Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Оценка 4.8

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Оценка 4.8
docx
06.10.2022
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Лекция 2017.docx

Одна их главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов,- всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Она не только весьма интересна для ребенка, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить его на бумаге: то, что вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение. Многие великие философы и педагоги прошлого высоко оценили значение рисования в воспитании детей. Например, еще Аристотель подчеркивал, что «рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты». А педагог Я.А. Коменский утверждал: «Изобразительное искусство и рисование позволяет развивать чувство прекрасного, учат подмечать правильность в предметах, способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы». О важности изобразительной деятельности в развитии ребенка не устают повторять и современные педагоги. Ведь она - важнейшее средство эстетического развития (по мере развития и обогащения восприятия и представления детей о форме, цвете, строении предметов, эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус).

В процессе занятия рисованием развивается воображение, интерес к творческой деятельности, нравственно - волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и направленно заниматься, преодолевать трудности. Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение и для умственного развития детей, способствуя формированию таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. А так же на занятиях по изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей (свободное, естественное речевое общение).

Таким образом, осуществляется всестороннее развитие и воспитание детей. «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам и мастерствам» (Дени Дидро, просветитель) 

 

Обучение детей изобразительной деятельности в ДШИ начинает осуществляться уже в раннем школьном возрасте 6-7 лет, а в более старшем находит свое продолжение. Каковы же особенности обучения технике рисования в младшем школьном возрасте возрасте? 

 

1         год обучения

 

·        Продолжать учить детей держать карандаш, кисть, не слишком сильно их сжимая

·         Закрепить знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). Познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый) и умением их смешивать.

·         Учить детей ритмичным нанесениям штрихов, мазков. Изображать предметы окружающей действительности: падают листья, идет дождь.

·         Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, длинные, короткие, пересекать их.

·         Учить изображать предметы округлой формы, прямоугольной (солнышко, яблоко,

платочек)

·         Учить пользоваться трафаретом.

 

2 год обучения

 

·         Учить детей использовать краски и карандаши следующих цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый, а так же их оттенки

·         Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы контура.

·         Учить детей правильно передавать в рисунке расположение частей, их соотношение по величине

·         Изображать круглую, овальную, прямоугольную, треугольную формы

·         Учить изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одном листе.

 

 

3 год обучения

 

·        Продолжение развития навыков приобретенных в предыдущих классах

·        Более осмысленная работа над рисунком

·        Возможность начала отрыва от преподавателя.

 

Как же решает педагог эти задачи?

 

 1 год обучения

Во-первых, преподаватель должен научить детей правильно сидеть на занятии за мольбертов. Карандаш и кисть дети должны держать в правой руке, между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сильно сжимая ее. При рисовании не нажимать сильно на карандаш. Левой рукой придерживать лист бумаги. Кисть удобнее держать за середину палочки, аккуратно набирать на нее краску, обмакивая кисть всем ворсом, лишнюю снять о край баночки. Обучая детей работе с карандашом, преподаватель должен показывать правильный прием рисования прямых линий: когда проводиться вертикальная прямая, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони, движется сбоку от проводимой линии сверху вниз. При рисовании горизонтальной линии положение руки следующее: рука с карандашом находится внизу листа, перпендикулярно проводимой линии (слева направо) при этом видно все пространство движения, рука имеет твердую опору о стол. При рисовании карандашом и красками нужно добиваться слитного, непрерывного движения рук, т.к. при рисовании с остановками линия получается неровной.

 

В младшем возрасте дети начинают осваивать рисование не только прямых линий, но и округлых форм, иногда возможно сочетание округлых форм и прямых линий («солнышко», «жучки»). Проведение округлой линии вначале дается с трудом. Путем повторения воспитатель добивается легкости и уверенности в изображении («баранки для кукол», «колесики»). Это дает возможность быстрее перейти к изображению живых существ. Обращается внимание и на то, чтобы дети передавали различие форм по величине. Для того, чтобы освоение округлых форм было более доступно детям, воспитатель предусматривает связь различных видов изобразительной деятельности (на аппликации – раскладывание и наклеивание кругов, на лепке – лепка шариков, баранок) То же - на освоении прямоугольных форм (наклеить форму квадрата – кубики на ковре), а затем, показывая кубики нарисовать их на бумаге.

Обязательно надо учитывать, что изображение в рисунке будет для ребенка связано с сюжетно - игровым замыслом («флажок» - будет праздник, «тележка» - поедем в гости, «снег идет» - будет красиво). Повторение одной и той же тематики в этом возрасте обусловлено тем, что дети впервые осваивают новые изображения. Что касается пересечения прямых вертикальных и горизонтальных линий, то воспитатель объясняет ребенку, что для изображения, например, лесенки, надо сначала нарисовать полоску земли, поставить на нее длинные палочки, а потом, ступенька за ступенькой – станет лесенка.

 

Освоение цвета в младшем школьном возрасте происходит постепенно. Преподаватель, подбирая краски и карандаши, учитывает содержание работы. При первом освоении формы нежелательно давать разнообразие цветов, лучше ограничиться черным карандашом, а затем уже пользоваться разнообразной гаммой. В конце учебного года преподаватель не дает новых знаний, а предлагает нарисовать знакомые формы предметов, дети сами могут придумать содержание рисунков: цветы, жучки, весенняя травка, теплое солнышко (развитие у детей инициативы, самостоятельности).

 

2 год обучения

 В начале года дети не получают новых знаний и умений – уточняют и закрепляют ранее полученные, но применяют их более сознательно, умениями начинают владеть более свободно. Продолжается усвоение правильной позы во время рисования: ноги на полу, обе руки на столе, сильно не наклоняться, не опираться грудью о стол. Особое внимание надо обратить на те технические навыки рисования, которыми дети начали овладевать ранее: При рисовании круглых форм следует вырабатывать свободу движения руки без излишнего нажима на карандаш и кисть. Надо добиваться движения непрерывного, слитного, предлагая по несколько раз повторить рисунок круга, показывая, как следует действовать рукой, поясняя свои действия. Можно предложить равномерно покрыть лист бумаги колечками, как бы рисуя ткань для платья (фон разный). Техническая задача в этом случае будет решаться в единстве с эстетической.

Продолжается выработка прочного навыка владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки. Так, положение кисти по отношению к бумаге может быть наклонным (при рисовании широких линий и мазков) и вертикальным (при рисовании тонких линий и точек). Воспитателю следует добиваться легкости движения, усвоения навыка рисования без опоры рукой о стол или при опоре только до локтя; прикосновения к бумаге концом кисти; усвоения навыка умеренного нажима на карандаш, произвольности размаха при закрашивании частей рисунка, не выходя за контур, равномерности движений. чить детей накладывать штрихи в одном направлении в пределах контура (сверху вниз, слева направо или по косой). Движение карандаша при закрашивании неотрывное (туда-обратно), а кисть может двигаться только в одну сторону, по ворсу.

 

Детям 2 года обучения даются новые знания, опираясь на полученные ранее. Они знакомятся с предметами овальной формы, учатся называть эту форму и определять как овальную. Путем вопросов дети подводятся к определению различия между кругом и овалом, шаром и яйцом. При рисовании круглых и овальных форм надо усвоить различие в характере движения.

            Содержание рисунков можно брать из окружающей жизни, используя полученные детьми впечатления, сюжеты сказок, стихов.

Надо иметь в виду, что дети этого возраста еще не в состоянии передать правильные соотношения предметов по величине, не владеют умением выразить движения живых существ. И все же надо предоставлять детям возможность изображать интересное, динамичное содержание, зная, что что-то они выразят в словах, а что-то средствами рисунка.

 

2         год обучения

 

·         Закрепление и усиление всем усвоенных навыков.

 • расширение общекультурного кругозора учащихся;

• развитие качеств творческой личности, умеющей:                                                             а) ставить цель;                                                                                                                              б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблемы;                                                                                                                                                                                                                       в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.

Текущий контроль усвоения учащимися материала предусматривается в форме проведения просмотров готовых работ и их обсуждения.

 

       Планируемые результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

Вид деятельности

Знания

Умения

Трудовая деятельность

 

 

Художественно-творческая изобразительная деятельность

– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

– реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках  изобразительного   искусства  знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

 

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

 

                          Оценка результатов деятельности.

 

Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности учащегося к обучению.

Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в подготовительном классе в форме целенаправленного сбора данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени М.П. Мусоргского

города Фокино»

 

 

 

Методическая лекция на тему:

«Особенности проведения занятий в группах основы изобразительной грамоты»

 

 

 

 

 Преподавателя ДШИ по классу изобразительного искусства Прокопенковой О.В.

 

 

 

 

 

 

Г.Фокино 2017


 

Скачано с www.znanio.ru

Одна их главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов,- всестороннее воспитание и развитие детей

Одна их главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов,- всестороннее воспитание и развитие детей

Учить детей ритмичным нанесениям штрихов, мазков

Учить детей ритмичным нанесениям штрихов, мазков

Обучая детей работе с карандашом, преподаватель должен показывать правильный прием рисования прямых линий: когда проводиться вертикальная прямая, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони,…

Обучая детей работе с карандашом, преподаватель должен показывать правильный прием рисования прямых линий: когда проводиться вертикальная прямая, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони,…

В начале года дети не получают новых знаний и умений – уточняют и закрепляют ранее полученные, но применяют их более сознательно, умениями начинают владеть более…

В начале года дети не получают новых знаний и умений – уточняют и закрепляют ранее полученные, но применяют их более сознательно, умениями начинают владеть более…

Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания , которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка

Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания , которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка

Художественно-творческая изобразительная деятельность – особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок,…

Художественно-творческая изобразительная деятельность – особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок,…

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2022