Особенности формирования функциональной математической грамотности

  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

           Особенности формирование функциональной математической грамотности

в начальной школе.

  Формирование функциональной грамотности в начальной школе является одной из ключевых задач современной образовательной системы. Функциональная грамотность включает способность использовать полученные знания и умения в повседневной жизни, решать практические задачи, эффективно взаимодействовать в обществе.

Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

·         Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

·         Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.

·         Способностью строить социальные отношения.

·         Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.

Математика как учебный предмет способствует развитию у детей логического мышления, умения анализировать и сопоставлять данные, делать выводы. В процессе изучения математики у учащихся формируются важные навыки, такие как:

1.     Умение решать задачи: математические задачи учат детей искать способы решения проблем, что является основой для развития критического мышления.

2.     Работа с информацией: анализ таблиц, графиков, схем помогает детям ориентироваться в потоке информации, что особенно важно в современном мире.

3.     Принятие решений: умение оценивать варианты и выбирать оптимальное решение — это навык, который также развивается на уроках математики.

4.     Развитие пространственного мышления: геометрия и работа с различными фигурами формируют представления о пространственных отношениях, что полезно в повседневной жизни.

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

1-й компонент математической грамотности:

-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

2-й компонент математической грамотности –

- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

3-й компонент математической грамотности –

- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

Методы формирования функциональной грамотности на уроках математики

Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе необходимо использовать разнообразные методики и приемы, направленные на развитие у детей способности применять знания в реальных жизненных ситуациях.

1.     Решение практических задач. Уроки математики должны включать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями. Например, задачи на покупку товаров, расчет сдачи, планирование маршрута и т. д. Это помогает детям увидеть практическую пользу от изучаемого предмета.

2.     Использование игровых методов. Игры и математические головоломки способствуют развитию интереса к предмету, делают обучение более увлекательным. Через игры дети легче воспринимают сложные математические понятия и учатся применять их на практике.

3.     Проектная деятельность. Включение в учебный процесс проектов, связанных с математикой, способствует развитию навыков исследовательской деятельности, умению планировать работу, анализировать результаты. Например, можно предложить детям создать проект по изучению погоды в своем городе и представить результаты в виде графиков и диаграмм.

4.     Интеграция с другими предметами. Связь математики с другими школьными предметами, такими как окружающий мир, литература, искусство, помогает детям видеть, как математические знания могут применяться в различных областях. Например, расчет времени, необходимого для создания картины, или определение количества красок, необходимых для завершения работы.

5.     Использование современных технологий. Интерактивные доски, обучающие программы и приложения делают  изучение математики более наглядным и интересным, способствуют развитию у детей навыков работы с технологиями, что также является частью функциональной грамотности.

6.     Обсуждение ошибок и нестандартных решений. Важно не только поощрять правильные ответы, но и обсуждать ошибки, рассматривать нестандартные решения. Это учит детей анализировать свои действия, искать новые подходы к решению задач.

 Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

1-й компонент математической грамотности:

- ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.

2-й компонент математической грамотности:

- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.

3-й компонент математической грамотности:

- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

     Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности. Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

    Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ребенок получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

    Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

-регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти  знания и умения?»;

- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на    применение предметных знаний для решения практической задачи, а также   задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Математические компетентности можно формировать через систему задач.

Остановлюсь более подробно на системе задач.

1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;

2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
3 группа
 практические задачи, связанные с повседневной жизнью, в которых требуется выделить проблему, построить модель решения.

Особая группа – это нестандартные задачи, комбинаторные задачи.

Ниже представлен ряд работ используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников, относящихся к задачам 1-ой и 2-ой групп.

1.  Работа над задачей. Анализ, составление плана решений.

Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.

2. Решение задач разными способами.

Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Лягушка  встречала  гостей. Лиса  пришла  раньше  Медведя, Волк  позже  Зайца, Медведь  раньше  Зайца, Сорока  позже  Волка.

Кто  пришёл  раньше  всех?  Кто  пришёл  позже  всех? В  каком  порядке  приходили  гости? (обозначь на отрезке)

б) с помощью рисунка.

На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

в) с помощью чертежа.

Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?

6. Самостоятельное составление задач учениками.

1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;

2) по данному плану ее решения,

3) действиям и ответу;

4) по выражению и т. д.

7. Объяснение готового решения задачи.

8. Изменение вопроса задачи.

У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

9. Составление разных выражений к данным задачам

10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.

11. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)

12. Использование приема сравнения задач и их решений..

13. Выбор решения из двух предложенных  (верного и неверного).

14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

15. Закончить решение задачи.

16. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

17. Составление и решение обратных задач.

Использование разнообразных приемов работы с задачами ведет выработке твердых знаний по математике

     Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, приемов и технологий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, которая позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Наша задача – воспитать такую личность.

Формула функциональной грамотности

 

ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ