Развитие уверенности и управления взаимодействием

Развитие уверенности и управления взаимодействием

Медиа
docx
03.12.2019
Публикация.docx

Развитие уверенности и управления взаимодействием

                                                Подоляк Е.В

Подоляк Екатерина Викторовна - Студент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П Астафьева - КГПУ ,Факультет начальных классов, кафедра педагогики и психологии начального образования , г. Красноярск.

Аннотация.  Предоставлен тренинг по  развитию уверенности и управлению взаимодействием.

Ключевые слова: уверенность; взаимодействие; подростки.

Программа тренинга уверенности и управления взаимодействием

Введение:

Уверенные в себе люди имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств и, более того, предпочитают формировать их сами. Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Неуверенные люди не способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственное решение. Их не воспринимают серьезно. Их отличительный признак -- постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа. А если с детства в ребенке пропагандируют неуверенное поведение, занижают его самооценку, то в дальнейшем его ждет столкновение с «закрытым, враждебным» миром… и, чтобы преодолеть «враждебность мира», чтобы понять, что мир управляем и на него можно воздействовать, надо искать способы развития уверенности в себе… Повышение осознанности состояния уверенности и состояния неуверенности делает возможным сознательный выбор поведения человека, ему легче управлять взаимодействие с людьми.

Краткий обзор проблемы: Подростковый возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой – с открытостью подростков в этот период к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Программа интенсивного обучения.

Цели:

• изучить персональные стили поведения и выявить их ограничения;

• выработать у участников систему убеждений, свойственных уверенной личности;

• развить навыки уверенного поведения, управления собой и взаимодействием с другими.

Задачи тренинга:

• осознание понятий уверенности и неуверенности;

• определение источников уверенности и неуверенности;

• развитие способности к рефлексии;

• развитие самооценки.

Матрица тренинга:

 

Цель: развить навыки уверенности и управления взаимодействием

Задачи

Область психологической   реальности

1. Коррекция тревожности.

2. Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.

3.Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

4. Развитие навыков сотрудничества.

 

Система представлений

(Когнитивная)

Вскрытие и устранение внутренних проблем и психологических защит, устранение переживаний

Расширения самопознания, вскрытие причин неуверенного поведения

Развить умение быстро и эффективно сглаживать конфликты

 Коррекция установок, предубеждений

Система представлений

(Эмоциональная)

Получение эмоциональной поддержки, модифицировать способы переживаний

Научиться искренности в отношении к себе

Коррекция эмоциональных отношений

Коррекция эмоциональных отношений

Система представлений

(Поведенческая)

Развитие навыков общения

Развитие навыков рефлексии.

Развитие уверенного поведения

Расширение репертуара поведения

 

Тренинговый сценарий:

Блок

Цель

Количество занятий

Цель занятия

Психотехники

Блок 1

Знакомство с группой, сплочение коллектива

Занятие 1. «Знакомство»

Знакомство с группой и коррекция тревожности при работе в группе.

Упражнения: «История моего имени», «Предложение», «Ветер дует на…», «Мне кажется, что мы похожи…», «Костер проблем», «Письмо потомкам правого соседа», «Когда я буду вспоминать…»

Блок 2

Личностное развитие и рефлексия, повышение самооценки и уверенности в себе.

Занятие1 «Уверенное поведение»

Развитие навыков уверенного поведения.

«Про меня любимого», «Я уверенный человек», «Мяч», «Уверенность или ее маска», «Ходьба», «Паровозик», «Хлопки»

Блок 3

Развить навыки сотрудничества и научиться преодолевать конфликтные ситуации.

Занятие 1 «Позитивное преодоление конфликтных ситуаций»

Отработать умения и навыки сглаживания конфликтов.

«Карлики и великаны», «Сглаживание конфликтов», « вместо ссоры-помирись», «Коллективный пейзаж»

Занятие2

«Сотрудничество»

Познание себя и умения сотрудничать и паре.

«Прогноз погоды», «Психологическая совместимость», «Одень красавицу, или помоги голому», «Карандаши», « чего и тебе желаю»

 

Содержание программы:

Занятие 1«Знакомство»

Цель: знакомство с группой и коррекция тревожности при работе в группе.

Ведущий: Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Надеюсь наши встречи пройдут в приятной и продуктивной обстановке.

Упражнение «История имени»

Цель: снять напряжение, создать непринужденную обстановку

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

Педагог говорит о том, что с давних времен считалось необходимым знать родословную своей семьи, свое «генеалогическое древо». Кроме того, залогом успешности человека в жизни может быть его имя. Участники по очереди называют свои имена, рассказывая при этом, почему их так назвали, что их имя означает, нравится ли им имя и т. д.

Упражнение «Предложение»

Цель: позволяет участникам лучше запомнить имена друг друга.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

Участник должен составить фразу, каждое слово которой будет начинаться на начальную букву его имени. В этой фразе должно быть имя участника, животное или растение, действие и город.

Введение правил:

Ведущий: Теперь вам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на руководителей. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила.

На обсуждение правил отводится максимум 10 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.

ПРАВИЛА ГРУППЫ: “Здесь и теперь”; “Каждый имеет право сказать “нет”; Искренность и открытость; Принцип Я; Безоценочность суждений; Активность; Конфиденциальность.

Упражнение: « Ветер дует на…»

Цель: получить больше информации друг о друге.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Упражнение: «Мне кажется, что мы похожи…»

Цель: установление контакта.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

Участники тренинга кидают друг другу мяч, говоря: «Мне кажется, что нас с тобой объединяет… работа, город, друзья…». Если тот, к кому обращаются, согласен, то он отвечает: «Да». Если не уверен или не согласен, отвечает: «Может быть». «Нет» говорить нельзя.

Упражнение «Костер проблем и страхов»

Цель: сформировать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения уровня безопасности.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

Раздать полоски бумаги. На полосках написать проблемы и страхи, от которых хотелось бы избавиться. Затем ведущий собирает «проблемы и страхи" участников в железную посуду, поджигает их и говорит: «Это горит не бумага, а проблемы и страхи. Их больше нет.»

Упражнение: «Письмо потомкам правого соседа»

Цель: развитие рефлексии, подготовка к основной части тренинга, диагностика восприятия будущего.

Время: 15 мин.

Ход упражнения:

Каждому участнику дается листок бумаги, ручка. Участники могут отсесть друг от друга, как им удобно. Предлагается представить, что археологи будущего найдут послания, которые участники сейчас напишут и отдадут их адресату. Предлагается написать письмо не своим потомкам, а потомкам правого соседа. Написать о нем все, что посчитают важным. После выполнения задания письмо отдается человеку, потомкам которого они адресованы. После прочтения предложите желающим зачитать свои письма вслух.

Ведущий: Наше сегодняшнее занятие подходит к завершению предлагаю каждому участнику закончить фразу: Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь…».

Занятие 2 «Уверенное поведение»

Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРО МЕНЯ ЛЮБИМОГО»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Время: 10 мин.

Порядок выполнения и инструкция: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в шахматы» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

 Упражнение: «Я – уверенный человек»

Цель: вспомнить качества. Которые мы можем отнести к уверенной личности и в каких ситуациях проявляется уверенность.

Время: 15 мин.

Ход упражнения:

Участникам предлагается вспомнить ситуации, когда они чувствовали себя уверенно, и написать качества, присущие им в тех ситуациях.

Упражнение «Мяч».

Цель: продолжение предыдущего упражнения.

Время: 15 мин.

Ход упражнения:

По кругу передается мяч. Тот, кому он попадает в руки, называет одно из качеств, записанных у него.

УПРАЖНЕНИЕ «УВЕРЕННОСТЬ ИЛИ ЕЕ МАСКА»

Цель: дать возможность участникам группы проанализировать стили своего поведения.

Время: 15 мин.

Порядок выполнения и инструкция: Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой — неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль «самоуверенного», рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить. В свою очередь «неуверенный» рассказывает о себе по тому же плану. Например: «Я могу смотреть только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. У меня не получается быть интересным, я не пользуюсь популярностью». Потом участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь. После этого ведущий предлагает обоим партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других. В заключение ведущий проводит глубокую рефлексию, выясняя мнение каждого участника.

Упражнение «Ходьба»

Цель: закрепление основных поведенческих характеристик уверенного человека.

Время: 5 мин.

Ход упражнения:

Участникам предлагается:

• ходить, как ходит уверенный человек;

• ходить, как ходит неуверенный человек;

• уверенно задавать друг другу вопросы;

• неуверенно задавать друг другу вопросы.

Игра: «Паровозик»

Цель: выявить в каких ситуациях участник чувствует уверенность.

Время: 20 мин.

Ход игры:

В игре участвуют 2–3 группы по 3 человека. Три участника встают друг за другом: первый и второй закрывают глаза, а третий управляет движением «состава». Через 1–2 мин участники меняются местами и т. д. После игры следует обсуждение: кто, когда и почему чувствовал себя более (или менее) уверенно?

В заключение занятия участникам предлагается завершить фразу: «Я хорошо умею...», а затем закрепить утверждение: «Сейчас вы сказали, что умеете делать лучше всех, и сказали это очень уверенно, потому что вы действительно это знаете и реально оцениваете свои силы. Поэтому сейчас мы заканчиваем наше занятие г с тем, что каждый из нас чувствует уверенность в себе и своих силах, а настроение у всех просто отличное. Спасибо всем. До свидания».

Занятие 4 «Позитивное преодоление конфликтных ситуаций»

Приветствие: Участники группы приветствуют друг друга по кругу, описывая какое-либо событие, связанное с успехом или достижением говорящего.

Упражнение «Карлики и великаны»

Цель: разминка участников

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!»- все стоят, а на команду: «Карлики!»- нужно присесть.

Вступление о том, что такое конфликт: «Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. И чем разнообразней становится мир, тем с большим числом конфликтных ситуаций приходится сталкиваться, поэтому необходимо обладать определенными знаниями и навыками конструктивного поведения в таких ситуациях».

Упражнение «Сглаживание конфликтов»

Цель: отработать умения и навыки сглаживания конфликтов.

Продолжительность: 40 мин.

Ход упражнения:

Разделите участников на микрогруппы по три человека.

Ведущий: «Уметь быстро и эффективно сглаживать конфликты –очень важное качество. Сейчас мы опытным путем выясним основные методы урегулирования конфликтов.

За пять минут каждая микрогруппа должна придумать сценарий, в котором двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов, конфликтующих начальника и подчиненного и т. п.). Третий участник должен играть роль миротворца, арбитра, который пытается предотвратить ссору».

После проигрывания ситуаций проведите обсуждение.

Какие методы сглаживания конфликтов мы продемонстрировали?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя участникам, которым не удалось сгладить конфликт?

УПРАЖНЕНИЕ «ВМЕСТО ССОРЫ - ПОМИРИЛИСЬ»

Цель: разрядить напряженную атмосферу в группе.

Время: 10 мин.

Порядок выполнения и инструкция: «Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки. Глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к своему визави и пальцами "сдуйте" его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга». Для этого упражнения можно предложить выбрать себе в партнеры наименее привлекательного для данного участника человека из группы.

УПРАЖНЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

Цель: релаксация, сплочение, выравнивание эмоционального фона.

Время: 10 мин.

Порядок выполнения и инструкция: Звучит музыка. Участники закрывают глаза. Ведущий начинает описывать картину, а участникам предлагается продолжить за ведущим «рисование» картины, добавляя к ней по одному-два элемента.

Прощание: Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д.

Занятие 5 «Сотрудничество»

«ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ»

Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть, как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и др. Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.). (5 мин.)

Упражнение: «Прогноз погоды»

Цель: разминка участников

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

– Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю.

Упражнение «Давайте вместе»

Цель: овладение умением чувствовать друг друга, быть одной командой.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Я буду считать. На счет «три» все одновременно выбрасывают пальцы. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку.

УПРАЖНЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ»

Цель: познание себя и умения сотрудничать и паре.

Время: 20 мин.

Порядок выполнения и инструкция: Участники группы или некоторые из них (в зависимости от количества членов группы) разбиваются на пары. Для упражнения понадобятся: ластик (или заменяющий его плоский, небольшой предмет) и ведро (можно заменить другим предметом, могущим служить «собирателем»). Участники в паре становятся друг напротив друга. Вытягивают навстречу друг другу ладони (один - правую, другой — левую), между ладонями помешают ластик. На счет «один-дна-три» участники бросают ластик в ведро. Дастся Три попытки. Задача участников скоординировать спои действия и попасть в ведро.

УПРАЖНЕНИЕ «ОДЕНЬ КРАСАВИЦУ, ИЛИ ПОМОГИ ГОЛОМУ»

Цель: развитие воображения, способности чувствовать идеи другого, следовать в едином командном ритме.

Время: 15 мин.

Порядок выполнения и инструкция: Если количество участников в группе позволяет, то группа делится на две части по 10 человек, но можно проводить упражнение и не деля участников на подгруппы. Каждой группе дается следующее задание. Перед вами голый человек. Он мечтает, чтобы его нарядно и со вкусом одели, (таким человеком может стать бизнесмен, политик, манекенщица, женщина-руководитель, работник офиса, подросток и т. п.). Каждый из участников называет только один элемент одежды, его фасон, цвет и фактуру ткани. Например, колготки эластичные, черные, с лайкрой, без рисунка. Важно, чтобы воображаемый человек был одет не только согласно его запросу, но и последовательно (вначале штаны, а затем уже шляпа), и чтобы элементы одежды гармонировали друг с другом.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕГО И ТЕБЕ ЖЕЛАЮ»

Цель: поднятие эмоционального фона, получение информации друг о друге.

Время: 10 мин.

Порядок выполнения и инструкция: в произвольном порядке по кругу, от участника к участнику, перекидывается мячик или игрушка со словами: «У меня лучше всего получается, чего и тебе желаю». Начинает ведущий, он первый кидает мячик любому участнику и говорит: «У меня лучше всего получается... (например, общаться с людьми), чего и тебе желаю». Получивший мячик с пожеланием, кидает его любому другому участнику круга и произносит: «У меня лучше всего получается... (например, вкусно готовить, любить людей, рисовать и т. д.), чего и тебе желаю!»

Заключение:

Положительным результатом данного тренинга является то, что подростки лучше узнали себя, свои сильные стороны, им удалось развить в себе чувство собственного достоинства, они научились преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)