Здоровьесберегающее образование.
Основы формирования и ведения здорового образа жизни.
Новосибирск, 2024
В связи с актуальностью проблемы обеспечения здоровья населения, качества образования в настоящее время получило распространение понятие «здоровьесберегающее образование». Здоровьесберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития воспитанников и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ; обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья. Здоровьесберегающее образование складывается из взаимоотношений участников этого процесса, а также реализации целей (здоровьесбережения) и содержания здоровьесберегающих технологий.
Основой эффективного подхода по внедрению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня в социально-реабилитационном центре является внедрение таких форм двигательной активности, как гимнастика до занятий, физкультминутки, физкультурные паузы во время занятий, подвижная (динамическая) перемена, спортивный час.
Во время проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий необходимо обеспечить безопасные условия для двигательной активности воспитанников.
Гимнастика до занятий является составной частью физкультурно-оздоровительной работы. Ее цель – организовать воспитанников в начале дня, создать положительный эмоциональный настрой на активную познавательную деятельность. Проведение гимнастики до занятий при оптимальном решении организационных мероприятий и целенаправленном использовании физических упражнений решает следующие задачи:
· повышает работоспособность; активизирует функциональные системы организма;
· улучшает общее эмоциональное состояние, самочувствие и настроение;
· содействует формированию правильной осанки, улучшению координации движений, повышению внимания и двигательной активности.
Организация и проведение физкультминуток и физкультурных пауз на всех этапах обучения в образовательной организации является наиболее эффективным способом поддержания работоспособности обучающихся на стабильном уровне. Физкультурные минутки и физкультурные паузы – кратковременные серии физических упражнений, используются в основном для активного отдыха и переключения с одного вида деятельности на другой, что в целом обеспечивает динамику общей работоспособности воспитанников в течение дня.
К механизмам воздействия физкультурных минуток и физкультурных пауз следует отнести: нормализацию работы центральной нервной системы, восстановление способности обучающихся к восприятию учебного материала, активизацию внимания, повышение эмоционального настроя, снятие статического напряжения, предупреждая тем самым нарушение осанки.
Выполнение физических упражнений желательно проводить на всех без исключения занятиях.
В социально-реабилитационном центре, как и в других образовательных организациях, рекомендовано чередование учебной деятельности с активным отдыхом воспитанников. С этой целью используются физические упражнения и подвижные игры на прогулках, что позволяет создать условия для благоприятного режима двигательной деятельности, развлечения и является профилактическим средством гиподинамии, которая развивается в результате их деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, возникновением утомления, нарушением внимания.
Регулярное проведение подвижных (динамических) прогулок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в комплексе.
Спортивный час, как основная форма занятий физическими упражнениями на открытом воздухе, введен в режим дня с целью укрепления здоровья и обеспечения активного отдыха воспитанников. Он компенсирует до 40% биологической потребности школьников в движении и при правильной организации составляет почти половину суточного объема необходимых движений.
Примерный перечень физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни:
«Урок Айболита» (мероприятие о культуре питания);
Программа «Мы выбираем здоровый образ жизни»;
Тренинг «Здоровый образ жизни»;
Лекции на темы: «Гигиенические основы образования обучающихся», «Охрана репродуктивного здоровья», «Основы здорового образа жизни», «Профилактика употребления психоактивных веществ»;
Познавательный час «Наши друзья – вода и мыло».
Здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи.
Работа по формированию ЗОЖ в образовательных организациях должна соответствовать принципам здоровьесберегающей педагогики.
Принцип не нанесения вреда.
Принцип приоритета действительной заботы о здоровье воспитанников и педагогов.
Принцип триединого представления о здоровье.
Принцип субъект – субъективного взаимодействия педагога с воспитанниками.
Принцип формирования ответственности воспитанников за свое здоровье.
Принцип контроля за результатами.
В работе педагога должны учитываться факторы, негативно воздействующие на здоровье детей:
· Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
· Недостаток двигательной активности.
· Недостаточная компетентность педагогов в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни.
· Неправильное (нерациональное) питание.
· Низкий уровень культуры здоровья воспитанников, их неграмотность в вопросах здоровья.
· Неблагополучное состояние здоровья педагогов.
Программы по формированию ЗОЖ ставят перед педагогами следующие задачи:
· Научить детей определять свое состояние и ощущения.
· Сформировать у детей и подростков активную жизненную позицию.
· Сформировать представления о своем теле и организме.
· Формировать представления о средствах укрепления и сохранения своего здоровья.
· Обучить правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
· Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах.
· Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников процесса. Для этого необходимо обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
Таким образом, важность правильного образа жизни не вызывает сомнений. Но то, насколько он будет правильным, зависит не только будущее отдельного человека, но и всего государства. Помочь современной молодежи в формировании здорового образа жизни – основная задача общества в настоящий момент.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.