«Основы информационно-библиографической культуры» Программа для учащихся 1-4 классов

  • Образовательные программы
  • doc
  • 03.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы. Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции.
Иконка файла материала Основы информационно-библиографической культуры.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основы информационно-библиографической культуры»

 

Программа для учащихся 1-4 классов

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила:

                                                                                     Манакова Ирина Васильевна,

                                                                   библиотекарь первой

                                                                                    квалификационной категории

                                                                           МБОУ «СОШ № 5»

                                                                       Контактный телефон:                                                                               

                                                                        сотовый: 89172295731

 

 

 

 

 

 

 

 

Лениногорск

  2024 г.

Содержание

 

 

1. Пояснительная записка.

2. Паспорт программы.

3. Ожидаемые результаты освоения программы.

4. Календарно-тематический план.

5. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

      Информация всегда была неотъемлемой составляющей частью жизни человека. В современных условиях формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития и изменениями в системе образования. Современный человек немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, без постоянного пополнения багажа знаний, которые влияют на его саморазвитие и готовность к непрерывному образованию в течение всей жизни, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах.

      В настоящее время возникло острое противоречие, связанное с увеличивающимся потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.

      В системе образования приобретение этих знаний, умений и навыков, связанных с поиском и обработкой информации, рассматривается в качестве надпредметных умений и навыков учебного труда учащихся. Без них невозможно становление информационной культуры, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Интернет и компьютер стали типичными атрибутами современного школьника. Но формирование культуры работы с информацией нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики.

      Такое понимание проблемы сталкивается с серьезной преградой - низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечет за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовную незрелость учащихся.

      Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.

      Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы.

      Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции.

      Формирование информационно-библиографической культуры личности необходимо рассматривать как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.

      Программа «Основы информационно-библиографической культуры» ставит своей целью:

       - формирование и развитие у учащихся базовых умений и навыков  информационного самообеспечения их учебной деятельности, работы с книгой и другими источниками информации, применение полученных знаний в читательской практике.

 

        Задачи программы:

 

-   привить детям любовь к книге и чтению;

- обогатить знания учащихся общими сведениями об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание детей на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий;

- сформировать основы информационно-библиографической культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные источники для успешного освоения обязательных предметов учебной программы;

- развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.

 

Сопровождение программы осуществляется на основе:

 

      - научно-популярной и справочной литературы, в том числе энциклопедий, словарей и справочников;

      - изданий краеведческой литературы;

      - фонда художественной литературы школьной библиотеки при использовании лучших изданий фольклора, произведений отечественных и зарубежных авторов;

      - периодических изданий для детей;

      - персонального компьютера;

      - нетрадиционных носителей информации (дисков CD, флеш-носителей), цифровых ресурсов.

     

     Программа «Основы информационно-библиографической культуры»  разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

     Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю), в 1 классе –  33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

      Особенности программы в том, что специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся. В ней предусмотрено постепенное накопление знаний от класса к классу, по ступенчатому принципу, что обеспечивает преемственность в обучении. Использованная методика включает основной минимум информационно-библиографических знаний.

      Для формирования и развития у учащихся навыков  работы с книгой и другими источниками информации предусмотрены разнообразные формы занятий:

      - устный журнал;

      - игры;

      - викторины;

      - литературные путешествия;

      - виртуальные  выставки;

      - уроки творчества и др.

      Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.   Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (использование мультимедийных технологий).

Школьникам в зависимости от задания предлагается индивидуальная, групповая или коллективная работа, что способствует усвоению и закреплению материала, развитию познавательных способностей учащихся, умению применить полученные знания в новых условиях.

       Программа состоит из пояснительной записки, паспорта программы, примерного тематического плана проведения занятий информационной культуры, приложений (рекомендаций по проведению уроков, анкета и др.).

       Программа  «Основы информационно-библиографической культуры» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

 


Ожидаемые результаты

 

       Освоение детьми программы «Основы информационно-библиографической культуры» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

 

Личностные результаты

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- выражать свое отношение к героям прочитанных произведений.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

 

Познавательные универсальные учебные действия

- ориентироваться в структуре книги (титульный лист, содержание, оглавление  и т.д.), в справочных изданиях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

- обрабатывать   информацию   через   умение   делать   элементарные   виды   записей: выписки, план, отзыв.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 - оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

- читать и пересказывать текст;

- учиться работать в группе, паре.

 

Предметные результаты

- воспринимать на слух художественный текст;

-  знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс   формирования внешнего вида книги и ее структуры;

- понимать значение терминов, определенных программой;

- ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

- иметь представление о различных источниках информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка планируемых результатов освоения программы

 

      Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, игр, участия их в выставках, конкурсах. Наиболее эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся являются тесты. Они помогают не только проверить, но и закрепить полученные на занятиях знания, а также позволяют выявить не достаточно хорошо усвоенные темы (вопросы), что поможет в дальнейшем доработать, и усовершенствовать предлагаемый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

 

Наименование программы

«Основы  информационно-библиографической культуры»

Организация

МБОУ «СОШ№5» муниципального образования «ЛМР» Республики Татарстан

Руководители программы

Манакова Ирина Васильевна, педагог библиотекарь первой квалификационной категории

Основная цель программы

     Формирование и развитие у учащихся базовых умений и навыков  информационного самообеспечения их учебной деятельности, работы с книгой и другими источниками информации, применение полученных знаний в читательской практике.

Задачи программы

-   привить детям любовь к книге и чтению;

- обогатить знания учащихся общими сведениями об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание детей на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий;

- сформировать основы информационно-библиографической культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные источники для успешного освоения обязательных предметов учебной программы;

- развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.

Обоснование

     Информация всегда была неотъемлемой составляющей частью жизни человека. В современных условиях формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития и изменениями в системе образования. Современный человек немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, без постоянного пополнения багажа знаний, которые влияют на его саморазвитие и готовность к непрерывному образованию в течение всей жизни, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах.

     Программа охватывает комплекс знаний по культуре чтения, библиотечно-библиографической и компьютерной грамотности и призвана обучить учащихся начальных классов основам работы с различными источниками информации, способам переработки полученных сведений и созданию новых информационных продуктов.

Актуальность

     Необходимость разработки программы, направленной на развитие читательской культуры и информационной компетенции учащихся обусловлена современными условиями формирования информационного общества.

     По мнению ученых и аналитиков в наше время произошла революция в области информации и связи, и наступила «цифровая эпоха».

Разработанная программа включает новые темы занятий, которые учитывают современные возможности получения информации и работы с ней.

Занятия программы позволят учащимся приобщиться к новому виду самостоятельной учебной деятельности – работе с информацией не только на традиционных носителях (книги, периодика), но и на нетрадиционных: получить доступ к мультимедиа, видеозаписям, сети Интернет.

Нормативно-правовая база

- «Конвенция о правах ребенка», ноябрь1989 г.

- Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закона Республики Татарстан «Об образовании»;

- «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения» от 14 января 1998 г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Программа позволяет подготовить младшего школьника, владеющего основами информационно-библиографической культуры, способного самостоятельно осуществлять поиск и переработку информации, использовать свои знания и умения в сфере учебы и досуга.

Система контроля реализации программы

      Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, игр, участия их в выставках, конкурсах. Наиболее эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся являются тесты. Они помогают не только проверить, но и закрепить полученные на занятиях знания, а также позволяют выявить не достаточно хорошо усвоенные темы (вопросы), что поможет в дальнейшем доработать, и усовершенствовать предлагаемый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Тематическое планирование 1 класс

 

Название

Форма проведения

Количество часов

 

Чудо, имя которому книга

 

всего

теор.

практ.

1.

Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Основные правила пользования библиотекой.

Урок-экскурсия

1

1

 

2.

Правила обращения с книгой.

Беседа-рассказ

1

 

1

3.

«Я рисую любимую книгу». Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки.

Творческий урок

3

 

3

4.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы.

Беседа-обзор

1

1

 

5.

Художественная литература, периодические издания для детей, их назначение.

Беседа, экскурсия в городскую детскую библиотеку

2

1

1

6.

Великие русские писатели - детям.

Урок-обзор,

громкие чтения

3

1

2

7.

Как хорошо уметь читать!

Громкие чтения

5

 

5

8.

Будь здорова, книжка.

«Книжкина больница»

3

 

3

9.

Будешь книги читать – будешь много знать!

Игра-викторина

1

 

1

10.

По страницам любимых сказок.

Игра-викторина

1

 

1

 

История возникновения

 информационных ресурсов

 

 

 

 

11.

История появления основных источников информации (каменные книги, папирус, пергамент).

Урок-презентация

1

1

 

12.

История возникновения письменности.

Библиотечный урок

1

1

 

13.

Из истории изобретения бумаги.

Библиотечный урок

1

1

 

14.

Книгопечатание на Руси. Рукописные книги.

Библиотечный урок

1

1

 

 

Библиотека - информационный центр школы

 

 

 

 

15.

Школьная библиотека как информационный центр школы.

Беседа-презентация

1

1

 

16.

Система расстановки библиотечного фонда.

Урок-практикум

1

 

1

17.

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации.

Библиотечный урок

1

1

 

 

Методы работы с книгой

 

 

 

 

18.

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями. Правила пользования справочными изданиями.

Урок-практикум

3

 

3

19.

Энциклопедия «Все обо всех» (характеристика, структура построения).

Урок-практикум, громкие чтения

2

 

2

 

Итого

 

33

10

23

 

 

Содержание занятий

1 класс (33 часа)

 

Тема: «Чудо, имя которому книга»

 

Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

 

Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Книжные выставки «Книга благодарит», «Книга жалуется».

 

«Я рисую любимую книгу». Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки – практические уроки.

 

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

 

Художественная литература, периодические издания для детей, их назначение. Дать представление о газетах, журналах, художественной литературе для детей. Познакомить с понятиями  «периодичность», «издания», «подписка».

 

Великие русские писатели детям. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского. Громкие чтения, обсуждения книг.

 

«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать!» Громкие чтения детских произведений.

 

Будь здорова, книжка! Обучение простейшим операциям по ремонту книг: подклеивание обложки, вклеивание выпавшего листа. Книжная выставка «Эти книги лечим сами». Практикум.

 

«Будешь книги читать – будешь много знать!»  Игра-викторина. Обогатить знания и представления детей о жизни и творчестве русских писателей. Книжная выставка «Добрые книги».

 

«По страницам любимых сказок!» Игра-викторина.  Свободное чтение школьников. Содействовать навыку устной речи.

 

 

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

 

История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).   История создания основных источников информации в  прошлом. Тест №1.

 

История возникновения письменности. Познакомить с историей создания: рисуночное письмо – пиктография, узелковое письмо, буквенное письмо, алфавит. Тест №2.

 

История изобретения бумаги. Знакомство с историей создания бумаги в Китае, её появления в Европе и на Руси.

 

Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги). Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3.

 

 

Тема: «Библиотека – информационный центр школы»

 

Школьная библиотека как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).

 

Система расстановки библиотечного фонда. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

 

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации, предисловие, оглавление. Урок-практикум.

 

Тема: «Методы работы с книгой»

 

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями.

Правила пользования справочными изданиями. Книжная выставка «Что такое? Кто такой?». Толкование понятий «энциклопедия», «словарь»,  «справочник». Алфавитное расположение материала, распределение слов по томам и на рисунках, переплете. Игра «В каком томе будем искать ответы на вопросы?..» поможет детям быстро ориентироваться в справочной литературе. Практические уроки.

 

Энциклопедия «Все обо всех» (характеристика, структура построения). Энциклопедия для детей младшего возраста. Познакомить со справочным отделом, иллюстрациями, репродукциями. Игра «Найди ответ на мой вопрос». Практические уроки.

 

 

Тематическое планирование 2 класс

 

Название

Форма проведения

Количество часов

 

Чудо, имя которому книга

 

всего

теор.

практ.

1.

Основные правила пользования библиотекой. Понятия «пользователь», «документ», «источники», «информация».

Урок-экскурсия

1

1

 

2.

Стихи, сказки и загадки про звериные повадки.

Конкурс-викторина

1

1

 

3.

Как хорошо уметь читать!

Громкие чтения

3

 

3

4.

В гости к нам пришли великие писатели.

Урок-обзор

3

1

2

5.

Художественная литература, периодические издания детям, их назначение.

Беседа, экскурсия в городскую детскую библиотеку

2

1

1

6.

Книжный доктор

«Книжкина больница»

2

 

2

7.

Путешествие в книжный город.

Игра-путешествие

1

 

1

 

История возникновения

информационных ресурсов

 

 

 

 

8.

Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент).

Урок-презентация

1

1

 

9.

Древнейшие и средневековые библиотеки (Египетская, Александрийская, книжные собрания Древней Руси).

Урок-презентация

2

2

 

10.

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой.

Библиотечный урок

1

1

 

 

Библиотека - информационный центр школы

 

 

 

 

11.

Система расстановки библиотечного фонда.

Библиотечный урок

2

1

1

12.

Поиск нужной информации в библиотеке.

Библиотечный урок, урок-практикум

3

1

2

13.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК).

Библиотечный урок

2

 

2

14.

Поиск документа на полке.

Беседа

1

 

1

15.

Виды словарей и их назначение.

Урок-практикум

2

 

2

 

Методы работы с книгой

 

 

 

 

16.

Правила пользования справочными изданиями.

Урок-практикум

2

 

2

17.

 Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения.

Урок-практикум

2

 

2

18.

Детская периодическая печать.

Библиотечный урок

2

1

1

 

Информационная культура школьника

 

 

 

 

19

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет.

Беседа, практикум.

Интернет.

1

 

1

 

Итого

 

34

11

23

 

 

 

 

 

 

 

Содержание занятий

2 класс (34 часа)

 

Тема: «Чудо, имя которому книга»

 

Основные правила пользования библиотекой. Познакомить с понятиями  «пользователь», «документ», «источники», «информация».

 

«Стихи, сказки и загадки про звериные повадки» Игра-викторина.

 

«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать!» Громкие чтения детских произведений.

 

В гости к нам пришли великие писатели. Знакомство с жизнью и творчеством  Б.Заходера,  А.Барто, И.Крылова.

 

Художественная литература, периодические издания детям, их назначение. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

 

Книжный доктор. Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, разорванные страницы, вклеить выпавший лист.

 

«Путешествие в книжный город» Игра-путешествие. Станции «Угадай героя», «Чьи это предметы», «Из какой сказки этот герой», «Книжкина больница».  Увлекает детей в мир книг, расширяет круг знаний учащихся, повышает интерес к чтению.

 

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

 

Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). Знакомство с историей   основных источников информации в  прошлом. Тест №1.

 

Древнейшие и средневековые библиотеки (Египетская, Александрийская, книжные собрания Древней Руси). Знакомство с древнейшими библиотеками. Тест №2.

 

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Книжная выставка «Читаем вместе».

 

 

Тема: «Библиотека – информационный центр школы»

 

Система расстановки библиотечного фонда. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

 

Поиск нужной информации в библиотеке. Познакомить учащихся с отделами библиотеки (читальный зал, абонемент, книгохранилище), справочная, художественная литература.

 

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Познакомить с алфавитным каталогом, каталожной карточкой. Игра «Найди книгу по автору». Урок практикум.

 

Поиск документа на полке. Объяснить понятие «документ», почему у каждого документа «свое место».

 

Виды словарей и их назначение. Познакомить со словарями: орфографическим, толковым, грамматическим, иностранных слов. Книжная выставка «По словарям от А до Я», игра «Значение слова». Урок-практикум.

 

Тема: «Методы работы с книгой»

 

Правила пользования справочными изданиями. Понятия «читальный зал» и «справочная литература», что их объединяет.

 

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

 

Детская периодическая печать. Познакомить с периодической печатью для младшего школьного возраста: журналы «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

 

Тема: «Информационная культура школьника»

 

Роль информации в современном мире. Основные понятия: «информационные ресурсы», «культура», «документ», «Интернет». Урок-практикум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 3 класс

 

Название

Форма проведения

Количество часов

 

Чудо, имя которому книга

 

всего

теор.

практ.

1.

У нас в гостях известные писатели и поэты.

Урок-обзор

3

1

2

2.

Вместе, весело читать!

Громкие чтения

3

 

3

3.

Будь здорова, книжка!

 «Книжкина больница»

3

 

3

4.

Презентация книги.

Урок творчества

1

 

1

5.

Путешествие в страну Читалию.

Урок-путешествие

1

 

1

6.

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Урок-игра

1

 

1

7.

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество

Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Выставка-конкурс

1

1

 

 

История возникновения

информационных ресурсов

 

 

 

 

8.

История письменности (от клинописи до кассет и дисков)

Урок-презентация

1

1

 

9.

Структура книги. Элементы книги. Тест «Структура книги».

Библиотечный урок. Тест.

2

1

1

10.

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Организация обслуживания в библиотеке.

Библиотечный урок. Экскурсия.

1

1

 

 

Библиотека - информационный центр школы

 

 

 

 

11.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК).

Библиотечный урок

2

1

1

12.

Система расстановки библиотечного фонда.

Библиотечный урок

2

1

1

13.

Правила и обязанности читателя. Изготовление памяток.

Урок творчества

1

 

1

14.

Путешествие по словарям «От А до Я»

Урок-путешествие

2

 

2

 

Методы работы с книгой

 

 

 

 

15.

Правила чтения. Гигиена чтения.

Библиотечный урок

1

1

 

16.

Основная мысль текста. Анализ текста. Текст как речевое произведение.

Библиотечный урок

1

1

 

17.

Детская энциклопедия открытий. «Что такое? Кто такой?» Назначение. Структура энциклопедий.

Урок-практикум

4

1

3

18.

Детская периодическая печать.

Урок-практикум

3

 

3

 

Информационная культура школьника

 

 

 

 

19.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: «информационные ресурсы»,

«культура», «документ», «Интернет».

Беседа, практикум.

Интернет.

1

 

1

 

Итого

 

34

10

24

 

 

Содержание занятий

3 класс (34 часа)

 

Тема: «Чудо, имя которому книга»

 

У нас в гостях известные писатели и поэты. Знакомство с жизнью и творчеством С.Маршака, П.Ершова, М.Пришвина.

 

«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать!» Громкие чтения детских произведений.

 

Будь здорова, книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, разорванные страницы, вклеить выпавший лист, склеить форзац с книжным блоком. Книжная выставка «Эти книги лечим сами». Практикум.

 

Презентация книги. Знакомство с понятиями «файл», «слайд». Как составить презентацию на любимую книгу. Урок-практикум.

 

Путешествие в страну «Читалию». Путешествие с остановками «Страна Вообразилия», «Загадки», «Поляна сказок».

 

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева. Урок-практикум.

 

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина,  В.И.Сутеева.

 

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

 

История письменности (от клинописи до кассет и дисков). Тест №1.

 

Структура книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление, иллюстрации). Тест №2 «Структура книги».

 

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Организация обслуживания в библиотеке: экскурсия в городскую детскую библиотеку.

 

Тема: «Библиотека – информационный центр школы»

 

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Закрепить знания об АК. Игра «Найди книгу в библиотеке».

Урок-практикум.

 

Система расстановки библиотечного фонда. Вспомнить расстановку книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари). Урок-практикум.

 

Правила и обязанности читателя.  Изготовление памяток. Урок-практикум.

 

Путешествие по словарям «От А до Я». Назначение словарей. Толковый, орфографический, грамматический, словарь синонимов, антонимов. Урок-практикум.

 

 

Тема: «Методы работы с книгой»

 

Правила чтения. Гигиена чтения. Познакомить с правилами чтения: беглый просмотр, углубленное чтение. Читать сидя, достаточная освещенность, чтение по возрасту.

 

Основная мысль текста. Анализ текста. Текст как речевое произведение. Урок-практикум.

 

Детская энциклопедия открытий. «Что такое? Кто такой?» Назначение. Структура энциклопедий. Урок-практикум.

 

 

Детская периодическая печать. Познакомить с периодической печатью для младшего школьного возраста: журналы «Колобок», «Миша», «Всезнайка». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

 

 

Тема: «Информационная культура школьника»

 

Роль информации в современном мире. Основные понятия: «информационные ресурсы», «культура», «документ», «Интернет». Урок-практикум.

 

 

Тематическое планирование 4 класс

 

Название

Форма проведения

Количество часов

 

Чудо, имя которому книга

 

всего

теор.

практ.

1.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы.

Беседа-обзор

1

1

 

2.

Будь здорова, книжка!

Работа в «Книжкиной больнице»

2

 

2

3.

По страницам любимых книг.

Игра-викторина

2

 

2

4.

Вместе весело читать!

Громкие чтения

3

 

3

5.

В гостях у писателя.

Урок-обзор

3

1

2

6.

Презентация книги.

Урок творчества

1

 

1

7.

Книга и ее создатели. Известные писатели, иллюстраторы детских книг.

Урок-обзор

3

1

2

 

История возникновения

информационных ресурсов

 

 

 

 

8.

История письменности.

Библиотечный урок

1

1

 

9.

Древние книги.

Устный журнал

1

1

 

10.

Русская рукописная книга.

Библиотечный урок

1

1

 

11.

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг и его книги.

Урок-презентация

1

1

 

12.

Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги.

Урок-презентация

1

1

 

13.

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

Библиотечный урок

3

1

2

 

Библиотека - информационный центр школы

 

 

 

 

14.

Зарождение библиотек. Первые библиотеки мира. Библиотеки нашего города.

Беседа, презентация

1

1

 

15.

Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки. Каталоги. Картотеки.

Библиотечный урок

3

1

2

16.

Поиск информации в справочной литературе. Информационный запрос.

Библиотечный урок

2

 

2

17.

Нетрадиционные носители информации. Анкета «Мое расследование».

Беседа, практикум

1

 

1

 

Методы работы с книгой

 

 

 

 

18.

Способы сокращения текста: пересказ, аннотация, цитата.

Урок-практикум

1

 

1

19.

Детская периодическая печать.

Урок-практикум

1

 

1

20.

Справочные издания: энциклопедии, словари справочники.

Урок-практикум

1

 

1

 

Информационная культура школьника

 

 

 

 

21.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: «информационные ресурсы»,  «документ», «информационный запрос».

Беседа, практикум, Интернет.

1

 

1

 

Итого

 

34

11

23

 

 

 

Тематическое содержание курса

4 класс

 

Тема: «Чудо, имя которому книга»

 

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

 

Будь здорова, книжка! Ремонт книг: подклеить обложку, разорванные страницы, приклеить выпавший лист, склеить форзац с книжным блоком, отбеливание пятен с помощью лимона. Книжная выставка «Эти книги мы вылечили сами». Урок-практикум.

 

«По страницам любимых книг» Игра-викторина. Вспомнить героев книг, авторов любимых произведений.

 

«Вместе весело читать!» Громкие чтения детских произведений.

 

В гостях у писателя. Знакомство с жизнью и творчеством С.Михалкова, Н.Носова, П.Бажова.

 

Презентация книги. Знакомство с понятиями «файл», «слайд». Составление презентации на любимую книгу в программе PowerPoint. Урок-практикум.

 

Книга и ее создатели. Известные писатели, иллюстраторы детских книг. Углубить знания о книге. Познакомить с творчеством С. Маршака не только как детского писателя, но и художника своих книг.

 

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

 

История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация.

 

Древние книги.  Самая распространенная книга в древности – Библия. Устный журнал. Презентация.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Русская рукописная книга. Книги-кодексы, элементы украшения рукописной книги – миниатюры. Презентация.

 

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг, его жизнь и его книги, печатный станок. Презентация.

 

Книгопечатание на Руси. Первопечатник Иван Федоров и его  первая печатная книга «Апостол». Презентация.

 

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

 

Тема: «Библиотека – информационный центр школы»

 

Зарождение библиотек. Первые библиотеки мира. История зарождения первых библиотек в Европе, на Руси. Древняя библиотека царя Ашшурбанипала. Библиотеки нашего города: Центральная библиотека им. Г.Тукая, Городская детская библиотека им. Ю.Гагарина.

 

Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки. Каталоги. Картотеки.

 

Поиск информации в справочной литературе. Что такое информационный запрос? Урок-практикум.

 

Нетрадиционные носители информации. Знакомство с другими носителями информации: диски CD, CD ROM, флеш-носители. Анкета «Мое расследование».

 

 

Тема: «Методы работы с книгой»

 

Способы сокращения текста: пересказ, аннотация, цитата. Составление аннотации на любимую книгу. Урок-практикум.

 

Детская периодическая печать. Основные рубрики, иллюстрации.

 

Справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, их назначение. Урок-практикум.

 

 

Тема: «Информационная культура школьника»

 

Роль информации в современном мире. Основные понятия: «информационные ресурсы», «документ», «информационный запрос». Урок-практикум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.           Андреева О.В. История книги: Хрестоматия. Ч.II. – М.: МГАП «Мир книги», 1997. – 206с.

2.     Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: Программа для       учащихся 5-6 классов //Школьная библиотека. – 2002. - № 3. –с.9.

3.           Бирюкова А.П. Программа "Библиотечно-библиографические и информационные знания младших школьников 1-4 классов" //Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - с.55-57.

4.           Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 208 с.

5.           Елтышева, В.В. Современные формы работы школьной библиотеки как способ формирования универсальных действий учащихся / В.В. Елтышева // Школьная библиотека. – 2012. – № 9-10. – с. 62-65

6.     Информационная культура – школьникам: Поиск и творчество. – Киров, 2001.

7.           Казанцева, М.В. Формирование информационной культуры личности младших школьников: взгляд учителей на проведение эксперимента /М.В. Казанцева, Е.А. Кащаева, К.П. Сыркашева // Школьная библиотека. – 2013. - № 5. – С. 57-62

8.     Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека. – 2005. - № 8. – с.40.

9.           Книговедение: Энциклопедический словарь/ Ред. Коллегия: Н.М. Сикорский и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664с.

10.       Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)

11.       Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности //Школьная библиотека. - 2001. - № 8. - с. 16-21.

12.   Львов С.Л. Книга о книге: Книга для учащихся старших классов. – М., 1980

13.   Мяотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Методические рекомендации. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека  в школе»).

14.       Стародубова Г.А. Библиотечное занятие: операционное описание технологического процесса его подготовки и проведения / Г.А. Стародубова, Л.А. Савкина //Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 28-29.

15.    Тихомирова И.И. Методический словарь –  справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я // Школьная библиотека. – 2003. - №1,2,3,5,6,8,9,10.

16.       Формирование информационной культуры личности младших школьников: взгляд учителей на проверку эксперимента / М.В. Казанцева, Е.А. Кащаева, К.П. Сыркашева // Школьная библиотека. – 2013. - № 5. – С. 57-62.

17.    Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: методические рекомендации в помощь учителю и школ. библиотекарю. – М., 1987. – 145 с.

18.       Фроликова, У.В. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке / У.В. Фроликова. // Школьная библиотека. – 2012. - № 1. – С. 66-72

19.       Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина и др. – М.: РШБА, 2008. – 352 с.