Особенности гражданского воспитания младших школьников
Оценка 5

Особенности гражданского воспитания младших школьников

Оценка 5
docx
13.06.2024
Особенности гражданского воспитания младших школьников
Особенности гражданского воспитания младших школьников.docx

                          

Особенности гражданского и нравственного воспитания в системе работы классного руководителя на I ступени общего среднего образования

 

                        В  современном образовании как никогда актуален вопрос формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. К сожалению, мы часто стали встречаться уже в начальной школе с жестокостью среди детей, игроманией, непослушанием  родителям, неуважением взрослых, распущенностью и другими признаками нравственной деградации личности. Всё это происходит потому, что у детей искажены представления о добре и зле, о справедливости и великодушии, о  любви и милосердии, а жизненные ценности перешли в разряд только материальных.  Чтобы у наших учеников формировались правильные ценностные ориентиры,  вырабатывался иммунитет против соблазнов и пороков, а в детской душе зазвенели колокольчики добра и света,  в начальной школе много внимания уделяется гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся.

                   Эти два  направления  неразрывно соединены между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, с героическим прошлым   Родины.

                  Отношение к Отечеству младшего школьника начинает закладываться в семье. Именно родители первыми создают основы формирования личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребёнка. Любовь к Родине начинается с любви к близким, родному дому, где человек родился и вырос, впервые испытал счастье в жизни. Считается, что счастливое детство способствует формированию высоко нравственного, духовного человека-гражданина своей страны.

                  Поэтому работа с семьёй, с родителями учащихся – важнейшая составляющая в духовно-нравственном воспитании. «Единственная ценность в жизни – семья. Как только погибнет семья, погибнет мир», - Паисий Святогорец. В своей работе мы применяем следующие формы сотрудничества с родителями по изучению и пропаганде семейных ценностей и традиций:

1.    Встречи «Горжусь своими родителями» ( также можно приглашать бабушек, дедушек)

2.    Подготовка проекта «Наша дружная семья» ( спортивная, музыкальная…)

3.    Презентация «Загляните в семейный альбом»

4.    Мини-исследование «Золотые руки мамы»

5.     Выпуск книги «Крылья любви моей мамы»

6.    Письмо любви своей маме.

7.    Исследования «Судьба моей семьи в судьбе страны»

8.    Проект «Дерево уважения бабушек и дедушек»

9.    Трудовая акция «10 добрых дел для мамы»

10.     Проект «Награды в моей семье»

11.     Выставки семейного творчества

12.     Изготовление открыток и подарков для родных к праздникам.

13.     Семейные праздники ко Дню матери, ко Дню отца, ко Дню семьи.

 

            Придя в школу, ребёнок становится членом классного и школьного общества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. В школьные годы закладываются ценностные установки, происходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к учителю, одноклассникам, школе – это ступеньки большого дома – чувства любви и уважения к Отечеству.  Отношение ребёнка к своему дому, улице, родному городу или посёлку, к окружающей природе, обогащаясь и расширяясь с каждым годом, тоже перерастает в отношение к своей стране. Таким образом педагог формирует у детей отношение к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям нашего народа. В этом направлении, считаю, интересным и полезным может быть использование форм работы, основанных на принципы православной педагогики:

1.     Уроки цикла «Азбука духовности»

2.    Тематические книжные выставки ( к православным праздникам, Ко Дню православной книги, «Святые воины», «Твоё святое имя», самые добрые книги)

3.    Мини-постановки духовно-нравственной тематики

4.    Музыкально-поэтические гостиные

5.    Конкурсы чтецов

6.    Праздники «Рождества», «Пасхи», народные праздники

7.    Экскурсии

8.    Участие в выставках художественной и декоративно-прикладной деятельности

9.    Благотворительные дела

10.       Участие в проекте Киноуроки

 

              Что же поможет заронить в сердце ребёнка любовь к родной земле и уважение к её истории? Необходим высокий нравственный идеал, которому дети захотят подражать, в чём-то быть похожим на него.

. Одним из направлений такой работы является воспитание учащихся на примерах героев Отечества и православия. Это знаменитые люди Беларуси, герои войны, воины-интернационалисты, а также образы православных святых. Их  духовный подвиг, самопожертвование освещают путь другим людям и могут стать хорошим «живым» примером в воспитании подрастающего поколения.  Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к природе, уважение к вере отцов – эти и многие другие добродетели можно найти в художественной литературе о православных святых прошлого и настоящего, о воинах, жизнь свою положивших на благо Отчизны. Обращение к истории святых князей, монахов, священников, простых людей наполняет воспитательный процесс исторической и краеведческой информацией.   

                    Успешность работы по гражданскому и духовно-нравственному направлению возможна при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, общение, труд, другие активные виды деятельности, свойственные возрасту младшего школьника. Нужно помогать детям продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.  Важно добиться эмоционального отклика в душе ребёнка. Когда информация будет не только увидена и прослушана, но и прочувствована, сопережита, тогда в сердце и загорится огонёк любви к родному краю. И чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе свой Родины, тем сильнее будет любовь к ней.

            М. Танк     Я спытаў чалавека,

                    Які прайшоў праз агонь,

                    І воды,

                    І медныя трубы:

-            Што самае цяжкае

   На гэтым свеце?

 І ён адказаў:

-         Прайсці праз вернасць.

Будем же верны своей родной земле и нашей вере православной. А ученики наши пусть её бережно хранят и передадут своим потомкам.

 

 


 

Особенности гражданского и нравственного воспитания в системе работы классного руководителя на

Особенности гражданского и нравственного воспитания в системе работы классного руководителя на

Встречи «Горжусь своими родителями» ( также можно приглашать бабушек, дедушек) 2

Встречи «Горжусь своими родителями» ( также можно приглашать бабушек, дедушек) 2

Тематические книжные выставки ( к православным праздникам,

Тематические книжные выставки ( к православным праздникам,

Нужно помогать детям продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор

Нужно помогать детям продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2024