ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Средняя группа №1
Долгосрочный проект
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
Воспитатель: Барканова Т.В.
2022 – 2023 учебный год
Актуальность.
Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Перспективный план проекта
"Основы безопасности".
1. Тема «Азбука дорожного движения»
Сроки: сентябрь - ноябрь 2021г.
Актуальность: Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Совместными усилиями педагогов, родителей и всего социума, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Цель: Создание в группе максимально эффективных условий, для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый — готовятся к движению, на зеленый — двигаются).
3.Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».
4. Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС.
5. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только со взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрослых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке. Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на проезжую часть, не мусорить, не кричать).
7. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
8. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с наименьшим вредом для себя и окружающих.
9. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
10. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации:
1)Беседа по картине: «Улица города»
2)Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»
3) Игра «Автошкола»
5)Выставка художественной литературы по ПДД
6)Беседа «Правила дорожного движения»
7)Прогулка «Правила для пешеходов»
8) Игра « Безопасное поведение на улице»
9)Презентация для детей «По дорогам сказок»
10) Викторина «Пешеход на улице»
11) Что за знак спрятался в стихах?
12) Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
13 Исследования. Опыт: «Движение по льду и по
асфальту»
14 Д/И «Можно - нельзя, правильно - неправильно»
15 Развивающие настольно-печатные игры
16 Эстафета "Главная дорога"
17 Встреча с инспектором ГИБДД
18 Вручение детям удостоверения юного пешехода
19 Выставка детских рисунков: «Наша улица»
Работа с родителями:
Итоговое мероприятие: Круглый стол с родителями и детьми: «В жизнь по безопасной дороге»
II. Тема «Уроки пожарной безопасности»
Сроки: декабрь - февраль 2021 – 2022 год
Актуальность:
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожарно безопасного поведения.
Проблема: не сформировано у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Цель: формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные
o Познакомить с историей возникновения огня.
o Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
o . Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
o Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций
o Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
o Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
o Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
o Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
o Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные
o Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
o Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
o Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
o Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
o Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
o Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
o Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
Предполагаемый результат:
• Изменится отношение детей к своей безопасности и здоровью.
• Они овладеют навыками правильных действий в случае пожара.
• Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01» и дать все необходимые сведения о себе.
• Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.
• Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут единомышленниками.
Этапы реализации:
Работа с родителями:
Итоговое мероприятие:
III. Тема «Когда я один дома»
Сроки Март 2022 год.
Актуальность:
К. Д. Ушинский писал, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей».
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать.
Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими. Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения дома, когда в дверь стучится незнакомец.
Задачи:
1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения в условиях, когда ребенок дома один в рамках темы ребенок и другие люди.
3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
4. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
6. Формировать представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту; дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими, огнеопасными предметами;
7. Формировать связную речь, делать собственные умозаключения; Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.
8. Проконсультировать родителей, как можно объяснить ребенку, что за добрыми намерениями и внешностью может скрываться обман.
9. Научить каждого ребенка в опасной ситуации звонить в службу помощи, знать свой адрес и месторасположение дома.
Предполагаемые результаты:
Этапы реализации:
Итоговое мероприятие: тематическое развлечение «Один дома»
IV. Тема «Удивительный мир насекомых»
Сроки: Апрель 2022г, 1 неделя
Актуальность: Ознакомление детей с природой через привитие любви и бережного отношения к ней является одной из важнейших задач педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. Дети должны понимать, что многие насекомые играют огромную роль в жизни различных растений и животных, также дети должны четко осознавать зависимость численности и жизнеспособности насекомых от экологического состояния окружающей среды. В процессе реализации этой части проекта дети познают мир насекомых, учатся смотреть на него со стороны настоящих исследователей, биологов, учатся, бережно относится ко всему живому, заботиться, о сохранении популяции насекомых; отмечать разнообразие их видов, необычности их форм, внешнего вида и предназначения. Так же дети узнают о том, как вести себя при укусе насекомых.
Цель:
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации:
Чтение:
• В.Бианки: «Как муравьишка домой спешил».
• В.Бианки : «Красная точка».
• В.Самуйлов: «Там, где растет Венерин башмачок».
Заучивание:
• Крылов «Стрекоза и муравей».
• К. Чуковский «Муха-цокотуха».
Загадки.
Экотренинг «Если б я был насекомым».
Проблемные ситуации «Что было бы, если б не было комаров, бабочек?»
Музыка: песенка «В траве сидел кузнечик».
V. Тема «Домашние и бездомные животные»
Сроки Апрель 2022, 2 неделя
Актуальность:
Цель. Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными.
Задачи. Научить детей понимать состояние и поведение животных.
Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными.
Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными животными.
Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.
Развивать творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание.
Воспитывать гуманное, заботливое отношение к животным.
Этапы реализации:
VI. Тема «Грибы»
Сроки Апрель 2022, 3 неделя
Актуальность:
Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года.
Цель: расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе,
показать ценность природы и её даров для каждого человека, животных,
птиц
Обучающая:
Формировать у детей знания о рпибах и их видах, о ценности грибов для человека, животных, птиц.
, расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе.
Развивающая:
Развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие
способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в лесах красноярского
края..
Ожидаемые результаты: Воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний детей о грибах и их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Этапы реализации:
Оформление в группе выставки детских работ «Все грибочки хороши!»
VII. Тема «Неделя безопасности»
Сроки Апрель 2022, 4 неделя
Повторение пройденного материала
Итоговое развлечение «Школа Аркадия Паровозова»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.