Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
11.02.2018
В данной статье рассматривается компетентностный подход в преподавании русского языка.
Ключевые слова: языковая компетенция, лингвистическая компетенция, коммуникативная компетенция.
Новые условия развития общества на современном этапе ставят перед системой образования новые задачи формирования качественно нового уровня подготовки квалифицированных специалистов, для их развития и становления как творческой личности, обладающей собственным стилем мышления, способной самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи. Целенаправленное развитие и системное реформирование образования требует особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции личности, способной использовать русский язык как инструмент общения.
Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы.docx
Корбова Марина Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
БУ «Нижневартовский политехнический колледж»
Основы компетентностного подхода
в преподавании русского языка и литературы
В данной статье рассматривается компетентностный подход в
преподавании русского языка.
Ключевые слова: языковая компетенция, лингвистическая компетенция,
коммуникативная компетенция.
Новые условия развития общества на современном этапе ставят перед
системой образования новые задачи формирования качественно нового уровня
подготовки квалифицированных специалистов, для их развития и становления
как творческой личности, обладающей собственным стилем мышления,
способной самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.
Целенаправленное развитие и системное реформирование образования требует
особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции
личности, способной использовать русский язык как инструмент общения.
Современный мир стремительно развивается, изменяется и прогрессирует.
И это хорошо, потому, что жизнь в этом случае не стоит на месте. Нельзя
останавливаться, а тем более стоять на месте и школьному образованию.
Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное
образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к
образовательным стандартам. Современная школа просто обязана формировать
у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все
это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и
личностно — ориентированным. А самыми благодатными уроками для
воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по
русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные полходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые
интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным
сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют
решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности,
нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в
преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов, поиска
своего личностного «Я» и своего места в мире и среди людей.
Коммуникативная методика характеризуется тем, что на первый план в
качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и
навыков речевого общения, или коммуникации.
Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков
определяются через разного рода компетенции. Под компетенцией понимается
совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения
языку и способствуют овладению им.
В компетентностном подходе перечень необходимых компетенций
определяется в соответствии с апросами работодателей, требованиями со
стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на
основе серьезных социологических исследований. Овладение различного рода
компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения.
Компетенции и компетентностный подход занимают центральное место в
системе управления качеством образования. По существу, управление качеством
образования начинается с определения состава тех компетенций, которые
должны быть освоены в учебном процессе в школе как образовательные
результаты. Тогда вся внутришкольная система управления качеством
образования строится таким образом, чтобы на выходе каждый ученик в той или
иной степени владел бы требуемыми компетенциями.
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что
при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и
практикоориентированный характер и сама становится предметом усвоения. Рассмотрим те виды компетенции, которые имеют непосредственное
отношение к изучению русского языка. Языковая компетенция представляет
собой практическое овладение материалом языковой системы. Лингвистическая
компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение
понятийной базы учебного курса и формирование учебноязыковых умений
работы
материалом.
языковым
с
Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки,
необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ
речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она
включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки
анализа текста и собственно коммуникативные — умения и навыки речевого
общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом
адресата и стиля речи.
Формирование лингвистической и коммуникативной компетенций
являются одинаково важными задачами преподавания русского языка. При
возрастающих требованиях к качеству подготовки специалистов, данные
квалификационными
компетенции
характеристиками. Ведущей в данном списке компетенций является
существенными
становятся
коммуникативная, поскольку она представляет собой, прежде всего и
компетенцию ключевую, определяющую уровень владения языком.
В понятие «коммуникативная компетенция» включаются следующие
показатели:
1) осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил
и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
2) знание речеведческой теории, владение основными видами речевой
деятельности;
3) владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и
речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями; 4) способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней
выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.
В теории и на практике лингвистический принцип как ведущий принцип
обучения сейчас уступает место коммуникативному. Целью обучения учащихся
является формирование у них коммуникативной компетентности, то есть набора
и реализации программ речевого поведения в зависимости от способности
человека ориентироваться в обстановке общения, в основе которой лежит
моделирующий условия
принцип профессионального общения,
профессиональных отношений. Направленность обучения на формирование
компетентности разрешения проблем позволит предупредить отрыв теории от
практического использования языковых явлений в речи, поэтому это требует
осмысления языковой теории.
Современное функционирование русского языка как языка
межнационального общения в тесном единстве с мировой культурой и
цивилизацией. На уроках важно создать модель культуры, которая будет
способствовать духовному совершенствованию обучаемых на базе диалога
родной культуры и мировой. Составляющими такой модели могут быть:
реальная действительность, представленная предметно (фотоснимками,
иллюстрациями, рисунками); предметновербально (телевизионные передачи,
спектакли, кинофильмы); художественной литературой; учебнопопулярной
текстами, имеющее воспитательное содержание, а также фразеологизмами,
половицами, высказываниями известных людей. Приобщение человека к
культуре происходит не только при изучении языка, но и под влиянием того, что
мы читаем, слышим, видим, под влиянием той речевой среды, в которую
погружены обучаемые.
Одним из средств, создающей развивающую речевую среду является текст.
Функция текста — коммуникативная, смыслообразующая и творческая. Тексты
должны содержать материал для работы по грамматике, эстетическую ценность
и воспитательную направленность. Система заданий на занятиях русского языка предполагает создание готового образовательного продукта: написание
аргументированного эссе, творческой работы, ориентированной на цели и задачи
коммуникации. В качестве подготовительного этапа учащиеся занимаются
комплексным анализом текста, лингвистическим анализом, сопоставительным
анализом. Определение темы, идеи, стиля, типа речи становится не целью, а
лишь средством достижения той или иной цели.
Повышение речевой культуры учащихся также невозможно без
формирования определенных умений и навыков, обеспечивающих:
умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию — цель
общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения,
объем высказывания, сформировать замысел будущего речевого произведения;
умение в соответствии с замыслом собирать материал, пользуясь разными
источниками, систематизировать его, составлять план будущего высказывания с
ориентацией на замысел;
умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами
речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех
компонентов речевой ситуации;
умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить
произносимое с замыслом и корректировать свою речь.
Русский язык обязательный предмет при сдаче единого национального
тестирования. Это подчеркивает его значимость и необходимость для
формирования культурной, лингвистически компетентной личности. Цель
проведения уроков русского языка в старших классах — повторение и
углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к ЕГЭ.
Действительно, русский язык играет большую роль не только в
квалифицированной подготовке выпускников, но и в воспитании их духовного и
нравственного развития. Обучение русскому языку активизирует формирование
коммуникативной компетенции, воспитывает языковую личность, способную к профессиональноделовой межкультурной коммуникации, стремящуюся к
саморазвитию и самообразованию, умеющую творчески мыслить.
Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Основы компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.