Основы формирования культуры здоровья личности на современном этапе развития образования
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
4 кл
19.02.2018
…Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают.
А.Шопенгауэр
В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития отечественного образования является одним из приоритетных направлений его гуманизации, служит основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного становления личности. Современная модель образования смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на целостное развитие личности. В этих условиях особенно возрастает социальная, психологическая и педагогическая значимость формирования у учащихся в процессе образовательной деятельности ценностного отношения к здоровью как к ресурсу, определяющему в дальнейшем полноту реализации жизненных целей и смыслов, качество будущей жизни.
Основы формирования культуры здоровья личности на современном этапе развития образования.docx
Основы формирования культуры здоровья личности на современном
этапе развития образования
…Девять десятых нашего счастья основано на
здоровье. При нём всё становится источником
наслаждения, тогда как без него решительно
никакое внешнее благо не может
доставить
удовольствия, даже субъективные блага: качества
ума, души, темперамента при болезненном
состоянии ослабевают и замирают.
А.Шопенгауэр
В современных условиях ценность здоровья в стратегии развития
отечественного образования является одним из приоритетных направлений
его гуманизации, служит основой духовнонравственного, социального и
психофизического благополучия, условием и базисом полноценного
становления личности. Современная модель образования смещает фокус
внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на
целостное развитие личности. В этих условиях особенно возрастает
социальная, психологическая и педагогическая значимость формирования
у учащихся в процессе образовательной деятельности ценностного
отношения к здоровью как к ресурсу, определяющему в дальнейшем
полноту реализации жизненных целей и смыслов, качество будущей жизни.
По данным научных исследований на сегодняшний день около 25–
30% детей, приходящих в 1е классы, имеют те или иные отклонения в
состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей
уменьшается в 4 раза. (М.М. Безруких,; Н.К. Смирнов,; В.Р. Кучма).
Директор Научного центра здоровья детей РАМН А. Баранов утверждает,
что сегодня в стране только 3% здоровых детей. К окончанию школы
более 90% учащихся имеют несколько хронических заболеваний. Такая
ситуация обусловлена рядом объективных и субъективных факторов.
Нестабильность общественного развития, создающая широкий спектр
внешних и внутренних угроз, влекущих за собой конфликтогенность и
агрессивность,
межличностном
взаимодействии, проецируются на образовательную среду, порождают
проблему психологической безопасности и психического здоровья ее
субъектов.
эмоциональное напряжение
в Новая культурноисторическая ситуация повышает значение ценность
здоровья: ведь только здоровый человек способен в полном объёме к
активной саморегуляции поведения, к формированию индивидуальных
программ здорового образа жизни, к продуктивной и творческой
деятельности. Задачи формирования, укрепления и сохранения здоровья
человека, живущего в напряжённой информационноэнергетической среде,
создания экологически и эмоциональнокомфортной среды общения и труда
становятся приоритетными для человеческого сообщества. От реализации
этой цели будет напрямую зависеть успешность существования человечества в
будущем. Таким образом, осознанное воспитание ценностей здорового образа
жизни и здоровья становится не просто значимым, а ведущим фактором в
обеспечении устойчивого развития общества и общественных отношений.
Сегодня инновационные процессы в образовании отражаются на всех
компонентах структуры всех видов педагогической деятельности:
расширяются цели образования и функции образовательных систем, решаются
задачи сохранения, укрепления и развития здоровья учащихся, мотивации
здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни одно из
приоритетных направлений образовательной политики, отражённое в
документах модернизации образования Российской Федерации, в Законе «Об
образовании в РФ», где отмечается, что государственная политика в области
образования основывается принципах гуманистического характера
образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека…
Формирование специальных педагогических условий, обеспечивающих
своевременное и полноценное личное духовное развитие каждого ребенка,
его психологическое здоровья одна из актуальных задач, поставленная перед
педагогами в современной системе образования. Перед учеником сегодня
ставится задача обучения самоорганизации жизнедеятельности как
жизнеутверждающей системы. Эта цель может быть достигнута только тогда,
когда будет обеспечиваться преемственность всех видов социального
воздействия на ребенка: семьи, школы, других социальных и общественных
институтов по формированию здорового образа жизни. Реализация
поставленных целей возможна при совершенствовании уже сложившихся и
реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно
воспитательного процесса, а так же
новых
здоровьесозидающих,
рационально выстроенных и действенных
педагогических технологий. Это возможно только при целенаправленном
разработке
при создании специальной здоровьесберегающей социальной среды, постоянно
меняющейся в соответствии с возможностями и потребностями ребенка и
общества, среды, стимулирующей здоровое развитие личности.
Включение содержания здорового образа жизни в круг вопросов
образования позволяет сформировать культуру здоровья учащихся и их
родителей. Это крайне важно, так как формируемая образовательным
учреждением социальная зрелость выпускника, включающая способность
поддерживать здоровый образ жизни, обеспечивает его жизнестойкость,
успешную интеграцию «во взрослую жизнь» и реализацию своего потенциала
в будущем.
гуманистических ценностных ориентаций, расширение круга интересов;
физической активности и культуры;
успеха в различных видах деятельности, доступных для ребенка на
Организация здорового развития ребёнка во всех сферах его
жизнедеятельности должна предполагать формирование и развитие
следующих сторон личности ребёнка:
данной ступени развития;
деятельность.
самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности;
активной включённости в коллективную социальнозначимую
При этом в современной системе образования до сих пор существует
доминирование в этом направлении биологического и медицинского подхода,
слабо реализуется системный и культурологический подход к реализации
идеи формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. В
связи с этим национальная инициатива «Наша новая школа» и ФГОС
провозглашают необходимость перестройки сложившегося в образовании
подхода и перехода от здоровьесохранения к здоровьесозиданию школьников,
поиску новых, более эффективных форм управления этой работой в
обучении и воспитании.
Термин «здоровьесозидание» возможно употреблять в значении
«творение» и трактовать как деятельное, процессуальное явление,
сопряженное с самоактуализацией и формированием здоровьесозидающей
личностной позиции.
Под
деятельность»
понятием «здоровьесозидающая
понимается
сотворение здоровья как качественно новой характеристики, поэтому
данное словосочетание содержит как здоровьесберегающую деятельность
(поскольку невозможно созидать на разрушенном), так и деятельность по формированию и по совершенствованию здоровья (с позиций создания
нового качества состояния здоровья).
здоровьесохранение,
Таким образом, здоровьесозидание как более широкое понятие
здоровьесовершенствование,
включает
здоровьеформирование, здоровьеобеспечение. Более того, оно нацелено на
развитие жизненного опыта личности в формировании, сохранении и
приращении собственного здоровья.
Важными компонентами здоровьесозидающей деятельности являются:
саморефлексия (состояния тела, духа и интеллекта);
самоцелеполагание (обнаружение нового «Я» самого себя);
самопрограммирование (разработка
последовательности
действий по осуществлению себя и поиск ресурсов в себе);
самореализация (осуществление процесса выхода на новый образ «Я»).
Стратегию здоровьесозидания можно представить в следующей
логической последовательности: от овладения основными знаниями и
навыками
самопознание,
смыслотворчество и самосовершенствование – к самоопределению в
отношении к здоровью, выработке здоровьесозидающей личностной
позиции и освоению индивидуальных технологий оздоровления.
решении
образовательной деятельности
Основополагающими
приоритетами
проблемы
через
своих
в
здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:
целостный подход к здоровью, в котором физическое и
с
высшими
в контексте
психологическое
ценностями,
гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;
связанным
человека
здоровье представляется
потребностями
целями
и
здоровый ребенок как практически достижимая норма детского
развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;
здоровьесозидание, которое рассматривается не как совокупность
лечебнопрофилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития
потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;
готовность к здоровьесозидающей деятельности – это основное
условие здоровьесозидания личности участников
и
средство
образовательного процесса.
Таким образом, психологопедагогическими условиями созидания
здоровья выступают:
формирование в образовательном учреждении (на учебных занятиях
и во внеклассной работе) здоровьесозидающей среды, транслирующей совместная здоровьесозидающая деятельность всех участников
ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги —
учащиеся — родители»; а также перенос участниками образовательного
процесса в повседневную практику способов сохранения, укрепления и
приращения здоровья;
опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых
духовнонравственных ориентиров, которые обусловливают содержание
жизнедеятельности каждого человека;
образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей);
формирование у всех участников образовательного процесса
готовности к деятельности по созиданию здоровья, которая включает
ценностные ориентации в отношении здоровья, систему знаний о здоровом
стиле жизни, потребность участия в формировании здорового образа
жизни, ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью;
настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и
приращению своего здоровья, творческую деятельность в сохранении и
приумножении своего здоровья.
Поэтому важнейшей задачей любого образовательного учреждения
становится обеспечение максимально благоприятных условий для
формирования здорового образа жизни, гармоничного физического,
психического и социального развития каждого ребенка. Активно идущий
процесс модернизации образования, провозглашающий уход от единообразия
и унифицированности образовательной среды и образовательного процесса,
ориентирует на создание условий для вариативной и личностно
ориентированной педагогики,
которая удовлетворяет требованиям
сохранения и укрепления
физического, психического, социального и
духовнонравственного компонентов здоровья у детей.
Литература
1. Педагогика здоровья. Методический сборник. М.: Школьные
технологии. 2013 г.128 с.
2. ПетуховаЛевицкая М.И., Кувырталова М.А.
Здоровьесозидание
участников образовательного процесса как психологопедагогическая
проблема.
Основы формирования культуры здоровья личности на современном этапе развития образования
Основы формирования культуры здоровья личности на современном этапе развития образования
Основы формирования культуры здоровья личности на современном этапе развития образования
Основы формирования культуры здоровья личности на современном этапе развития образования
Основы формирования культуры здоровья личности на современном этапе развития образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.