Особенности грамматики на жестовом языке

  • Лекции
  • Презентации учебные
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 21.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация с объяснением особенности грамматики русского жестового языка
Иконка файла материала ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИКИ ЖЯ.pptx

Особенности грамматики жестового языка

Работа выполнена Ефимовой Т.А., учитель русского языка и литературы, квалифицированный переводчик РЖЯ.

Зависит от того, кто это слово произносит.

Местоимения «Я» и «ТЫ»

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТ «НЕТ»

Показывается при помощи жеста.

Отрицательное движение головы.

Сопровождаются вопросительным движением лица, движение головой вверх, выражение глаз, поднятие бровей.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА: «КТО?», «ЧТО?», «ОТКУДА?»

1. ЕЩЕ НЕТ ; РАНО
2. СОЛЬ
3. ИНОСТРАННЫЙ
4. ДЖИНСЫ
5. СВАДЬБА
6. СКОЛЬКО
7. ЗАЧЕМ
8.КОГДА

ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА ПРИ ПОКАЗЕ ЖЕСТОВ:

3

ИЗМЕНЕНИЕ ОДНОГО ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЖЕСТА, МЕНЯЕТСЯ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ:

Направление (сверху-вниз, справа-налево): ПАПА –МАМА;
2. Направление и характер движения: МОСКВА – БАБУШКА – СТАРЫЙ;
3. Однократность – повторяемость: ВСПОМНИТЬ – ВСПОМИНАТЬ;
ПОСАДИТЬ – САЖАТЬ.

.1. ДОМ – ДОМА;
2. СТУЛ – СТУЛЬЯ;
3. ЧЕЛОВЕК – ЛЮДИ;
4. СОСИСКА – СОСИСКИ;
5. ДЕРЕВО – ЛЕС.

ВЫРАЖЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОСТИ:

На первом месте ставится главное слово , т.е. ключевое, а потом жест «принадлежности».

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:

1. МОЯ ДОЧЬ – дочь мой;
2. БАБУШКИНЫ ОЧКИ – очки бабушка + ее;
3. МИШИН КОМПЬЮТЕР – компьютер Миша + его;
4. КИТАЙСКИЙ РЕСТОРАН – ресторан Китай + его;
5. МИР ГЛУХИХ – мир глухой + их.

1. Изменяют направление движения в зависимости от того, кто выполняет действие, и по отношению к кому оно выполняется:
Я – ДАЮ – ТЕБЕ,
ТЫ – ДАЕШЬ - МНЕ

СОГЛАСУЮЩИЕСЯ ГЛАГОЛЫ

1. (я) уважаю– (меня) уважают;
2. (я) звоню – (мне) звонят;
3. (я) должна – (мне) должны;
4. (я) пишу письма – (мне) пишут письма.

СТРАДАТЕЛЬНЫЙ И АКТИВНЫЙ ЗАЛОГ:

ПОПРОБУЙТЕ…

1. ПОЕДУ – ехать будет;
2. УЙДУ – уходить будет;
3. БУДУ ЕСТЬ – есть будет;
4. «Не уходи, вот – вот придет автобус» – ОСТАВАТЬСЯ ВОТ ВОТ АВТОБУС БУДЕТ;
5. «Тучи сгущаются, вот-вот будет дождь.» – ТЕМНЕТЬ ДОЖДЬ ВОТ ВОТ БУДЕТ.

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ:

1. ПОГУЛЯЛ – гулять +все;
2. ЧИТАЛ – читать + было;
3. ПОКУШАЛ – кушать + уже

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ:

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ:

1. КУШАЮ - кушать + сейчас

1. БЕЖАТЬ –ПРИБЕЖАТЬ;
2. ДОГОНЯТЬ – ДОГНАТЬ;
3. ЕСТЬ – СЪЕСТЬ;
4. БЕЖАТЬ – НЕСТИСЬ СЛОМЯ ГОЛОВУ;
5. КРАСНЫЙ -НАИКРАСНЕЙШИЙ

ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ДВИЖЕНИЯ

1. Ему три года. – Три года назад
2. Встретимся в 2 часа. – Я ждала тебя 2 часа.
3. Четыре месяца – четыре года.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ:

1. красная машина – МАШИНА + КРАСНАЯ;
2. маленький мальчик – МАЛЬЧИК + МАЛЕНЬКИЙ;
3. желтый пушистый цыпленок – ЦЫПЛЕНОК + ЖЕЛТЫЙ, ПУШИСТЫЙ.

ПОРЯДОК ЖЕСТОВ:

Мама с сыном сидят напротив друг друга .

ПОРЯДОК ЖЕСТОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

ПЕРЕВЕДЕМ:
МАМА + СЫН + (двумя руками СИДЕТЬ) + НАПРОТИВ.

1. ТОРТ КУПИТЬ ВСЕ ПАПА.
2. ПАПА КУПИТЬ ТОРТ ВСЕ.
3. КУПИТЬ ВСЕ ПАПА ТОРТ.

На первое место ставится наиболее важное понятие.

«ПАПА КУПИЛ ТОРТ»

1. Ты купил хлеб? – ХЛЕБ КУПИТЬ ВСЕ? (дергаем подбородком вверх).
2. Почему он не пришел? – МУЖЧИНА ПРИШЕЛ НЕТ ПОЧЕМУ?
3. Кто этот человек? – ОТКУДА +КТО
Вопросительное слово ставится в конце почти всегда.
4. Ты будешь чай или кофе? – ЧАЙ КОФЕ?

ОБЩИЙ ВОПРОС:

«Жил – был царь. Он жил в большом дворце. Был он старый и мудрый. Однажды он позвал к себе дочерей…»

ОБОЗНАЧЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ В РАССКАЗЕ

Глухому нужно переводить:
« Жил царь. Царь жил в большом дворце. Царь был старый и мудрый. Царь позвал дочерей…»

ОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СОБЫТИЙ

Во время описывания сложных событий, мы должны использовать метод повторяемости жеста.


Мальчик упал на землю, в то время как собака убегала от пчел.

Переведем: «Мальчик падает. Собака пробегает мимо, а за ней пчелы. Мальчик падает.

ЕСТЬ ДРУГОЙ ПРИЕМ: одновременное изображение событий при помощи двух рук.

«Мальчик смотрит на дерево, а собака сидит рядом с ним.»

Переведем:
Пр.р. – Мальчик смотреть, собака смотреть
Л.р. сидеть

В русском языке в конце письменного предложения обычно ставится точка. В устной речи понижается интонация голоса.
В жестовой речи:

УТВЕРДИТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: