Особенности логопедического сопровождения детей

  • doc
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особенности логопедического сопровождения детей.doc

Особенности логопедического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в образовательном учреждении для детей с ОВЗ

Аннотация: Работа представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, специалистов службы сопровождения специальных коррекционных образовательных учреждений. В эссе представлен опыт работы службы сопровождения специальной коррекционной школы на занятиях с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Содержание:

  1. Введение
  2. Основные положения психолого-педагогического сопровождения.

2.1.       Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.

2.2.       Дидактические принципы и здоровьесберегающие технологии психолого-педагогического сопровождения.

  1. Этапы работы коррекционно-логопедического сопровождения

3.1.       Диагностический этап.

3.2.       Коррекционно-логопедический этап

3.2.1.   Развитие слухового восприятия

3.2.2.   Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

3.2.3.   Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

3.2.4.   Развитие функции голоса и речевого дыхания

3.2.5.   Развитие чувства ритма

3.2.6.   Развитие импрессивной и экспрессивной речи

3.3.       Заключительный этап

  1. Заключение.
  2. Список использованных источников и литературы.

1. Введение.

Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость.

За последние десять лет в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей с нарушением интеллекта. Резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В школы принимаются дети с разной степенью умственной отсталостью. Увеличилась доля детей с умеренной и тяжелой формами интеллектуального недоразвития.

Одной из категорий учащихся ГБСК ОУ школы № 17 г.  Санкт- Петербурга являются дети – инвалиды с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в сочетании с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями ведется по  образовательному маршруту, рекомендованному  Л.Б. Баряевой, Д.И.Бойковым, В.И. Липаковой.

Основная цель системы образования для таких детей – максимально возможная социализация. Для успешной социализации этих детей мы  осуществляем психолого-педагогическое сопровождение.

Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

    
2. Основные положения психолого-педагогического сопровождения

2.1. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка- инвалида в образовательном учреждении является создание специальных условий в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями:

1.Изучить индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.   

2..Составить индивидуальную программу развития и коррекции с учетом сложности дефекта.

3.Создать для «особого» ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе при общении с детьми и педагогическим персоналом.

4.Повысить психологическую компетентность родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

5.Обеспечить логопедическое, педагогическое, психологическое и дефектологическое сопровождение с учетом индивидуальной программы развития.

2.2.  Дидактические принципы и здоровье сберегающие технологии психолого-педагогического сопровождения.

При обучении данной категории детей, мы осуществляем логопедическое сопровождение с момента поступления ребенка в школу, для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности. Логопедическое сопровождение с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в  развитии.

Работа с безречевыми детьми осуществляется с учетом следующих дидактических принципов:

 - комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

 - максимальной опоры на различные анализаторы;

 - опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

 - поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

 - учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

 - усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с системным  недоразвитием речи средней и тяжелой степени является знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.

Все вышеперечисленные принципы мы совмещаем с использованием здоровье сберегающих технологий, таких как:

·                    Пескотерапия

·                    Су-джок и семянотерапия

·                    Игротерапия

·                    Сказкотерапия

·                    Массаж и самомассаж

   
3. Этапы работы коррекционно-логопедического сопровождения

3.1. На диагностическом этапе проводим дополнительное логопедическое обследование учащихся, уточняется речевой диагноз, формируем  базу данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных  функциях ребенка. Результаты заносим в речевую карту.  

3.2. На коррекционно- логопедическом этапе решаем  задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваем  коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаем специальную  среду для стимулирования речевого  развития.

На этом этапе используем  ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, а именно формирование неречевых процессов и высших психических функций, которые являются базой для формирования общения и речи. 

Направления в формировании предпосылок общения и речи у безречевых детей:

3.2.1.   Развитие слухового восприятия.

Задачи:

·                    расширить рамки слухового восприятия;

·                    развить слуховые функции;

·                    сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.

Приемы: привлечение внимания к звучащему предмету; различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов; реагирование на громкость звучания; узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и]; развитие подражания неречевым и речевым звукам; различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

3.2.2.   Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи:

·                    расширить рамки коммуникации с окружающими;

·                    развить невербальные компоненты коммуникации.

Приемы: развитие понимания жестов и выразительных движений; моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на); развитие мимики и жеста.

3.2.3.   Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:

·                    Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

·                    формировать представления о схемах лица и тела;

·                    развить подвижность речевой мускулатуры;

·                    обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

Приемы: массажные расслабляющие  (активизирующие) движения; пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением; активизация пассивных и активных движений рук; артикуляционная и мимическая гимнастика.

3.2.4.   Развитие функции голоса и речевого дыхания.

Задачи:

·                    формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;

·                    активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Приемы: развитие произвольного речевого вдоха; различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха; упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха; формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].

3.2.5.   Развитие чувства ритма.

Задачи:

·                    формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).

Приемы: двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением; ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.

3.2.6.   Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

·                    развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

·                    формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Приемы: автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов; выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений; побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний; активизация потребности в речевых высказываниях; развитие речевого подражания.

3.3. На заключительном этапе  после проведенной работы осуществляем логопедическую диагностику общеучебных навыков и коммуникативных способностей.

 Результаты показали, что у детей  повысилась речевая активность, они стали более открыты для общения. Комплексный подход позволил решить задачи обучения, развития, воспитания. Установился эмоциональный контакт с неговорящим учеником, снято напряжение, развились предпосылки позитивного общения, произошла корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Стало формироваться правильное эмоциональное состояние безречевого ребенка. Появилось желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками. Данное логопедическое сопровождение учащихся с тяжелыми нарушениями речи позволило улучшить их социальную адаптацию, дало возможность для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.


4.               Заключение.

Не смотря на то, что большую часть своего времени мы уделяем работе с детьми, как специалисты службы сопровождения, к коррекционно-развивающей работе мы также привлекаем  и других участников образовательного процесса педагогов и родителей.

С педагогами мы организуем совместные развивающие мероприятия-праздники, бинарные уроки, учебные экскурсии,

Наряду с этим осуществляется постоянный обмен опытом на методических объединениях,  круглых столах, мастер- классах .

Кроме того, на базе нашего учреждения уже год работает Родительский клуб. Благодаря службе сопровождения налажена работа с родителями особых детей, регулярно ведется работа по информированию и обучению педагогическим приемам, консультирование родителей по вопросам социализации детей.

Таким образом, комплексное логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, что позволит социально адаптироваться учащимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, что соответствует требованиям новых образовательных стандартов.


Список использованных источников и литературы:

Источник: http://aupam.narod.ru/pages/deti/programmih_obucheniya_deteyj_s_tyazhyolihmi_i_mnozhestvennihmi/page_02.htm

1.            Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/Е.В. Кириллова.- М. : ТЦ Сфера, 2011.

2.            Коробейников, И.А.Нарушение развития и социальная адаптация./И.А. Коробейников. – М. : Академия, 2002.

3.            Наумов, А.А. Разработка программы социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения./ А.А. Наумов, В.А. Герасимова // Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) и инклюзивных учреждениях на этапе внедрения ФГТ и ФГОС/ФГБОУ ВПО Перм. гос.пед.ун-т.- Пермь, 2012.

4.            Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта./ Л.М. Шипицына . - СПб. : Речь, 2005.


Скачано с www.znanio.ru