Особенности коммуникативнй дезадаптации у детей с дизартрией в младшем школьном возрасте
Оценка 4.9

Особенности коммуникативнй дезадаптации у детей с дизартрией в младшем школьном возрасте

Оценка 4.9
docx
04.12.2022
Особенности коммуникативнй дезадаптации у детей с дизартрией в младшем школьном возрасте
особенности коммуникативной дезадаптации у детей с дизартрией.docx

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

учитель-логопед I квалификационной категории

МБОУ СОШ «Перспектива»

Арина Викторовна Никитенко

г. Новосибирск

 

В данной работе представлены теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативной дезадаптации у детей с дизартрией в младшем школьном возрасте, а также актуальность проблемы исследования.

Ключевые слова: коммуникативная дезадаптация, коммуникативная компетентность, развитие речи, дизартрия.

 

Одной из актуальных и наиболее распространенных проблем в практике современной школы выступает проблема дезадаптации. Ей уделяется значительное внимание, так как от степени проявления дезадаптации зависит успешность обучения детей в школе, особенности их взаимоотношений, эффективной адаптации к новым условиям. Кратко опишем теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативной дезадаптации у детей с дизартрией младшего школьного возраста.

В рамках изучаемой проблемы наибольший риск представляет момент поступления ребенка в школу и период первичного усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. Как известно, дети с нарушением речевого развития, в том числе дизартрией, наиболее подвержены возникновению у них коммуникативной дезадаптации.

Все это связано, как и с первичным нарушением речи, вследствие которого ребенок затрудняется выражать свою мысль, ограничивает себя в установлении контакта и вступлении в ситуацию общения, так и с исходно сниженными адаптационными возможностями ребенка.

Таким образом, вопрос формирования коммуникативной компетенции приобретает все большую значимость в контексте образовательного пространства. Коммуникативная компетентность, предполагающая наличие умения эффективно сотрудничать с другими людьми, является одним из ключевых направлений работы в младшем школьном возрасте.

Вопрос умения детей младшего школьного возраста с недостатками речи и дизартрией, в частности, преодолевать трудности, возникающие в процессе формирования коммуникативной компетентности, в том числе на этапе коррекционного воздействия, остается открытым. Несмотря на потребность практики логопедии и логопсихологии и интерес научного сообщества, проблема продолжает оставаться актуальной.

Коммуникативные проблемы младших школьников с дизартрией обнаруживаются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебной и бытовой деятельности, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в коллектив сверстников, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание межличностных отношений, тем самым снижая социальный статус ребенка среди сверстников.

Среди авторов, активно изучающих вопрос освоения коммуникативной компетенции и коммуникативной дезадаптации у детей с нарушением речи, можно выделить О.Е. Грибову, И.Ю. Кондратенко, Л.Г. Соловьеву, Г.В. Чиркину, Т.Н. Волковскую и других.

Проблемой исследования выступает поиск оптимальных путей и средств, направленных на создание условий для успешного освоения коммуникативной компетентности, учащихся младшего школьного возраста с дизартрией.

Проблема формирования и развития коммуникативной способности достаточно сложна и многомерна, поскольку включает в себя такие аспекты, как формирование навыков речевого общения в онтогенезе, зависимость их формирования от деятельности личности, соотношение процессов формирования языковой и коммуникативной способностей, зависимость реализации языковой способности от степени сформированности коммуникативной, становление языковой и коммуникативной способности, как условие социальной адаптации личности и овладения культурой общества.

У детей младшего школьного возраста, коммуникативная дезадаптация характеризуется не только сложностью установления контакта с одноклассниками, сверстниками, но и специфическими трудностями в освоении образовательных программ. Так, например, дети с речевыми нарушениями не воспринимают фронтальную инструкцию учителя на уроке, не включаются в задание, которое адресовано всему классу в целом, испытывают трудности в усвоении нового материала. Зачастую такие дети не могут вступить и выстроить диалог со сверстниками и, либо занимают пассивную роль в коллективе, либо вступают в конфликт, который влечет за собой негативные установки участия в ситуации общения.

Учитывая традиционное положение о том, что в процессе формирования навыков социального взаимодействия ключевую роль играет взаимосвязь личности и коммуникативной деятельности, можно рассмотреть проблему коммуникативной дезадаптации детей с недостатками речи с позиции нарушения коммуникативного онтогенеза. Принимая во внимание имеющиеся научные данные, мы можем определить коммуникативную дезадаптацию, как симптомокомплекс личностных, коммуникативно-речевых и когнитивных проблем, затрудняющих формирование у детей с недостатками речи психологических механизмов приспособления к социальной ситуации развития.

Таким образом, становится очевидно, что коммуникативная дезадаптация может быть рассмотрена только, как целостная система с многообразием типов связей в ней, что определяет ее структуру и обосновывает особенности изучения. А социальная значимость проблемы личностного уровня адаптации, в свою очередь, определяет необходимость своевременного выявления отклонений в формировании значимых в общении характеристик личности, причин и механизмов их формирования в различных условиях и на разных возрастных этапах.

Вместе с тем, возникает необходимость изучения особенностей личностного компонента в структуре коммуникативной дезадаптации ребенка с нарушением речи, как динамического психосоциального образования, формирующегося с помощью специальных социально-психологических условиях. Ведь в настоящее время особая роль в утверждении и реализации новой социальной стратегии отводится такому социальному институту, как образование, способного осуществлять свои функции только в контексте личностного становления, через специфические формы воздействия, определяющие и корректирующие личностное развитие.


 

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Таким образом, вопрос формирования коммуникативной компетенции приобретает все большую значимость в контексте образовательного пространства

Таким образом, вопрос формирования коммуникативной компетенции приобретает все большую значимость в контексте образовательного пространства

У детей младшего школьного возраста, коммуникативная дезадаптация характеризуется не только сложностью установления контакта с одноклассниками, сверстниками, но и специфическими трудностями в освоении образовательных программ

У детей младшего школьного возраста, коммуникативная дезадаптация характеризуется не только сложностью установления контакта с одноклассниками, сверстниками, но и специфическими трудностями в освоении образовательных программ

Вместе с тем, возникает необходимость изучения особенностей личностного компонента в структуре коммуникативной дезадаптации ребенка с нарушением речи, как динамического психосоциального образования, формирующегося с помощью специальных…

Вместе с тем, возникает необходимость изучения особенностей личностного компонента в структуре коммуникативной дезадаптации ребенка с нарушением речи, как динамического психосоциального образования, формирующегося с помощью специальных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022