Особенности памяти, внимания и мышления в младшем школьном возрасте
Оценка 4.8

Особенности памяти, внимания и мышления в младшем школьном возрасте

Оценка 4.8
docx
06.10.2023
Особенности памяти, внимания и мышления в младшем школьном возрасте
брошюра память внимание мышление .docx

Игровые приемы являются одним методов коррекционной работы.

 

 

Варианты игр:

 

«В осеннем парке». Перед ребенком два дерева: дуб и клен (или любые другие). На кроне каждого дерева приклеены липучки по дуге: на дубе около каждой липучки цифры от 1 до 5 по порядку, на клене – от 6 до 10 по порядку. На столе лежат листья дуба и клена; на обратной стороне листьев цифры: на листьях дуба от 1 до 5, на листьях клена от 6 до 10. Ребенок должен взять лист, назвать от какого он дерева, назвать цифру на листе и прикрепить его на нужное место.

 

«Определи на ощупь». У каждого ребенка в мешочке лежат 3 любых овоща разного размера. Дети должны найти на ощупь и достать самый маленький овощ, овощ побольше, самый большой.

 

«Найди знакомые формы». Перед ребенком выставлены картинки: круглые предметы (солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы), квадратные (печенье, шкафчик, телевизор, ковер, картина), прямоугольные (полка, шкаф, ковер, коробка, книга), треугольные (пирамидка, печенье, дорожный знак). Ребенок должен положить геометрические фигуры под картинками с предметами соответствующей формы и объяснить свои действия: «Треугольник я кладу под дорожный знак. Дорожный знак имеет треугольную форму».

Возможные причины трудностей в обучении:

 

1.      нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас;

2.      узость знаний и представлений об окружающем мире;

3.      несформированность пространственно-временных представлений;

4.      внимание: выраженные трудности переключения внимания, снижены концентрация, устойчивость;

5.      мышление: низкий уровень сформированности операций классификации, сравнения, обобщения, недостаточно сформированы наглядно-образное и словесно-логическое формы мышления;

6.      восприятие слабодифферинцируемое, незначительно нарушена целостность восприятия;

7.      в деятельности: не выражен ориентировочный этап, характерны импульсивность, хаотичность действий, отсутствует самоконтроль;

8.      снижение обучаемости (понимает инструкцию только после разъяснения, осуществляет частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыка);

9.      несформированность обобщающей и регулирующей функций слова.

 

Особенности памяти, внимания и мышления в младшем школьном возрасте

 

 

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей в развитии ребенка.

Однако иногда случается так, что ребенок плохо усваивает учебный материал, что сказывается на его успеваемости и самооценке.

Очень часто это происходит не из-за лени, а из-за недостаточного развития памяти, внимания и мышления.

Школьная адаптация и без того тяжелое испытание для ребенка и ситуация только усугубляется, если у него имеются проблемы развития.

Важно развивать не только основные школьные навыки (счет, письмо и чтение), но и познавательную сферу ребенка, ее основные процессы: память, внимание и мышление.

 

 

Учитель-дефектолог МБОУ СОШ «Перспектива» Мерзлякова Н.И.

Развитие внимания

1. Игры по правилам, игры со сложной инструкцией, конструирование.

2. Деятельность с небольшим количеством отвлекающих фоновых факторов.

3. Корректурные пробы.

4. Игра «Увидел-запомнил». Ребенок смотрит из окна или осматривает комнату, после чего должен закрыть глаза и назвать предметы, которые видел, их цвет, количество, форму.

5. Элемент соревновательности: кто заметит и запомнит больше… (красных машин, людей в определенной одежде и пр.)

6. «Графический диктант».

Так же помогают развить внимание такие известные игры как «да и нет не говорите…»; «съедобное-несъедобное» и пр.

 

Развитие памяти

1. Взрослый стимулирует желание ребенка вспомнить увиденное и услышанное (просьбы рассказать о чем-то или пересказать рассказ, наводящие вопросы, на которые может опираться ребенок).

2. Задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале.

3. Развитие эмоциональной памяти напрямую связано с получением ярких впечатлений и возможностью о них рассказать.

4. Повторяя за взрослыми определенные движения, можно тренировать двигательную память.

5. Для тренировки слухоречевой памяти можно запоминать со слуха ряды цифр и слов. Так же можно подключать зрительную память, зарисовывая слова, а потом вспоминая их по картинкам.

6. Игра «Что изменилось?» Перед ребенком выставляется ряд игрушек. Ребенок отворачивается, после чего 1-2 игрушки исчезают или добавляются. Ребенок должен сказать, что изменилось.

 

Развитие мышления

1. Расширение кругозора ребенка, его представлений об объектах окружающего мира, их взаимосвязи и разнообразии.

2. На развитие наглядно-действенного мышления работают паззлы, конструктор «Лего», кубики Никитина, головоломки.

3. Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок.

4. Игра «Четвертый лишний»

5. Игра с угадыванием предмета по описанию.

6. Сравнить ситуации или предметы, рассказать, чем они похожи, а чем отличаются, а также какой предмет нравится больше и почему.

7. Называть группы предметов, сходных по каким-то качествам, одним словом.

 

Интересные задания

1. В нижнем ряду нарисуй предметы так, чтобы пирамидка была слева от мячика, но справа от флажка.

2. Чего не хватает на рисунке? Подумай и дорисуй.

3. Смотри на картинку в течение 10 секунд. Запомни изображение фигурки. Нарисуй.

4. Все эти рисунки обозначают одно и то же понятие. Если ты догадаешься, что общего между ними, то поймешь, какое это понятие.

5. Прочитай загадку, запомни ее, повтори и отгадай. Нарисуй отгадку.


 

Игровые приемы являются одним методов коррекционной работы

Игровые приемы являются одним методов коррекционной работы

Развитие внимания 1. Игры по правилам, игры со сложной инструкцией, конструирование

Развитие внимания 1. Игры по правилам, игры со сложной инструкцией, конструирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2023