Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27» г. Белгорода
Урок- игра по родному языку
Для учащихся 5классов на тему
«Мы- грамотеи!»
Учитель: Шевырева Марина Владимировна
Белгород- 2023
Тема: «Мы- грамотеи!»
Цель урока: формирование представления о значимостиродного русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.
Задачи:
1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, аргументировать собственную точку зрения, находить главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
2. Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о связи языка и культуры народа, понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
3. Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.
Формируемые УУД:
1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.
Целевая аудитория- учащиеся 5 класса
Продолжительность занятия: 35- 40 минут
Краткое описание: игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на команды, состав команды – 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.
Оборудование: задания на карточках; чистые листы на столах для записи ответов.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его материи отца. Дорога, беспредельно дорога каждому человеку его родная речь. Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.
Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. В родном языке весь народ и вся его родина. В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.
В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.
Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому)
Ведущий 1.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Ведущий 2.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За “круглым столом”
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий 2: Сегодня наша игра посвящена родному русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
Ведущий 1 «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».
Ведущий 2 «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Ведущий 1 «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».
Учитель:
В нашей игре участвуют три команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики родного русского языка. Пожелаем им удачи!
Представление команд:
(команды поочередно представляют название и девиз)
- А теперь представление жюри:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)
1. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
3. В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда.(Буква «О».)
4. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
5. Какой месяц в году самый короткий? ( по числу букв в названии — май.)
6. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
7. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)
8. Чем кончается все? (Буквой «Е».)
9. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
10. Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)
11. Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)
12. Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам.)
13. В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (стонет)
14. В каком слове сорок гласных? ( сорока.)
15. Из названий каких двух букв можно приготовить еду?(Ка-ша)
КОНКУРС 2. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)
(правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6 Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
7. Часть слова без окончания (основа).
8. Член предложения, отвечающий на вопросы кто? Что? (подлежащее).
9. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
10. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
11. Член предложения, отвечающий на вопросы что делает? что сделает?(сказуемое)
12. Слова, близкие по значению (синонимы)
КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА»
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!
КОНКУРС 4. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ»
Ведущая 1 (к зрителям)
Вспомним, что такое фразеологизмы.
До корней волос-
Как убитый, без задних ног-
Сломя голову-
До костей-
Как свои пять пальцев-
Во все горло-
Учитель:
- ваша задача назвать как можно больше известных фразеологизмов.
Конкурс 5. «Рассказ на одну букву».
Команды в течение 3 минут
должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
1 команда -
2 команда –
3 команда -
Конкурс 6. «Пожелание».
На экране помещаются буквы.
Из каждого ряда необходимо удалить повторяющиеся буквы. Задача участников -
правильно и быстро собрать пожелание соперникам.
АОБООУАДА
ИПЬРТПЕИР
ЭПВФЭСФПЕ
ВЮЛГВДЛАЮ
ЖЗСУУЧЖАЗ
ОАСАОТАЛО
ГЦИДВГЦЫД
(будьте всегда счастливы)
Конкурс 7. «Чёрный ящик»
Сейчас перед вами появится «чёрный ящик» с неким предметом. Я постараюсь намекнуть вам на то, что там находится. Ваша задача – угадать этот предмет. Итак, приступим.
1 команде:
Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в ней концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (вода)
2 команде:
Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку, ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
3 команде:
Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это? (колесо)
8. КОНКУРС КАПИТАНОВ «Одна буква, марш!»
Задание: прочитайте текст на карточке, которая лежит перед вами. Подберите глагол, который можно было бы поставить вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски. Побеждает тот капитан, который быстрее справится с заданием и правильно заполнит все пропуски.
Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Шедшие впереди (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками. «А гадюки ядовитые (5) нет?» - спросил молодой охотник. «Ты (6) это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать». (Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и)
Итог.
Ведущая 1.
Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Ведущая 2.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Сколько правил, сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Ведущая 1.
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь.
Ведущая 2.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Ведущая 1.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Ведущая 2.
И закончить наше мероприятие мы хотим словами Ивана Сергеевича Тургенева :
Хором: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Список литературы
1. Александрович, Н. Ф., Занимательная грамматика: издательство «Народная Асвета», Минск-2007
2. Голуб, И.Б., Путешествия в страну слов, дидактические материалы по русскому языку: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.