В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации самостоятельны в разработке как самих образовательных программ, так и инструментов контроля за их исполнением.
Следует отметить, что при разработке собственных образовательных программ ОО должны руководствоваться требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Существуют реестр федеральных государственных образовательных стандартов, включающих в себя ФГОС по адаптированным образовательным программам.
Так в частности, ФГОС по адаптированной образовательной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллектуального развития указывает на следующие требования к разработке инструментов контроля за освоением обучающимимся указанной программы.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
• при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
• недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.