Урок литературного чтения в 3 классе "Гадкий утёнок"
Оценка 4.8

Урок литературного чтения в 3 классе "Гадкий утёнок"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
другое
15.06.2023
Урок литературного чтения в 3 классе "Гадкий утёнок"
Урок литературного чтения в 3 классе "Гадкий утёнок"
Конструкт Гадкий утёнок 8. 05.2023.docx

Конструкт 1

УМК: «Школа России»

Тема урока: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся умеют избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умеют срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные: обучающиеся умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эф­фективные способы достижения результата, находят необходимую информацию в тексте произведения, развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, сформированность навыков волевой саморегуляции.

Предметные: обучающиеся знакомы с биографией Г. Х. Андерсена, умеют объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрациями, определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части.

 

Цель: формирование читательской компетентности (умение интерпретировать и осмысливать текст), посредством чтения и анализа сказки «Гадкий утёнок»

Задачи:

           Воспитательная: воспитывать умение избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Развивающая: развивать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата, находить необходимую информацию в тексте произведения, развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, навыки волевой саморегуляции.

           Образовательная: познакомить с биографией Г. Х. Андерсена, совместно объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрациями, определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части.

 

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

·         Принцип наглядности;

·         Принцип систематичности и последовательности;

·         Принцип научности;

·         Принцип целостности;

·         Принцип деятельности;

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального подъёма;
  • Воспитание через взаимодействие;
  • Учёт возрастных особенностей;

 

Методы обучения и воспитания: 

По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение.

По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса.

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

 

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная

 

Обеспечение урока:

1 Информационное обеспечение
1.1       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

1.2       Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.

1.3       Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

1.4 Основная общеобразовательная программа по предмету «Литература»

1.5 Учебник «Литература» 3 класс.

1.6 Методические разработки для уроков литературы в 3 классе.

 

2 Оборудование:

2.1 Демонстрационное: мультимедийная презентация «Литературное чтение», аудиофрагмент сказки «Гадкий утёнок»

2.2 Индивидуальное: учебник «Литературное чтение» 3 класс

Этап урока

Время

1.Мотивация к учебной деятельности 

2 мин.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

10 мин.

3.Решение проблемы

8 мин.

4.Первичное закрепление

8 мин.

5. Физминутка

2 мин.

6. Самостоятельная работа

7 мин.

7. Рефлексия 

3 мин 

 

Макет доски:

Тема:
План:

Восьмое мая.

Классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Образовательные задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

 

Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность

 

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

 

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

-Проверьте всё ли у вас готово к уроку литературного чтения, если всё на месте, то присаживайтесь за парты.

-Сразу садимся правильно.

- В течение года вы знакомились со многими писателями и поэтами.

- Какие авторы и произведения вам запомнились больше всего?

 

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

 

Ответы детей

 

Ф

 

-

 

ОК

 

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность навыков волевой саморегуляции.

 

 

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Актуализировать знания по уроку, выявить проблему. Поставить тему и задачи урока.

По источнику получения знаний: беседа

По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

1 этап. Работа до чтения текста (подготовка к восприятию)

-Особое место занимают писатели, встреча с которыми не забудется никогда. Они необыкновенные люди – им дан дар сочинять сказки, которые останутся в твоем сердце навсегда. Их сказки хочется перечитывать снова и снова, чтобы встретиться с любимыми героями.

- Один из моих любимый писателей, о нем и о его произведении мы будем сегодня говорить– это великий сказочник Г.-Х. Андерсен. Это его портрет. Всмотритесь в его лицо, в его мудрые глаза, добрую улыбку, так случается в жизни, что не всегда гениальные люди столь привлекательны, но этого не замечаешь, читая их произведения, они настолько западают в душу, что ты уже не способен их забыть.

- Каждый из вас, подумайте, какой бы вопрос вы задали Г.-Х. Андерсону, если бы эта встреча состоялась?

Мне бы хотелось взять у него интервью. Что бы я у него спросила?

- Первым делом я бы спросила: где вы родились, чем занимались ваши отец и мать? 

- Чем в детстве вы отличались от других детей? 

- Что вы больше всего ценили в жизни? 

- Что особенного и необычного в ваших сказках? 

Эти вопросы можно продолжать бесконечно, но впереди у нас сегодня сказка.

- Знакомя нас с жизнью животных, он помогает понять нашу жизнь, законы общения.

- Вы читали сказки Г.-Х. Андерсена, какие произведения? Возможно, у  кого-то из вас есть книги Г.-Х. Андерсена?

Показываю на выставку книг

- Можете обратить ваше внимание на книги. Каждая из них уникальна.

- Каждая сказка - это страница жизни, знакомясь с ними, мы многое берем для себя. Писатель невольно предлагает нам подумать, как мы живем.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

-А какую цель можем перед собой поставить?

-С какой сказкой будем знакомиться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют вопрос писателю.

 

Знакомятся с биографией писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомиться со сказкой Г. Х. Андерсена

 

 

 

Ф, И

Мультимедийная презентация «Литературное чтение»

ОК

Метапредметные: обучающиеся умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эф­фективные способы достижения результата, сформированность навыков волевой саморегуляции.

Предметные: обучающиеся знакомы с биографией Г. Х. Андерсена

3.Решение проблемы

Организовать работу по решению проблемы урока

По источнику получения знаний: беседа

По уровню включения в продуктивную деятельность: продуктивные.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса.

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

Прогнозирование.

- На слайде есть одна пословица. Она может нам помочь узнать название сказки.

«Не все то золото, что блестит».

- Давайте прочтем ее все вместе.

- А теперь, мальчики, прочтите эту пословицу, как бы прочел ее мудрец, мудро, рассудительно, степенно.

- А теперь, девочки, попробуйте прочесть эту пословицу с удивлением.

- Да, вот такая пословица.

- Как вы ее чувствуете, как вы ее понимаете?

- Думаю, мы вернемся к ней немного позже, через некоторое время мы начнем читать сказку.

- Как называется наша сказка?

- Можно ли по названию предположить, что будет в сказке?

- Но только ли этот смысл включен в название, об этом мы поговорим позже.

- Что ж мы проверим наши догадки совсем скоро.

- Ребята, сказка написана более двухсот лет назад. В ней есть слова, которые могут быть нам не понятны. Например, такие как: орава, несуразный.

- А теперь растолкуем их - обратимся к нашему словарику в конце учебника и найдем толкование этих слов.

- Тот, кто нашел, поднимает руку и может прочитать толкование слова.

- Ребята, есть еще одно слово, которому тоже нужно дать толкование. Это слово присутствует в названии нашей сказки.

- Слово «гадкий». Как вы понимаете смысл этого слова?

- Что ж, еще существует одно толкование этого слова. Посмотрите на экран пожалуйста.

- Рассказы – рассказывают, стихи – читают, а сказки – сказывают.

 

- Перед тем, как мы обратимся к сказке, посмотрите на слайд, перед вами вопрос, на который вы сможете ответить после прочтения сказки:

-Каким был гадкий утёнок?

-Приступаем к чтению сказки

2 этап. Чтение текста.

Чтение с остановками.

-Послушайте начало.

(аудиозапись фрагмента сказки)

- Ребята, с какого предложения начинается сказка? Прочитайте.

- Какое это предложение?

- Верно, какой настрой дало нам это предложение?

- Вот так начинается сказка.

- Что ж послушаем дальше (грустная интонация)

(чтение «Рождение утят»)

- Заботливая мама?

- Слушаем дальше.

(чтение учениками)

(чтение «Рождение гадкого утенка»)

- Вот все семейство в сборе. Как складывалась жизнь мамы утки и утят?

(чтение «Птичий двор»)

- Вот так утята познакомились с обитателями птичьего двора. Как вы думаете, примут их?

 

читают пословицу хором

 

Читают мальчики

 

 

Читают девочки

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

- Гадкий утенок.

- Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Дети ищут слова в словарике и дают им понятие

 

 

Так ребята работают с 2 словами

 

Противный, некрасивый.

 

Учащийся читает понятие

 

 

 

 

 

 

Слушают аудиозапись.

Читают первое предложение.

- Восклицательное.

- Позитивный, положительный. Все будет хорошо.

 

- Да

Читают по абзацам.

 

Ученик читает отрывок.

Ответы учеников

Ф, И

Мультимедийная презентация «Литературное чтение», учебник «Литературное чтение» 3 класс

ОК, контроль учителя

Личностные: обучающиеся умеют избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умеют срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные: обучающиеся определяют наиболее эф­фективные способы достижения результата, находят необходимую информацию в тексте произведения, развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, сформированность навыков волевой саморегуляции.

Предметные: обучающиеся умеют объяснять авторское и собственное отношение к персонажам.

4.Первичное закрепление

Организовать

усвоение способа

действия при решении

типовых зада

По источнику получения знаний: беседа

упражнения

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

3 этап. Работа после прочтения текста.

Анализ.

- Так прошел первый день. прямо в колючие кусты.

- Так его встретила жизнь.

- Изменилось ли что-либо в жизни нашего героя, читаем дальше.

- Какие чувства испытывает наш малыш?

- Чем же хвастались два диких гусака?

- На этом эпизоде мы сделаем остановку.

- Какое впечатление произвела на вас сказка? 

- Вам понравилась сказка?

- Удивительно, мама утка и какой-то гадкий утенок.

 

 

 

 

 

Читают абзацы

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся умеют избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умеют срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные: обучающиеся находят необходимую информацию в тексте произведения, развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, сформированность навыков волевой саморегуляции.

Предметные: обучающиеся умеют объяснять авторское и собственное отношение к персонажам.

5.Физминутка

Снять мышечное и эмоциональное напряжение

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

- Ну а сейчас давайте разомнемся, встанем из-за своих парт и выполним физминутку с нашими озорными утятами.

- Спасибо утятам, они нас взбодрили, а мы вернемся к нашему гадкому утенку.

Сказка продолжается дальше, а мы вернемся к прочитанному тексту.

НА ШАГАЮЩИХ УТЯТ

Выполняют физминуту.

Ф

-

СК

Метапредметные: демонстрируют навыки волевой саморегуляции

6. Самостоятельная работа

Организовать самостоятельную деятельность обучающихся

Методы эмоционального стимулирования:, поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

 

- Гадкий утенок - так называется сказка. Можем ли мы уже сейчас ответить, почему она так называется?

- Хорошо, но полный ответ на этот вопрос мы получим, когда дочитаем сказку до конца.

- Так почему же гадкий? Ведь одно из толкований этого слова значит, гадкий тот, кто что-то сделал плохое.

- А наш утенок делал что-то плохое?

- Его так называли лишь потому, что он был некрасив.

- А вы согласны с тем, что внешне красивое – это правильное и прекрасное?

- А какое вы знаете противоположное слово к слову «гадкий»?

- А есть ли в сказке хороший персонаж?

- Найдите слова, подтверждающие это.

- Как вы думаете, какие слова приятно было услышать гадкому утенку?

- И еще мне кажется, что у нее есть замечательное качество – она знакомит утят с жизнью, учит их.

- Итак, какая же она мама?

- Вернемся к рисунку на стр. 201

- Как показывает художник, материнскую заботу и доброту?

- Мама утка знакомит утят с птичьим двором, как же приняли их? (чтение стр.205)

- Обратите внимание на рисунок.

- Ребята, почему же наш утенок сбежал?

- Удачно ли сложилась жизнь утенка потом. Куда он попал после птичьего двора?

А теперь давайте обратимся к началу урока, попробуйте ответить на вопрос (показываю на слайде)

-Каким был гадкий утенок?

- Я предлагаю вам представить, вечер в старой избушке. Курица - Коротконожка забралась на насест, Кот – Сыночек разлегся на лежанке. В избушке тускло горит свеча, и они каждый день обменивались впечатлениями. Какие впечатления у них были об этом дне.

- Сейчас будет работа по парам, представьте, что кто-то из вас будет котом, а кто-то курочкой. Попробуйте обменяться впечатлениями о прошедшем дне, когда к вам пришел утенок.

(опрос по 1 паре с ряда)

- Как вы думаете, птичий двор заметил исчезновение утенка?

- Почему?

- И мама утка не заметила?

 

- Давайте представим, что нам нужно поставить мультфильм под названием «Мама утка вечером». Как же вела себя мама утка вечером после исчезновения утенка. Давайте это попробуем показать.

 

(по одному ученику около доски)

 

- В каждой сказке есть что-то удивительное. Заметили ли вы это в нашей сказке?

-Обратите внимание на стр. 200-201, что здесь удивительного?

- Мы начали читать сказку Г.-Х. Андерсона «Гадкий утенок». – С кем происходили все эти события?

- А действительно ли автор рассказывает только об отношениях между животными или он подразумевал, кого-то другого?

- Мы начали разговор с пословицы, вернемся к ней.

- Что же плохого сделал наш утенок?

- В нем много добра, а добро всегда вознаграждается, но об этом вы поговорите, дочитав сказку до конца.

- Жалко, но нам нужно прощаться с утенком.

- С какими чувствами вы расстаетесь?

- Дома прочтите еще раз часть, с которой мы познакомились. Страницы 200-208

-Поднимите руки те дети, у которых сказка вызвала интерес. Почему?

-Поднимите руки те дети, кому сказка показалась неинтересной. Почему?

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

- Нет

 

 

Ответы детей.

 

- Хороший

 

- Мама утка

Ответы детей.

 

 

 

 Ответы детей.

 

 

 

Анализируют рисунок.

 

 

 

 

Анализируют рисунок.

 

 

- В старую избушку.

 

 

 

-высказывают свое мнение

Работают по парам.

 

 

 

 

 

- Нет

 

- Они его не приняли

- Заметила, потому что он был ее собственный сын, и она любила его таким, какой он есть.

 

 

- Изображают маму утку вечером.

 

 

Ответы детей.

- Утята родились и уже говорят, познают мир.

 

Ф, И, П

Учебник «Литературное чтение» 3 класс, мультимедийная презентация «Литературное чтение»

ОК, СК

Личностные: обучающиеся умеют избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умеют срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Метапредметные: обучающиеся определяют наиболее эф­фективные способы достижения результата, находят необходимую информацию в тексте произведения, развивают навыки сотрудничества с взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, сформированность навыков волевой саморегуляции.

Предметные: обучающиеся умеют объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрациями, определять тему и главную мысль произведения, делить текст на смысловые части.

7. Рефлексия

Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

 

-С каким автором сказок мы познакомились?

-Как называется эта сказка?

-Какую цель мы ставили на урок?

-Как мы её достигали? Что делали?

Рефлексия «Колесо удачи»

 

Рефлексия на уроке - Учебные ресурсы

-Предлагаю каждому высказать своё мнение.

-Я тоже выскажу своё…

-Спасибо за урок. Готовимся к следующему.

-Г. Х. Андерсен

-Гадкий утёнок

 

Ответы детей

 

 

 

 

Ф

Мультимедийная презентация «Литературное чтение»

ОК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность навыков волевой саморегуляции, умение высказывать своё мнение

 

 


 

Конструкт 1 УМК: «Школа России»

Конструкт 1 УМК: «Школа России»

По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение

По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение

Тема: План: Восьмое мая

Тема: План: Восьмое мая

Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность

Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность

Актуализировать знания по уроку, выявить проблему

Актуализировать знания по уроку, выявить проблему

Можете обратить ваше внимание на книги

Можете обратить ваше внимание на книги

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Каким был гадкий утёнок? -Приступаем к чтению сказки 2 этап

Каким был гадкий утёнок? -Приступаем к чтению сказки 2 этап

По источнику получения знаний: беседа упражнения

По источнику получения знаний: беседа упражнения

Методы эмоционального стимулирования:, поощрение

Методы эмоционального стимулирования:, поощрение

Ребята, почему же наш утенок сбежал? -

Ребята, почему же наш утенок сбежал? -

Давайте это попробуем показать

Давайте это попробуем показать

Поднимите руки те дети, кому сказка показалась неинтересной

Поднимите руки те дети, кому сказка показалась неинтересной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023