Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе

  • pptx
  • 21.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МАСТЕР - КЛАСС.pptx

Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе


Ознакомить с технологией смыслового чтения, показав, как она воплощается на
практике и какие УУД формирует

Цель

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский

интеллектуальный потенциал государства

Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций

Умение работать с текстом - самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные
универсальные учебные действия: познавательные,
регулятивные и коммуникативные

Личностные

ФГОС – это требования к

СТРУКТУРЕ

РЕЗУЛЬТАТАМ освоения

основной образовательной программы

УСЛОВИЯМ реализации

Как организовать смысловое чтение текстов на уроках по разным предметам ?

Цель технологии: Максимально
точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и
практически осмыслить извлеченную
информацию.
(учим самостоятельно понимать текст)

Технология смыслового чтения

Это вычитывание трех видов текстовой информации:
фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Что такое полное понимание текста?

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время
чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Структура урока по технологии смыслового чтения


До чтения текста: просмотровое чтение

Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).

Результат: интерпретация текста

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ


Просмотровое
Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет
анализ заголовка, подзаголовка
просмотр схем, таблиц

Ознакомительное
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
чтение по абзацам
графические пометки

Изучающее
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
выделение смысловых частей
вычитывание подтекста

После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.

Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

III этап. Работа с текстом после чтения

Познавательные УУД

формируем умения:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться в тексте, учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрации…

формируем умения:
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
работать в паре и группе…

Коммуникативные УУД

формируем умения:
высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу
(составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию…

Регулятивные УУД

формируем умения:
высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…

Личностные УУД

Достоинства технологии:

применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла

Повышение качества
образования

организация
проблемных
и поисковых
ситуаций

развитие
понятийного
мышления


осмысление

УСЛОВИЯ для организации
эффективного обучения чтению

современные
образовательные
технологии

мотивация

освоение
приемов
осмысления
текста

выполнение
типовых
заданий


Практическая часть

Приемы работы с текстом

Инсерт

Лови ошибку

Верные и неверные утверждения

Сконструируй
определение

Установи соответствие

«Инфо» - карусель

Интелект - карта




Цель: сформировать умения читать вдумчиво,
самостоятельно работать с текстом, понимать
информацию, содержащую в тексте.
ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными
значками по мере его чтения.
+ Я это уже знал
- Я это не знал
? У меня возник вопрос
! Меня это удивило

«Инсерт»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво,
связывать информацию, обнаруженную в тексте со
знаниями из других источников. На основе
имеющихся знаний подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, критически
оценивать степень достоверности содержащейся в
тексте информации.
заранее подготовить текст, содержащий ошибочную информацию, и предложить учащимся выявить допущенные ошибки;



«Лови ошибку»

Цель: понимать информацию, содержащую в тексте,
сравнивать и противопоставлять заключенную в
тексте информацию разного характера, критически
оценивать степень достоверности содержащейся в
тексте информации.

Пред началом урока по какой – либо теме могут быть предложены высказывания.
После знакомства текста параграфа возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную информацию на уроке.

Верные и неверные утверждения

Цель: сформировать умение вдумчиво читать,
преобразовывать текстовую информацию с учетом
цели дальнейшего использования.

учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

«Сконструируй определение»

Цель: сформировать умение самостоятельно
работать с текстом, понимать информацию,
содержащуюся в тексте.

«Установление соответствия»

Цель: сформировать умения целенаправленно читать
текст и структурировать прочитанный материал

В центре круга записывается изучаемая тема.
Секторы заполняются учащимися по ходу изучения
материала. Возможна как индивидуальная, так и
парная или групповая работа.

«Инфо – карусель»

ллллппп

земноводные

происхождение

питание

строение

особенности

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде
 Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

«Интелект карта»


Преимущество
интеллект
-карт

Спички друзья чай
хлеб
палатка река горы костёр сгущенка лес котелок компас кеды гитара пещера крупа рюкзак

Построение интеллект - карты

Интеллект –карты можно создавать и с помощью информации полученной в интернете.

Интеллект-карта

Алгоритм действий при построении интеллект-карты:
1. Центральный образ
2. Ассоциации
3. Группировка ассоциаций
4. Ключевые слова
5. Ключевые ветви
6. Цвет, символы, рисунки.
Шаг 1.Определение объекта изучения (центрального образа, идеи интеллект-карты).
Шаг 2. Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты). Выбирают ключевые слова (идеи),относящиеся к данной теме. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Шаг 3. Ключевые слова (под-идеи) помещаются на ветвях(линии), расходящихся от центральной темы. Очень способствуют запоминанию, и могут подкрепляться символами, рисунками, фото, картинками.



Вялковой Ирины 7Б

Комплексное решение проблемы

Разработка согласованных действий учителей отдельных предметов по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на всех ступенях обучения

Спасибо за внимание