Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Оценка 4.7

Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
11.02.2018
Основы компетентностного подхода  в преподавании русского языка и литературы
В данной статье рассматривается компетентностный подход в преподавании русского языка. Ключевые слова: языковая компетенция, лингвистическая компетенция, коммуникативная компетенция. Новые условия развития общества на современном этапе ставят перед системой образования новые задачи формирования качественно нового уровня подготовки квалифицированных специалистов, для их развития и становления как творческой личности, обладающей собственным стилем мышления, способной самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи. Целенаправленное развитие и системное реформирование образования требует особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции личности, способной использовать русский язык как инструмент общения.
Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы.docx
Корбова Марина Александровна,  преподаватель русского языка и литературы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» Основы компетентностного подхода  в преподавании русского языка и литературы В   данной   статье   рассматривается   компетентностный   подход   в преподавании русского языка. Ключевые   слова:  языковая   компетенция,   лингвистическая   компетенция, коммуникативная компетенция. Новые   условия   развития   общества   на   современном   этапе   ставят   перед системой образования новые задачи формирования качественно нового уровня подготовки квалифицированных специалистов, для их развития и становления как   творческой   личности,   обладающей   собственным   стилем   мышления, способной   самостоятельно   и   творчески   решать   стоящие   перед   ними   задачи. Целенаправленное развитие и системное реформирование образования требует особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции личности, способной использовать русский язык как инструмент общения. Современный мир стремительно развивается, изменяется и прогрессирует. И   это   хорошо,  потому,  что   жизнь   в  этом   случае   не  стоит   на   месте.  Нельзя останавливаться,   а   тем   более   стоять   на   месте   и   школьному   образованию. Современное   стремительное   развитие   жизни   заставляет   перейти   школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это   должно   на   уроке,   который   должен   быть   непременно   развивающим   и личностно   —   ориентированным.   А   самыми   благодатными   уроками   для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные полходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам   человеческого   бытия.   Уроки   же   по   литературе   и   языку   позволяют решить   задачи   адаптации   и   развития,   учащихся   в   сфере   духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении   жизненных   трудностей,   психологических   конфликтов,   поиска своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей. Коммуникативная методика характеризуется тем, что на первый план в качестве   важнейшей   цели   обучения   выдвигается   формирование   умений   и навыков речевого общения, или коммуникации. Цели   обучения,   его   содержание,   уровни   знаний,   умений   и   навыков определяются через разного рода компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения языку и способствуют овладению им. В   компетентностном   подходе   перечень   необходимых   компетенций определяется   в   соответствии   с   апросами   работодателей,   требованиями   со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе  серьезных социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения. Компетенции и компетентностный подход занимают центральное место в системе управления качеством образования. По существу, управление качеством образования   начинается   с   определения   состава   тех   компетенций,   которые должны   быть   освоены   в   учебном   процессе   в   школе   как   образовательные результаты.   Тогда   вся   внутришкольная   система   управления   качеством образования строится таким образом, чтобы на выходе каждый ученик в той или иной степени владел бы требуемыми компетенциями. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при   таком   подходе   учебная   деятельность   приобретает   исследовательский   и практико­ориентированный характер и сама становится предметом усвоения. Рассмотрим   те   виды   компетенции,   которые   имеют   непосредственное отношение   к   изучению   русского   языка.   Языковая   компетенция   представляет собой практическое овладение материалом языковой системы. Лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной   базы   учебного   курса   и   формирование   учебно­языковых   умений   работы материалом. языковым с       Коммуникативная   компетенция   —   это   знания,   умения   и   навыки, необходимые   для   понимания   чужих   и   порождения   собственных   программ речевого   поведения,   адекватных   целям,   сферам,   ситуациям   общения.   Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи. Формирование   лингвистической   и   коммуникативной   компетенций являются   одинаково   важными   задачами   преподавания   русского   языка.   При возрастающих   требованиях   к   качеству   подготовки   специалистов,   данные квалификационными компетенции характеристиками.   Ведущей   в   данном   списке   компетенций   является существенными становятся       коммуникативная,   поскольку   она   представляет   собой,   прежде   всего   и компетенцию ключевую, определяющую уровень владения языком. В   понятие   «коммуникативная   компетенция»   включаются   следующие показатели: 1) осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи; 2)   знание   речеведческой   теории,   владение   основными   видами   речевой деятельности; 3)   владение   основными   языковыми   (опознавать,   классифицировать   и   т.п.)   и речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями; 4)   способность   анализировать   речевую   ситуацию   и   в   соответствии   с   ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения. В теории и на практике лингвистический принцип как ведущий принцип обучения сейчас уступает место коммуникативному. Целью обучения учащихся является формирование у них коммуникативной компетентности, то есть набора и   реализации   программ   речевого   поведения   в   зависимости   от   способности человека   ориентироваться   в   обстановке   общения,   в   основе   которой   лежит   моделирующий   условия принцип   профессионального   общения, профессиональных   отношений.   Направленность   обучения   на   формирование компетентности разрешения проблем позволит предупредить отрыв теории от практического использования языковых явлений в речи, поэтому это требует осмысления языковой теории. Современное   функционирование   русского   языка   как   языка межнационального   общения   в   тесном   единстве   с   мировой   культурой   и цивилизацией.   На   уроках   важно   создать   модель   культуры,   которая   будет способствовать   духовному   совершенствованию   обучаемых   на   базе   диалога родной   культуры   и   мировой.   Составляющими   такой   модели   могут   быть: реальная   действительность,   представленная   предметно   (фотоснимками, иллюстрациями,   рисунками);   предметно­вербально   (телевизионные   передачи, спектакли,   кинофильмы);   художественной   литературой;   учебно­популярной­ текстами,   имеющее   воспитательное   содержание,   а   также   фразеологизмами, половицами,   высказываниями   известных   людей.   Приобщение   человека   к культуре происходит не только при изучении языка, но и под влиянием того, что мы   читаем,   слышим,   видим,   под   влиянием   той   речевой   среды,   в   которую погружены обучаемые. Одним из средств, создающей развивающую речевую среду является текст. Функция текста — коммуникативная, смыслообразующая и творческая. Тексты должны содержать материал для работы по грамматике, эстетическую ценность и воспитательную направленность. Система заданий на занятиях русского языка предполагает   создание   готового   образовательного   продукта:   написание аргументированного эссе, творческой работы, ориентированной на цели и задачи коммуникации.   В   качестве   подготовительного   этапа   учащиеся   занимаются комплексным   анализом   текста,  лингвистическим   анализом,  сопоставительным анализом. Определение темы, идеи, стиля, типа речи становится не целью, а лишь средством достижения той или иной цели. Повышение   речевой   культуры   учащихся   также   невозможно   без формирования определенных умений и навыков, обеспечивающих: ­ умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию — цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания, сформировать замысел будущего речевого произведения; ­   умение   в   соответствии   с   замыслом   собирать   материал,   пользуясь   разными источниками, систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел; ­ умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи,   разнообразными   языковыми   средствами,   выбирать   их   с   учетом   всех компонентов речевой ситуации; ­ умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить  произносимое с замыслом и корректировать свою речь. Русский язык ­ обязательный предмет при сдаче единого национального тестирования.   Это   подчеркивает   его   значимость   и   необходимость   для формирования   культурной,   лингвистически   компетентной   личности.   Цель проведения   уроков   русского   языка   в   старших   классах   —   повторение   и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к ЕГЭ. Действительно,   русский   язык   играет   большую   роль   не   только   в квалифицированной подготовке выпускников, но и в воспитании их духовного и нравственного развития. Обучение русскому языку активизирует формирование коммуникативной компетенции, воспитывает языковую личность, способную к профессионально­деловой   межкультурной   коммуникации,   стремящуюся   к саморазвитию и самообразованию, умеющую творчески мыслить.

Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода  в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода  в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода  в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода  в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода  в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы

Основы компетентностного подхода  в преподавании русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2018