Основы духовно-нравственного воспитания
Оценка 5

Основы духовно-нравственного воспитания

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
воспитательная работа +1
Взрослым
25.05.2017
Основы духовно-нравственного воспитания
Публикация является частью публикации:
4 КЛАСС.rtf
К ДУХОВНО­НРАВСТВЕННЫМ ИДЕАЛАМ Р.М. САФИНА ОСНОВЫ  ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 4 КЛАСС Учебное пособие 1 Уфа ­ 2017 г. ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА! Жизнь – это книга; ты не сетуй, А изучай ее весь век. Нашедший благо в книге этой –  И есть счастливый человек! (Джами) У каждого человека есть семья, родная страна и родной язык. Родной язык – это самое ценное, что даровано нам родителями. Береги свой родной язык, дружок! Габдулла Тукай РОДНОЙ ЯЗЫК О язык родной, певучий! О, родительская речь! Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь? Колыбель мою, качая, тихо­тихо пела мать, Подрастая, сказки бабушки я начал понимать… О язык мой, мы навечно неразлучные друзья, С детства стала мне понятна радость и печаль твоя. О язык мой! Как сердечно я молился в первый раз: Помоги – шептал, ­ помилуй мать с отцом, помилуй нас… 2 Добрые поступки дают больше удовольствия тому,  кто их совершал, чем тому, по отношению к кому  они были совершены. Тема 1 ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 3 КЛАССЕ Добрый   человек   всегда   разумен.   Увеличивай   в   себе   доброту упражнением разума и разум упражнением в любви (Л.Н. Толстой) Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым (Стендаль) Нравственность должна лежать в характере (И. Кант) Нравственность – это, несомненно, самое важное в жизни (Т. Манн) К. Насыри НАСТАВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Один мудрец так поучал детей: «О, милые дети, послушать моего совета – учитесь  ремеслу. Имущество  и  деньги  так  не  надежны  на  этом  свете. Золото   и серебро   –   лишь   опасность   для   путника:   а   у   живущего   дома   их   могут   отнять грабители  и  огонь. Ремесло   же  не иссякаемо, как   источник.  Умелец  не  познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремесла, учитесь приличиям». НАСТАВЛЕНИЕ СОРОК ПЯТОЕ Избегай советов семи человек, о, сын мой. Прежде всего, остерегайся невежды, ибо он темен и может толкнуть тебя на ложный путь. Во­вторых, берегись советов врага: он может погубить тебя. В­третьих, страшись совета завистника и ревнивца: это  разорит тебя. В­четвертых, не  советуйся с  лицемером,  ибо  лицемер  заранее согласится с тобой. В­пятых, не слушай советов труса: он не отважится сказать правду. В­шестых, не верь скряге: у него на уме одно стяжательство и нет верных мыслей.   И,   наконец,   не   вздумай   советоваться   с   одержимым,   ибо   он   не   в   силах справиться даже со своей страстью. 3 А.Лопатина, М. Скребцова ДУХ НЕ СТАРЕЕТ С годами не стареет дух, Прогонит дух болезни, лень, Но, чтобы свет его не тух, Наполнит счастьем каждый день. Дышите им, за ним идите, Позвольте духу в вас гореть, Как клад его всю жизнь храните. И вы не будете стареть. КТО САМЫЙ СТАРЫЙ Один человек очень боялся старости и с ужасом думал: «Неужели к старости мой мозг поглупеет, тело одряхлеет, и я не смогу наслаждаться жизнью?!» Человек испробовал разные средства, сохраняющие молодость, но ничего не помогало.   Однажды   он   услышал,   что   есть   город   мудрецов,   в   котором   люди   не стареют. Стал человек у всех спрашивать, как найти этот город. — Город мудрецов найти несложно, но попасть в него трудно. У ворот города стоит стража. Она не впускает в город старых, — сказали люди. — Я еще не старый, — заметил человек. Он расспросил дорогу и отправился в путь. Долго ли, коротко ли он шел, но пришел в город мудрецов. Впереди него к воротам подошел древний старец. Стража о чем­то спросила старика и пропустила его. «Раз таких старых пускают, меня тем более пустят», — обрадовался человек и побежал к воротам. — Зачем идешь в город мудрецов? — спросила стража, загородив дорогу. — Я хочу найти средство, которое позволит мне молодым оставаться и жизнью наслаждаться, — ответил человек. — Проходи мимо, старых пускать не велено, — ответили стражники. — Вы только что старика пропустили, — возмутился человек. — В нашем городе возраст молодостью ума и духа измеряется. Этот старик великую книгу пишет. Ум его молод, а дух ясен, — объяснили стражники. — Он в два раза старше меня. Как может его ум моложе моего быть?! — возразил человек. — Чем старше человек, живущий духовною жизнью, тем моложе и шире его ум, тем яснее сознание, — ответили стражники и захлопнули ворота перед человеком. Вопросы и задание: 1. Почему люди боятся старости? Что нужно делать, чтобы не стареть? 3. Знаете ли вы пожилых людей, которые кажутся вам молодыми? 4 4. Придумайте историю о том, как старики жили в городе мудрецов. 5. Нарисуйте портрет того, кто в вашей семье моложе всех духом. М.А. Андрианов ЛЮБОВЬ К КРАСОТЕ ТВОРИТ ЧУДЕСА (Общение с красотой возвышает человека) Красоту любят все. Все   красивое   нравится   сразу.   Поэтому,   красоту   полюбить   легко,   а  все   что некрасиво – очень трудно, безобразное полюбить нельзя (к нему можно только при­ выкнуть). Сравнить: что легче полюбить: солнце или дождь, доброту или злость... Любя красоту, все люди стремятся жить среди красоты. Человек всегда хочет приблизиться к тому, что он любит, и быть рядом с ним. Если человеку нравится красота, то он будет всюду искать ее и стараться жить вместе с красотой. Полюбив красоту движений в танцах, человек стремится попасть на концерты, готов сам подолгу учиться красиво танцевать, хочет быть рядом с тем, что ему так сильно нравится. Любовь к красоте и общение с ней преображают человека. Любя  красоту и  общаясь  с ней, человек  сам становится лучше  и красивее. Любовь   сильно   меняет   человека,   он,   чтобы   достичь   чего­то   любимого,   легко становится трудолюбивым, сильным, смелым. Рядом с любимой красотой человек меняется в лучшую сторону. Человек с красивым сердцем нравится всем, и, общаясь с ним, вы стараетесь быть хорошими и добрыми, а с плохим человеком быть хорошим совсем не хочется. В красивый солнечный день настроение хорошее, но в день пасмурный, дождливый настроение легко портится и тогда легко стать капризным и вредным... Любовь к прекрасному – залог счастья и неприятия всего безобразного. Человеку,   полюбившему   прекрасное,   становится   особо   неприятным   и отвратительным всякое безобразие. Человеку,   полюбившему   красивые   стихи,   перестают   нравиться   дразнилки   и некрасивые стишки, они ему будут особенно неприятны... Способность противостоять всему плохому и злому – это прекрасно. Ведь они   заразны.   К   ним   человек   может   легко   привыкнуть   и   испортиться,   а исправляться куда труднее, чем портиться.  КАК КРАСОТА СЕРДЦЕ ДРАКОНА ПОРАЗИЛА В далекой стране у одного кровожадного и огнедышащего Дракона уж очень часто чесалась спина, а почесать ее своими короткими лапами он никак не мог. И 5 вот решил он полететь к людям и похитить мальчика с девочкой, чтобы они чесали ему спину каждый вечер острыми палками. На следующий день к Дракону на коне прискакал человек. И  тут  Дракон  не  выдержал  и  громко  засмеялся,  когда   увидел   перед  собой всадника совсем без оружия. От его смеха затряслись даже деревья. – Это что, ты прискакал сражаться со мной одними руками? Ха­ха­ха, – надры­ вался от смеха Дракон. – Ой, держите меня, деревья, а то я сейчас от смеха куда­ нибудь упаду. Дракон смеялся, схватившись за свое брюхо когтистыми лапами, и никак не мог остановиться. А когда он все­таки насмеялся и смог успокоиться, то проревел на весь лес: – Да знаешь ли ты, человек, что я таких, как ты, одним пальцем, раз и готово, да стоит мне дунуть огнем и целое войско сгорит. – А я совсем не боюсь тебя и, все равно буду сражаться с тобой, – ответил че­ ловек. – Пусть я лучше погибну, чем останусь жить без своих детей. – А, значит, это твоих детей я похитил вчера, – проревел Дракон и стал пугать человека, выдыхая из пасти огонь, но человек нисколько не испугался, а наоборот, стал хватать камни и бросать их в Дракона. Дракон вдруг почувствовал смелость и духовную красоту этого человека. Он восхитился силой его любви. Ведь человек так любил своих детей, что готов был сразиться голыми руками и даже погибнуть. – Ты мне нравишься, человек. У тебя красивое, бесстрашное и любящее сердце. Мне понравилась его красота. Забирай своих детей и уходи, а я уж как­нибудь о деревья буду спину чесать. Когда человек привез своих детей в деревню, все очень удивились. – О чудо, неужели ты победил огромного Дракона без оружия, голыми руками? – спрашивали его люди. – Нет, – отвечал человек, – не руками, а сердцем. Его красота покорила Дра­ кона. Вопросы и задание: 1.Почему Дракон не стал убивать человека? Может ли красота покорять? 2.Красиво ли поступил Дракон, что не стал трогать отца детей? 3.Можно ли назвать чудом то, как изменила Дракона красота сердца? 4.Каким может стать Дракон, полюбивший красоту?  5.Какое качество Дракона вам понравилось? Нарисуйте дракона. А. Лопатина, М. Скребцова ТАЛАНТ И ВОЛЯ Талант бесплодным не бывает, Талант наш словно бы в неволе, 6 Он жизнь дарами наполняет, Когда упорства нет и воли. Но важный есть один закон — Он плен не может одолеть, Ленивому не служит он. В плену таланту не взлететь. КАК ТАЛАНТ ДРУГА ИСКАЛ Ходил по свету талант. Многие хотели подружиться с ним. Ум говорил: Талант, давай жить вместе. Ты поможешь мне талантливо применять ум. Глупость предлагала: ­ Талант, иди ко мне жить. Увидев тебя рядом, люди не будут смеяться надо мной. Богатство уговаривало: ­ Талант, с твоей помощью я еще больше разбогатею. Бедность просила: ­ Талант, помоги мне вынести нужду. Но талант искал особого друга, который помог бы ему стать краше и служить людям. ­ Ищи друга, пока не найдешь. Если хочешь чего­то добиться, нужно упорно идти к цели, несмотря ни на что, — сказала настойчивость таланту. ­ Мне нужен именно такой друг! — воскликнул талант. — Без настойчивости любой талант бесплоден. Давай с тобой дружить. Настойчивость   согласилась   и   стала   помогать   таланту.   Когда   талант   с настойчивостью дружит, он краше становится и людям служит. Вопросы и задания: 1.Как вы думаете, почему талант решил дружить с настойчивостью? 2.Какие таланты есть у вас? Как вы их развиваете? 3.Почему у некоторых людей таланты развиваются, а у других — нет? 4.Что необходимо вам, для того чтобы ваши таланты развились и принесли плоды? Какое качество вы больше всего уважаете в людях? 5.Придумайте сказку, как талант подружился с этим качеством. 6.Нарисуйте цветок своих талантов, в котором каждый лепесток — какой­либо ваш талант. Расскажите, какие из ваших талантов уже принесли плоды, а какие — еще нет. Кто из ваших друзей самый талантливый? 7.Как вы думаете, талантливым людям тяжелее или легче жить? А. Лопатина, М. Скребцова Подобен звучной будь трубе, КОГДА НУЖНО ГОВОРИТЬ О ДОБРЕ Но будь могилою немой, 7 Когда добро дают тебе. Когда добро дано тобой. Душою добрых восхвали, И во сто крат оно сильней Они — сокровища Земли. Польется из души твоей. ТРУБА ДОБРОТЫ Два друга много работали и много доброго сделали за свою жизнь. Когда они попали на Небеса, к ним подлетел ангел и сказал: — Ваше добро отворило перед вами двери в чертоги Рая. Господь поручил мне одному из вас вручить трубу доброты. Музыка этой трубы будет попадать в сердца людей, живущих на Земле, и рассказывать им о доброте. Обрадовались друзья и переглянулись. Кому же из них достанется труба. — Я всегда по­доброму относился к своим родителям, детям и жене. Я часто помогал соседям без всякой платы и давал деньги беднякам, — сказал один. — Мой друг не раз выручал меня, — подтвердил его товарищ. — Слава Богу, мне повезло встретить в жизни множество добрых людей. Моя мать была ангелом доброты, я просто обязан был хотя бы частицу этого добра вернуть людям. Ангел жестом остановил его и вручил ему огромную сияющую трубу. — Почему вы решили вручить трубу моему товарищу? — обиженно спросил первый друг. — Я был богаче и больше помогал людям. — Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от другого. Будь подобен могиле, когда говоришь о добре, оказанном тобою, — ответил ангел. Вопросы и задания: 1.Почему люди чаще рассказывают о своих добрых делах, чем о делах других? 2.Как  научиться  делать  добрые  дела  и  никому не хвалиться о  том,  что вы сделали? Нарисуйте трубу доброты. 3.Расскажите о самом добром человеке в вашей жизни и его добрых поступках. Перечислите добрые дела членов вашей семьи. 4.Вспомните и расскажите о каком­либо добром деле своего друга. 7.Многие считают, что быть добрым трудно, потому что добрых людей часто обижают? Согласны с этим? Какие богатства есть в жизни доброго человека? Есть на свете ангел, Имя его совесть, Он читает людям А. Лопатина, М. Скребцова АНГЕЛ СОВЕСТИ Людям беспокойно — Ангел жив, летает. Люди спят спокойно — 8 Трепетную повесть. Ангел умирает. ХОЗЯИН ИЛИ СЛУГА Однажды к учителю пришел богатый господин и сказал: — Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте   хозяевами   своих   чувств   —   воли,   разума,   упорства.   Пусть   они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего. — Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришел? — Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось   лишать   своих   должников   крова   и   земли.   Последнее   время воспоминания о них не дают мне спать. — Твое сердце не очерствело, если оно слышит голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой ученик, —произнес учитель. Вопросы и задания: 1.Почему человек должен служить своей совести? 2.Что происходит с человеком, если он забывает о совести? 3.Нарисуйте совесть в образе феи с волшебной палочкой в руках. М.А. Андрианов ЛЮБОВЬ ПЛАМЕННОГО СЕРДЦА В маленькой деревне жили двое юношей, один с теплым сердцем, а другой с пламенным, и нравилась им очень одна красивая девушка, чье ласковое и доброе сердце было еще красивее. Юноши дарили ей цветы, пели песни, читали красивые стихи и признавались в своей любви. Но вдруг в один из дней девушку похитил циклоп:   одноглазый   великан   с   лошадиными   копытами   вместо   ног.   Он   схватил девушку, когда она собирала на лугу цветы, и отнес ее к себе на вершину высокой, темной горы. Юноша с теплым сердцем стал грустным, печальным. Он целый день тосковал по   своей   любимой   девушке,  каждое   утро   он   влезал   на   самое   высокое   дерево   в деревне и подолгу всматривался в даль. Он, горько вздыхая, ждал ее, думая о том, где же его любимая и когда же она вернется. Другой же, юноша, с пламенным сердцем, не стал ждать. Он собрался в путь, взял меч с щитом, лук со стрелами и пошел вызволять из беды свою любимую. На трудном пути он встречался с опасностями и преодолевал множество препятствий. Он ночевал под дождем, сталкивался с дикими зверями, переплывал широкие реки и не   испугался   высоты,   когда   взбирался   на   вершину   темной   горы.   А   когда   он встретился с огромным и свирепым циклопом, то совсем не испугался, вспомнив о том, что его ждет красота любимой девушки. Сражаться было тяжело. Рядом была глубокая пропасть, и любой неверный шаг грозил гибелью. А циклоп специально 9 топал   копытами,   чтобы   скалы   содрогались   и   камни,   сметая   все   на   своем   пути, катились в пропасть. Но юноша думал только о своей красивой возлюбленной, о том, что ее надо во что бы то ни стало спасти. Любовь к ее красоте делала его сильным, стойким и бесстрашным. В конце концов одна из стрел юноши попала в уязвимое место на ноге циклопа, ему стало щекотно. Циклоп засмеялся и, пытаясь вытащить стрелу, запрыгал на одной ноге. Хохоча и прыгая, он вдруг неожиданно споткнулся и упал в пропасть. Юноша   же   нашел   свою   любимую   девушку,   и   вскоре   они   вернулись   в   родную деревню. Конечно же, девушка вышла замуж за своего храброго спасителя. Ведь его сердце было горячим и пламенным, а потому и любовь его была намного сильнее и красивее. Вопросы: 1.Любовь какого юноши (какого сердца) вам понравилась больше? 2.Что   помогало   юноше   не   бояться   опасностей   и   испытаний?   От   чего появляется любовь и умение совершать геройские поступки.  3.Чем отличается человек с горячим сердцем от человека с теплым? М.А. Андрианов КАК КРАСИВЫЕ ДЕЛА СЕРДЦА ИСЦЕЛЯЮТ Раньше Лиса целыми днями бегала по лесу и все время что­то выискивала да вынюхивала. И вдруг с Лисой что­то произошло. Ей расхотелось работать, она стала безразличной и равнодушной ко всему вокруг и даже на красивое совсем перестала внимание   обращать.   Долго   думала   Лиса,   лежа   под   кустом,   и   решила   всю оставшуюся жизнь валяться на травке, отдыхать и просто ничего не делать. – И зачем это все вокруг трудятся, что­то куда­то тащат, – думала она. – Луч­ ше бы отдыхали и развлекались, как я. Поначалу отдых и вправду был веселым, интересным, потому что Лиса играла, прыгала и бегала. Но через два дня веселье ей стало надоедать, а вместо него стала почему­то появляться скука. Лиса все больше и больше стала полеживать да спать. Однажды   увидел   лежащую   и   зевающую   Лису   Еж,  который   торопился   куда­то   с мусором на иголках, и спрашивает: – Уж не заболела ли ты, рыжая? Что­то ты такая вялая, безразличная, да вдо­ бавок ко всему третий день уже лежишь, отдыхаешь. Давай вместе доброе дело делать: мусор в лесу убирать, чтобы наш лес чище и красивее стал. – Нет, Еж, не больная я. Просто не хочется мне работать, да и красота мне твоя не нужна и дела добрые совсем не интересуют. Я лучше полежу или посплю. – Вон видишь, Лиса, болото с комарами вдалеке. Когда­то там, на его месте, чистая речка протекала, с прозрачной питьевой водой. Потом речка решила не течь, а отдыхать. Вода в ней застоялась, тиной покрылась, водорослями заросла, стала 10 грязной и вонючей. А все потому, что речке так же, как и тебе расхотелось течь и любоваться красивым лесом и собою зверей радовать. Решила она постоять и долго– долго отдыхать. Пошел Еж дальше по своим делам, а Лиса как прежде лежит и отдыхает себе. Бежала Белка по веткам с шишкой, увидела Лису, и говорит ей: – Лиса, давай шишки носить на край леса и закапывать, чтобы новые деревья росли и лес наш красивее и больше становился. – Не нужна мне ваша красота, – зевая ответила Лиса. – Я, когда сплю, все равно вашу красоту не вижу. – Ты случайно, Лиса, не заболела? – Нет, не заболела я, – сказала Лиса, – просто трудиться мне не хочется, не­ интересно. Отдыхать намного легче и лучше. – Вон, видишь там, Лиса, лежащее и обгоревшее дерево. Когда­то в него мол­ ния   попала   и   дерево   огнем   вспыхнуло.  Огонь   этот   тоже   решил   не   двигаться,  а отдыхать и гореть на месте, и постепенно потух. Даже огонь, чтобы выжить, должен с ветки на ветку перебираться. Чтобы жить, все должно двигаться и работать. Побежала Белка дальше, а Лиса продолжала лежать и о чем­то надолго заду­ малась. Вдруг перед носом Лисы земля стала шевелиться и шуршать, а потом из­под земли показался слепой Крот. – Скажи, Крот, – спросила его Лиса, – ты вот всю жизнь землю роешь, что­то копаешь, может быть, знаешь, что будет, если земля трудиться не захочет и отды­ хать начнет. – Конечно, знаю, – ответил Крот. – Если земля перестанет трудиться и по­ могать растениям расти, то она потихоньку заболеет, в песок превратится и станет мертвой пустыней, где совсем ничего не растет. – Уж не заболела ли я в самом деле, – подумала Лиса. – Вдруг со мной тоже что­нибудь потом случится, как бывает с водой, огнем и землей. Схожу­ка я лучше к Сове. Глаза у нее большие, даже в темноте она ими все видит. Может быть, она, действительно, какую­нибудь болезнь у меня найдет. Отправилась Лиса к Сове, пришла к ней и говорит: – Здравствуй, Сова, ты, говорят, многое видишь и знаешь. Подскажи, почему Еж и Белка меня заболевшей считают, и посмотри заодно, может быть, действи­ тельно, у меня внутри какая­то болезнь скрывается? Мне почему­то в последнее время   совсем   работать   расхотелось,   все   больше   отдыхать   хочется,   а   красивые, добрые дела совсем перестали интересовать. Осмотрела внимательно Сова Лису от хвоста до ушей и говорит: – Ты, Лиса, красоту разучилась в работе видеть, вот сердце у тебя и стало потихоньку потухать и остывать. 11 –   Что   же   мне,   Сова,   делать,   чтобы   сердце   перестало   потухать   и   снова зажглось? – испуганно спросила Лиса. – Только одно лекарство есть, – найти целительную работу, что сердца своей красотой исцеляет. – А как же я смогу отличить целительную работу от обыкновенной? – Запомни, Лиса, в целительной работе много красоты, поэтому она так по­ нравится твоему сердцу, что твоя душа петь будет от радости и счастья, и усталость не будет чувствоваться. Поблагодарив Сову за мудрый совет, Лиса пошла искать целительную работу. Долго  она ходила,  бродила  по  лесам  и  полям,  пока  вдруг не увидела  одно  вы­ сыхающее озеро. Воды в озере с каждым жарким днем становилось все меньше и меньше, а на его дне оставались лежать и медленно погибать беспомощные рыбки. Они   задыхались,   дергали   хвостами,   открывали   рты,   пытаясь   глотнуть   воды,   но ничего не могли сделать. И тут вдруг Лиса почувствовала сердцем, что рыбок надо обязательно  спасать.  Она   стала   бережно  перетаскивать   рыбок   в  ручей,  текущий неподалеку, и эта очень важная и нужная работа ей сразу же понравилась. От этой работы   появилась   радость   и   счастье   на   душе,   усталости   не   чувствовалось   и   не замечалось и все время тихонько петь хотелось. Через несколько дней озеро совсем высохло, но рыбы были уже спасены и плескались в ручье. А Лиса поняла, что красивое полезное дело во имя других, действительно, исцеляет, как хорошее лекарство, и может приносить много радости и счастья. Хотите – верьте, а хотите – нет, но с тех пор, как Лиса научилась находить красоту в разной работе, она очень изменилась. – Странно и непонятно, что это с нашей лисой случилось? – удивлялись звери в лесу. – И откуда у нее столько сил находится, чтобы без устали трудиться и при этом радостной оставаться? И   только   одна   Сова   знала   тайну   красоты,   благодаря   которой   сердце   лисы выздоровело и стало горячим.  Вопросы и задания: 1.Почему у Лисы потухало и остывало сердце?  Лисе нравилось трудиться?  2.Что нужно для того, чтобы сердце зажглось и засветилось? 3.Как узнать целительную и полезную для сердца работу?  4.Почему Лиса полюбила много работать и не хотела отдыхать?  5.Было ли у вас в жизни так, что вы готовы были долго работать и не хотели отдыхать? Нарисуйте красоту, как вы представляете. 12 Тема 2. ТРАДИЦИИ МОЕЙ НАЦИИ. ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева КАК ПОЯВИЛАСЬ СЕМЬЯ? В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одно предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах   действовали   правила   морали,   разъясняющие   каждому,   что   можно,   а   что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине­охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине. Ведь о детях все равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра. Со   временем   люди   научились   лучше   обеспечивать   себя   пропитанием   –   они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить,   уже   не   требовалось   объединять   усилия   многих   людей.   Большой   шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живет   одной   семьей.   Это   могут   быть   не   только   родители   и   дети,   но   и   другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге. 13 Таким   образом,   от   древних   родов   семьи   унаследовали   главную   ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких. Задание: 1.Нарисуйте, как представляешь, шалаш, где жили раньше люди. 2.Объясните, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь. Род – союз людей, которых объединяет родство, общий предок и помощь друг другу в борьбе с жизненными трудностями. Семья – близкие родственники, которые живут вместе и дарят друг другу свою любовь и заботу. Любовь – одно из самых сильных человеческих чувств, привязанность к другому человеку, желание жить для него, делать ему добро. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева ЗАЧЕМ СЕМЬЕ НУЖНЫ ТРАДИЦИИ? Человек   появляется   на   свет   маленьким,   беспомощным,   несмышленым ребенком. Он кричит, когда, например, хочет есть, но при этом не может помочь себе   сам.   Когда   мама   накормит   и   перепеленает   его,   ребенок,   как   правило, успокаивается   и   засыпает.   Однако   отблагодарить   маму   за   заботу   даже   простой улыбкой ребенок еще не может. Ведь в первые дни своей жизни малыш еще не умеет улыбаться.   Именно   в   семье   маленький   ребенок   видит   улыбку,   слышит   смех, замечает   заботу   о   себе.   Он   растет   и   превращается   в   личность,   становится настоящим   человеком.   Это   означает,   что   он   научается   отличать   добро   от   зла, подниматься над животными интересами и заботой только о себе. Семья передает человеку все эти духовные ценности через заботу друг о друге. Помогают   в   этом   и   семейные   традиции.   К   ним   прежде   всего   относятся совместно проводимые праздники: дни рождения, свадьбы и другие значимые для семи   события.   Кроме   того,   это   и   правила   поведения   за   столом,   распределение обязанностей при уборке дома, и привычка вместе играть, читать, ходить куда­то всей семьей. Таким образом, традиции представляют собой действия, повторяемые людьми по давно устоявшимся, неизменяемым правилам. Под влиянием семейных традиций   складываются   внутренний   мир   ребенка,   развиваются   его   лучшие человеческие качества. Вопросы и задание: 1.Зачем нужны традиции и, почему их нужно уважать? 2.Вспомните традиции своей семьи и напиши. Традиции – мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков. Семья   –   это   союз   близких   родственников,   которые   живут   вместе, дарят   друг   другу   свою   любовь   и   заботу   и   через   семейные   традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. 14 Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева ЦЕННОСТЬ РОДА И СЕМЬИ ­ Оля, ты можешь мне в субботу свой фотоаппарат дать? – спросил Игорь. – Мы с ребятами хотим пойти на футбольный матч. ­ Могу конечно, ­ ответила Оля. – Только ты, кажется, забыл, что мы в субботу всей семьей идем к бабушке на день рождения! ­ Забыл… – расстроился Игорь. – Ну, бабушку я потом поздравлю, а на дне рождения вы и без меня обойдетесь. ­   Да   ты   что?!   –   изумилась   Оля.   –   Мы   же   к   бабушке   всегда   в   этот   день приходим, сколько себя помним! И наши двоюродные сестры приезжают, и дядя с тетей…   А   как   бабушка   радуется,   когда   мы   все   вместе   собираемся!   Она   еще приговаривает: «Какая хорошая у нас семейная традиция – мой день рождения!» ­ И что с того? – буркнул Игорь. – Бабушку я очень люблю и обязательно ее поздравлю, но в другой день. Потому что эта традиция мне сейчас только мешает! Почему я должен ее соблюдать? Просто потому, что все так привыкли? Можешь мне объяснить? ­ Наверно, не смогу, – растерялась Оля. – Но я точно знаю, что не уважать традиции – это плохо! Вопросы и задания: 1.Сравните мнения ребят о семейных традициях: в чем их противоречие? 2.Что означают слова: ценности, духовность, добро, зло?  3.Вспомните, какие чувства испытывали ты и твои родители, когда в третьем классе вы рисовали свое родословное древо. Ценности – мысли и правила, образцы поведения, которые очень важны для   человека   и   всего   общества,   помогают   нам   выбирать   поступки   и оценивать их. Общепризнанные ценности: добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, жизнь, свобода. Духовность   –   все   мысли,   чувства,   интересы,   ценности   человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными   заботами   (о   еде,   тепле,   сне),   то   есть   отличают   от животных. Светское   понимание   духовности   –   стремление   познавать   мир,   а   не просто   использовать   его,   бескорыстно   заботиться   о   других   людях,   а   не только о себе. Религиозное   понимание   духовности   –   состояние   близости   души человека (его внутреннего мира) к Богу, стремление следовать его заповедям (законам). 15 Добро   –   мысли,   которые   люди   считают положительными,   светлыми,   хорошими,   полезными,   нужными   для сохранения или продолжения жизни.   слова,   дела, Зло   –   противоположные   добру   мысли,   слова,   дела,   которые   люди считают   плохими,   темными,   дурными,   вредными,   губительными   для жизни. Агния Барто ВОСКРЕСЕНЬЕ Воскресенье – вот везенье! А потом мы всей семьей Воскресенья так нужны! Чай с блинами долго пьем. Потому что в воскресенье А в окошко льется песня, Мама делает блины. Я и сам запеть готов, Папа к чаю чашки моет. Хорошо, когда мы вместе, Вытираем мы вдвоем, Даже если нет блинов. Вопросы и задание: 1.Что герой стихотворения считает самым важным в семье? 2.Часто ли вы в семье собираетесь за общим столом? 3.Какое блюдо чаще всего появляется на вашем столе? Нарисуйте. У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой   культуре   правила   поведения   строятся   на   главных   человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи. ТРИ ДОЧЕРИ Татарская сказка Жила­была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей. И   выросли   три   дочери,  быстрые,  как   ласточки,  лицом   похожие   на   светлую луну.  Одна за другой вышли они замуж и уехали. Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха­мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку: ­ Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили. ­ Ой! – вздохнула старшая, услыхав от белочки печальную весть. – Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза. ­ Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна! 16 И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой. Постучала белочка ко второй дочери. ­ Ой! – отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке хоста наткать. ­ Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! – сказала белочка, и вторая дочь превратилась в паука. А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери. ­ Приноси же ты всегда радость, мое дорогое дитя, – сказала ей белочка, – и люди будут беречь, и любить тебя и детей твоих, и внуков, и правнуков. Вопросы и задание: 1.Охарактеризуйте всех дочерей. 2.Почему белочка наказала первых двух дочерей? 3.Почему белочка третьей дочери пожелала хорошее? 4.Вспомните,   вы   сразу   же   откликаетесь   на   просьбу   матери,   отца,   бабушки, дедушки, брата и сестры? Почему нельзя заставлять родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер повторять просьбу дважды? А. Лопатина, М. Скребцова ЧТО ДАЕТ ЛЮБОВЬ МАТЕРИ На свете есть любовь одна. И за спиной растут крыла Неиссякаема она, От материнского тепла. И без пределов нам дается, И все мечты осуществимы Она из сердца мамы льется. У тех, кто матерью любимы. КАК СОВЕРШИТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ Полководец   собрал  всех   уцелевших   в   бою.   Лишь   небольшая   группа   воинов могла на следующий день продолжать сражение. ­ Завтра я сам поведу вас в бой, — сказал полководец воинам. Ночью   в   шатер   полководца   вошла   его   старая   мать.   Она   принесла   еду   и лекарства. ­ Прощайте, мама. Ваша вера в меня давала мне силы совершать невозможное, но завтра последний бой. Враги разбили нашу армию, — сказал полководец и обнял мать на прощание. ­ Отдохни, сын. Я уйду на рассвете, — спокойно ответила мать. Утром, когда хмурые и молчаливые воины построились, мать подошла к сыну, вложила ему в руку что­то теплое и исчезла. 17 Вражеская армия показалась на горизонте. Полководец поднял руку и грозно крикнул: «Вперед, за Родину!» Он помчался на врагов, не обращая внимания на тучи стрел. Вдруг полководец понял, что все стрелы летят мимо. Словно невидимая сила отводила их в сторону. Полководец был неустрашим, и враги бежали от него прочь. А в руке его трепетало и билось что­то живое. ­   Слава   нашему   герою!   Слава   великому   воину!   Он   заставил   бежать   целую армию! — кричали люди. Полководец получил в награду золотой венок героя. ­   Золотой   венок   принадлежит   по   праву   моей   матери!   —   воскликнул полководец. — Это ее любовь заставила бежать целую армию врагов. Вопросы и задания: 1.Что мать полководца вложила в его руку перед боем? 2.Когда вам предстоит какое­либо трудное и важное дело, какое напутствие дает вам мама? Почему все мечты исполняются у того, кому помогает мать? 3.Есть ли у вас какая­либо вещь, подаренная мамой, которая с вами в трудные минуты? Нарисуйте золотой венок материнской любви. КТО ОТВОДИТ НАШИ БЕДЫ —   Трудись,   человек.   Возделывай   землю   и   разводи   домашних   животных. Построй свой дом, создай семью и вырасти детей, — сказал Господь человеку. — Как я смогу все это сделать, Господи?! — воскликнул человек. — В жизни столько бед, болезней и несчастий! Как мне выдержать все? Тогда подумал Господь и создал материнское сердце. С тех пор мать всегда помогает своим детям во всех делах и всю жизнь отводит от них беды. Вопросы и задания: 1.С помощью чего сердце матери помогает детям во всех делах? 2.Когда у вас проблемы, как ваша мама помогает вам справиться с трудной ситуацией?   Нарисуйте   машину   скорой   помощи,   в   которой   материнская   любовь спешит на помощь детям. А. Лопатина, М. Скребцова ЧТО БЕРЕЖЕТ МАТЬ Когда болеем и страдаем И слышит этот крик она, И от бессилья погибаем, И понимает, что должна Взываем к мамочке родной В один лишь миг спасти, помочь, Всей еле дышащей душой. Сберечь сыночка или дочь. 18 КОГДА НУЖНО ИДТИ К МАТЕРИ Старый мудрец для каждого находил слова поддержки и утешения. Один юноша попросил мудреца взять его в ученики, и старик согласился. Через некоторое время ученик удивленно сказал: — Вы отправили к матери крестьянина, который жаловался на неурожай. Вы посоветовали пойти к матери жене, когда она поссорилась с мужем. Вы сказали обиженной женщине, что мать поможет ей разобраться с обидчицей. Разве ваша мудрость иссякла? — Большинству людей нужно, чтобы их выслушали с сочувствием. Но никакая мудрость   не   содержит   столько   сочувствия,   сколько   заключено   в   материнском сердце. Мать – это банк, где хранятся наши тревоги, – улыбаясь, ответил старик. Вопросы и задания: 1.Расскажите, как вам мама помогает решать проблемы. 2.Почему некоторые дети не рассказывают маме о своих бедах? 3.Почему маме всегда интересны дела ее детей? Когда бывает в жизни туго, Но есть любовь одна на свете, СВЕТ МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ Мы можем оскорбить друг друга, Которая, как солнце, светит Унизить, накричать, обидеть, И будет продолжать светить. А иногда возненавидеть. Так может только мать любить. САМАЯ НЕИЗМЕННАЯ ЛЮБОВЬ Однажды  собрались в доме  известного философа  друзья  и завели  беседу  о постоянстве мира. Беседа вскоре превратилась в горячий спор. Половина спорщиков считали, что все в мире течет и меняется. — Любой человек сегодня может быть велик и богат, а завтра стать нищим и забытым.   Любой   дворец   может   сегодня   поражать   своим   величием,   а   завтра превратиться в прах. Даже горы стирает время. — Но высокие порывы души, такие чувства, как вера, доброта, любовь, — сохраняются в памяти людей на века, — возражали другие. — В памяти людей сохраняются мифы о вере, доброте и любви. В реальной жизни человек способен лишь недолго хранить в душе высокие чувства, а потом он забывает о них. Спорщиков прервала старушка — мать философа. Она вошла и пригласила всех выпить чаю. Пыл спора вызвал жажду, и все обрадовались. Мать подала чай и фрукты, а потом украдкой ласково коснулась руки сына и ушла. 19 Хозяин дома вдруг воскликнул: —   Я   знаю,   что   в   этом   мире   никогда   не   исчезает,   не   уменьшается   и   не превращается в пыль. Любовь матери всегда неизменна! И все согласились с ним. Вопросы и задания: 1.С чем бы вы сравнили любовь матери, что в ней самое необыкновенное? 2.Как вы думаете, откуда мать черпает силы для своей любви? 3.Нарисуйте   волшебный   родник   материнской   любви.   Напишите   сказку,   как вода из этого родника помогла людям в трудные минуты жизни. 4.Что на свете так же неизменно, как любовь матери? Чем бы закончился спор философов, если бы в комнату не вошла старушка мать? 5.Если   вы   совершаете   что­то   плохое,   не   слушаетесь,   капризничаете,   как реагирует на это ваша мама? Как вы думаете, всегда ли мама прощает своих детей? 6.Что дает маме силы несмотря ни на что верить в своих детей и прощать их? А. Лопатина, М. Скребцова САМЫЙ ПРОЧНЫЙ ДОМ Дом, где мама обитает, Даже взрослых и уставших, Никогда не исчезает. Потерявших, опоздавших. Это самый прочный дом, Мамин дом всем даст приют, И всегда детей ждут в нем — День и ночь детей в нем ждут. ДОМ, ГДЕ НАС ЖДУТ Поздно   ночью   в   дом   на   окраине   деревни   постучал   бродяга.   В   доме   жила одинокая старушка. Она пожалела бедняка и впустила его. — Я только переночую в тепле, а завтра утром уйду, — сказал бродяга. Утром прохожий не поднялся. Он простудился и заболел. Долго ухаживала старушка за бродягой. — Спасибо, мать, — поблагодарил бедняк, когда пришел в себя. — Я словно в родной дом попал. Жаль, нечем заплатить за твою заботу. Когда­то я ушел из дома, чтобы заработать денег. Хотел построить свой дом и жениться. Но меня ограбили и раздели   разбойники.   С   тех   пор   удача   отвернулась   от   меня,   и   я   бесприютный скитаюсь по свету. — Разве я спрашивала с тебя плату? — с улыбкой ответила старая женщина. — Мой сын тоже ушел на заработки и не вернулся. Может, чья­нибудь старая мать приютит его, и он вспомнит, что у него есть дом, где его всегда ждут. 20 Старушка дала страннику поношенную, но добротную одежду, оставшуюся от сына, и он собрался уходить. — Поживи еще, окрепни, сил наберись, — предложила старая женщина. — Нет, надо спешить к матери, — ответил странник, — домой, туда, где меня ждут. Вопросы и задания: 1.Нарисуйте дом, в котором живет материнская любовь. 2.Представьте, что этот дом вам нужно построить из волшебных кирпичиков. Каждый кирпичик — какое­либо качество вашей мамы. Расскажите о них. 3.Почему бродяге показалось, что он словно попал в родной дом? 4.Почему он не остался погостить у старой женщины? 5.Расскажите о своем доме. Что вам больше всего нравится в вашем доме? 6.Какой дом вы хотели бы построить в будущем для своей семьи? Нарисуйте этот дом. Как вы думаете, почему человек помнит свой родной дом всю жизнь? А. Лопатина, М. Скребцова МАТЕРИНСКИЙ ДУХ СВЯТОЙ Летел по миру ангел чистый Шли годы, и малыш подрос, С улыбкой матери лучистой, Он жизнь воспринимал всерьез. К ребенку своему спешил, А материнский дух святой Он малыша боготворил. Носил незримо за спиной. МАМА­АНГЕЛ В   небольшом   городке   царила   радостная   суета.   Правитель   края   собрался посетить свою родину. Улицы чистили, красили и украшали цветами. Готовились угощения и торжественные речи. Все   население   городка   собралось   на   центральной   площади   приветствовать правителя, но он прежде всего зашел в скромный домик старого учителя. Высокий гость поклонился и сказал: — Спасибо, учитель! Вы воспитали во мне твердость духа, целеустремленность и веру в себя. Эти качества помогли мне достичь всего. — Ты был лучшим моим учеником. Но благодарить ты должен не меня, а свою мать. В то время я уже состарился и не брал учеников, но твоя мать целый год настойчиво уговаривала меня взять тебя в ученики. В конце концов я согласился. — Да, я помню, как я был зол на мать. Мне приходилось учиться, когда другие дети играли, — улыбнулся правитель. — Не забудь зайти на могилу матери, а сейчас иди к людям, они ждут тебя, — велел старый учитель. 21 — Все, чего я достиг, я получил благодаря моему ангелу­маме, — так начал правитель свою речь перед людьми. Вопросы и задания: 1.Почему правитель края назвал свою маму ангелом? 2.Представьте, что правитель края решил установить на центральной площади статую, посвященную материнской любви. Нарисуйте эту статую. 3.Представьте, что вы правитель. Что вы предпримете, чтобы в вашей стране было как можно больше любви и заботы к матерям? 4.Перечислите все, что вы достигли благодаря своей маме. 5.Расскажите о каком­либо моменте в жизни, когда мама сделала для вас что­ то очень важное и нужное. 6.Иногда люди отвергают совет своих родителей, а потом сожалеют об этом. В вашей жизни случалось подобное?  7.Нужно ли всегда прислушиваться к совету мамы? А. Лопатина, М. Скребцова БУДЬ ДОСТОЙНЫМ Достоин в жизни только тот, Он добрым миром окружен, Кто верой в доброту живет Как крепостью, со всех сторон. И ценит в людях дар любить Вокруг него всегда светло, И силу этот дар хранить. А свет не пропускает зло. КАК НАЙТИ САМОГО ДОСТОЙНОГО Король объявил, что мужем принцессы станет самый достойный человек. В назначенный день принцы и юноши из знатных семей собрались во дворце. Каждый хотел   доказать,   что   он   достоин   принцессы.   Но   никаких   испытаний   не   было назначено.   Для   женихов   устроили   пир,   а   потом   принцесса   сказала,   что   нанесет ответный визит каждому из женихов по очереди. — Дочь, надеюсь, ты выберешь принца воина. Он мужественный полководец и уже выиграл много сражений, — сказал отец. — Ученый принц — тоже достойный юноша. Он так умен! — воскликнула королева. — Не волнуйтесь, я выберу самого достойного, — пообещала принцесса и в сопровождении свиты и двух любимых братьев принцев отправилась в путь. Через год принцесса вернулась и объявила свой выбор родителям. —   Дочка,   чем   привлек   тебя   этот   принц   из   самой   маленькой   страны?   — спросила королева. 22 — Я не заметил у этого скромного принца особых достоинств! — добавил король. — Я попросила моих братьев познакомиться со всеми друзьями моих женихов. У моего избранника самые лучшие друзья. Среди них есть мудрецы и ученые, архитекторы и художники. Все они честные, трудолюбивые и достойные люди, — объяснила принцесса. — Доченька, зачем тебе друзья принца? — спросила королева. — Достойного человека окружают достойные люди, — объяснила принцесса. Вопросы и задания: 1.Как вы думаете, каким человеком был избранник принцессы? 2.Придумайте   сказку   о   том,   как   принц   и   принцесса   мудро   и   справедливо правили королевством. 3.Возьмите интервью у своих родителей о том, как их друзья помогают им в жизни. Кто из ваших друзей самый достойный человек? 4.Расскажите о своих друзьях по вопросам: Чему вы друг друга учите? Как проводите время? Какие подарки друг другу дарите? А. Лопатина, М. Скребцова ВЛАСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Держи ответ перед судьбой, Ты горы целые свернешь, Перед собой, перед семьей, Ты сможешь все и все найдешь, Перед друзьями, и тогда Когда поймешь — тот царь на свете, Твоя исполнится мечта. Кто за других людей в ответе. ЧТО УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА — Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны,   и   я   решу,   кто   будет   моим   преемником,   —   сказал   правитель   двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией. Прошел год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провез короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. 23 В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля. —   Видите,   отец,   какую   власть   я   приобрел   за   год!   Все   в   моей   провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц. — Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король. В горной провинции короля тоже встретили с почетом. Горцы низко кланялись королевской   свите  и   снова   приступали   к  работе.  Они   строили   дороги   и  мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники. — Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю. Вскоре король объявил, что назначает своим приемником младшего принца. —   У   него   нет   власти,   народ   его   не   боится,   он   даже   армию   не   создал!   — обиженно заявил старший принц. —   Не   власть   украшает   правителя,   а   ответственность   перед   людьми,   — спокойно объяснил король. Вопросы и задания: 1.Почему король назначил преемником младшего сына? 2.Что значит быть за кого­то в ответе? 3.Как вы думаете, должны ли дети быть в ответе за родителей? А. Лопатина, М. Скребцова ИДИ ВПЕРЕД На свете тысяча дверей, Беда, быть может, за одной, Ведут к ним тысячи путей. Не бойся сделать шаг второй. Не бойся сделать шаг вперед, Иди вперед назло беде, За каждой дверью что­то ждет. И счастье встретится тебе. СЕМЬ ДВЕРЕЙ Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив. — Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь, — заметил дед. — Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего, — вздохнул внук. — Я приготовил подарок, чтобы развеять твою грусть, — сказал дед. — Да положил его в ящик секретера и, забыл в какой. Секретер у деда был старинный, с множеством дверок. — Не беда, я быстро его найду, — усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой. Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка: «В 24 жизни много дверей, и за одной из них — подарок судьбы. Мудрые говорят: «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась». Вопросы и задания: 1.Какой подарок от судьбы вы хотели бы получить? 2.Кто помогает вам не сдаваться? 3.Нарисуйте сказочную дверь, за которой вас ждет подарок судьбы. УЮТНЫЙ ДОМ Свой дом построить нелегко, И нужно сердце целиком отдать, Дом много требует всего: Чтобы построить дом. Уметь любить, уметь дарить, Надежный дом, уютный дом, Уметь тепло хранить. Счастливый, светлый дом. НАШ ДОМ ТАМ, ГДЕ МЫ ЛЮБИМ Один сын был у родителей, старательный и трудолюбивый. Когда вырос сын, отец нашел ему богатую невесту. — Дорогие родители, не нужна мне ваша невеста, — не согласился сын. — Она сварлива и делать ничего не умеет. Я полюбил трудолюбивую и веселую девушку и хочу жениться на ней. — Кто она такая? — удивились родители. —  Служанка   наша.  Разве   вы   не   видите,  какая   она   милая   да   красивая,  как трудится с утра до вечера, — ответил сын. Рассердились родители. Семья у них была богатая, и хотели они еще богаче стать. Уволили служанку, но сын не забыл девушку. Тогда отец сказал ему: — Если хочешь на бедной жениться, уходи из дома. Не дам тебе ничего. — Это не беда, батюшка. Главное, любовь, — сказал сын и ушел. Зажил он с молодой женой душа в душу. Вскоре мать пришла навестить сына. Погостила денек и говорит: — Сынок, дома мы пироги кушали, а у тебя лишь черный хлебушек. Дома ты на перине спал, а здесь на соломе. Неужели тебе это нравится? — Дом у человека там, где он любит, — ответил сын. Вопросы и задания: 1.Почему рядом с любимой юноша не чувствовал лишений и невзгод? 2.Что нужно человеку, чтобы построить уютный, счастливый и крепкий дом? Приходилось ли вам бывать в гостях, где живут люди, любящие друг друга? 3.Что вы чувствовали в таком доме? 4.Как вы понимаете пословицу «с милым рай и в шалаше»? 25 5.Представьте волшебный теремок любви. Все, кто в нем поселяются, начинают любить и уважать друг друга. Нарисуйте этот теремок. 6.Каким был юноша? Что для него было самым главным в жизни? 7.Можно ли назвать его счастливым человеком? 8.Вырежьте из картона открытку в форме домика. 9.Разукрасьте   его   и   красивыми   буквами   напишите   на   нем   имя   человека, которого вы любите. Подарите эту открытку своему адресату. 10.Какие еще пословицы о любви вы знаете? М.А. Андрианов НЕОБЫЧНАЯ ПРАБАБУШКА Если вам скажут, кто была прабабушка Сергея Петришкина, вы просто ни за что не поверите. Каждое лето на каникулы детей отвозят или в пионерские лагеря, или к бабушкам и дедушкам в деревню, или на море. А вот Сергея Петришкина папа с мамой отводили в дремучий темный лес. Но не подумайте ничего такого плохого. Его отводили не к волкам и не к медведям, а к обыкновенной Бабе­Яге, которая была прабабушкой Сережи. Каждая бабушка очень любит своих внучат, вот и Баба­ Яга в начале каждого лета с нетерпением ждала приезда Сережи. Она напекала к его приезду вкусных пирогов и разрешала ему сколько угодно гулять в ее непролазном безлюдном лесу. А Сергей свой отдых в дремучем лесу ни за что не променял бы на пионерский лагерь или купание в море. Сережа не просто гулял по лесу, а по­настоящему сильно баловался и проказ­ ничал. Чтобы не есть утром кашу, он ночью незаметно забирался под избушку на курьих ножках и натягивал веревку, чтобы утром избушка споткнулась и у бабушки все   тарелки   и   кастрюли   оказались   на   полу.   Лешего   он   угощал   бабушкиными пирожками, добавляя в них какой­то волшебной травы, похожей на острый перец. После пирожков во рту у лешего делался настоящий пожар. Он начинал бегать по лесу и трясти деревья так сильно, что казалось, будто бы шел настоящий дождь из белок.   Бабушкиного   любимого   черного   кота   Сергей   часто   посыпал   мукой,   при­ клеивал ему вырезанные из бумаги заячьи уши, а потом смотрел, как за ним го­ няются   волки   и   лисы.   Только   к   вечеру   Сергей   успокаивался.   Когда   начинало темнеть, он любил летать на бабушкиной метле над лесом. Но он не просто летал, а тихонько подлетал к спящим на деревьях сорокам и воронам и пугал их своим громким криком. Весь лес, все звери со страхом ожидали наступления лета, когда к Бабе­Яге приедет   ее   любимый   внук.  А   многие   вороны   и   сороки   и   вовсе   до   самой   осени улетали   подальше   из   сумасшедшего   леса   в   какой­нибудь   город.   Даже   волкам   и 26 медведям страшно было жить с Сергеем в одном лесу, ведь он мог и для них что­ нибудь ужасное придумать. Вам, конечно, смешно слушать про все проказы Сергея, но дело в том, что за этими шутками и проказами внутри Сергея пряталось одно очень плохое качество – злорадство. Шутки у него всегда были злыми. А делая зло и, видя, как другим плохо и страшно, он радовался, получал удовольствие и весело смеялся. Никого в лесу Сергей не боялся, а все потому, что его бабушка Яга, если надо, могла любого заколдовать и в камень превратить. И вот одним летним днем, когда Сережа гостил у бабушки, к Бабе­Яге пришла болотная Кикимора. Она стала жаловаться ей на Сергея за то, что он вечером в ее болото  подсыпал  какой­то  волшебной  жидкости,  смешанной  с шампунем.  После этого на ее болоте стали расти и лопаться огромные мыльные пузыри, похожие на воздушные шарики. Лягушки всю ночь не могли заснуть, от страха громко квакали и мешали Кикиморе спать. Надоело Бабе­Яге выслушивать постоянные жалобы на своего внука и решила она отучить его от злорадства. Договорилась она о чем­то с Кикиморой и улетела на метле в гости к своему давнему приятелю Водяному. Как   только   Баба­Яга   улетела,   началось   такое,   что   Сергею   потом   просто страшно было вспомнить. Ни поспать, ни поесть. Только сядет Сергей за стол, что­ бы покушать, как избушка на курьих ножках прыгать начинает, и Сергей вместе с тарелками, хлебом и стульями начинает на полу кувыркаться. Только избушка ус­ танет, Леший тут как тут. Начинает трясти избушку так, что у Сергея от тряски зубы стучат друг о друга. Вечером решил Сергей в лесу спать, там спокойнее все­ таки, никто трясти и прыгать не будет. Вытащил он матрац, одеяло с подушкой, прилег под елкой, а заснуть не может. На елке вороны со всего леса собрались, вы­ строились в очередь, и стоит Сергею уснуть, по одной подлетают к нему и каркают ему в ухо. Целую ночь Сергей слушал воронье карканье. Под утро он не выдержал, заткнул себе уши пальцами, закрыл голову подушкой и уснул. Но спать ему долго не пришлось. Рано утром бабушкин кот нацепил на себя заячьи уши, вывалялся в муке и стал вокруг елки зайцем прыгать. Вскоре под елкой стая волков собралась, а кот на елку забрался и сверху их дразнит. Носятся волки под елкой, прыгают, топчутся по спящему под одеялом Сереже. Какой же тут сон? Совсем   не   весело   было   голодному,   уставшему   и   не   выспавшемуся   Сергею. Теперь он узнал и хорошо понял, какими неприятными для других были его злые шутки, он даже немного пожалел Кикимору и лягушек, которые из­за него тоже не могли выспаться. Чуть ли не плача, Сережа стал звать бабушку. А когда она при­ летела, то он не стал ей жаловаться на зверей, потому что успел многое понять. Теперь он уже знал, что перед тем как пошутить и повеселиться, надо всегда по­ думать о том, будет эта шутка доброй или злой.  27 Вопросы и задание: 1.В Сергее было только злорадство, или злонамеренность тоже была? 2.Если   бы   у   вас   прабабушка   была   Ягой,   вы   бы   шутили,   как   Сергей,   или придумывали бы добрые шутки? 3.Почему   Сережа   не   пожаловался   на   зверей,   когда   прилетела   бабушка?   4. Когда вы хотите повеселиться и пошутить, вы задумываетесь над тем, доброй или злой будет ваша шутка для другого человека? Нарисуйте избушку Бабы Яги. Коварство – это злая хитрость, когда человек задумал что­то плохое и прячет это от других за притворным доброжелательством. Коварный   человек   старается   показаться   хорошим   и   дружелюбным, чтобы   скрыть   свои   злые   мысли,   нехорошие   желания   и   намерения (задумки). ДВА БРАТА (по мотивам вьетнамской сказки) У двух взрослых братьев умер отец. Младший брат пошел его хоронить, а стар­ ший решил остаться дома. Он собрал все вещи в доме и спрятал их. Вернулся млад­ ший брат после похорон домой, видит, а в доме ничего нет. – Скажи мне, старший брат, куда девались все вещи. Не знал старший брат, что же сказать, подумал и решил соврать: – Пока тебя не было дома, к нам ворвались грабители и утащили из нашего дома все вещи. Младший брат поверил старшему, а старший брат еще больше осмелел, на­ брался наглости и говорит: – Теперь у нас нет отца, но он нам оставил свой дом. Я старше тебя, и у меня есть жена, поэтому я должен остаться жить в этом доме. А ты еще молодой, жены у тебя нет, ты можешь где­нибудь в другом месте пожить. Так старший брат забрал себе дом с фруктовым садом, всех коров и лошадей, а младшему оставил кошку с собакой, плуг, да маленький участок земли в придачу, который был очень далеко от деревни, рядом с высокой горой. И в этот раз промолчал младший брат и не стал возражать старшему. Взял он с собой кошку с собакой, взвалил на плечи плуг и отправился на свой далекий надел земли, чтобы вспахать его и засеять. Придя на огород, долго он не знал, как же вспахать землю, и решил вместо лошади запрячь в плуг кошку с собакой. Запряг он их и велел тянуть плуг. Собака громко лает, кошка мяукает, тянут изо всех сил, а тяжелый плуг как стоял на месте, так и стоит... Увидела высокая гора, что младший брат хочет вспахать землю с помощью кошки и собаки, и стало ей смешно. Расхохоталась гора так сильно, что от смеха широко раскрылся ее каменный рот размером с огромную пещеру. Тут­то и заметил 28

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания

Основы духовно-нравственного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017