую  деятельность, которая позволяет думать над текстом до начала  чтения, в процессе чтения и после завершения чтения.  Именно  такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, приобщает ребёнка к культурной традиции, погружения в  мир литературы, развития и познания собственной личности. Принципиальным становится понимание того, что для современного человека главное ­ не отдельные знания, а умения ими пользоваться  и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться  самостоятельно, открывать новое. В своей работе я использую методы, которые обеспечивают: активное участие самого ученика в поисковой учебно­ познавательной деятельности, организованной на основе внутренней  мотивации; организацию совместной деятельности, партнёрских отношений  обучающих и обучаемых; обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний. Надо  обратить внимание, что в начальной школе ведется только  подготовительная работа по овладению навыками смыслового  чтения. Одной из задач  работы стала стратегия смыслового чтения. Технология продуктивного чтения. I этап. Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего  чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной  направленности текста, выделение его героев по названию  произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей  тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. ­ Прочитайте заголовок текста. ­ О чём может идти в нём речь? ­ Рассмотрите иллюстрацию. ­ Кто герои? И др. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной,  мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности  учащихся к работе. II этап. Работа с текстом во время чтения 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение­слушание, или  комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с  особенностями текста, возрастными и индивидуальными  возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации  первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор  учителя).  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с  содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. ­ Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении. ­ Какие чувства испытали? ­ Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании  текста? 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его  отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором  через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному,  выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла  произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту  обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам  текста. 4. Выразительное чтение. Чтение – сравнение. Цель: сформировать навыки сравнения и классификации,  структурирования информации. 1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные  сравнения записать в таблицу. Работа с текстом задачи на уроках математики. ­Прочитайте условие. ­ Прочитайте вопрос. ­ Что показывает каждое число в задаче. ­ Может ли быть такая ситуация в жизни. ­ Нарисуйте схему или чертёж к задаче. ­ По рисунку повторите задачу. ­ Расскажите, что надо сделать для нахождения ответа на  поставленный в задаче вопрос. ­ Решите задачу и напишите ответ, при формулировки ответа  перечитайте вопрос задачи  Приём «Работа с вопросником» Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом,  находить ответы на вопросы. Описание приема. Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они  должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в  косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на  собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся  обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе. На уроках литературного чтения дети выполняют практические и  учебно­познавательные задачи, требующие понимания текста.   Приведу пример работы над текстом «Про обезьянку» автор Борис  Житков. Прогнозируя тему урока, после постановки цели и  подготовительная работа, вызвали учеников на основной этап  восприятия текста. На уроке дети показали работу с читательскими  дневниками, которую мы ведём в системе по работе с неизвестными  словами. А так же в этих дневниках дети дают оценку и анализ  прочитанного произведения на основе названия текста, автора  произведения, главных героев, краткого содержания и личного  отношения к прочитанному. По пословице, которая подобранна к  прочитанному произведению, можно судить о скрытом смысле  прочитанного произведения. Для работы над осознанным чтением применяю приёмы: 1.«Задай вопрос» Алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы  грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя  бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». «Читаем и спрашиваем» Нацелен на формирование умения самостоятельно работать с  печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста,  выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе. 3. «Дневник двойных записей» Формирует умение задавать вопросы во время чтения, критически  оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным  опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать  моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких­то  фактах, вызвали какие­ либо ассоциации; в правой – написать  лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил,  какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул. 4.«Ассоциативный куст» Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики  записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая  стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания,  активизировать познавательную активность учащихся и  мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. 5.«Кластер» Кластер –графическая организация/систематизация материала.  Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой­либо темы.  В центре всегда ключевое понятие. Правила очень простые. Рисуем  модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда ­ это наша тема, вокруг нее планеты ­ крупные смысловые  единицы, соединяем их прямой линией созвездий, у каждой планеты  свои спутники, у спутников свои. Наши мысли уже не громоздятся,  а «гроздятся» ­ располагаются в определенном порядке. Примеры  графической организации элементов в кластере Приём «Чтение с пометками» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать  информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками  информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация ­ Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. На своём уроке использовала работу в группах. Задание по группам. ­Распределите нужную информацию из статьи, которую прочитали  на уроке в две колонки. Автор статьи Светличная Мария «Приматы  как домашние животные». ­Нужную информацию вырежьте и наклейте на листах в таблицу. ­Прочитайте, что вы выбрали. В процессе дети делают ВЫВОД: Обезьяна – животное дикое и должна жить в природе. Все её  повадки – это повадки дикого животного. (надо хорошенько  подумать, прежде чем держать в своих квартирах диких животных:  обезьян, змей, и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к.  диким животным тяжело привыкнуть жить под крышей, в доме. Они  часто покидают хозяев, проникают к другим людям – пугают их.) А если всё таки мы взяли домой обезьянку, что мы должны  соблюдать. Какое главное правило? ­Если мы берём себе животное, то должны отвечать за него. ­ В чём заключается основная мысль рассказа? ­Чему тебя научил рассказ? Так же в своей работе я использую рабочие тетради по чтению и  окружающему миру, которые позволяют выявить уровень  смыслового читательского уровня ребенка. Не усвоив смысла  прочитанного невозможно выполнить дополнительные задания в  рабочих тетрадях по предмету.

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом

Основные приёмы работы над смысловым чтением с текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019