Особенности логопедического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в образовательном учреждении для детей с ОВЗ
Аннотация: Работа представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, специалистов службы сопровождения специальных коррекционных образовательных учреждений. В эссе представлен опыт работы службы сопровождения специальной коррекционной школы на занятиях с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Содержание:
2.1. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.
2.2. Дидактические принципы и здоровьесберегающие технологии психолого-педагогического сопровождения.
3.1. Диагностический этап.
3.2. Коррекционно-логопедический этап
3.2.1. Развитие слухового восприятия
3.2.2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации
3.2.3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
3.2.4. Развитие функции голоса и речевого дыхания
3.2.5. Развитие чувства ритма
3.2.6. Развитие импрессивной и экспрессивной речи
3.3. Заключительный этап
1. Введение.
Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость.
За последние десять лет в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей с нарушением интеллекта. Резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В школы принимаются дети с разной степенью умственной отсталостью. Увеличилась доля детей с умеренной и тяжелой формами интеллектуального недоразвития.
Одной из категорий учащихся ГБСК ОУ школы № 17 г. Санкт- Петербурга являются дети – инвалиды с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в сочетании с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями ведется по образовательному маршруту, рекомендованному Л.Б. Баряевой, Д.И.Бойковым, В.И. Липаковой.
Основная цель системы образования для таких детей – максимально возможная социализация. Для успешной социализации этих детей мы осуществляем психолого-педагогическое сопровождение.
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
2. Основные положения психолого-педагогического сопровождения
2.1. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка- инвалида в образовательном учреждении является создание специальных условий в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями.
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями:
1.Изучить индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
2..Составить индивидуальную программу развития и коррекции с учетом сложности дефекта.
3.Создать для «особого» ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе при общении с детьми и педагогическим персоналом.
4.Повысить психологическую компетентность родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
5.Обеспечить логопедическое, педагогическое, психологическое и дефектологическое сопровождение с учетом индивидуальной программы развития.
2.2. Дидактические принципы и здоровье сберегающие технологии психолого-педагогического сопровождения.
При обучении данной категории детей, мы осуществляем логопедическое сопровождение с момента поступления ребенка в школу, для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности. Логопедическое сопровождение с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии.
Работа с безречевыми детьми осуществляется с учетом следующих дидактических принципов:
- комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);
- максимальной опоры на различные анализаторы;
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;
- учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.
Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени является знание особенностей речевого развития и умение создать специальную среду для стимулирования речи.
Все вышеперечисленные принципы мы совмещаем с использованием здоровье сберегающих технологий, таких как:
· Пескотерапия
· Су-джок и семянотерапия
· Игротерапия
· Сказкотерапия
· Массаж и самомассаж
3. Этапы работы коррекционно-логопедического сопровождения
3.1. На диагностическом этапе проводим дополнительное логопедическое обследование учащихся, уточняется речевой диагноз, формируем базу данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносим в речевую карту.
3.2. На коррекционно- логопедическом этапе решаем задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваем коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаем специальную среду для стимулирования речевого развития.
На этом этапе используем ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, а именно формирование неречевых процессов и высших психических функций, которые являются базой для формирования общения и речи.
Направления в формировании предпосылок общения и речи у безречевых детей:
3.2.1. Развитие слухового восприятия.
Задачи:
· расширить рамки слухового восприятия;
· развить слуховые функции;
· сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.
Приемы: привлечение внимания к звучащему предмету; различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов; реагирование на громкость звучания; узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и]; развитие подражания неречевым и речевым звукам; различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
3.2.2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Задачи:
· расширить рамки коммуникации с окружающими;
· развить невербальные компоненты коммуникации.
Приемы: развитие понимания жестов и выразительных движений; моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на); развитие мимики и жеста.
3.2.3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Задачи:
· Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;
· формировать представления о схемах лица и тела;
· развить подвижность речевой мускулатуры;
· обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
Приемы: массажные расслабляющие (активизирующие) движения; пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением; активизация пассивных и активных движений рук; артикуляционная и мимическая гимнастика.
3.2.4. Развитие функции голоса и речевого дыхания.
Задачи:
· формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;
· активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Приемы: развитие произвольного речевого вдоха; различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха; упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха; формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].
3.2.5. Развитие чувства ритма.
Задачи:
· формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).
Приемы: двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением; ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
3.2.6. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи:
· развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
· формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.
Приемы: автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов; выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений; побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний; активизация потребности в речевых высказываниях; развитие речевого подражания.
3.3. На заключительном этапе после проведенной работы осуществляем логопедическую диагностику общеучебных навыков и коммуникативных способностей.
Результаты показали, что у детей повысилась речевая активность, они стали более открыты для общения. Комплексный подход позволил решить задачи обучения, развития, воспитания. Установился эмоциональный контакт с неговорящим учеником, снято напряжение, развились предпосылки позитивного общения, произошла корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Стало формироваться правильное эмоциональное состояние безречевого ребенка. Появилось желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками. Данное логопедическое сопровождение учащихся с тяжелыми нарушениями речи позволило улучшить их социальную адаптацию, дало возможность для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.
4. Заключение.
Не смотря на то, что большую часть своего времени мы уделяем работе с детьми, как специалисты службы сопровождения, к коррекционно-развивающей работе мы также привлекаем и других участников образовательного процесса педагогов и родителей.
С педагогами мы организуем совместные развивающие мероприятия-праздники, бинарные уроки, учебные экскурсии,
Наряду с этим осуществляется постоянный обмен опытом на методических объединениях, круглых столах, мастер- классах .
Кроме того, на базе нашего учреждения уже год работает Родительский клуб. Благодаря службе сопровождения налажена работа с родителями особых детей, регулярно ведется работа по информированию и обучению педагогическим приемам, консультирование родителей по вопросам социализации детей.
Таким образом, комплексное логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, что позволит социально адаптироваться учащимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, что соответствует требованиям новых образовательных стандартов.
Список использованных источников и литературы:
Источник: http://aupam.narod.ru/pages/deti/programmih_obucheniya_deteyj_s_tyazhyolihmi_i_mnozhestvennihmi/page_02.htm
1. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми/Е.В. Кириллова.- М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Коробейников, И.А.Нарушение развития и социальная адаптация./И.А. Коробейников. – М. : Академия, 2002.
3. Наумов, А.А. Разработка программы социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения./ А.А. Наумов, В.А. Герасимова // Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) и инклюзивных учреждениях на этапе внедрения ФГТ и ФГОС/ФГБОУ ВПО Перм. гос.пед.ун-т.- Пермь, 2012.
4. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта./ Л.М. Шипицына . - СПб. : Речь, 2005.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.