Особенности коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Формирование предпосылок к развитию универсальных учебных действий.
Оценка 5

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Формирование предпосылок к развитию универсальных учебных действий.

Оценка 5
doc
22.03.2023
Особенности коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Формирование предпосылок к развитию универсальных учебных действий.
март 2023 для СМИ.doc

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.

Формирование предпосылок к развитию универсальных учебных действий

         Буркова Галина Салимгареевна

учитель-логопед ВКК

 

Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников. Нарушения всех структурных компонентов языка вызывают затруднения в формировании правильной устной речи, выражении своих мыслей и желаний, умении договариваться, строить речевое высказывание в ситуации общения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок, идущий в общеобразовательную школу с логопедическим заключением «общее недоразвитие речи», испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах дети могут продолжить занятия у логопеда на бесплатной основе, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому формировать предпосылки к развитию универсальных учебных действий и начинать обучение грамоте этих детей необходимо в дошкольном возрасте и проводить по специальной методике.

           При общем недоразвитии речи первого и второго уровня дети оказываются не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях общеобразовательной школы, испытывают большие трудности в ситуации общения, умении вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, разрешать конфликты. Дети с недоразвитием речи третьего уровня, как правило, легче интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи и развитию коммуникативных навыков.

          Важным фактором для формирования коммуникативных навыков и ситуаций благоприятного межличностного общения являются хорошо развитые фонематические процессы. Фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Примерно к трем годам ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором этого развития является развитие речи в целом в процессе общения с окружающими. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы. М.Е. Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха». Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов. Фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. А фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова. Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. Нарушение четкости артикулирования звуков во время речи, невнятная в целом речь дошкольников с общим недоразвитием речи не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое произношение. Старшие дошкольники с ОНР плохо выполняют задания и упражнения по дифференциации слов близких по звучанию, по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов. Такие трудности дифференциации также затрудняют ситуацию общения.

  Поэтому формированию предпосылок к развитию предшкольных учебных действий должна предшествовать определенная логопедическая работа по следующим основным направлениям:

         1. Развитие психологической базы речи (внимание, восприятия, память, мышление, воображение).

         2. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

          3. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствие звука).

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой  звуки речи по акустическим и артикуляционным признакам, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

          5. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

           6. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространением предложений.

           7. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

      8. Развитие коммуникативных навыков в разных ситуациях общения – в диалоге, в группе сверстников, в разрешении конфликтов, в публичных выступлениях, планировании сотрудничества. Создание специальных игровых ситуаций, способствующих развитию сюжетных игр.

 

                    Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется звукопроизношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Также осуществляется развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, т.е. дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

           Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты. Конечно, проводятся и тренировочные упражнения: создаются ситуации общения, где каждый участник учится слушать другого и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, ребята учатся выражать свои мысли полно и точно, то есть развиваются коммуникативные навыки.

 Во время работы по развитию речи моделируются игровые ситуации с целью развития коммуникативных навыков. В игре применяются «волшебные слова» и формируется умение найти выход из спора с помощью беседы, общения. Проводятся тренировочные упражнения, где каждый участник учится слушать другого и вступать в диалог. Таким образом совершенствуется связная устная речь и развиваются интеллектуальные способности.

         У дошкольников формируется познавательная активность, стимулируется речемыслительная деятельность - развивается умение выражать свои мысли полно и точно. Появляется положительная мотивация к бесконфликтному общению, желание участвовать в коллективном решении проблем, работать в сотрудничестве.

Во время игр в группе создаются условия, когда детям на практике надо применять умение составлять вопросы и ответы полными предложениями, самим придумывать ситуации для вежливого общения. Работа бывает в парах и подгруппах.

           Возможна и командная работа – когда дети придумывают сюжет, подбирают необходимые атрибуты, распределяют роли. Как, например, игры «Журналисты» (выбирают журналиста и того, у кого он будет брать интервью) или «Кафе» (выбирают посетителей кафе, официантов, поваров). Всё это способствует поддержанию интереса к общению и развитию навыков коммуникации, умению отстаивать свои позиции в решении разнообразных задач и творчески мыслить, совершенствуется связная устная речь и интеллект. Приветствуется и поощряется вежливое общение. Творческая работа позволяет ребенку стать инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения в разных ситуациях, помогает мыслить креативно и не бояться трудностей.

           Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.            

Таким образом, создание условий для формирования предпосылок к развитию универсальных учебных действий представляется сложным процессом и имеет ряд особенностей как методического, так и мотивационного характера. В своей работе учитель-логопед должен использовать приёмы и методы работы, которые, в первую очередь, формировали бы у детей эмоционально положительное отношение к занятиям, поддерживали интерес в течение всей деятельности, а также стимулировали речемыслительную деятельность дошкольников и развивали интерес к речи и языку в целом, способствовали умению выражать свои мысли полно и точно; способствовали развитию умения владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. В таком случае у дошкольников с нарушением речи сформируется положительная мотивация к бесконфликтному общению, умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников и работать в сотрудничестве.

              

                     Таким образом для создания благоприятных условий по формированию предпосылок к развитию универсальных учебных действий у дошкольников с нарушением речи нам пришлось дополнить коррекционный логопедический процесс новыми формами работы, направленными на развитие практических умений в бесконфликтном общении, умении вступать в диалог с собеседником, умении интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, развитие умений работать в группе и парах с использованием этикета общения

 


Особенности коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при общем недоразвитии речи

Особенности коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при общем недоразвитии речи

Решающим фактором этого развития является развитие речи в целом в процессе общения с окружающими

Решающим фактором этого развития является развитие речи в целом в процессе общения с окружающими

Другой вид работы – подбор однокоренных слов

Другой вид работы – подбор однокоренных слов

Появляется положительная мотивация к бесконфликтному общению, желание участвовать в коллективном решении проблем, работать в сотрудничестве

Появляется положительная мотивация к бесконфликтному общению, желание участвовать в коллективном решении проблем, работать в сотрудничестве

развитие практических умений в бесконфликтном общении, умении вступать в диалог с собеседником, умении интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, развитие умений работать в…

развитие практических умений в бесконфликтном общении, умении вступать в диалог с собеседником, умении интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, развитие умений работать в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2023