«Особенности оформления интонационного высказывания у лиц с разной речевой патологией»

  • docx
  • 13.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала таблица.docx

 

 Задание  2. Составить таблицу «Особенности оформления интонационного высказывания у лиц с разной речевой патологией» (дизартрия,ринолалия,заикание)

 

Дизартрия

Ринолалия

Заикание

Особенности интонационной стороны речи

Речевая симптоматика:
 -нарушения звукопроизношения и фонематического слуха
-просодические нарушения: речь монотонна , маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный
 Интонационно-выразительная окраска речи детей резко снижена.
-Страдает голос (он либо тихий, либо чрезмерно громкий)
-Не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных)
-Нарушается тембр речи и иногда появляется назальный оттенок
- Темп речи чаще ускорен
У части детей на фоне грудного регистра появляются фальцет , вдох с придыханием ,с поднятием плеч, в основном отмечается верхнегрудное (верхнеключичное) дыхание, ослаблен речевой выдох.
У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе- в этом случае речь становится захлебывающейся, речь таких детей невыразительная, дикция нечеткая .
Наблюдаются нарушения формирования интонационной структуры предложения, при этом более нарушенным является процесс дифференциации интонационных структур, чем процесс самостоятельной реализации.
Не удаются задания на изменение интонаций (радости, грусти) на материале одной и той же фразы.

-Голос глухой, немодулированный , с резким назальным оттенком.
-Дети стесняясь своей речи, стараются говорить тише, в результате голос становится однотонным,слабым,приглушенным.
Т.Н.Воронцова отмечает нарушение высоты, силы и тембра голова. Голос глухой, с резко назальным оттенком, монотонный, немодулированный, слабый.
 Из-за тяжести нарушения звукопроизношения и расстройства голосообразования речь детей в целом бывает малопонятной, лишенной интонационной выразительности, немодулированной.

У детей с разной клинической формой заикания отмечаются особенности в просодическом оформлении устного высказывания: отмечаются отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность речи, интонационная незавершенность окончания фразы, нарушение синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз.
- недостаточная сила голоса
-сужение его динамического диапазона
-обедненность интонационной стороны речи и осиплость голоса