Особенности грамматики жестового языка
Работа выполнена Ефимовой Т.А., учитель русского языка и литературы, квалифицированный переводчик РЖЯ.
Сопровождаются вопросительным движением лица, движение головой вверх, выражение глаз, поднятие бровей.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА: «КТО?», «ЧТО?», «ОТКУДА?»
1. ЕЩЕ НЕТ ; РАНО
2. СОЛЬ
3. ИНОСТРАННЫЙ
4. ДЖИНСЫ
5. СВАДЬБА
6. СКОЛЬКО
7. ЗАЧЕМ
8.КОГДА
ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА ПРИ ПОКАЗЕ ЖЕСТОВ:
3
ИЗМЕНЕНИЕ ОДНОГО ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЖЕСТА, МЕНЯЕТСЯ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ:
Направление (сверху-вниз, справа-налево): ПАПА –МАМА;
.1. ДОМ – ДОМА;
2. СТУЛ – СТУЛЬЯ;
3. ЧЕЛОВЕК – ЛЮДИ;
4. СОСИСКА – СОСИСКИ;
5. ДЕРЕВО – ЛЕС.
ВЫРАЖЕНИЕ МНОЖЕСТВЕННОСТИ:
На первом месте ставится главное слово , т.е. ключевое, а потом жест «принадлежности».
ВЫРАЖЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:
1. МОЯ ДОЧЬ – дочь мой;
2. БАБУШКИНЫ ОЧКИ – очки бабушка + ее;
3. МИШИН КОМПЬЮТЕР – компьютер Миша + его;
4. КИТАЙСКИЙ РЕСТОРАН – ресторан Китай + его;
5. МИР ГЛУХИХ – мир глухой + их.
1. Изменяют направление движения в зависимости от того, кто выполняет действие, и по отношению к кому оно выполняется:
Я – ДАЮ – ТЕБЕ,
ТЫ – ДАЕШЬ - МНЕ
СОГЛАСУЮЩИЕСЯ ГЛАГОЛЫ
1. (я) уважаю– (меня) уважают;
2. (я) звоню – (мне) звонят;
3. (я) должна – (мне) должны;
4. (я) пишу письма – (мне) пишут письма.
СТРАДАТЕЛЬНЫЙ И АКТИВНЫЙ ЗАЛОГ:
1. ПОЕДУ – ехать будет;
2. УЙДУ – уходить будет;
3. БУДУ ЕСТЬ – есть будет;
4. «Не уходи, вот – вот придет автобус» – ОСТАВАТЬСЯ ВОТ ВОТ АВТОБУС БУДЕТ;
5. «Тучи сгущаются, вот-вот будет дождь.» – ТЕМНЕТЬ ДОЖДЬ ВОТ ВОТ БУДЕТ.
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ:
1. ПОГУЛЯЛ – гулять +все;
2. ЧИТАЛ – читать + было;
3. ПОКУШАЛ – кушать + уже
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ:
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ:
1. КУШАЮ - кушать + сейчас
1. БЕЖАТЬ –ПРИБЕЖАТЬ;
2. ДОГОНЯТЬ – ДОГНАТЬ;
3. ЕСТЬ – СЪЕСТЬ;
4. БЕЖАТЬ – НЕСТИСЬ СЛОМЯ ГОЛОВУ;
5. КРАСНЫЙ -НАИКРАСНЕЙШИЙ
ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ДВИЖЕНИЯ
1. Ему три года. – Три года назад
2. Встретимся в 2 часа. – Я ждала тебя 2 часа.
3. Четыре месяца – четыре года.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ:
1. красная машина – МАШИНА + КРАСНАЯ;
2. маленький мальчик – МАЛЬЧИК + МАЛЕНЬКИЙ;
3. желтый пушистый цыпленок – ЦЫПЛЕНОК + ЖЕЛТЫЙ, ПУШИСТЫЙ.
ПОРЯДОК ЖЕСТОВ:
Мама с сыном сидят напротив друг друга .
ПОРЯДОК ЖЕСТОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
ПЕРЕВЕДЕМ:
МАМА + СЫН + (двумя руками СИДЕТЬ) + НАПРОТИВ.
1. ТОРТ КУПИТЬ ВСЕ ПАПА.
2. ПАПА КУПИТЬ ТОРТ ВСЕ.
3. КУПИТЬ ВСЕ ПАПА ТОРТ.
На первое место ставится наиболее важное понятие.
«ПАПА КУПИЛ ТОРТ»
1. Ты купил хлеб? – ХЛЕБ КУПИТЬ ВСЕ? (дергаем подбородком вверх).
2. Почему он не пришел? – МУЖЧИНА ПРИШЕЛ НЕТ ПОЧЕМУ?
3. Кто этот человек? – ОТКУДА +КТО
Вопросительное слово ставится в конце почти всегда.
4. Ты будешь чай или кофе? – ЧАЙ КОФЕ?
ОБЩИЙ ВОПРОС:
«Жил – был царь. Он жил в большом дворце. Был он старый и мудрый. Однажды он позвал к себе дочерей…»
ОБОЗНАЧЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ В РАССКАЗЕ
Глухому нужно переводить:
« Жил царь. Царь жил в большом дворце. Царь был старый и мудрый. Царь позвал дочерей…»
Во время описывания сложных событий, мы должны использовать метод повторяемости жеста.
Мальчик упал на землю, в то время как собака убегала от пчел.
Переведем: «Мальчик падает. Собака пробегает мимо, а за ней пчелы. Мальчик падает.
ЕСТЬ ДРУГОЙ ПРИЕМ:одновременное изображение событий при помощи двух рук.
«Мальчик смотрит на дерево, а собака сидит рядом с ним.»
Переведем:
Пр.р. – Мальчик смотреть, собака смотреть
Л.р. сидеть
В русском языке в конце письменного предложения обычно ставится точка. В устной речи понижается интонация голоса.
В жестовой речи:
УТВЕРДИТЕЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.