Прокопчик Л.В.
Особенности воображения детей младшего школьного возраста
Пояснительная записка
Развитие воображения детей младшего школьного возраста приковывает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в её изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях совершенствования воображения.
В статье рассматривается структура воображения, как психического когнитивного компонента.
Ключевые слова: воображение, виды воображения, функции воображения, подходы изучения воображения, механизмы воображения.
Согласно, психологическому словарю [1] воображение – это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.
В психологии выделены виды, функции и механизмы воображения. Начнем с рассмотрения видов воображения. Рассмотрим виды воображения, которые выделил Владимир Петрович Морозов: непроизвольное, произвольное, творческое и мечта. Рассмотрим виды воображения, которые выделил Владимир Петрович Морозов: непроизвольное, произвольное, творческое и мечта. Непроизвольное, то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения). Произвольное - пользуя его, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы. Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Основными формами произвольного воображения являются: воссоздающее, творческое воображение и мечта. а) воссоздающее – это процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.; б) творческое - это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни. Мечта - это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами. Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.
Кроме видов существуют в психологии также и функции воображения.
Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших функций некоторые ученые выделяют: гностически-эвристическую, защитную, коммуникативную и прогностическую. 1) гностически-эвристическая – это позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности; 2) защитная- это позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.); 3) коммуникативная – это предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата; 4) прогностическая – это заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект. Следовательно, у воображения существуют разнообразные функции (такие как защитная, прогностическая, коммуникативная, гностически-эвристическая), которые позволяют ему выполнять свою работу и развитие. Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.
В психологии кроме видов и функций воображения, существуют и механизмы. Мы предлагаем вам рассмотреть классификации механизмов воображения, с помощью, которых создаются образы в воображении.
В психологии существует и общая классификация механизмов воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, акцентирование и типизация. Агглютинация- это создание нового образа из других частей, например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост рыбы. Примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем - это танк, боевая машина пехоты, амфибия. Гиперболизация- это уменьшение или увеличение объекта и его частей, например, великан Гулливер, самолеты «Мрия», Ан-74. Схематизация – это сглаживание различий между объектами и выявление их сходств, например, богатырь, ведьма, орнамент, элементы которого художник взял из растительного мира. Акцентирование- это подчеркивание особенностей объектов, например, трусливый заяц, хитрая лиса. Благодаря такому приему создаются шаржи, карикатуры. Типизация-это выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях. К примеру, у Николая Васильевича Гоголя, Коробочка – жадная накопительница и Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами. Рассмотрим классификацию механизмов работы воображения Франца Лёзера [Ф. Лёзер. Революция созидающего мышления]: изменение отношений ранее уже известных, комбинирование элементов, изменение величин элементов, создание методом от противного, идеализация, экстраполирование, символизация, типизация и транспозиция. Изменение отношений ранее уже известных элементов, например, паровая машина: вода и поршень. Комбинирование элементов, например, сфинкс. Изменение величин элементов, например великан. Экстраполирование, к примеру, эл. частица – шарик. Создание методом от противного, например, неевклидова геометрия. Идеализация, или упрощение, к примеру, абсолютно черное тело. Символизация, например, модель солнечной системы. Типизация, или отнесение к классу, например, Страус – птица. Транспозиция, к примеру, говорящее животное из сказки.
Проблема развития воображения одна из основных проблем в психологии, так как воображение это процесс, который важен. Многие учёные пытались понять и изучить природу этого психического процесса. Рассмотрим более подробно точки зрения зарубежных психологов и педагогов на понятие воображение.
Иммануил Кант считал, что воображение – это способность представления эстетических идей, причём решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия игре воображения и рассудка.
Зигмунд Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка.
Следовательно, вариантов трактовок у зарубежных психологов и педагогов понятия воображения много, так как у каждого был свой взгляд и представление. Итак, воображение с точки зрения зарубежных ученых воображение это первичная форма сознания ребенка, которая базируется на создании идей и образов с помощью повседневного опыта, ранее не существовавших в реальном мире.
Кроме зарубежных ученых изучением воображения занимались, также отечественные. Рассмотрим более подробно точки зрения отечественных психологов и педагогов на понятие воображение.
Роберт Семенович Немов считал, что воображение — это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Артур Владимирович Петровский рассматривал воображение как, необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех, случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Владимир Петрович Морозов считал, что воображение —это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Лев Семёнович Выготский считал, что воображение, всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения .
Сергей Леонидович Рубинштейн считал, что воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.
Ольга Михайловна Дьяченко считала, что воображение – это тот чуткий «музыкальный инструмент», овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний.
С точки зрения отечественных ученых, воображение это психический процесс, который основывается на создании новых образов, не существовавших ранее, используя обыденный опыт и повседневные знания о предметах из реальной жизни.
Таким образом, отечественные и зарубежные психологи сходятся в точке зрения, что воображение создает новые образы, то есть не существующие в реальной действительности, благодаря использованию и применению обыденного опыта о предметах. Воображение представлено в разных видах.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2. Дьяченко, Ольга Михайловна. Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 126, [1] с.
3. Критика способности суждения Автор: Иммануил Кант. Москва: «Искусство», 1994,- 367 с.
4. Кант Иммануил Сочинения в шести томах /Под общей редакцией В.Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана //Серия Философское наследие М.: Мысль Т.2. 1964. - 611 с.
5. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч .--практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.
6. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
7. Основы психологии : учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов. - 2-е изд. - М. : Акад. Проект, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 351 с.
8. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 494 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
10. Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
11. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст] / З. Фрейд ; пер. с нем.
[1] Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 494 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.