Урок- игра по родному языку Для учащихся 5классов на тему «Мы- грамотеи!»
Оценка 4.6

Урок- игра по родному языку Для учащихся 5классов на тему «Мы- грамотеи!»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
11.06.2023
Урок- игра  по родному языку Для учащихся 5классов на тему «Мы-  грамотеи!»
Урок- игра по родному языку Для учащихся 5 классов на тему «Мы- грамотеи!»
мы- грамотеи.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27» г. Белгорода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок- игра  по родному языку

Для учащихся 5классов на тему

«Мы-  грамотеи!»

 

 

 

 

Учитель: Шевырева Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

Белгород- 2023

 

 

 

 

Тема: «Мы-  грамотеи!»

Цель урока: формирование представления о значимостиродного  русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Задачи:

1.                 Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, аргументировать собственную точку зрения, находить главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.

2.                 Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

3.                 Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.

Формируемые УУД:

1.                 Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;

2.                 Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;

3.                 Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;

4.                 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.

 

Целевая аудитория- учащиеся 5 класса

Продолжительность занятия: 35- 40 минут

Краткое описание: игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на команды, состав команды – 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

 

Оборудование: задания на карточках; чистые листы на столах для записи ответов.

 

Ход урока.

1.                 Вступительное слово  учителя.

Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому)

 

Ведущий 1.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Ведущий 2.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За “круглым столом”
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Ведущий 2: Сегодня наша игра посвящена родному русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

 

Ведущий 1 «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».

 

Ведущий 2 «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Ведущий 1 «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».

 

Учитель: 

В нашей игре участвуют три  команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики родного русского языка. Пожелаем им удачи!

 

Представление команд:

(команды поочередно представляют название и девиз)

 

- А теперь представление   жюри:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

1.               Что стоит посередине земли? (Буква «М».)

2.               Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)

3.               В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда.(Буква «О».)

4.               Что находится в начале книги? (Буква «К».)

5.               Какой месяц в году самый короткий? ( по числу букв в названии — май.)

6.               Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)

7.               Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)

8.               Чем кончается все? (Буквой «Е».)

9.               Что находится в середине капусты? (Буква «У».)

10.          Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)

11.          Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)

12.          Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам.)

13.          В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (стонет)

14.          В каком слове сорок гласных? ( сорока.)

15.          Из названий каких двух букв можно приготовить еду?(Ка-ша)

 

КОНКУРС 2. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ – 1 балл)

1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4.      Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).

5.      Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6            Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).

7.      Часть слова без окончания (основа).

8.  Член предложения, отвечающий на вопросы кто? Что? (подлежащее).

9.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

10.  Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

11. Член предложения, отвечающий на вопросы что делает? что сделает?(сказуемое)

12. Слова, близкие по значению (синонимы)

 

 

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА»

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием! 

 

КОНКУРС 4. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ»

Ведущая 1 (к зрителям)

Вспомним, что такое фразеологизмы.

До корней волос-

Как убитый, без задних ног-

Сломя голову-

До костей-

Как свои пять пальцев-

Во все горло-

Учитель:

- ваша задача назвать как можно больше известных фразеологизмов.

Конкурс 5.  «Рассказ на одну букву».

Команды в течение 3 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
1 команда -
2 команда –
3 команда -

Конкурс 6.  «Пожелание». 

На экране помещаются буквы. Из каждого ряда необходимо удалить повторяющиеся буквы. Задача участников - правильно и быстро собрать пожелание соперникам.
АОБООУАДА
ИПЬРТПЕИР
ЭПВФЭСФПЕ
ВЮЛГВДЛАЮ
ЖЗСУУЧЖАЗ
ОАСАОТАЛО
ГЦИДВГЦЫД
(будьте всегда счастливы)

 

Конкурс 7.  «Чёрный ящик»

Сейчас перед  вами  появится «чёрный ящик» с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что там находится. Ваша задача – угадать этот предмет. Итак, приступим.

1 команде:

Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в ней концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (вода)

2 команде:

Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку, ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)

3 команде:

Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это? (колесо)

8. КОНКУРС КАПИТАНОВ «Одна буква, марш!»

Задание: прочитайте текст на карточке, которая лежит перед вами. Подберите глагол, который можно было бы поставить  вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски. Побеждает тот  капитан, который быстрее справится с заданием и правильно заполнит все пропуски.

Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Шедшие впереди (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками.  «А гадюки ядовитые (5) нет?» - спросил молодой охотник. «Ты (6) это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать». (Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и)

 

 Итог.

Ведущая 1.

Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.

Ведущая 2.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Сколько правил, сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!

Ведущая 1.
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь.

Ведущая 2.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.

Ведущая 1.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Ведущая 2.

И  закончить наше мероприятие мы хотим  словами Ивана Сергеевича Тургенева : 

Хором: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Александрович, Н. Ф., Занимательная грамматика: издательство «Народная Асвета», Минск-2007

2.     Голуб, И.Б., Путешествия в страну слов,  дидактические материалы по русскому языку: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019.


 

3.    

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27» г

Тема: «Мы- грамотеи!» Цель урока : формирование представления о значимостиродного русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа

Тема: «Мы- грамотеи!» Цель урока : формирование представления о значимостиродного русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа

Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов

Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов

А теперь представление жюри: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

А теперь представление жюри: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» 1)

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» 1)

Сейчас перед вами появится «чёрный ящик» с неким предметом

Сейчас перед вами появится «чёрный ящик» с неким предметом

Ведущая 2. Люблю тебя, грамматика!

Ведущая 2. Люблю тебя, грамматика!

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2023