Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
Оценка 5

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
19.03.2023
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
статья Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.docx

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривают:

- умение младших школьников осваивать возможности получать и придерживаться поставленной цели и задач, самостоятельно изменять практическую задачу в познавательную;

-умение составлять план, осуществлять контроль и производить оценку собственным действиям придерживаясь поставленной задачи и условиями ее осуществления;

-умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; овладение начальных форм познавательной и индивидуальной рефлексии;

-умение реализовывать информативную, познавательную и практическую работу с применением разнообразных ресурсов  информации и коммуникации;

-умение пользоваться знаково-символические средства представления с целью формирования исследуемых предметов и действий, методик заключения учебных и практических задач [46].

Исходя из выше сказанного, появилась потребность внесения в образовательный процесс новых форм и методов работы с учащимися. Один из данных способов - проектная деятельность, которая ориентирована на развитие умения самостоятельно решать проблему и развивать познавательные навыки.

Рассмотрим определение «проект» подробнее:

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план. [45]

К. М. Кантору писал, что проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». [12]

Признаки понятия «проект» изложенные в педагогической литературе: В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация учеников:

1) на приобретение познаний в ходе осуществления работы;

2) реальные решения практических задач в условиях, близких к действительности;

3) определенный результат, который предусматривает использование познаний их разных сфер наук с целью достижения задуманного результата.

С. Т. Шацкий – отечественный педагог, который определил главные компоненты проекта так: опыт ученика, который выявил педагог, чтобы он был реальным; организованный опыт, т.е. организация занятий основывается на знании и переработке полученного опыта у младших школьников полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки.  [48]

Условия, выступающие для организации учебного проекта: ставим проблему, составляем план работы, отбираем необходимые данные, предоставляем результат, демонстрируем работу и портфолио.

Работа над проектом всегда направлена на решение какой-либо важной задачи: исследовательской, информативной либо практической.

На этапе планирования составляется план работы,  вид проекта и форма продукта, распределяются обязанности, обговариваются сроки.

Далее совершается подготовка теоретической информации. Ученики начальной школы на данном этапе могут обращаться за помощью к различным источникам, родителям и учителю.

Результатом проекта будет продукт, который формировался обучающимся в процессе решающего этапа поставленной проблемы.

Так же особенностью работы над проектами с младшими школьниками является правильная организация помощи со стороны педагога-куратора над проектом и родителей. Часто педагоги дают специальные рекомендации для родителей, как стоит помогать своему ребенку с проектом и как не следует этого делать. Например:

-нельзя брать всю ответственность по сбору информации по теме только на себя; достаточной помощью будет всего лишь подобрать и определить верные источники, в которых нужно искать;

-можно помочь с определением темы исследования, так как родители больше знают интересы и увлечения ребенка и смогут точнее проконсультировать учащегося в этом вопросе;

-в том числе родители могут помочь ребенку с оформлением выступления, например, интерактивной презентации проделанной работы, так как младшие школьники не являются уверенными пользователями специфических программ на персональных компьютерах;

-помочь вычленить и соблюдать определенную структуру проекта;

-важно помнить, что во время выполнения любой научной работы запрещается пренебрегать режимом труда, отдыха, своевременного питания. Ребенок должен чувствовать себя комфортно;

-такой вид работы не должен вводить ребенка в состояние стресса, тревожных состояний, за этим тоже могут помогать наблюдать учителю родители и вовремя корректировать это.

По типам проекты делятся на творческие, игровые, исследовательские, информационные и социально-значимые.

Творческие проекты не обладают стойкой отработанной структурой. Они могут отличаться специфичностью продукта. К примеру: это может быть сценарий к какому-либо празднику. Исследовательские проекты по структуре совпадают с настоящим научным исследованием. В них обязательно должны прописываться проблема, актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы, результат, выводы.

Игровые (ролевые) проекты. В данных проектах структура только планируется и остается раскрытой до окончания работы. Каждый участник проекта получает себе определенную роль, имеющую содержание и характеристики проекта, которая будет решать задачи проекта.

Исследовательские проекты по структуре очень похожи на настоящие научные исследования. В них обязательно прописан вопрос, предположение, способы, итоги, заключения.

Информационные проекты ориентированы на подготовку теории, ее классификации, тому или иному разбору и обобщению.

Последний вид проектов и наиболее важные - социально-значимые проекты. У них задан конкретный результат, к которому нужно стремиться, направление всегда идет на рассмотрение социальных запросов исследователей.

М. Ю. Бухаркина классифицирует виды проектов следующим образом:

А) Проекты по доминирующей деятельности учащихся:

Практико-ориентированный проект – направлен на рассмотрение общественных задач, в которых есть отражение круга интересов участников или заказчика на проект.

Информационный проект – ориентирован на подготовку данных о каком – либо объекте или явлении. Участник сначала анализирует, затем обобщает и тогда уже предоставляет аудитории готовую информацию.

Исследовательский проект - по структуре похож на научное исследование.

Б) Проекты по продолжительности:

-мини-проекты (выполняются во время урока, иногда затрачивается и 2-3 урока);

-кратковременные (начальная стадия проекта начинается на уроке или внеклассном мероприятии, остальная часть проекта завершается дома);

-недельные (данный проект совмещает внеурочные и урочные формы работы, сама работа проходит около месяца);

-долгосрочные (участники выполняют работу дома, затрачивают на нее практически год).   [26]

В) Индивидуальные и групповые:

Плюсом индивидуального проекта является возможность ученика самостоятельно раскрывать проблему. Также формируется чувство ответственности.

 В групповых же проектах присутствуют элементы соревнования, формируется опыт партнерства. Однако обязанности разделятся между учащимися, каждому достается свой кусочек задания, поэтому обучающиеся не всегда имеют полное представление о всех этапах проекта.

В) Проекты по характеру контактов:

-внутриклассные;

-внутришкольные;

-областные;

-международные [26] .

Школьные проекты по своей структуре не очень та и разные. Любой тип и вид проекта выстраивается практически по одинаковой структуре.

Структура проекта:

·        постановка проблемы,

·        выдвижение путей решения,

·        деление на группы,

·        составление плана работы,

·        выбор форм продукта,

·        подготовка продукта (сбор информации, структурирование информации, изготовление продукта, оформление продукта),

·        выбор формы презентации,

·        подготовка презентации,

·        презентация,

·        самооценка и самоанализ.

Формы продуктов проектной деятельности могут быть выражены стенгазетой, анализами, фильмами, экскурсиями, сайтом, выставками, постановками и праздниками и т.д.

Заканчивается проектная деятельность школьников составлением портфолио. В портфолио могут входить паспорт проекта, план выполнения проекта, собранная информация по исследуемой теме, результаты исследования, записи идей, гипотез и решений, эскизы и наброски продукта, презентация, черновики и прочие материалы, которые использовали во время работы над проектом.

Проектная работа в коллективе строится с учётом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Изучая педагогическую литературу и классиков педагогики, можно вывести качества выпускника начальной школы:

1.                 Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.

2.                 Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.

3.                 Наблюдательность.

4.                 Видение мира через призму собственного опыта и умения.

5.                 Самостоятельность.

6.                 Умение высказывать своё мнение.

7.                 Искренность.

8.                 Любопытство и любознательность.

9.                 Открытость близким людям.

10.            Умение слушать других людей, своих сверстников, адекватно оценивать свои и чужие умения. [28]

Немаловажной особенностью проектной деятельности в начальной школе является распределение ролей при создании проекта. Выделяют две главные роли: роль ученика и роль учителя, но можно отметить и роль родителей.

Про реализации проекта учащийся становится субъектом познавательной деятельности. Школьники свободны в выборе темы, в методах решения ее.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при реализации проекта вызывает у школьника специфические трудности, которые носят объективный характер. Учащимся начальной школы еще трудно:

·                   ставить себе цели и задачи,

·                   определять верный путь решения при наличии альтернативы,

·                   аргументировать свой выбор, предусмотреть последствия выбора;

·                   выполнять проект, самостоятельно не прибегая к помощи учителя;

·                   сравнивать сделанное с тем, что требовали;

·                   корректировать деятельность учитывая предыдущие результаты.

·                   правильно оценивать процесс и результат своей деятельности.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. В то же время учащиеся вырабатывают собственный аналитический взгляд на информацию и схему оценки, установленной преподавателем, перестает действовать: «это верно, а это нет». Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

1.                 Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора предоставляется студенту не только как фактор мотивации, формирующий чувство принадлежности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственность.

2.                 Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Дело не только в ролевой игре в команде. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выходя за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. д.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он-ответственный опекун, я-безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он-профессионал, который выполняет свою работу, кто принимает решения; я-человек, который выполняет определенную работу и отвечает за нее).

3.                 Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки.

Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. д. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д. ). Даже самый успешный проект не имеет большого положительного педагогического значения. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, ошибок понимания повышает мотивацию к дальнейшей работе, например, формирует личный интерес к новым знаниям, если “провальная” ситуация проекта была создана неудачно выбранной информацией. Такая рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в социуме.[41]

Роль учителя в ходе создания проекта с учащимися можно назвать первостепенной. Самое сложное в роле учителя-консультанта- это удержаться от подсказок учащемуся. Учитель должен отвечать только на возникающие у школьников вопросов, не навязывать свои идеи и не вмешиваться. Педагог в процессе проектной деятельности должен не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

В создании проекта также не самую последнюю роль играют родители. В младшем школьном возрасте в процессе создания проекта помощь со стороны родителей является актуальной. Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Но нужно действовать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе пропадает сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.


 

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

К. М. Кантору писал, что проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию»

К. М. Кантору писал, что проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию»

Так же особенностью работы над проектами с младшими школьниками является правильная организация помощи со стороны педагога-куратора над проектом и родителей

Так же особенностью работы над проектами с младшими школьниками является правильная организация помощи со стороны педагога-куратора над проектом и родителей

Игровые (ролевые) проекты. В данных проектах структура только планируется и остается раскрытой до окончания работы

Игровые (ролевые) проекты. В данных проектах структура только планируется и остается раскрытой до окончания работы

В) Индивидуальные и групповые:

В) Индивидуальные и групповые:

Формы продуктов проектной деятельности могут быть выражены стенгазетой, анализами, фильмами, экскурсиями, сайтом, выставками, постановками и праздниками и т

Формы продуктов проектной деятельности могут быть выражены стенгазетой, анализами, фильмами, экскурсиями, сайтом, выставками, постановками и праздниками и т

Про реализации проекта учащийся становится субъектом познавательной деятельности

Про реализации проекта учащийся становится субъектом познавательной деятельности

В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он-ответственный опекун, я-безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он-профессионал, который выполняет свою работу, кто принимает решения; я-человек,…

В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он-ответственный опекун, я-безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он-профессионал, который выполняет свою работу, кто принимает решения; я-человек,…

В создании проекта также не самую последнюю роль играют родители

В создании проекта также не самую последнюю роль играют родители
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023