Особенности формирование функциональной математической грамотности
в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе является одной из ключевых задач современной образовательной системы. Функциональная грамотность включает способность использовать полученные знания и умения в повседневной жизни, решать практические задачи, эффективно взаимодействовать в обществе.
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
· Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
· Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
· Способностью строить социальные отношения.
· Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.
Математика как учебный предмет способствует развитию у детей логического мышления, умения анализировать и сопоставлять данные, делать выводы. В процессе изучения математики у учащихся формируются важные навыки, такие как:
1. Умение решать задачи: математические задачи учат детей искать способы решения проблем, что является основой для развития критического мышления.
2. Работа с информацией: анализ таблиц, графиков, схем помогает детям ориентироваться в потоке информации, что особенно важно в современном мире.
3. Принятие решений: умение оценивать варианты и выбирать оптимальное решение — это навык, который также развивается на уроках математики.
4. Развитие пространственного мышления: геометрия и работа с различными фигурами формируют представления о пространственных отношениях, что полезно в повседневной жизни.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
1-й компонент математической грамотности:
-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
2-й компонент математической грамотности –
- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3-й компонент математической грамотности –
- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
Методы формирования функциональной грамотности на уроках математики
Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе необходимо использовать разнообразные методики и приемы, направленные на развитие у детей способности применять знания в реальных жизненных ситуациях.
1. Решение практических задач. Уроки математики должны включать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями. Например, задачи на покупку товаров, расчет сдачи, планирование маршрута и т. д. Это помогает детям увидеть практическую пользу от изучаемого предмета.
2. Использование игровых методов. Игры и математические головоломки способствуют развитию интереса к предмету, делают обучение более увлекательным. Через игры дети легче воспринимают сложные математические понятия и учатся применять их на практике.
3. Проектная деятельность. Включение в учебный процесс проектов, связанных с математикой, способствует развитию навыков исследовательской деятельности, умению планировать работу, анализировать результаты. Например, можно предложить детям создать проект по изучению погоды в своем городе и представить результаты в виде графиков и диаграмм.
4. Интеграция с другими предметами. Связь математики с другими школьными предметами, такими как окружающий мир, литература, искусство, помогает детям видеть, как математические знания могут применяться в различных областях. Например, расчет времени, необходимого для создания картины, или определение количества красок, необходимых для завершения работы.
5. Использование современных технологий. Интерактивные доски, обучающие программы и приложения делают изучение математики более наглядным и интересным, способствуют развитию у детей навыков работы с технологиями, что также является частью функциональной грамотности.
6. Обсуждение ошибок и нестандартных решений. Важно не только поощрять правильные ответы, но и обсуждать ошибки, рассматривать нестандартные решения. Это учит детей анализировать свои действия, искать новые подходы к решению задач.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
1-й компонент математической грамотности:
- ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
2-й компонент математической грамотности:
- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3-й компонент математической грамотности:
- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности. Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ребенок получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:
-регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.
Математические компетентности можно формировать через систему задач.
Остановлюсь более подробно на системе задач.
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в
которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей
математики;
3 группа – практические задачи, связанные с
повседневной жизнью, в которых требуется выделить проблему, построить модель
решения.
Особая группа – это нестандартные задачи, комбинаторные задачи.
Ниже представлен ряд работ используемых на уроках математики способствующий развитию функциональной математической грамотности младших школьников, относящихся к задачам 1-ой и 2-ой групп.
1. Работа над задачей. Анализ, составление плана решений.
Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.
2. Решение задач разными способами.
Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя, Волк позже Зайца, Медведь раньше Зайца, Сорока позже Волка.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?
в) с помощью чертежа.
Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, и которые можно опустить.
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
Задача: В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах?
6. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
7. Объяснение готового решения задачи.
8. Изменение вопроса задачи.
У Иры 5 роз, а у Оли на 2 розы меньше. Сколько роз у Оли?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
9. Составление разных выражений к данным задачам
10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
11. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
12. Использование приема сравнения задач и их решений..
13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
15. Закончить решение задачи.
16. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
17. Составление и решение обратных задач.
Использование разнообразных приемов работы с задачами ведет выработке твердых знаний по математике
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, приемов и технологий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, которая позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Наша задача – воспитать такую личность.
Формула функциональной грамотности
ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.