Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.
Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.
стереотипное поведение;
чрезмерная психомоторная возбудимость;
трудно устанавливать эмоциональный контакт с внешним миром;
трудно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других;
стараются избегать каких-либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляются;
задержка и нарушение коммуникативной функции языка.
У аутиста может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Зато наедине с собой он может комментировать свои действия и увлечённо декламировать стихи.
Признаки РДА:
Избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. Детям с РДА свойственны эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи), а также неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».
наблюдается повышенная чувствительность к свету и звукам, нарушение ритма сна и бодрствования;
Не проявляет эмоций (в том числе, любопытство) и не воспринимает встречные эмоции (жесты, мимику, интонации); ему комфортнее с предметами, а не с людьми.
Задача учителя – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная и педагогическая работа с таким ребенком имеет два основных направления:
1. Преодоление аффективной патологии
2. Установление контакта с аутичным ребенком и формирование целенаправленной деятельности.
Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми
1. Установить предварительный контакт с ребенком.
2. Не повышать голос и не делать резких движений
3. Заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, на доске, на листе бумаги. Дозировать учебную нагрузку.
4.Последовательность урока должна быть понятна ребенку. Для этого учитель дает устные пояснения : «Сначала ты читаешь, а потом списываешь …», или «Сначала ты решишь 5 примеров, потом читаешь задачу, а после этого мы вместе будем её решать».
5. В случае возникновения стереотипий необходимо сменить деятельность, вид или количество заданий или дать возможность ребенку отдохнуть.
5. Использовать подсказки и помощь:
-полная или частичная физическая помощь;
-вербальная помощь;
-моделинг;
-визуальная помощь;
-жестовая помощь.
6. Важно максимально точно определить требования к ребенку, все задания формулировать предельно четко.
7. Делать упор на максимум визуальной информации и минимизацию информации на «слух».
8.Опирайтесь на возможности и способности ребенка.
Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка
1.Психологическая совместимость учителя и ученика.
2. Соблюдение единой системы требований, предъявляемых к ребенку .
3.Обязательный мониторинг проблемной ситуации в учебе или поведении , позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.
Критерием успеха в обучении аутичных детей является не столько овладение учебными знаниями, умениями и навыками, сколько положительная динамика в социализации. Важно научить ребенка максимально возможным для него навыкам общения, адаптации в обществе.
Но не стоит ждать, что он станет «как все».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.