Особенности наблюдения в психодиагностике дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая диагностика – основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические методики.
Психодиагностические методики – это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе.
Под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических явлений и закономерностей.
В настоящее время в мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики. Такую, самую общую, схему классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом:
1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.
2.Опросные психодиагностические методы.
3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ деятельности и поведенческих реакций человека и продуктов его труда.
4.Экспериментальные методы психодиагностики.
Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием.
В данной работе будет рассмотрен такой метод психодиагностики, как наблюдение.
1.Основные понятия метода наблюдения
Выбор методического арсенала психологического обследования во многом зависит от «возможностей» обследуемого, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так до 3-4 лет психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов в узком смысле слова, основывается на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментальных (моделируемых) ситуациях. Надежность данной психометрии определяется адекватностью параметров поведенческих реакций ребенка, выбранных в качестве критериев показателей психического развития, и точностью, объективностью оценок этих параметров «наблюдателем» (экспертом).
Наблюдения включают два основных объекта - детей и среду, в которой дети находятся, - и преследуют следующие цели.
-получить информацию о развитии каждого ребенка;
-понять темперамент каждого ребенка;
-понять взаимодействие детей как группы и восприятие отдельными детьми друг друга внутри группы;
-оценить, в какой степени воспитатели и среда соответствуют индивидуальным потребностям каждого ребенка.
Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.
Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку, возможность заниматься с игрушками («возьми какие, хочешь игрушки и поиграй»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовывать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно тс игрушки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций психолог наблюдает за координацией движений, состоянием моторики.
Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии.
Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных.
Виды наблюдений
В педагогических и психологических исследованиях применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдений. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие.
1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).
2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевые (естественные для жизни наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированные в естественных условиях.
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).[4, с.52]
Перечисленные классификации не противостоят друг другу и в реальном конкретном исследовании могут сочетаться их разные виды.
2. Особенности метода наблюдения
Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных.
В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.[2, с.71]
Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: новизна, значимость качеств и возможностей ребенка выступают как критерии отбора при записи наблюдений.
При методе наблюдения необходимо:
1. Заранее определить: цель, задачи и объект наблюдения.
2. Заранее выбрать ситуации для наблюдения.
3. Заранее установить связь внешних поведенческих симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психолог хочет оценить.
4.Психологу нужно определить, каким будет способ фиксации внешних поведенческих проявлений:
-есть или нет проявление
-степень выраженности симптома
-отдельные ступени выраженности симптома[3, с.18]
Они могут записываться качественно или количественно.
Особенности метода наблюдения:
-непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
-данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
-целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
-зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
-влияние наблюдателя на объект наблюдения;
-влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.[1, с.52]
Преимущества метода наблюдения:
-непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
-оперативность получения информации;
-объективность, конкретность данных;
-единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
-расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
-возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
-возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
-возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.[2, с.43]
Недостатки метода наблюдения:
-локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
-невозможность повторения событий ситуации;
-трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
-искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
-пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
-ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
-субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.[3, с.71]
Систематическое наблюдение:
-проводится регулярно с заданной периодичностью,
-осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
-выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
-классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое (случайное) наблюдение:
-обычно не планируется, является богатым источником информации,
-трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
-продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:
- проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;
- не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;
- не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;
- стараться быть беспристрастным;
- оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми.
Метод наблюдения - один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
Использованные источники
Литература
1. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие, Издательство: Детство-Пресс, 2013 г.,192с.
2. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники, Издательство: Учитель, 2015 г., 318с.
3. Свирская Л.: Методика ведения педагогических наблюдений, Издательство: Речь, 2010 г., 144с.
4. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей, Издательство: Бахрах-М, 2014 г., 624с.
Интернет источники
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.