Современный детский летний оздоровительный лагерь представляет собой разнообразную и сложную структуру, которая позволяет сформировать детский коллектив, сейчас более либеральную и центрированную на ребенке.
Временный детский коллектив – малая группа детей объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Эта объективно задаваемая реальность способствует интенсификации психических и социальных проявлений (реакций) личности. В лагере ребенок ведет себя одновременно, как дома, в школе, на улице в своей компании, в кружках. Все это происходит в одном и том же месте на виду у одних и тех же людей, за ограниченный период времени.
Временное детское объединение существует не более 30 дней, а нередко срок таких объединений – 10–20 дней. За это время в ребенке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений.
Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов. Создавая дифференцированные условия для самоорганизации каждым ребенком, вожатые, получают возможность решать поставленные перед ними разноуровневые задачи, в том числе и формирование иерархии отношений во временном детском коллективе: личностные отношения – партнерские отношения – мотивационные отношения – коллективистская идентификация.
Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере , временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:
- получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;
- расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;
- собственного оздоровления и физической закалки;
- в приобретении новых друзей и впечатлений.
Изолированность объективно предъявляет определенные требования к жизнедеятельности временного коллектива, среди которых на первом плане – необходимость разносторонней деятельности коллектива. Если в обычных условиях односторонность в деятельности коллектива может быть компенсирована участием личности в деятельности других коллективов, то в условиях изолированности такая компенсация невозможна. Одностороннее и чрезмерное ограничение деятельности временного коллектива только сферой, к примеру, спорта или труда приводит не только к снижению его воспитательных возможностей, но и к большим трудностям в его функционировании. Вместе с тем разносторонность не исключает наличия ведущей деятельности в лагере, выделения ее как стержневой, определяющей основные ценности временного объединения детей.
Большую роль в формировании временного детского коллектива детей играют детские оздоровительные лагеря. В России это самый распространенный и доступный вид отдыха и оздоровления детей.
Детский коллектив в лагере – это объединение воспитанников, проводящих общую совместную деятельность, для достижения цели совместно с вожатым. Отряд в ДОЛ можно отнести к понятию «Временный детский коллектив (ВДК)».
Временный детский коллектив – малая группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Временный детский коллектив – это складывающийся, вновь формирующийся коллектив, находящийся все время в динамике, в движении.
Этапы формирования временного детского коллектива (Сергей Панченко):
Первый этап – «номинальной группы», это этап становления и первоначального сплочения.
Второй этап – «диффузной группы» (термин психологов лаборатории А.В.Петровского).
Третий этап – этап коллектива.
Наиболее эффективным в формировании временного коллектива является отрядное дело. Дело в лагере – это специально организованная совместная деятельность педагога и ребенка, которая выполняет конкретные педагогические задачи, создает возможности для самовыражения и самореализации. Дело – это сфера педагогического изобретательства, в которой обязательно участвуют дети.
Отрядные дела проводят для:
- создания устойчивых межличностных отношений;
- проявления личностных позиций каждого члена отряда;
- достижения общих целей;
- организации досуга ребят;
- реализации потребности быть нужным в отряде;
- развития различных навыков, способностей;
- информирования психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);
- сплочения коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);
- перехода от номинальной группы (группа случайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.
Важной особенностью формирования временного детского коллектива является возможность продолжительного (круглосуточного) общения детей и вожатых, что способствует возможности создания нравственной модели поведения во временном коллективе. Педагогическое воздействие происходит не из слов (поучений, нравоучений, увещеваний), а из впечатлений игрой, к которой вожатый только направляет и корректирует процесс развития и формирования коллектива.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.