Особенности формирования смыслового чтения на уроках предметов естественнонаучного цикла в основной школе
Ознакомить с технологией смыслового чтения, показав, как она воплощается на
практике и какие УУД формирует
Цель
Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное. К.Д.Ушинский
Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций
Умение работать с текстом - самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
Метапредметные
Личностные
ФГОС – это требования к
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ освоения
основной образовательной программы
УСЛОВИЯМ реализации
Цель технологии: Максимально
точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и
практически осмыслить извлеченную
информацию.
(учим самостоятельно понимать текст)
Технология смыслового чтения
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
Что такое полное понимание текста?
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время
чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
Структура урока по технологиисмыслового чтения
До чтения текста: просмотровое чтение
Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время чтения
Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста).
Результат: интерпретация текста
Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое
Ознакомительное
Изучающее
После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
III этап. Работа с текстом после чтения
Познавательные УУД
формируем умения:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться в тексте, учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрации…
формируем умения:
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
работать в паре и группе…
Коммуникативные УУД
формируем умения:
высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу
(составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию…
Регулятивные УУД
формируем умения:
высказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…
Личностные УУД
Достоинства технологии:
применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла
Повышение качества
образования
организация
проблемных
и поисковых
ситуаций
развитие
понятийного
мышления
осмысление
УСЛОВИЯ для организации
эффективного обучения чтению
современные
образовательные
технологии
мотивация
освоение
приемов
осмысления
текста
выполнение
типовых
заданий
Приемы работы с текстом
Инсерт
Лови ошибку
Верные и неверные утверждения
Сконструируй
определение
Установи соответствие
«Инфо» - карусель
Интелект - карта
Цель: сформировать умения читать вдумчиво,
самостоятельно работать с текстом, понимать
информацию, содержащую в тексте.
ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными
значками по мере его чтения.
+ Я это уже знал
- Я это не знал
? У меня возник вопрос
! Меня это удивило
«Инсерт»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво,
связывать информацию, обнаруженную в тексте со
знаниями из других источников. На основе
имеющихся знаний подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, критически
оценивать степень достоверности содержащейся в
тексте информации.
заранее подготовить текст, содержащий ошибочную информацию, и предложить учащимся выявить допущенные ошибки;
«Лови ошибку»
Цель: понимать информацию, содержащую в тексте,
сравнивать и противопоставлять заключенную в
тексте информацию разного характера, критически
оценивать степень достоверности содержащейся в
тексте информации.
Пред началом урока по какой – либо теме могут быть предложены высказывания.
После знакомства текста параграфа возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную информацию на уроке.
Верные и неверные утверждения
Цель: сформировать умение вдумчиво читать,
преобразовывать текстовую информацию с учетом
цели дальнейшего использования.
учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие, сопоставив информацию из нескольких предложений текста.
«Сконструируй определение»
Цель: сформировать умение самостоятельно
работать с текстом, понимать информацию,
содержащуюся в тексте.
«Установление соответствия»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать
текст и структурировать прочитанный материал
В центре круга записывается изучаемая тема.
Секторы заполняются учащимися по ходу изучения
материала. Возможна как индивидуальная, так и
парная или групповая работа.
«Инфо – карусель»
ллллппп
земноводные
происхождение
питание
строение
особенности
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде
Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
«Интелект карта»
Спички друзья чай
хлеб
палатка река горы костёр сгущенка лес котелок компас кеды гитара пещера крупа рюкзак
Построение интеллект - карты
Алгоритм действий при построении интеллект-карты:
Комплексное решение проблемы
Разработка согласованных действий учителей отдельных предметов по формированию общей стратегии смыслового чтения и работы с текстом обучающихся на всех ступенях обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.