|
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Кропоткинский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Краснодарского края
(Выселковский филиал ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)
ДОКЛАД
Особенности методики преподавания
иностранного языка
в медицинском колледже
Преподаватель иностранного языка:
Тареева Инна Николаевна
ВЫСЕЛКИ
2023
Современные условия рынка труда диктуют новые требования специализированным работникам любой сферы деятельности. Это не только квалифицированный специалист, но и владеющий коммуникативными компетенциями к межкультурному взаимодействию. Поэтому для работника сферы здравоохранения владение иностранным языком – один из основных компонентов его профессионализма, что дает право работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также общаться с коллегами в разных странах.
Таким образом, при преподавании медицинских работников необходимо применение в образовательном процессе медицинского колледжа инновационных методов и средств обучения. Поэтому изучение иностранного языка в медицинских колледжах рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку является приоритетным аспектом в инновационном образовании. И следует отметить, что именно преподаватель помогает студенту преодолеть трудности в изучении иностранного языка и мотивирует его к дальнейшему изучению.
При преподавании иностранного языка в отделении «Сестринское дело», я стараюсь внедрить использование различных инновационных технологий. Новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения, позволяет студентам эффективнее усваивать полученные знания. Тем самым, студенты не только совершенствуют коммуникативные навыки на иностранном языке, но и получают представления о профессиональной направленности иноязычной среды изучаемого языка. Современный специалист должен владеть коммуникативными навыками по своей специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Обучение основывается на усвоение коммуникативных действий в профессиональных условиях и возможных смежных ситуациях (в больнице, в поликлинике, в санатории, в аптеке).
Использование интернет - ресурсов занимает неотъемлемую часть в обучении иностранному языку. Одной из основных форм самостоятельной работы студентов является информационный поиск аутентичных материалов для дальнейшего применения в образовательном процессе или для создания собственных презентаций, видеороликов, сопровождающих реализацию различных проектов. Метод проектов — это один из эффективных методов который я применяю для творческой работы студента. Организация проектной деятельности состоит из нескольких этапов: постановка проблемы, планирование, поиск информации, создание продукта, подготовка презентации работ студентов. Использование метода проектов в преподавании английского языка дает возможность студентам самостоятельно анализировать и обобщать информацию. Суть метода проектов состоит в том, чтобы мотивировать студентов к решению определённых проблем в процессе учебной деятельности, которая должна носить личностно-значимый характер. Тем самым студенты сами определяют, каким способом они собираются достигнуть планируемого результата. Им предлагается выполнить задания, связанные с их будущей профессиональной деятельностью: на основе анкетирования составить брошюру по правильному питанию, или буклет по обязанностям медсестер, написать рекомендации по здоровому образу жизни, составить чек-листы при измерении жизненных показателей пациента, создать рекламный проспект современных лекарственных средств и т.д. В ходе защиты проекта предусматривается широкое обсуждение на английском языке предлагаемых решений, дискуссий. Поэтому от участников проекта требуется умение отстаивать свою точку зрения, поддерживать дискуссию на английском языке. Все это умения, отражающие специфику коммуникативной компетентности. Немаловажную роль здесь играет знание речевого этикета носителей английского языка, т.е. социокультурный аспект обсуждаемой проблемы, становится очевидным продуктивный характер данного метода, отвечающего особенностям современного понимания методики обучения английскому языку.
Дискуссионный метод обучения английскому языку позволяет также формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем.
Ситуационные задачи в клинических ситуациях играют важную роль в изучении иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях тем, что студенты погружаются в иноязычную среду, осваивая коммуникативную компетенцию. Стоит отметить, обучение в симуляционных кабинетах позволяет студентам более эффективно изучать иностранный язык в профессиональной деятельности. Такие ролевые игры в симуляционных кабинетах формируют у студентов профессионально-коммуникативную компетенцию. При помощи таких клинических сценариев студенты имеют возможность представить свою будущую профессию в иноязычной среде. Они выполняют практические процедуры, общаясь с пациентами на иностранном языке. Нужно подчеркнуть, что данные методы обучения иностранному языку наиболее эффективны для усвоения языковой коммуникативной компетенции в медицинских образовательных учреждениях.
Таким образом, использование в образовательном пространстве медицинского колледжа при изучении английского языка совокупности методов активного обучения, таких, как дискуссионный, ролевые игры и метод проектов, языковой портфель способствуют повышению качества подготовки компетентного медицинского работника, востребованного на современном рынке труда. Такой подход в обучении иностранного языка особенно важен именно в медицинской сфере, т.к. студентам-медикам нужны языковые коммуникативные навыки общения с пациентами для решения проблем реальной жизни. Студенты принимают участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, а также проводят исследовательские работы. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу изучаемого языка, стоит отметить, что это самый эффективный метод изучения языка.
Иностранный язык формирует умения и навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности студентов. Различные виды работы по иностранному языку позволяют не только расширить лингвистический кругозор, но и стимулировать студентов в дальнейшем на изучение иностранного языка и развития навыков общения со сверстниками и коллегами, необходимого инструмента для профессионального становления компетентного специалиста.
В современном обществе стремительно растет потребность в изучении английского языка: увеличение количества сфер повседневного и профессионального общения, которые требуют наличия у участников общения значительного запаса специализированной лексики и умения её правильно использовать, а также определенного объёма фоновых знаний, которые необходимы для эффективной коммуникации в каждой конкретной сфере, в частности, в сфере медицины и здравоохранения. В настоящее время значительно увеличился поток медицинской научно-технической информации, предназначенной для обмена; осуществляются международные программы по совершенствованию системы здравоохранения.
Особенности методики преподавания английского языка в нашем колледже определяются тем, фактором, что в колледж приходят ребята из разных школ с очень разным уровнем подготовки по английскому языку. Программа предусматривает совершенствование языковой компетенции студентов, освоение и активизацию терминологии по основным разделам медицины, ознакомление с основами и спецификой профессии врача, формирование уважительного к ней отношения.
Основные характеристики курса:
1. Широкие и разнообразные связи за счет содержания речевого материала (текстов для чтения и аудирования, тематики и проблематики дискуссий, типов заданий, широкого применения проектной методики);
2. Многоуровневость, так как курс предполагает овладение как языковыми, так и речевыми аспектами коммуникации, а также формирование учащимися личностного отношения к обсуждаемым проблемам;
3. Полифункциональность, поскольку английский язык выступает и как цель обучения, и как средство осуществления разнообразной деятельности (например, проектной);
4. Направленность на формирование у студентов целостной картины мира;
5. Нацеленность на формирование личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного и полиязычного мира.
Обучение ведется по двум основным учебникам: И.Ю. Марковина. Английский язык. Полный курс. Учебник для медицинских училищ и колледжей. С.А Тылкина «Пособие по английскому языку для медицинских училищ», УМК построен на основе интеграции знаний по английскому языку и медицины. Каждый раздел включает краткий исторический обзор данной дисциплины, тексты, дающие представление об уровне и значимости данной науки в наши дни, информацию о крупных научных открытиях, вкладе российских ученых в научный процесс. Аудио тексты позволяют получить навыки аудирования, необходимые для понимания, как научных докладов, так и разговорной речи. Освоив данный материал, учащиеся смогут вести дискуссии, проводить презентации, составлять доклады и отчеты, писать письма, статьи, эссе, сочинения.
В содержание учебников входят аутентичные научно-популярные тексты по следующей тематике: история медицины, анатомия человека, заболевания: симптомы и лечение, медицинские специальности, хирургия, первая помощь, медицина высоких технологий. В учебнике также имеются лексические упражнения для овладения медицинской терминологией и её совершенствования. Студенты с удовольствием переводят тексты на русский язык, выполняют лексические упражнения, приобретают основы знаний по медицине.
Таким образом, в среднем профессиональном учебном заведении иностранный язык является одной из общеобразовательных дисциплин и обязательным компонентом гуманитарной подготовки специалиста. Государственному стандарту на уроках английского языка студенты знакомятся с основами делового английского языка, необходимой профессиональной лексикой, читают тексты, содержащие специальную лексику, развивают диалогическую и монологическую речь. В системе среднего профессионального образования дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место: в ходе его изучения у студентов формируются умения и навыки пользования чужим языком как средством общения, средством получения новой, актуальной и полезной информации из различных областей знаний, например, из области медицины.
Поэтому можно сделать вывод: главная задача, которая стоит перед преподавателем - это раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие средства, которые пробуждали бы мыслительную активность студентов и интерес к иностранному языку. В решении этой задачи на первый план выходят активные методы обучения, которые мотивируют обучающихся к самостоятельному и творческому освоению материала. Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Аванесьянц Э.М. Английский язык для старших курсов учащихся медицинских училищ и колледжей.- М. «АНМИ», 1999.
2.Гвоздева А. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков. // Иностранные языки в школе, 1999 г, 3.Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье школьников. // Директор школы, 2004 г., № 5.
4.Муравейская М.С. Английский язык для медиков.-М. «Флинта» «Наука», 2003.
5.Панжинская Н. И. Формирование коммуникативной компетентности при изучении английского языка в медицинском колледже. Международный журнал экспериментального образования. № 4-2, 2012.
6.Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка.-М., Юрайт, 2009.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.