Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения в поведении.
Оценка 4.6

Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения в поведении.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
детская психология +1
1 кл—4 кл
23.04.2020
Особенности работы педагога с детьми,  имеющими нарушения в поведении.
работа с детьми.docx

 

Особенности работы педагога с детьми,

имеющими нарушения в поведении.

   Дети с нарушениями в поведении – это категория «группы риска», которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

   К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере,  педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с интеллектуальными нарушениями, дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Также к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями.

   Организация индивидуального сопровождения – это обучение, воспитание и развитие учащегося.

   Так как для нас с вами является приоритетным личностно-ориентированное образование, то мы в работе должны опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности.   Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя.

   Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

  Дети с нарушениями поведения - проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей. В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, тревожность , гиперактивность), отстава­ние  в психической деятельности и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического и личностного развития ребен­ка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибка­ми воспитания или 2) определенной незрелостью, минималь­ными поражениями нервной системы. Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической по­мощи - главное условие ее успешности и эффективности.

Педагоги должны придерживаться следующих правил при воспитании и обучении ребенка:

1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная  задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и "заразился" вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
            2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.

3. Не заставляйте ребенка "быть смелым". Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги ребёнка иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами "здесь нет ничего страшного" бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем доброе слово, ласка, близость?

4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!

5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.

6. Повышенная требовательность - опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.

7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно порекомендовать родителям устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходить в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом близкие люди, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.

8. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких ребят.

Преодоление застенчивости у детей

Следующие рекомендации:

   1. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том,  чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

   2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром.  Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.

   3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

   4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.

 

Агрессивность

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обижен­ным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают. Иногда агрессивность и раз­рушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет иг­рушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность не обязательно проявляется в физичес­ких действиях. Некоторые дети склонны к так называе­мой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), Первым шагом на этом пути является попытка сдер­живать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрес­сии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игруш­кой или каким-то занятием, создать физическое препят­ствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за пле­чи). Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение аб­солютно неприемлемо. Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка ад­ресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

Вспыльчивость

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разоз­литься, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчи­вость - это скорее выражение отчаяния и беспомощнос­ти, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств, и поэто­му требует преодоления.

Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыль­чивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше мож­но побуждать выражать свои чувства словами.

Если же ребенок уже вспылил, то успокоить его не уда­стся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. Пассивность

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пас­сивном поведении ребенка, считают, что он просто «ти­хоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.

Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало вре­мени, прежде чем появится ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребенка - реакция на невни­мание или неурядицы дома. Таким поведением он изоли­руется в собственном мире. Проявлениями этого являют­ся посасывание пальца, царапанье кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и пр.

Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно не помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Другой причиной тихого, пассивного поведения ребен­ка может быть страх перед незнакомыми новыми взрос­лыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться ко взрослому. Такой ребенок может или не нуждаться в физической ласке, или вообще не переносить физических контактов.

Гиперактивность

Если описанные выше виды нарушений поведения яв­ляются в большей степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей - следствием общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорга­нические поражения головного мозга, возникшие в резуль­тате осложнений беременности и родов, истощающие со­матические заболевания раннего возраста Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстни­ками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в дет­ском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка  - его отвлекаемость. Организация обучения детей с СДВГ

    - работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности:

    - по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом

      дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

    - во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому

      может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой

      для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;

    - предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к

      учителю в случаях затруднения;

    - учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному

      распорядку;

    - научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или

      календарем;

    - задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

    - на определенный отрезок времени девать только одно задание;

    - дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде

      последовательных частей и периодически контролировать ход работы над

      каждой из частей, внося необходимые коррективы;

    - во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной

      "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

 




 

Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения в поведении

Особенности работы педагога с детьми, имеющими нарушения в поведении

Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды

Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды

Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает

Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пас­ сивном поведении ребенка, считают, что он просто «ти­ хоня», отличается хорошим поведением

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пас­ сивном поведении ребенка, считают, что он просто «ти­ хоня», отличается хорошим поведением

- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения; - учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку; - научить гиперактивного…

- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения; - учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку; - научить гиперактивного…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020