Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы журналистики»
Направление «Общеинтеллектуальное»
7-8 класс
Составитель:
Загурский
Вячеслав Владимирович,
учитель
высшей квалификационной
категории
Юрга – 2021
1. результаты освоения
курса внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного курса определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ коммуникативной культуры, соответствующей современному уровню социального мышления, развитие опыта творчески ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
11) развитие творческих способностей через совершенствование навыков самовыражения в публицистических, литературных жанрах, творческой деятельности журналистского характера.
Метапредметные результаты освоения программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, клас-сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение (критически оценивать содержание и форму текста);
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компентенции); развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
12) формирование и развитие творческого мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, культурно-образовательных и познавательных задач:
1) осознание целостности окружающего мира, страны в которой мы живем, родного края;
2) понимание взаимосвязей гуманитарных предметов в познавательном процессе;
3) использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
4) расширение кругозора и культурного опыта школьника;
5) понимание базовых основ жизни в окружающем мире;
6) осознание взаимосвязи различных частей социума, важности умения создать вокруг себя благоприятную социальную среду;
7) усвоение и закрепление знаний о методах журналистской деятельности;
8) развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
9) выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей по отношению к окружающей среде;
10) освоение социальных навыков и практических умений.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА внеурочной деятельности
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 КЛАСС
№ п/п |
Содержание курса |
Формы организации |
Виды деятельности |
РАЗДЕЛ 1. Азы журналистского мастерства (11 ч.) |
|||
1 |
Вводное занятие. Профессия – журналист |
Беседа, дискуссия, просмотр видеоматериалов |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
2 |
История журналистики в России |
Беседа, просмотр видеоматериалов |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
3 |
Функции журналистики в современном мире |
Беседа, просмотр видеоматериалов, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
4 |
Способы сбора информации |
Беседа, занятие с элементами игры |
Игровая, познавательная, коммуникативная |
5 |
Современная периодика: на бумаге и в Сети |
Беседа, просмотр видеоматериалов, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
6 |
Информационные газетные жанры |
Беседа, дискуссия, проверка материала в игровой форме |
Игровая, познавательная, творческая, коммуникативная, развлекательная |
7 |
Культура письменной речи |
Беседа, практическая работа |
Познавательная, коммуникативная, творческая |
8 |
Меньше, да лучше: основы журналистского редактирования |
Беседа, практическая работа с элементами игры |
Игровая, познавательная, коммуникативная, развлекательная |
9 |
Рассказ «в картинках»: что такое фоторепортаж |
Беседа, практическая работа с элементами игры |
Познавательная, коммуникативная, творческая, развлекательная |
10 |
Подготовка статей для школьной газеты |
Практическое задание |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
РАЗДЕЛ 2. ГАЗЕТА СВОИМИ РУКАМИ (5 ч.) |
|||
11 |
Структура газеты. Макет. Заголовок. Шрифт |
Беседа, просмотр видеоматериалов, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
12 |
Пакет Microsoft Office: в помощь издателю |
Практическая работа |
Познавательная, коммуникативная |
13 |
Основы обработки изображений |
Просмотр видеоматериалов, практическая работа |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
14 |
Компьютерное редактирование. Вёрстка газеты |
Беседа, практическая работа |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
15 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
Анализ работы за год |
Оценочная, коммуникативная |
8 КЛАСС
№ п/п |
Содержание курса |
Формы организации |
Виды деятельности |
РАЗДЕЛ 1. КАК СТАТЬ ЖУРНАЛИСТОМ (10 ч.) |
|||
1 |
Газетная информация. Всякая ли информация правдива. «Кодекс журналиста» |
Беседа, дискуссия, просмотр видеоматериалов |
Познавательная, коммуникативная |
2 |
Информационные газетные жанры |
Беседа, просмотр видеоматериалов, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
3 |
Заметка как информационный жанр. Разновидности заметок |
Беседа, практическая работа, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
4 |
Хроника и ее особенности |
Беседа, практическая работа, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
5 |
Сообщение или репортаж? Отличительные черты репортажа |
Беседа, практическая работа, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
6 |
Создание фоторепортажа |
Беседа, просмотр видеоматериалов, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
7 |
Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации. Правила поведения в диалоге |
Беседа, просмотр видеоматериалов, дискуссия |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
8 |
Газетный очерк и его особенности |
Беседа, практическая работа |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
9 |
Журналист-исследователь. Аналитическая статья |
Беседа, практическая работа |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
10 |
Убираем лишнее: редактирование статьи |
Беседа, дискуссия, практическая работа |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
РАЗДЕЛ 2. ВЫПУСК ГАЗЕТНОГО НОМЕРА (6 ч.) |
|||
11 |
Виды и типы газет. Шрифты как элемент дизайна |
Беседа, дискуссия |
Познавательная, коммуникативная |
12 |
Пакет Microsoft Office. Microsoft Office Word |
Беседа, выполнение практических работ |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
13 |
Пакет Microsoft Office. Microsoft Office Publisher |
Беседа, выполнение практических работ |
Познавательная, творческая, коммуникативная |
14 |
Макет газеты. Композиция газетной полосы. Модульная вёрстка |
Беседа, просмотр видеоматериалов |
Познавательная, коммуникативная |
15 |
«Три кита газетной вёрстки»: издательский пакет Adobe. Знакомство с Adobe Photoshop, Adobe InDesign, Adobe Illustrator |
Беседа, просмотр видеоматериалов |
Познавательная, коммуникативная |
16 |
Газета идет в печать. Формат PDF. Принципы цветопередачи |
Беседа, просмотр видеоматериалов |
Познавательная, коммуникативная |
17 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
Анализ работы за год |
Оценочная, коммуникативная |
3. Тематическое планирование
7 класс
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1. Азы журналистского мастерства |
11 |
|
1-2 |
Вводное занятие. Профессия – журналист |
1 |
3-4 |
История журналистики в России |
1 |
5-6 |
Функции журналистики в современном мире |
1 |
7-8 |
Способы сбора информации |
1 |
9-10 |
Современная периодика: на бумаге и в Сети |
1 |
11-12 |
Информационные газетные жанры |
1 |
13-14 |
Культура письменной речи |
1 |
15-16 |
Меньше, да лучше: основы журналистского редактирования |
1 |
17-18 |
Рассказ «в картинках»: что такое фоторепортаж |
1 |
19-22 |
Подготовка статей для школьной газеты |
2 |
РАЗДЕЛ 2. ГАЗЕТА СВОИМИ РУКАМИ |
5 |
|
23-24 |
Структура газеты. Макет. Заголовок. Шрифт |
1 |
25-26 |
Пакет Microsoft Office: в помощь издателю |
1 |
27-28 |
Основы обработки изображений |
1 |
29-32 |
Компьютерное редактирование. Вёрстка газеты |
2 |
33-34 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
1 |
8 класс
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1. КАК СТАТЬ ЖУРНАЛИСТОМ |
10 |
|
1-2 |
Газетная информация. Всякая ли информация правдива. «Кодекс журналиста» |
1 |
3-4 |
Информационные газетные жанры |
1 |
5-6 |
Заметка как информационный жанр. Разновидности заметок |
1 |
7-8 |
Хроника и ее особенности |
1 |
9-10 |
Сообщение или репортаж? Отличительные черты репортажа |
1 |
11-12 |
Создание фоторепортажа |
1 |
13-14 |
Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации. Правила поведения в диалоге |
1 |
15-16 |
Газетный очерк и его особенности |
1 |
17-18 |
Журналист-исследователь. Аналитическая статья |
1 |
19-20 |
Убираем лишнее: редактирование статьи |
1 |
РАЗДЕЛ 2. ВЫПУСК ГАЗЕТНОГО НОМЕРА |
6 |
|
21-22 |
Виды и типы газет. Шрифты как элемент дизайна |
1 |
23-24 |
Пакет Microsoft Office. Microsoft Office Word |
1 |
25-26 |
Пакет Microsoft Office. Microsoft Office Publisher |
1 |
27-28 |
Макет газеты. Композиция газетной полосы. Модульная вёрстка |
1 |
29-30 |
«Три кита газетной вёрстки»: издательский пакет Adobe. Знакомство с Adobe Photoshop, Adobe InDesign, Adobe Illustrator |
1 |
31-32 |
Газета идет в печать. Формат PDF. Принципы цветопередачи |
1 |
33-34 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.