Особенности гражданского и нравственного воспитания в системе работы классного руководителя на I ступени общего среднего образования
В современном образовании как никогда актуален вопрос формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. К сожалению, мы часто стали встречаться уже в начальной школе с жестокостью среди детей, игроманией, непослушанием родителям, неуважением взрослых, распущенностью и другими признаками нравственной деградации личности. Всё это происходит потому, что у детей искажены представления о добре и зле, о справедливости и великодушии, о любви и милосердии, а жизненные ценности перешли в разряд только материальных. Чтобы у наших учеников формировались правильные ценностные ориентиры, вырабатывался иммунитет против соблазнов и пороков, а в детской душе зазвенели колокольчики добра и света, в начальной школе много внимания уделяется гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Эти два направления неразрывно соединены между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, с героическим прошлым Родины.
Отношение к Отечеству младшего школьника начинает закладываться в семье. Именно родители первыми создают основы формирования личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребёнка. Любовь к Родине начинается с любви к близким, родному дому, где человек родился и вырос, впервые испытал счастье в жизни. Считается, что счастливое детство способствует формированию высоко нравственного, духовного человека-гражданина своей страны.
Поэтому работа с семьёй, с родителями учащихся – важнейшая составляющая в духовно-нравственном воспитании. «Единственная ценность в жизни – семья. Как только погибнет семья, погибнет мир», - Паисий Святогорец. В своей работе мы применяем следующие формы сотрудничества с родителями по изучению и пропаганде семейных ценностей и традиций:
1. Встречи «Горжусь своими родителями» ( также можно приглашать бабушек, дедушек)
2. Подготовка проекта «Наша дружная семья» ( спортивная, музыкальная…)
3. Презентация «Загляните в семейный альбом»
4. Мини-исследование «Золотые руки мамы»
5. Выпуск книги «Крылья любви моей мамы»
6. Письмо любви своей маме.
7. Исследования «Судьба моей семьи в судьбе страны»
8. Проект «Дерево уважения бабушек и дедушек»
9. Трудовая акция «10 добрых дел для мамы»
10. Проект «Награды в моей семье»
11. Выставки семейного творчества
12. Изготовление открыток и подарков для родных к праздникам.
13. Семейные праздники ко Дню матери, ко Дню отца, ко Дню семьи.
Придя в школу, ребёнок становится членом классного и школьного общества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. В школьные годы закладываются ценностные установки, происходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к учителю, одноклассникам, школе – это ступеньки большого дома – чувства любви и уважения к Отечеству. Отношение ребёнка к своему дому, улице, родному городу или посёлку, к окружающей природе, обогащаясь и расширяясь с каждым годом, тоже перерастает в отношение к своей стране. Таким образом педагог формирует у детей отношение к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям нашего народа. В этом направлении, считаю, интересным и полезным может быть использование форм работы, основанных на принципы православной педагогики:
1. Уроки цикла «Азбука духовности»
2. Тематические книжные выставки ( к православным праздникам, Ко Дню православной книги, «Святые воины», «Твоё святое имя», самые добрые книги)
3. Мини-постановки духовно-нравственной тематики
4. Музыкально-поэтические гостиные
5. Конкурсы чтецов
6. Праздники «Рождества», «Пасхи», народные праздники
7. Экскурсии
8. Участие в выставках художественной и декоративно-прикладной деятельности
9. Благотворительные дела
10. Участие в проекте Киноуроки
Что же поможет заронить в сердце ребёнка любовь к родной земле и уважение к её истории? Необходим высокий нравственный идеал, которому дети захотят подражать, в чём-то быть похожим на него.
. Одним из направлений такой работы является воспитание учащихся на примерах героев Отечества и православия. Это знаменитые люди Беларуси, герои войны, воины-интернационалисты, а также образы православных святых. Их духовный подвиг, самопожертвование освещают путь другим людям и могут стать хорошим «живым» примером в воспитании подрастающего поколения. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к природе, уважение к вере отцов – эти и многие другие добродетели можно найти в художественной литературе о православных святых прошлого и настоящего, о воинах, жизнь свою положивших на благо Отчизны. Обращение к истории святых князей, монахов, священников, простых людей наполняет воспитательный процесс исторической и краеведческой информацией.
Успешность работы по гражданскому и духовно-нравственному направлению возможна при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, общение, труд, другие активные виды деятельности, свойственные возрасту младшего школьника. Нужно помогать детям продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Важно добиться эмоционального отклика в душе ребёнка. Когда информация будет не только увидена и прослушана, но и прочувствована, сопережита, тогда в сердце и загорится огонёк любви к родному краю. И чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе свой Родины, тем сильнее будет любовь к ней.
М. Танк Я спытаў чалавека,
Які прайшоў праз агонь,
І воды,
І медныя трубы:
- Што самае цяжкае
На гэтым свеце?
І ён адказаў:
- Прайсці праз вернасць.
Будем же верны своей родной земле и нашей вере православной. А ученики наши пусть её бережно хранят и передадут своим потомкам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.