Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста
Оценка 4.7

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Оценка 4.7
docx
04.12.2019
Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста
Прокопчик Л статья.docx

 

Прокопчик Л.В.

Особенности воображения детей младшего школьного возраста

Пояснительная записка

      Развитие воображения детей младшего школьного возраста приковывает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в её изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях совершенствования воображения.

В статье рассматривается структура воображения, как психического когнитивного компонента.

Ключевые слова: воображение, виды воображения, функции воображения, подходы изучения воображения, механизмы воображения.

Согласно, психологическому словарю [1] воображение – это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

В психологии выделены виды, функции и механизмы воображения. Начнем с рассмотрения видов воображения. Рассмотрим виды воображения, которые выделил Владимир Петрович Морозов: непроизвольное, произвольное, творческое и мечта. Рассмотрим виды воображения, которые выделил Владимир Петрович Морозов: непроизвольное, произвольное, творческое и мечта. Непроизвольное, то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).  Произвольное - пользуя его, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы. Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Основными формами произвольного воображения являются: воссоздающее, творческое воображение и мечта. а) воссоздающее – это процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.; б) творческое - это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни. Мечта - это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами. Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.

Кроме видов существуют в психологии также и функции воображения.

Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших функций некоторые ученые выделяют: гностически-эвристическую, защитную, коммуникативную и прогностическую. 1) гностически-эвристическая – это позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности; 2) защитная- это позволяет регулировать эмоциональное состояние (удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.); 3) коммуникативная – это предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата; 4) прогностическая – это заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект. Следовательно, у воображения существуют разнообразные функции (такие как защитная, прогностическая, коммуникативная, гностически-эвристическая), которые позволяют ему выполнять свою работу и развитие. Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.

В психологии кроме видов и функций воображения, существуют и механизмы. Мы предлагаем вам рассмотреть  классификации механизмов воображения, с помощью, которых создаются образы в воображении.

В психологии существует и общая классификация механизмов воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, акцентирование и типизация. Агглютинация- это создание нового образа из других частей, например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост рыбы. Примеры материализации таких образов в реальной жизни имеем - это танк, боевая машина пехоты, амфибия. Гиперболизация- это уменьшение или увеличение объекта и его частей, например, великан Гулливер, самолеты «Мрия», Ан-74. Схематизация – это сглаживание различий между объектами и выявление их сходств, например, богатырь, ведьма, орнамент, элементы которого художник взял из растительного мира. Акцентирование- это подчеркивание особенностей объектов, например, трусливый заяц, хитрая лиса. Благодаря такому приему создаются шаржи, карикатуры. Типизация-это выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.  К примеру, у Николая Васильевича Гоголя, Коробочка – жадная накопительница и   Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами. Рассмотрим классификацию механизмов работы воображения Франца Лёзера [Ф. Лёзер. Революция созидающего мышления]: изменение отношений ранее уже известных, комбинирование элементов, изменение величин элементов, создание методом от противного, идеализация, экстраполирование, символизация, типизация и транспозиция. Изменение отношений ранее уже известных элементов, например, паровая машина: вода и поршень. Комбинирование элементов, например, сфинкс. Изменение величин элементов, например великан. Экстраполирование, к примеру, эл. частица – шарик. Создание методом от противного, например, неевклидова геометрия. Идеализация, или упрощение, к примеру, абсолютно черное тело. Символизация, например, модель солнечной системы. Типизация, или отнесение к классу, например, Страус – птица. Транспозиция, к примеру, говорящее животное из сказки.

Проблема развития воображения одна из основных проблем в психологии, так как воображение это процесс, который важен. Многие учёные пытались понять и изучить природу этого психического процесса. Рассмотрим более подробно точки зрения зарубежных психологов и педагогов на понятие воображение.

Иммануил Кант считал, что  воображение – это способность представления эстетических идей, причём решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия игре воображения и рассудка.

Зигмунд Фрейд   рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка.

Следовательно, вариантов трактовок у зарубежных психологов и педагогов  понятия воображения много, так как у каждого был свой взгляд и представление.  Итак, воображение с точки зрения зарубежных ученых воображение это первичная форма сознания ребенка, которая базируется на создании идей и образов с помощью повседневного опыта, ранее не существовавших в реальном мире.

Кроме зарубежных ученых изучением воображения занимались, также отечественные. Рассмотрим более подробно точки зрения отечественных психологов и педагогов на понятие воображение.

Роберт Семенович Немов считал,   что воображение —  это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Артур Владимирович Петровский  рассматривал воображение как, необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех, случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Владимир Петрович Морозов считал, что воображение —это  способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Лев Семёнович Выготский    считал, что воображение, всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения .

Сергей Леонидович Рубинштейн    считал, что воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.

Ольга Михайловна Дьяченко считала, что воображение – это тот чуткий «музыкальный инструмент», овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний.

С точки зрения отечественных ученых, воображение  это психический процесс, который основывается на создании новых образов, не существовавших ранее, используя обыденный  опыт и повседневные  знания о предметах из реальной жизни.

Таким образом, отечественные и зарубежные психологи сходятся в точке зрения, что воображение создает новые образы, то есть  не существующие в реальной действительности, благодаря использованию и применению обыденного опыта о предметах. Воображение представлено в разных видах.

 

Список литературы:

1.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

2.     Дьяченко, Ольга Михайловна. Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 126, [1] с.

3.     Критика способности суждения Автор: Иммануил Кант. Москва: «Искусство», 1994,- 367 с.

4.     Кант Иммануил Сочинения в шести томах /Под общей редакцией В.Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана //Серия Философское наследие М.: Мысль Т.2. 1964. - 611 с.

5.     Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч .--практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.

6.     Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.

7.     Основы психологии : учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / А. В. Морозов. - 2-е изд. - М. : Акад. Проект, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 351 с.

8.     Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 494 с.

9.     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

10. Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.

11. Фрейд, З. Художник и фантазирование [Текст] / З. Фрейд ; пер. с нем.

 



[1] Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., — 494 с.

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста

Особенности развития воображения детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2019