Особенности разработки учебных программ
Оценка 5

Особенности разработки учебных программ

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
другое
Взрослым
19.01.2022
Особенности разработки учебных программ
Особенности разработки учебных программ
доклад Особенности разработки программ.docx

Доклад для участия в конференции

«Непрерывное профессиональное образование:

опыт внедрения инновационных технологий»

 

Тема:

Особенности разработки образовательных программ и учебных курсов в профессиональном образовании

С момента изменения нормативно-правовой базы, направленной на ориентацию учета требований профессиональных стандартов (далее - ПС), при формировании ФГОС среднего профессионального  образования  формат  самого ФГОС был изменен, что нашло отражение в утвержденных ФГОС по новым, наиболее востребованным и перспективным профессиям и  специальностям  (ТОП-50)  и  в 41-ом ФГОС СПО, актуализированным по требованиям ПС, что в свою очередь повлияло на порядок разработки образовательных программ. На уровне образовательной организации разрабатываются основные  образовательные программы (далее - ООП) на основе примерных основных образовательных программ с учетом требований сторон, заинтересованных в результатах освоения программы.

ФГОС претерпели ряд изменений, которые влияют на порядок формирования содержания программ профессионального образования. Можно выделить следующие ключевые изменения:

–          ориентация на профессиональные стандарты;

–          увеличение вариативной части программы, которая теперь рассчитывается не только от учебной нагрузки, отводимой на теоретическую часть программы, но и от всего объема образовательной программы, за вычетом времени отводимого на ГИА, что позволило распределять вариативную часть не только на дисциплины и междисциплинарные курсы (далее – МДК), а также и на практики;

–          регламентация по ряду стандартов (и для профессий, и для специальностей) возможности выбора сочетания квалификаций или квалификаций с возможностью освоения не всех модулей, указанных во ФГОС, в рамках конкретной программы;

–          отсутствие регламентации номенклатуры дисциплин общепрофессионального и естественнонаучного и математического циклов, а также структуры профессионального цикла (наименования и количество МДК, наименования модулей, количество часов, отводимое на учебную и производственную практику);

–          невыделение промежуточной аттестации в структуре программы;

–          исключение понятия максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки;

–          исключение самостоятельной работы, выделяемой сверх 36 часов недельной нагрузки;

–          обязательное включение в процедуру ГИА демонстрационного экзамена (согласно Приказу [3]);

–          повышение значимости примерной основной образовательной программы и др.

 Рассмотрим алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка программ происходит в несколько этапов:

ШАГ 1. Создание рабочей группы

     Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации рекомендуется включить представителей работодателей и (или)объединений работодателей.

ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет

разработана профессиональная образовательная программа

      При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования может соответствовать:

- один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой название;

- часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

- несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

     Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http ://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функции.

ШАГ 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных

стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или

обновлении основных профессиональных образовательных программ и

дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной

переподготовки)

            В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания, так:

-  в профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»;

- а в образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин «компетенция».

      Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

     На основании сравнения можно сделать следующие выводы:

-о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);

-о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;

-о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и  соответствующих профессиональных компетенций и так далее.

       Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями.

ШАГ 4. Формирование результатов освоения программы с учетом

профессионального стандарта

      Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы:

- В профессиональном обучении это профессиональные компетенции (ПК), в том числе необходимые для работы с конкретным оборудованием, технологиями.

- В среднем профессиональном образовании это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.

- В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и  новые компетенции;

- для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате

обучения.

ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по

программе

      Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация.

      Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний.

      К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений

     При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).

     При освоении дополнительных профессиональных программ в  соответствии с законом Об образовании  форма квалификационного экзамена  определяется организацией самостоятельно.

 

ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы

    Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС. ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена.

     Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение.

     При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта.

      Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.

     При необходимости содержание практики может быть разделено на производственную и учебную практики.

     Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.

      Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

      После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура «теоретической части» программы.

      В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).

ШАГ 7. Разработка учебного плана и календарного графика

     На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность.

ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы

       Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:

- представителей работодателей и объединений работодателей;

- представителей обучающихся

- педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.

 

Обновленный формат ФГОС обеспечивает более широкий спектр академических свобод, которые реализуются в два этапа:

–          при формировании примерных основных образовательных программ;

–          при разработке основной профессиональной образовательной программы.

При разработке образовательных программ СПО необходимо четко представлять ключевое отличие ПООП от ОПОП.

Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе ФГОС с учетом требований ПС, указанных во ФГОС, и должна обеспечить освоение всех результатов, заявленных в образовательном стандарте, с учетом возможности выбора квалификаций или сочетания квалификаций при условии выполнения всех требований ФГОС СПО, использовании 70% объема образовательной программы для специальности или 80% для профессии с описанием минимально достаточных условий реализации программы (с обеспечением возможности освоения компетенций на мировом  уровне). В структуре такой программы должны быть предусмотрены: учебные планы и календарные учебные графики по всем заявленным во ФГОС сочетаниям квалификаций (квалификациям); программы по всем дисциплинам, указанным в учебном плане; программы по всем профессиональным модулям, направленным на освоение основных видов деятельности; наличие демонстрационного экзамена в процедурах ГИА. ПООП формируется для очной формы для лиц, поступающих на базе среднего общего образования.

ПООП разрабатывается с учетом следующих основных подходов:

–          объем образовательной программы составляет 70 (80)% от заявленного во ФГОС;

–          ПООП обеспечивает освоение всех результатов, приведенных во ФГОС, с учетом отраслевой направленности (в случае необходимости);

–          обеспечивается соответствие основным требованиям ФГОС;

–          ПООП содержит номенклатуру рекомендуемых к освоению дисциплин естественнонаучного и математического и общепрофессионального циклов, а также структуру профессионального цикла и объем минимально достаточной нагрузки на практики по конкретной профессии (специальности);

–          ПООП содержит элементы по всем сочетаниям квалификаций (квалификациям) (все учебные планы, программы дисциплин, модулей);

–          ПООП содержит требования к условиям реализации программы, которые являются минимально до- статочными для обеспечения мирового уровня;

–          в структуре ГИА предусмотрен демонстрационный экзамен.

Основная профессиональная образовательная программа    разрабатывается с учетом ПООП, ПС (в том числе новых утвержденных после выхода образовательного стандарта), отраслевых требований регионального рынка труда, требований региональных органов исполнительной власти в области образования, требований конкретного заказчика кадров и должна обеспечить освоение всех результатов, указанных во ФГОС, а также дополнительных результатов, выявленных при формировании вариативной части программы в рамках одного   сочетания квалификаций (квалификации) и определяемых образовательной организацией самостоятельно, при условии распределения всего объема образовательной программы, заявленного во ФГОС, с учетом выбранной базы приема на программу и формы обучения, отраслевой направленности (в случае наличия). ОПОП является учебно-методической документацией, включающей учебный план, календарный учебный график, программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также определяющей объем и содержание образования по выбранному сочетанию квалификаций (квалификации), планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

При разработке ОПОП образовательная организация должна придерживаться следующих требований:

–          параметры программы должны соответствовать всем требованиям ФГОС;

–          учет отраслевой направленности (в случае необходимости) программы для выполнения требований профессиональных стандартов;

–          проведение выбора сочетания квалификаций (квалификации) (в случае наличия) с целью определения номенклатуры осваиваемых модулей;

–          структура и содержание формируются с учетом ПООП и ПС;

–          образовательная организация самостоятельно формирует структуру, содержание и дополнительные требования к результатам освоения вариативной части;

–          распределение всего объема образовательной программы, указанного во ФГОС;

–          выделение в каждом цикле самостоятельной работы, но не более 20% для рабочих и 30% для специалистов среднего звена;

–          выделение адаптационного курса;

–          практики составляют не менее 25% от времени, отводимого на профессиональный цикл;

- в структуре ГИА предусмотрен демонстрационный экзамен.

Каждое из приведенных выше изменений формата образовательного стандарта закреплено в тексте ФГОС СПО и находит отражение при разработке программ среднего профессионального образования на разных этапах.

Так, ориентация на профессиональные стандарты закреплена во ФГОС в Разделе 1, при этом перечень ПС, учтенных в требованиях образовательного стандарта, при- веден в Приложении 1. Указанные в данном приложении ПС должны служить основой для разработки примерной основной образовательной программы. То есть приведенные во ФГОС знания, умения и практический опыт могут быть детализированы с учетом требований ПС, указанных во ФГОС. Кроме того, основные требования к знаниям, умениям, трудовым действиям будут полезны при формировании результатов освоения и номенклатуры общепрофессиональных дисциплин, МДК, а также определении тем практик.

Увеличение вариативной части позволяет учесть в содержании программы образовательной организации дополнительно возникающие требования  рынка  труда  и учитывать особые требования региона в программе.

Возможность выбора сочетания квалификаций или набора модулей под конкретную квалификацию позволило более гибко формировать различные образовательные  траектории в рамках одной программы и достичь при формировании программы    более    точного  соответствия требованиям рынка труда. Отсутствие    номенклатуры   дисциплин ряда циклов позволяет образовательной организации самостоятельно определять структуру своей программы, при этом на уровне ПООП задается рекомендуемый ФУМО список дисциплин, который в случае необходимости может меняться образовательной организацией. Однако при формировании программ необходимо помнить, что в их структуру должны войти все дисциплины, указанные во ФГОС. ФУМО СПО вправе в рамках ПООП для конкретной укрупненной группы предусмотреть разработку единого набора дисциплин общепрофессионального, естественнонаучного и математического, общего гуманитарного и социально-экономического циклов для обеспечения единства образовательного пространства при подготовке кадров для отрасли.

Рассмотрим не выделение во ФГОС учебной нагрузки для промежуточной аттестации. Во ФГОС есть требование «В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения». А в статье 58 Федерального закона «Об образовании в Российской  Федерации»   [1]   указано «Освоение образовательной программы, в том числе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией». То есть по каждой учебной дисциплине, МДК, профессиональному модулю и др. в рамках программы среднего профессионального образования должна быть предусмотрена промежуточная аттестация, которая должна быть выделена в учебном плане. Возможность выделения промежуточной аттестации как в неделю, отведенную для данных процедур, так и в рамках осваиваемых частей программы, позволяет образовательным организациям более гибко выстроить учебных процесс.

Исключение из учебного плана максимальной нагрузки  связано  с отсутствием в структуре программы элементов обязательной учебной нагрузки и самостоятельной работы. В рамках новых ФГОС п. 2.4 в общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии  с   преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

Выделение самостоятельной работы из объема образовательной программы связано с необходимостью повышения значимости самостоятельной работы, то есть с формированием у обучающихся умения вести самостоятельную деятельность при решении профессиональных задач.

Введение демонстрационного экзамена в процедуры ГИА связано в первую очередь с необходимостью выстраивания системы независимой оценки результатов освоения программ. Данный инструмент позволяет обеспечить единство условий проведения, единство оценочных средств и порядок оценки результатов, участие в процедурах независимых экспертов, а также внесение результатов в единую информационную систему.

Программа Учебной дисциплины (Профессионального модуля) МДК, разделы, темы разрабатывается на основе Примерной программы ПООП и рекомендаций работодателей по введению разделов и тем в Рабочую программу. Разделы и темы рабочей программы на основе примерной программы  в основном соответствуют учебникам и учебным пособиям, рекомендованным ФГОС. Работодатели также  вносят предложения по введению в рабочую программу разделов и тем для изучения, непосредственно связанные с внедрением и применением новых технологий на конкретном производстве. Это связано в первую очередь с тем, что данные работодатели предоставляют места для производственной практики и заинтересованы в том, чтобы обучающиеся имели теоретические знания и навыки в применении новых технологий.

Таким образом, реализация свобод, предоставленных новыми и актуализированными ФГОС, обеспечивается как на уровне ФУМО, так и на уровне конкретной образовательной организации, что становится не менее, а зачастую и более важным фактом при организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования.


 

Доклад для участия в конференции «Непрерывное профессиональное образование: опыт внедрения инновационных технологий»

Доклад для участия в конференции «Непрерывное профессиональное образование: опыт внедрения инновационных технологий»

МДК, наименования модулей, количество часов, отводимое на учебную и производственную практику); – невыделение промежуточной аттестации в структуре программы; – исключение понятия максимальной учебной нагрузки и…

МДК, наименования модулей, количество часов, отводимое на учебную и производственную практику); – невыделение промежуточной аттестации в структуре программы; – исключение понятия максимальной учебной нагрузки и…

Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта

Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта

СПО дополнительного по отношению к предусмотренным

СПО дополнительного по отношению к предусмотренным

ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы

ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы

На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность

На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность

ПООП разрабатывается с учетом следующих основных подходов: – объем образовательной программы составляет 70 (80)% от заявленного во

ПООП разрабатывается с учетом следующих основных подходов: – объем образовательной программы составляет 70 (80)% от заявленного во

При разработке ОПОП образовательная организация должна придерживаться следующих требований: – параметры программы должны соответствовать всем требованиям

При разработке ОПОП образовательная организация должна придерживаться следующих требований: – параметры программы должны соответствовать всем требованиям

МДК, а также определении тем практик

МДК, а также определении тем практик

Исключение из учебного плана максимальной нагрузки связано с отсутствием в структуре программы элементов обязательной учебной нагрузки и самостоятельной работы

Исключение из учебного плана максимальной нагрузки связано с отсутствием в структуре программы элементов обязательной учебной нагрузки и самостоятельной работы

конкретной образовательной организации, что становится не менее, а зачастую и более важным фактом при организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования.

конкретной образовательной организации, что становится не менее, а зачастую и более важным фактом при организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022